Соц. Опрос

Том Волков
"Соц. Опрос"

   Приятный осенний денек уходящего "бабьего лета": приятно пригревает солнышко, легкий ветерок, по телу приятной и хмельной негой разливается пара бокалов пива, выпитых в еще не закрытой летней кафешке, и уже ничего мне не напоминает о моем утреннем раздражении, когда мне позвонил один из инспекторов по кадрам и в срочном порядке повелел явиться для решения каких-то бумажных проблем, сломав при этом все мои планы на сегодняшний день. Решение немного пройтись и сократить поездку на автобусе на пару остановок пришло как-то само по себе.
Путь мой лежал через один из городских парков, и двигаясь по главной аллее, неподалеку впереди я заметил группку девушек, которые держа в руках какие-то папки, периодически подходили к проходящим мимо людям.
"Наверное, какая-то очередная рекламная компания" – пронеслось у меня в мыслях, и я медленно продолжал продвигаться в их сторону.
– Добрый день! Извините, у вас не найдется одна минутка, ответить на пару вопросов? – обратилась ко мне одна из девушек с папками в руках.
– Добрый день! – ответил я и уже собирался сказать, что у меня нет времени, но вдруг увидел ее какой-то умоляюще-просящий взгляд — Ну минутка, пожалуй, у меня найдется!
   И тут же отделившись от своих подруг, она мгновенно подскочила ко мне и, видимо боясь, что я передумаю и уйду, быстрой скороговоркой затараторила.
 
– Здравствуйте еще раз, меня зовут Илзе, я студентка "такого-то университета", "такого-то факультета" и мы проводим "соц. опрос". Я была бы вам очень благодарна, если бы вы мне ответили на несколько вопросов,
это отнимет у вас не более двух-трех минут времени. – и продолжала так же умоляюще-прося смотреть на меня.
– Хорошо-хорошо, задавайте свои вопросы.
Как мне показалось, что ее до этого умоляющий взгляд в мгновение даже как-то радостно засиял, а где-то в глубине ее души раздался неслышный, радостный девичий визг. По всему походило, что я один из немногих, кто согласился ответить на ее вопросы, а особенно это добавляла и подчеркивала некая зависть в глазах ее подруг, которые всем видом показывали "вот повезло ей, почему я к нему не обратилась".
   Она предложила присесть на одну из скамеек и быстренько начала задавать первые вопросы, заполняя анкету: Имя, возраст, национальность, профессия, семейное положение и т.д.
– Хорошо, спасибо вам Виктор, теперь я вас попрошу ответить мне на единственный вопрос, выбрав ответ из трех вариантов.

– Задавайте!
– Как вы относитесь к принятой в Сейме* и одобренной в первом чтении инициативе Министерства образования о переводе всех школ "национальных меньшинств"* только на латышский язык обучения? У вас есть три варианта ответа: 1. Полностью согласен, это улучшит качество образования; 2. Полностью не согласен, это ухудшит качество образования; 3. Другое?

    И уже занесла ручку, чтобы поставить галочку над вариантом "Два", так как на моем лице не завуалированно отображалось отношение к этой инициативе Министерства образования, но не знаю может хорошая погода, может выпитое мной пиво и мое хорошее настроение, а может и все в месте, но я ответил: — Вариант три, другое!
И если до этого я уже видел на ее лице и в глазах сначала мольбу, затем радость, то тут уже было удивление и немой вопрос в глазах, и она как бы замерла на мгновение, все так же держа ручку над вариантом "два" и всем видом показывая,
что ответ должен был быть "два". Полюбовавшись немного произведенным мной эффектом, я спросил: – Это все? Я могу идти?
  Девушка, похлопав немного удивленными глазками, быстренько пришла в себя. Видимо, третий вариант был создан лишь для проформы, и никто не выбирал его до этого момента.

– Вы ответили "другое", но-но-но тогда мне нужно, чтобы вы как-то это обо-обо-босновали. ?
- Да, не проблема. Все эти потуги МОН* и скоропалительное принятие в Сейме ничто иное как попытка скрыть некомпетентность в работе всех правительств и парламентов Латвии за последние 30 лет!

   К удивлению, на лице девушки добавились широко раскрытые глазки и глупая улыбка, она, видимо, никак не могла принять и понять услышанное и молча глядела на меня, надеясь, что я сейчас засмеюсь и скажу, что пошутил, и выберу вариант "два".
   Но я, также сохраняя самодовольство и улыбку на лице, смотрел на нее показывая всем видом, что от сказанного я не откажусь.

– Но тогда, пожалуйста, объясните мне причем здесь образование и работа правительства и Сейма? – как-то практически шёпотом и по слогам произнесла она, словно боясь, что сейчас уйду, не дав ей никаких объяснений.
Я попросил разрешения закурить и, затянувшись несколько раз и как бы выдерживая паузу, продолжил, при этом наблюдая всю палитру и смятение чувств, отображающихся на лице бедной Илзе.

