Чудовищница- 48. Месопотамия. Первое приближение

Оксана Самоенко
  Начну с «методических пособий».     Так  эти видео, думаю, правильнее называть.   Не по теме, но  истории.           «Битва за огонь» - вольная экранизация романа Жозефа Рони - старшего. 1981 год.  Комментировал видео антрополог Станислав Дробышевский. На  все - про всё он говорил: « Почему бы и нет?»  80000  лет назад неандертальцы умели добывать огонь, ходили свободно, но «почему бы и нет? Может, в фильме представлена группа не самых удачливых особей, пострадавших в результате близкородственного скрещивания? Добывание огня для них - проблема.
Сложно представить   место, где соседствуют мамонты и марабу, но «почему бы и нет? Климат менялся туда- сюда.  Может, так на каком- то этапе и  было.  Кто знает. Для Дробышевского   интересно  не детальное следование событиям. Когда в свет вышла сама книга, по которой снят фильм, тогдашние антропологи возмутились- раскритиковали фантазии непрофессионала.   Прошло время, современные учёные раскапывают всё больше свидетельств, подтверждающих догадки французского фантаста. Провидение  прошлого.
Действительно, было время, когда на планете сосуществовали разные человечества. Действительно, рядом с  человеками  жили человекообразные обезьяны. Действительно, существовали рыжие неандертальцы.
Сами подробности внешнего вида кроманьёнца и неандертальца  специалисту понравились. Учтено то, что неандертальцы ели, не всегда готовое. Увеличенный живот вмещал длинный кишечник, предназначенный для переваривания сырой пищи.  Внешность тех людей обговаривается, но решение проблемы  изображения лица без подбородка,  с массивными надбровными дугами,  оценена и похвалена.  «Оскаром» за грим в том числе.
Вообще, советую посмотреть.  Познавательно, обнажёнка и секс почти не воспринимаются. Они такие милые- эти первобытные люди. Наверное, сценарист и режиссёр долго сидели в обезьянниках, наблюдая за повадками наших ближайших родственников. И язык понятен без перевода. И любовь есть, куда без неё во французском фильме. 
В приличном отдалении голодные неандертальцы видят стадо оленей или антилоп. Какой переполох! «Ух, ах. Далеко, не успеем, а жрать как хочется! Командир, брось рацию! Не успеем, да брось, тебе говорят! Ух! Ах! Ушли! Эх, командир, командир!»  А у Нео у самого вся борода в слюнках.  Знаете, кто играет? Молодой Хелбой. Не смотрела, но в том, как он  с  Блейдом  мочил вампиров, эмоционально поучаствовала. 
Поднадоевшие любовные истории воспринимаются иначе. Эпическая сцена сражения двух неандертальцев, в которой каннибал заваливает главного героя, почти откусывает  ему мужские  ум, честь и совесть. Нео преодолевает боль,  убивает соперника. За боем наблюдают две живые консервы, подвешенные рыжими бестиями, на деревья. Две кроманьёночки. Одна, высвободившись, сбегает, сверкая единственными белыми частями тела. Пятками. Другая, выцепив взглядом героя своего романа, идёт за страдающим мужчиной по пятам.  В то время, когда двое спутников Нео занмаются  собирательством, кроманьёнка атакует неандертальца первым «комплексом медсестры». Страдалец   шалеет от боли, от безумолчной женской болтовни, от её манипуляций с  пострадавшим  органом.
Говорят, можно бесконечно долго наблюдать за тем, как кто- то работает, за горящим огнём и за тем, как раздевается женщина. Нео плакал, когда его обнажённая подружка добывала огонь.  Просто так, при помощи дощечки, палочки и пучка сухой травы. Хоть икону пиши.
 Первый мужчина, пошедший за своей женщиной,  на край света. Правда, дело было в Африке. Почему бы и не пойти? Видимо, из- за склонности к безрассудным поступкам, они и вымерли. У нас - потомков кроманьёнцев, на край света за любимым  отправляются жёны декабристов, да цыганские дочери. В общем, понятно, что не мужики.
