К 125-тилетию со дня рождения Г. В. Иванова

Евгений Миронов
                Но я не забыл, что завещано мне
                Воскреснуть. Вернуться в Россию — стихами


10 ноября 2019 года исполняется 125 лет со дня рождения русского поэта,
проведшего большую часть жизни в эмиграции. Его прах захоронен под Парижем на русском кладбище Сент-Женевьев-де Буа, на котором мне довелось побывать и посетить могилу поэта в 2007 году. На погосте захоронены Галич, Нуреев, Тэффи, Андрей и Лариса Тарковские и многие участники белого движения.

Отец – подполковник-артиллерист из полоцких дворян, мать - баронесса Вера Бир-Брау-Браурер фон Берштейн по происхождению - голландка.

Баловень в семье - Георгий Иванов плохо запоминал и учился средне в Ярославском кадетском корпусе, куда зачислен в 1905 году. Как-то Георгию задали стих М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». - Он не мог сосредоточиться, но ночью проснулся оттого, что кто-то над ухом произнес:
     В небесах торжественно и чудно
Спит земля в сиянье голубом…
С этого мистического случая Георгий всерьёз увлёкся поэзией.

В 1907 году переведён в Санкт-Петербург во 2-ой кадетский корпус. Сейчас в этих зданиях на Петроградской стороне по улице Красного Курсанта, д. 16, 18 находится Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского. Учился он по-прежнему посредственно, что связано и со слабым здоровьем.

В 1909 году после знакомства с литераторами, он посылает стихи в редакции журналов и газет.  И в 1910 году, в петербургском еженедельнике «Все новости литературы, искусства, театра, техники и промышленности» появилась первая серьезная публикация - напечатаны 2 стихотворения «Осенний брат» и «Икар».

В октябре 1911 года уволен с 5-го класса кадетского корпуса на попечение родителей, а в декабре выходит его первый сборник «Отплытие на о. Цитеру», где он пишет:

     Путь мой трудный, путь мой длинный,
     Я -- один в стране пустынной…

В первых же двух строках видна чудесная мелодия, какая наполняет читателя изящностью замысла поэта.

В 1912 году знакомится с Н. Гумилёвым в подвале «Бродячая собака» - данное кафе под этим же названием в том же самом месте существует и поныне - там в состоянии отобедать каждый. На той встрече присутствовали А. Ахматова и О. Мандельштам. Старшие по возрасту поэты называли его Жоржиком.

В 1913 году его произведения печатают газеты и журналы, в 1914 году он уже сотрудник журнала «Аполлон»

В 1915 году женился на Габриэль Тернизьен (1892-1971), француженке, танцовщице и актрисе театра В.Э. Мейерхольда, благодаря чему свет увидела дочь – Елена. Непрочный брак распался в 1918 году, и Габриэль с Еленой уехали во Францию.

После 1917 года Георгий зарабатывал на жизнь переводами.

В сентябре 1921 года Георгий Иванов женился на латышке Ирине Одоевцевой (1895-1990) - урожденная Ираида Густавовна Гейнике. Накануне эмиграции они вынуждены были формально развестись, но вновь поженились в 1931 году в Риге.

Осенью 1922 года Георгий Иванов отплыл на пароходе в Германию - поэта направили за границу в командировку для составления репертуара государственных театров. Через Латвию уехала в Европу Ирина Одоевцева. Встретились супруги в Берлине, в Германии они жили год. Затем они перебрались во Францию, где и бедствовали всю оставшуюся жизнь.

В 1931 году вышел его сборник «Розы», в 1937 году во Франции напечатано «Избранное».

     Над закатами и розами --
     Остальное все равно --
     Над торжественными звездами
     Наше счастье зажжено.

Думаю, каждый отчётливо видит здесь, как и в других полотнах, Георгий Иванов выступает, как высококлассный живописец.

В 1938 году супруги жили в курортном городке Биаррице на побережье Франции. Их жилище погибло в годы фашистской оккупации. С 1943 по 1946 год поэт пара, живя в Биаррице, нищенствовала, голодала.

С 1946 года они проживали в Париже, нуждались.

В 1950 году в Париже вышел последний прижизненный сборник стихов Георгия Владимировича Иванова - «Портрет без сходства».

      Голубизна чужого моря,
      Блаженный вздох весны чужой
      Для нас скорей эмблема горя,
      Чем символ прелести земной.

Сквозь ностальгию отчётливо видны, как и в многих произведениях Георгия Иванова, ясные и отчётливые обобщающие нотки.

С 1951 по 1954 год с перерывами жили в городке Монморанси к северу от Парижа, в пансионате для русских эмигрантов под названием «Русский дом».

В 1953 году супруги поселились в доме для престарелых в Йер-ле-Пальме, на юге Франции, и жили там до последних дней поэта в 1958 году.

Современники не редко удивлялись изяществу его поэтического слова: «он ухитрялся подниматься высоко-высоко над унизительной зависимостью от вина, над нищетой, невзгодами. Личное затушевывалось перед всеобщим».

Даже на смертном одре он продолжал проявлять свой поэтический талант:

     Поговори со мной еще немного,
     Не засыпай до утренней зари.
     Уже кончается моя дорога,
     О, говори со мною, говори!

     Пускай прелестных звуков столкновенье,
     Картавый, легкий голос твой
     Преобразят стихотворенье
     Последнее, написанное мной.

     Август 1958 г.


Его творчество навсегда останется с нами.

Вечная ему память.