Кто вы, мистер Дэвид Линч? , ч. 2

Вольфганг Браузер
ЧЁРНО-БЕЛЫЙ УЖАС

   Необходимо отметить, что в те годы информация о новых веяниях в кино доходила в наши пенаты с опозданием, интернета ещё не было. О Дэвиде Линче можно было узнать только из скупых газетно-журнальных публикаций и то если повезёт. О его ранних фильмах прочитал буквально одной строкой, простое перечисление названий. И вот наконец состоялся долгожданный тв-показ. Свершилось, «Голова-ластик»! Нда-а... Нет, кое-что мне уже довелось посмотреть из кино-авангарда к тому времени: Бунюэль, Годар, Гринуэй, но в такой чёрно-белый мрак нас погружали только ранние немые фильмы немецких экспрессионистов. По сравнению с фильмом Линча, картины Антониони («Ночь», «Красная пустыня») выглядят весьма оптимистично и жизнеутверждающе. Картина Линча была не просто арт-хаусным фильмом ужасов, то что происходило на экране было до отвращения мерзким и в то же время абсолютно обыденным. Обычная повседневная жизнь какого-то заштатного промышленного городка. И на этом фоне история семьи уродцев. А в этих условиях других героев и быть не может. Если в типовом фильме ужасов зрителя ожидает столкновение нормы с патологией в лице маньяка, потусторонних монстров или инопланетного ужаса, то у Линча вся окружающая среда патологична изначально плюс зловещая атмосфера в целом. Впоследствии узнал, что эту работу Линч считает самым духовным из своих фильмов. И где витает его дух? Вопрос конечно интересный.
   Едем дальше. Как выяснилось позже, «Человека-слона» Линчу предложил снять продюсер Мел Брукс (впечатлённый предыдущим фильмом) и Линч согласился. Тут и выяснилось что та картина была только тренировкой, в новой мастер развернулся на полную мощь. Если «Голова-ластик» был авторской фантазией, то «Человек-слон» оказался абсолютно реалистической историей из жизни Джона Меррика во времена викторианской Англии и этим был ещё страшнее «Головы-ластика». Потрясающее физическое уродство героя было показано с убедительной достоверностью. Впрочем, финал этой ленты, не смотря на весь драматизм показанных событий, был, если можно так выразиться, более светлым по мироощущению. Участие прекрасных актёров в лице Джона Гилгуда и Энтони Хопкинса плюс традиционная форма картины дали результат. Фильм получил 8 номинаций на «Оскар», призы Британской киноакадемии за лучший фильм и лучшее художественное оформление. Именно после этого успеха Дино Де Лаурентис и решил задействовать Линча в постановке высокобюджетной «Дюны», о чём я писал выше. Кстати, она станет первым цветным фильмом режиссёра.
   К этому времени, лично для себя, я пришёл к выводу, что Дэвид Линч режиссёр совершенно непредсказуемый и ждать от него можно чего угодно. Снять четыре таких непохожих фильма, как «Голова-ластик» (1976), «Человек-слон» (1980), «Дюна» (1984), «Дикие сердцем» (1990) и получить такой впечатляющий фестивальный результат на том этапе развития мирового кинематографа смог только он. Было совершено неясно куда же он поведёт своих кинозрителей дальше? А впереди нас всех ожидали горы и назывались они «Твин Пикс».


(продолжение следует)