Первая битва с сородичами, попытавшимися отнять то, к чему они не имеют отношения. Первая речь лидера, обещавшего «златые горы». Первая женщина, сделавшая работу за мужчину. Ведь, он так душевно гладил её по коленочке.
Попутно Дробышевский рассказывал всякие - разные подробности,  ставшие известными,  в последнее время. К примеру, неандертальцы обитали в тех широтах, где средняя температура воздуха не опускалась ниже плюс пяти по Цельсию.  Средняя, то есть,  реальные максимум и минимум были другими. Пять градусов тепла воспринимается иначе, если ты тепло одет, обут и сыт. Сидишь не в пещере, а в тёплом доме.

Ещё одно пособие.  Комментарий к  эйзенштейновскому   «Ивану  Грозному » историка   Клима  Жукова.  Жуковские обзоры фильмов  своеобразны, не предназначены для нежных ушей. Здесь - нет.  Клим  рассказывает, кто такие бояре, дворяне, Курбский, опричнина. Кажется, не имеет претензий к тому, что происходит на экране. Не удивительно. Заказчиком фильма был Сталин, а Клим - сталинист. Вообще, качество другое. Задача другая. Эпоха другая.
Вторую серию Отец народов забраковал. Сталину Грозный показался рефликсирующим слабаком. Иосифу Виссарионовичу  такой Учитель  был не  нужен. 
На мой взгляд, Сергей Михайлович Эйзенштейн во втором фильме чётко показал, что такое Опричнина и сам Грозный того периода. Юродивый на троне. Ярко выраженный социопат, которому все возможные Джокеры в подмётки не годятся. Хотела написать другое, более эмоциональное,  сравнение.  Не буду у Жукова с  Тучковым  отнимать хлеб.
Характерный эпизод. Малюта - Жаров рубит головы трём представителям древнейших боярских фамилий. Прямо в стенах дворца. Там  ступени, головы, наверное, эффектно скатывались вниз, разбрызгивая кровь.
Куда без экшена?
Выходит грозный царь, унизанными драгоценными перстнями пальцами, крестится. Мефистофельский шаляпинский профиль, глаза человека, не владеющего собой. Кричит, как недопереевший кот: «Мало!» Он юродствует вместе с толпой своих опричников. Истово молится, истово пьянствует.  Истово кланяется иконам. Истово стелется перед шутовским  царём. Есть выражение,  « русское самовластие,   ограниченное  юродством».
Я считаю, что русское самовластие периода Ивана Грозного и было юродством. «Близнецы- братья. Кто матери истории более  ценен?»
Все русские князья и цари предавали своим персонам чрезмерное значение.  Должность обязывает.
 В Иоанне Васильевиче обожествление себя достигло предела. В его время сочинена была летопись, в которой рождение Грозного описывалось так, как в священных писаниях  подаётся  рождение Богородицы. Грозный строил Голгофу, всерьёз считал себя вправе определять посмертие своих холопов.
Сейчас он их помучает, поживодёрствует,  устроит ад на земле. Зато, прошедшие муки  очищения подданные, сразу окажутся в раю. Народ его за это любил. Называл справедливым. Мучил царь не только бояр- дворян.  Иоанн Васильевич давал шанс всем своим холопам. Это их благородия ничего не понимали  в вере христовой,  норовили  к врагу сбежать, заговоры устраивали.  А простой холопьишко всё понимал, да  терпел.
«Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
Гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!»...
Бутусов, если что…
Вторая серия вышла в 1958 году уже после смерти Сталина. Третья серия была начата мастером, но его кончина остановила съёмки. Есть кадры отснятого для  3 серии. Сложно понять,  что бы это было. Явно не  мои видения.
 Говорят, Грозный был первым, кто ввёл в употребление понятие Рюриковичи. 600 лет огромной страной правили люди  одной династии.  Он - последний.
