VI. Гл-4. Немецкие Русаки

Геннадий Чергизов
*** VI. Военный пенсионер ***               
               
     Бывшие советские граждане, немцы по национальности, получили в последние годы возможность переехать в Германию на ПМЖ. Многие этим воспользовались, особенно, учитывая всё увеличивающиеся проблемы в нашей жизни и в перестроечные годы и, конечно, после развала Союза.  Приезжающих размещают в специальных центрах, которые сами приезжающие называют «лагерями».   Это что-то между гостиницей и общежитием. Назначают какое-то ежемесячное денежное содержание, организуются языковые курсы, проводятся лекции, знакомящие с жизнью в Германии, с её правилами и законами. Возят иногда на экскурсии для знакомства с Германией. Оформляют новые, уже немецкие документы. Старикам оформляют пенсии. Потом постепенно расселяют из этих «лагерей», к тому же туда всё время прибывают новые «переселенцы».  Переехавших на ПМЖ из Союза этнических немцев, местные называют «русскими». А сами себя они называют «русаками».

     Под разными предлогами все стараются попасть в западные земли, в восточных, ещё недавно это было ГДР, условия жизни ещё заметно отличаются в худшую сторону.
     Социальная служба предоставляет съёмные квартиры и оплачивает их. Подыскивают и предоставляют работу, предлагают учиться новым профессиям. В основном, люди устраиваются на самую разную, чаще всего не очень высоко оплачиваемую работу, часто не по специальности, но позволяющую и чувствовать себя более уверенно и обеспечивать семью. Но есть и такие «переселенцы», которые продолжают долгое время жить на социальное пособие, привыкают к этому и не очень стремятся идти работать. Социальное пособие вполне позволяет нормально существовать. Таких начинают привлекать на несколько часов в день к социальным работам по уборке улиц и подобное. Платят за это символические 4 марки в час.  Один мой родственник, молодой парень, стоматолог по профессии, смирившись с тем, что по специальности ему вряд ли удастся работать, говорит:
 - Да и фиг с ним, подметаю я улицу да пивко попиваю.

     Людей наших, не привыкших к вниманию и помощи государства, конечно, удивляет, что им платят пособия, предоставляют жильё и прочее. Особенно приводит в замешательство стариков, которые пережили выселение, жизнь в Казахстане и Сибири под комендатурой то, что им выплачивают компенсацию за потерянное имущество при выселении в 1941-ом году. Есть ещё немало разных выплат за умерших детей и супругов, за годы, проведённые в Трудармии. Эти выплаты производятся согласно Закона Германии о «поздних переселенцах».

     Пенсии оформлялись, учитывая вид работ, сумму заработка и рабочий стаж в Советском Союзе или, как упорно всегда здесь говорили и говорят, - в России. С этим бывают казусы. Одна моя родственница для подтверждения сумм заработка, предоставила свой партбилет, сказав, что это профсоюзный билет. Другая предоставила свою трудовую книжку, где была записана специальность, по которой она работала в Сибири. Немецкие чиновники никак не могли поверить, что родственница моя могла работать «рубщиком леса». Они говорили, что «…женщина не может работать по этой специальности!». Наивные немцы…


    А ведь был ещё раньше Закон о просто «переселенцах», который действовал с семидесятых годов, когда из Союза только начали ехать немцы в Германию на ПМЖ, тогда ехало мало людей и выплаты были совсем другие, на них люди даже дома строили. Так, дядя моей мамы уехал из Фрунзе в Германию в 1976 году, наверное, одним из первых. Уезжала его семья практически в тайне от соседей, по тем временам это была почти «измена Родине», они сами до последнего не верили, что у них что-то получится.

     Мама с сестрой вручили нам подарок – две тысячи марок, чтобы мы купили машину. Сейчас это как закон – все, кто приехал в гости из бывшего Союза, обратно едут обязательно на купленной здесь машине, подержанной, конечно, но «иномарке». Кто-то приезжает со своими деньгами, но чаще всего, деньгами помогают родственники. Получается, как более «успешные» в сегодняшней жизни…
 
     Занялись покупкой машины, это уже отработано, нам объяснили – берёшь специальную местную газету и ищешь подходящую машину и, чтобы недалеко.  Выбор, конечно, очень большой, но всё упирается в деньги, я располагаю суммой в три тысячи марок, - мне ещё родственники добавили. Сочетаем желание и возможность. Нахожу вроде интересный вариант – «Мерседес – 123», далеко не новый, конечно, но всё же «Мерседес». И по цене подходит и не далеко за ним ехать. Звоним хозяину и на следующий день сестра везёт нас туда. И вот уже знакомимся с зелёным дизельным «сокровищем». Не очень новый, больше десяти лет ему, но всё работает, всё целое, добротное. Сажусь за руль и сразу чувствуется «Мерседес» - удобное мягкое сидение, все органы управления аккуратные, как новые, салон очень просторный, сидишь относительно высоко и есть какое-то ощущение надёжности, защищённости. Мотор работает солидно и не очень шумно, нигде не течёт масло, совсем не видно ржавчины. Просто удивительно для далеко не нового автомобиля.

