Из книги полководец соня- Россия, казни еретиков

Карина Аручеан Мусаэлян
   Из моей книги "Полководец Соня,или В поисках Земли Обетованной" - куски российской истории о казнях инакомыслящих. Жестоких казнях! Наследие Византии...

   "Увы, документы об истории стран европейских говорят о том, что не только латиняне-католики, но и православная Византия, и Киевская Русь куда раньше — с момента принятия христианства! — стали бороться с инакомыслием, не отличаясь христианской гуманностью. И делали это куда дольше!
   Первые гонения на еретиков начала как раз-таки Византия после Халкидонского Собора, когда в 451-м году отцы Церкви вместе с властями империи объявили веру делом имперским.
   Еретиков (в частности, монофизитов, которых было много на Востоке) кидали в темницы или изгоняли, сочинения их сжигали, распространителей ереси — казнили.
   Первые массовые костры для иноверцев загорелись тоже в православной Византии — после V Вселенского Собора, который в 553-м году подтвердил курс Халкидонского Собора на подчинение жителей всех многоконфессиональных стран Византийской империи жёстким догматам одной веры.

   Потом православные историки назовут византийский тоталитаризм «подвигом любви материнского сердца Восточной Церкви». А император Юстиниан , первый в мире приказавший сжигать еретиков живьём, будет причислен к лику святых. Как же — ведь он создал «великую византийскую симфонию двух властей — духовной и светской, где первая оберегает вторую, а вторая поддерживает первую»!
   Участники Соборов много говорили о Природе Христа — и заталкивали в колодки законодательства Его учение, сжимая до неузнаваемости. После чего признали: сожжение и утопление соответствуют христианским запретам пролития крови. Тем более, если это — во имя спасения души сжигаемого, утопляемого и свидетелей, получающих от созерцания казни «духовный урок».

   Соня недавно встретила на одном из форумов в интернете любопытный кульбит похожей «христианской» мысли: «Еретик — конечно, человек. И поэтому, если необходимо лишить его жизни, то надо делать это без ненависти, даже с любовью».

   «И стремясь державу светом веры святой просветить, послал Владимир людей в города крестить народы, а на отказавшихся большую дань налагал»…  «Ярослав же, услыхав о волхвах, пришел к Суздалю, одних волхвов изгнал, других казнил»…
   «Новгородцы сложили великий огонь, связали волхвов, бросили в огонь — и тут они все сгорели» .

   Глубоко верующая Анна Комнина , дочь византийского императора, писательница, живописует сожжение на костре духовного лидера секты богомилов Василия: она боялась, что демоны вызволят его, но с чувством глубокого удовлетворения вздохнула, когда казнь свершилась, ибо душа еретика была спасена.

   Соня помнила ужас и обиду за Христа, когда будучи студенткой и почти живя в библиотеках, читала в летописях, как обращали на Руси иноверцев — чувашей, мордву, северные народы, татар. Монашеское перо поистине иезуитски выписывало жуткие подробности с наивной простотой, леденящей кровь. Автор «Казанской истории», участник взятия русскими Казани в 1552-м году, с восторгом повествовал, как «чудесно» свершилось обращение в христианство пленённого татарского  хана Едигера-Магмеда, лишь только тот услыхал слова Ивана Грозного, переданные через митрополита Макария: «Если проклянёт хан магометанскую веру и уверует в господа нашего Иисуса Христа, примет русскую святую веру, то избавится от заключения. Если же не захочет, то умрёт страшной смертью в заточении, в цепях и оковах. И коснулась сердца казанского царя благостная искра святого Духа — и принял он нашу истинную православную веру».
Новгородские летописцы сообщали о судьбе пленённых казанцев: часть после двухлетнего заточения согласились креститься, «а которые не захотели — тех метали в воду».