Грозный – умный, дьявольски- умный человек. Не мог не понимать, что, сын Феодор - слабый не долгий правитель, которому не удастся достойно продолжить его дело. Не думаю, что Годунов воспринимался царём, как будущий  глава  страны. Уму непостижимо - царь из холопов! Рабоцарь. Так называли и Романовых. Потом забыли, а у новой династии остался  пунктик. С него и начались различного рода сыскные учреждения, контролировавшие мыслепреступления.
 Кто ещё мог наследовать Грозному? Димитрий? Без отцовской поддержки он повторит судьбу малолетнего Грозного, а  бояре не  допустят  новой  ошибки,  не дадут Димитрию власти. Убъют. Единственного наследника, способного возглавить страну, он сам забил до смерти.
 Действительно, Годунов пытался помешать  избиению  наследника. Царь оторвался от экзекуции, отделал посохом помеху так, что она не смогла на следующий день приступить к своим должностным обязанностям. Иоанн Васильевич вернулся к делу, хладнокровно, не в состоянии аффекта, его доделал.
 Иоанн Иоаннович, говорят, был характером в батюшку. Не принято как- то в патриархальных семьях драться с родителем.  Ещё  говорят, царевичу Ивану стало плохо по дороге, в какой- то монастырь, где он собирался  поправить пошатнувшееся здоровье.  Грозный, мол, не причём.
Столько я после  трепанации перечитала медицинской литературы о черепно-мозговых проблемах, что связь избиения с кровоизлиянием в мозг  выглядит,  как Высший суд  сыноубийце. Кому- то нужны задокументированные показания, заключения судмедэкспертиз, прочие бумажки. Не мне.
Иоанн Васильевич был результатом близкородственных скрещиваний, разрешённых Петром.  Святым. С ним  поссорился ещё Михаил Тверской во времена противостояния Твери и Москвы. Священник служил при дворе Михаила, был обвинён князем в торговле свящническими чинами,  в благословении браков между близкими родственниками. Пётр сбежал  в Москву. Иван Калита сделал всё, чтобы  обелить митрополита. Таков, кажется,  был его сан.
Обвинение осталось не доказанным,  не пойман - не вор. Что сыграло с московским двором  злую шутку.  Плюс к этому - открытые сосуды с ртутью, стоявшие во всех богатых домах. Считалось- ртуть полезна для здоровья. Говорят,   она   вредна  не только для  самочувствия  самого больного, но и сказывается  на его репродуктивных способностях, на качестве потомства.
Видимо, где- то, что- то такое царь понимал. Его многочисленные браки я не склонна объяснять распущенностью  нрава.  Грозный  искал способ очистить кровь от дурной наследственности.  Искал девушку, способную родить здорового ребёнка. Времени у самодержца оставалось мало, попробовать, да казнить, если не получится, не мог. Не Англия-с.
 Нужен был ребёнок, рождённый в законном браке. Царевич Димитрий уже не мог признаваться законным наследником. Церковь не признала очередной брак царя. Но девицы, становившиеся добычей властителя в активном поиске, сами вдыхали ртутные пары, имели в родительских генеалогических древах долгие свидетельства  близкородственного скрещивания.
Самого Грозного преследовали сильнейшие боли в спине и ногах. Получается, царь обеспечил себе райское посмертие. Конец жизни был мученическим. Давит понимание того, что ты закрываешь программу под названием «Рюриковичи», что ты не оставляешь наследника в собственном хозяйстве. Как бы ни оценивалось, сделанное  тобой,  за время правления.   Свято место пусто не бывает,   не твоя кровь распорядиться  тем,   что нажито  не посильным трудом. 

 Иоанн Грозный когда- то хотел принять царский титул по византийскому образцу. По задумке Константина будущему императору, проходившему  процедуру помазания на власть, показывали разные гробы и предлагали выбрать, в каком его похоронить. Потом императору выдавался мешочек с прахом, чтобы помнил о своей тленности, не забывал об обязанностях перед богом и подданными. Говоря словами нынешнего Президента, византийский император был наёмным менеджером по управлению страной, а нанял его народ.  Власть тогда не была наследственной.