– Ну, давайте начнем хотя бы с того, что весь стиль поведения и вся работа так называемых слуг народа, была давно описана в русской литературе!
От услышанного глазки студентки раскрылись еще шире. Я мельком взглянул на ее подружек, что стояли невдалеке от нас. Они, уже потеряв всякий интерес к прохожим, с большим любопытством и какой-то завистью смотрели в нашу сторону.
Ведь по их понятиям минутный опрос должен был давно уже закончится, а мы уже сидели больше пяти минут, да еще их подружка что-то пыталась записывать в анкете.
– А, я поняла, Вы просто шутите?! – произнесла она в надежде, наверное, что я сейчас обращу все это в шутку и прекращу это "издевательство" над бедной девушкой.
– Ну, что вы, я абсолютно серьезен.
– Тогда не могли бы вы дать более понятливое объяснение ваших слов?! – тут еще на ее лице добавился румянец возмущения, как бы показывая мне, что не хорошо сорокалетнему дяденьке смеяться над молоденькой студенткой.
– Хорошо, тогда слушайте. А вы знаете кто такой баснописец А.Н. Крылов?
– Я, наверное, что-то слышала о нем, но точно не уверенна.
– Так вот, если сравнить басни Крылова и последние 30 лет Латвии, то можно получить следующее: все правительства использовали его труды как наставление к действиям в принятии решений.
– Как это?
– Да очень просто. Все описанное в баснях, как под копирку произошло в Латвии с момента приобретения независимости и по сей день.
– Все равно ничего не понимаю...?
– Хорошо, тогда я буду приводить примеры для сравнений:
"Ворона и Лиса" описывает выход Латвии из СССР, обретение независимости и последующее вступление в НАТО и Евросоюз.
"Квартет" и "Лебедь, Рак и Щука" с точностью показывает всю работу правительств и парламента с первого и по сей день.
"Стрекоза и муравей" как под копирку описана причина кризиса Латвийской экономики. Ах, да, я же забыл классику жанра, "Слон и Моська" ну чем не точное объяснение отношений между Латвией и великим соседом.
 – Я опять вас не понимаю, при чем тут образование на латышском языке, работа правительства и басни КрЫлова!
– КрылОва. Да при том, что в русских школах басни Крылова изучаются в обязательной программе по русской литературе, и пока русские детишки будут учиться на русском языке и изучать русскую литературу, то они с легкостью определят некомпетентность и ошибки правительства и смогут рассказать своим латышским друзьям, кто во всем виноват!
Пауза после последнего немного затягивалась, но все-таки придя в себя девушка решила перейти из обороны в наступление.
– Не понимаю шутите вы или нет, но звучит это как-то глупо!
–  Ну что вы, Илзе, я вполне серьезен!
– Вы скажите еще, что они у Пушкина что-то позаимствовали?! – как-то с вызовом произнесла она.
– Вы знаете, мне кажется и у Пушкина тоже. Поменяйте "Стрекозу и Муравья" Крылова на "Сказку о рыбаке и рыбке" Пушкина, и мы получаем полную, детальную картину.

   По виду, с девушкой творилось что-то "страшное": то появлялся румянец на щеках, то легкая бледность, глазки как-то лихорадочно бегали. Видимо, шла какая-то внутренняя борьба или происходил мозговой штурм. Не найдя быстрого вопроса или возможности что-нибудь ответить мне достойное, она попросила у меня минутную паузу, чтобы записать мои объяснения, ну и конечно же, успокоится. Пока она записывала мои ответы, изредка переспрашивая, я наблюдал за ее подругами, которые также продолжали стоять невдалеке и просто с нескрываемым любопытством наблюдали за нами, полностью забыв о том, что им нужно тоже продолжать соц. опрос. Закончив писать, девушка взглянула на меня с каким-то внутренним вызовом, всем своим видом показывая, что она вполне успокоилась и нашла достойный вопрос для меня, чтобы окончательно расставить все точки над "i".

– Итак, вы хотите сказать, что перевод всех русских школ на латышский язык обучения, есть неправильное решение, а работа латвийских политиков в течение 30 лет не что иное, как бездарное использование Крылова и Пушкина. – и, сжав в
недовольстве губы, просто стала сверлить меня взглядом, всем видом показывая: – Ну, давай, давай, чем будешь крыть.

   Меня же, наоборот, заданный ею вопрос привел в некое веселье, и с улыбкой на лице я ответил.

– Ну, про бездарность я не говорил, а вот в креативности и творческом подходе им не отказать, ведь с такой точностью перенести в жизнь труды великих классиков тоже нужно умение. Да и кстати, почему же все время опираться на труды Крылова и Пушкина, есть множество других не менее достойных русских писателей. Вот, пожалуйста, сейчас приведу пример, Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил" чем не объяснение всей Экономической ситуации в Латвии? И мне кажется Минфин и Налоговая давно используют этот труд. Не верите? А вы прочитайте.

   Мы вернулись к началу. Бедная девушка опять с легким обaлдением на лице быстро моргала широко раскрытыми глазками и как бы пыталась что-то мне сказать или спросить, но только приоткрыв рот, тут же обратно сжимала губы. Мне уже тоже больше нечего было сказать ей, да и нужно было уже оставить бедную девушку наедине с её мыслями. Я встал, пожелал всего наилучшего и пошел своей дорогой. На выходе из парка я еще оглянулся назад. Илзе все также сидела на скамейке, но только сейчас вокруг нее крутились ее подружки, тем уж точно было интересно знать, как минутный опрос мог затянуться на 20 минут.


Сейм – парламент Латвии
Национальные меньшинства в Латвии: русские, белорусы, украинцы, поляки, литовцы, армяне, евреи и т.д., не использующие латышский язык в повседневной жизни и имеющие свои национальные школы – составляют более 40% населения Латвии.