      Процедура покупки до удивления проста – отдаём деньги и тут же получаем машину со всеми документами и бумагой, написанной от руки, по-русски называемой «купчей». На машине уже стоит временный номер, который хозяин ставит, когда продаёт машину. Теперь нужно в районном органе власти получить документ на моё уже имя и перегоночный номер. Как говорят, это не сложно. Теперь уже бывший, хозяин рассказал особенности машины, познакомил с органами управления, и мы уже едем. Сначала непривычны большие габариты «Мерседеса», но быстро привыкаешь. Машина просто шуршит по асфальту, не гремит и не тарахтит, учитывая её солидный возраст. Даже не вериться, что еду я по Германии на своём собственном «Мерседесе». Выехали на знаменитый немецкий автобан, на котором нет ограничения скорости. Это хорошо заметно по тому, как слева проносятся автомобили на сумасшедшей скорости. Попробовал и я разогнаться. Медленно, но уверенно набирает мой «Мерседес» с двухлитровым дизельным мотором 180 км в час. Можно было бы и больше, чувствую, есть в Мерсе ещё запас, но я не рискую, надо и «честь знать».

     Поехал я «оформлять» свой Мерседес. Учреждение, в котором это делается не относится к полиции, как у нас, а является частью районного органа власти. Купил страховку на две недели за 10 марок, за всё оформление и выдачу временного техпаспорта и номера отдал примерно 50 марок. Всё это прошло как-то непривычно просто и быстро. А номер тут же при мне сделали на прессе.

     Не перестаём удивляться, как здесь «всё не так» - решили организовать на природе шашлыки, так для этого, оказывается есть специальное место на берегу озера, где в тени деревьев стоят столы и скамейки, забетонирована площадка под костёр и даже заготовлены дрова. Вроде бы здорово всё, но с другой стороны – «…ни шага в сторону!».
 
     По выходным, то в одном месте, то в другом, устраиваются «блошиные рынки». Здесь это называется «флёмаркт». Побывал я на одном, увидел много интересного. Продаётся много разных старых вещей, больше для коллекций, чем для практического использования. Старые открытки, фотографии, да что угодно. Видел старую, времён первой мировой войны, немецкую железную каску с рожками. Попросил у хозяина сфотографироваться, тот не возражал. Продавцы, в основном, старики. Видел, правда, и американского молодого военного, в гражданке, конечно, но всё выдаёт в нём американца. Здесь их много на американских военных базах. Он продавал американские фотоплёнки «Кодак». Видно, не гнушаются американцы заниматься мелкой коммерцией.

      Увидел в одном месте продаются советские авиационные штурманские часы, у меня такие же на руке. Снял свои часы, спрятал в карман и пошёл интересоваться, сколько же они стоят, но не получилось. Продавец, пожилой улыбчивый немец, оказывается давно меня приметил и, как только я подошёл к нему, спросил, широко улыбаясь, не боюсь ли я, что меня отправят за Урал…

     Много здесь продают советской военной атрибутики - погоны, форма, ремни. Но, сильно квадратными сделались мои глаза, когда я увидел разложенными для продажи, партийные билеты и учётные карточки, судя по фотографиям, советских офицеров.  Это, как я понимаю, служившие в ГДР.
 
     Лето в Германии не очень жаркое, но всё же появляется желание окунуться в какой-нибудь водоём. Речек, озёр или прудов с пляжами не наблюдается, но взамен этого распространены бассейны для купания, они здесь называются «швимбад» (плавательный бассейн). Расположены они примерно равномерно по местности. Километрах в пяти, десяти обязательно можно такой найти. Вход недорогой, там сам бассейн, обязательное кафе и прочее. Обычно есть различные горки, вышки. Кругом зелёные лужайки и чистота.

     Сестра предложила поехать «на клубнику». В поле плантация, выделяют тебе рядок клубники, и ты её собираешь. Где закончишь собирать, там втыкаешь флажок и оттуда будет собирать следующий посетитель.  Потом взвешиваешь собранную клубнику и платишь. В общем - не дорого. Сколько ты съел во время уборки, это не считается.

14.10.2019 - Севастополь.

* - на фото: - на "флёмаркте". Германия - 1992г.
     Фото автора.

Следующее:
http://www.proza.ru/2019/10/15/1479