   «В Казани тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире — шестерых, в Боровске — четырнадцать человек, — это уже сто с лишним лет спустя скорбно писал о казнях единоверцев-старообрядцев протопоп Аввакум, пока самого не сожгли. — Наших на Москве жарили да пекли… много погублено. Огнём да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? Мой Христос не приказал так учить…»

   К сонму святых причислен «божий» человек — злой фанатик Иосиф Волоцкий , автор «Духовной грамоты» и сборника наказов «Просветитель». Власть приняла наказы к исполнению:
   «Заключать в темнице до смерти еретиков, о ком нельзя рассудить, ложно или истинно их покаяние, и тех, кто покаялся после осуждения. Православные, узнавшие об отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни».

   Не это ли аукнулось церковным служителям через четыреста с лишним лет ленинскими и сталинскими репрессиями?!

   В 1689-м году, когда английский парламент официально признал протестантство, в Москве на Красной площади в специально сооружённом для этого срубе сожгли протестантского пастора Квирина Кульмана, квакера.
   
   Через двадцать пять лет на той же Красной площади в таком же деревянном срубе сожгли еретика Фому Иванова, члена лютеранского кружка профессора Тверитинова, где отрицали чудеса и почитание икон. Причём, — по рекомендации отцов Церкви, — жгли вероотступника на медленном огне!
   И это в год, когда шли вовсю петровские реформы, в Петербурге основана первая библиотека — впоследствии знаменитая библиотека Академии наук, созданы первый русский музей, первый бесплатный театр!

   Ещё через полтора десятилетия, когда в России открылась знаменитая хореографическая школа, положив начало Академии русского балета, и служил в России немецкий барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, ставший позже прототипом известного литературного героя, и жил Ломоносов, и учился говорить маленький Державин, публично сожгли еврея Боруха Лейбова и «совращённого им в иудаизм» флотского капитан-поручика Александра Возницына. Неосмотрительно совершив обрезание, новообращённый иудей был изобличён супругой, «доброй» христианкой, которая получила от властей сто душ с землями — «за правый донос».

   Наконец, взошла на престол Елизавета Петровна, давшая обет никого не казнить. Но и при ней успели сжечь мордвина Несмеянко-Кривого за возврат в язычество. На дворе стояла середина восемнадцатого века — балы, менуэты, спектакли, праздники, фейерверки, куртуазные барышни и кавалеры.
   Век девятнадцатый принёс в Россию просвещение и смягчение нравов: насильно крещёных татар и башкир, вернувшихся в ислам, теперь просто ссылали на каторгу, а позже обходились ещё мягче, заменяя каторгу ссылкой в Сибирь — навечно, с лишением прав.
   Эпоха либеральных реформ!

   Эпоха либеральных реформ… «с облавами в лесах, с побоями, истязаниями даже беременных женщин… их совершала полиция по требованию духовенства, когда члены иркутской православной миссии решили устроить наследнику подарок — крестить бурятских мужчин-буддистов именем Николай», — писал в дневнике 11-го февраля 1892-го года князь Мещерский. Акция!

   А это уже начало двадцатого века, свидетельство адвоката Кони: «О какой веротерпимости может быть речь, когда турки лишь не позволяли звонить в колокола, а мы силою и обманом обращали в православие униатов, проливая их кровь, если те не хотели отдавать имущество, описанное за недостаточно поспешное обращение в лоно вселюбящей матери-Церкви?»

   Обращаемые часто не понимали смысл крещения. Отчёт Красноярской миссии от 1904-го года повествует, как миссионер иеромонах Платон отбирал у колдунов «всяких чертей и шайтанов, и парки, и бубны», а язычники думали, что «он, верно, сам хочет шаманить, наибольшим шаманом быть» , — и были недалеки от истины. Синод настаивал: преимущества (как и имущество) должны быть лишь у православной Церкви, и право свободного распространения веры — принадлежать ей одной.

   Это была борьба за власть земную.

   И только в 1905-м году приняли в России Указ о веротерпимости, признавший равенство религий и даже право быть атеистом.

   Через двенадцать лет это право станет господствующей идеологией — и снова начнутся гонения на инакомыслящих..."