 Узнав подробности церемонии,  Грозный отказался от задумки.  Какие гробы, какой такой прах? Совсем  нюх потеряли?!
 Экшен здесь кончается, начинаются размышления у открытого окна в златотканую осень. Там ещё цветут сиреневые хризантемы. Умопомрачительное сочетание с золотом хмеля и густым багрянцем девичьего винограда. 
 Традиционно считается, Константин основывался в своём правлении на принципах  республиканского Рима. Однако, церемония, подобная византийской, духовные начала новой власти,   уходят в  исторические дали, в которых об Античности слыхом не слыхивали. Интересно, византиеведы - византологи - византиевисты, знают об этом? Наверняка.  «Священная корова» пересиливает.
Начну с загадки.

«Царь, имея вооружённые и полицейские силы в подчинении,  проходил ежегодную процедуру подтверждения полномочий.  В храмах богов, под покровительством которых, жил его город.  В священное место он не имел права входить в блеске своей власти. Только, как смиренный простой человек. Жрец его бил по щекам, мог дать коленом под зад. Светскому владыке надлежало расплакаться.  Ритуал. Означал он, что царь не заботился должным образом о благе своих подданных, как   обещал. А в  «Конституции»  записано…   Были там какие- то обязательные слова, произносимые вслед за священником. То, что властитель расплакался, означало искреннее раскаяние царя, осознание им глубины   проступка.  Боги прощали и выдавали разрешение на новый срок царствования.
Рабов, говорят, не было. Ещё до появления первых царей, тамошние управленцы предпочитали вводить фиксированные налоги и  подати, чтобы не спровоцировать людей на акции неповиновения.
Общество, зацикленное   на сохранении традиций,  основывалось на  патриархальных  устоях.   Подобно минойцам  и микенцам,  не было готово наживаться за счёт ближнего. Вернее, минойцы сохраняли прежние  настройки.  Купцы первых городов торговали везде.  На страже их интересов  и границ стояли вооружённые силы. При этом периодически проводилось перераспределение богатств.
Рынки  устраивались прямо у входа в город. Если у тебя нет причины идти дальше, то  нечего шляться по улицам - беспокоить добропорядочных граждан. Потом иностранным купцам выделили специальные гавани, за пределы которых выходить не рекомендовалось.
 В городах существовали три формы хозяйствования.
 Храмовая. Жрецы регулировали цены на рынках, долговые отношения. Была какая- то фраза, напомнившая Жванецкого. «Константин, ты меня уважаешь? И я тебя уважаю. Мы оба - уважаемые люди».  Когда …  брали  или давали в долг, говорилось: «И никаких процентов, ведь  мы - благочестивые  люди». 
Городское самоуправление. Специалисты сравнивают его с новгородским вече.  Если должность храмового жреца наследовалась, то во дворцах города было  возможно продвижение  по карьерной лестнице.
Все власти располагались в одном месте. В огромных дворцах.  Как  опять не вспомнить Крит?
Там много писали. Случавшиеся пожары обжигали глиняные таблички, делая их, практически, вечными. Это не значит, что мы знаем всё об … Уровень моря постоянно повышался,   сама плодородная долина уходила на дно,  меняющих своё русло, рек.  Многое занесено песком,  не доступно из- за постоянных конфликтов. Что- то не записывалось вообще.
Известно, что, покидая город, его житель испрашивал разрешения, отчитывался в  том, куда, на сколько, с какой целью отправляется. Но,  в чём он ходил  дома,   чем жил, каким было его жилище, что, вообще, такое …, остаётся загадкой. После жаркого дня люди выбирались на плоские крыши, чтобы  заняться астрономией и философией.  Астрология- дитя этой культуры.
Сотни лет здания, особенно храмы, стояли на одних местах. Разрушенные стихией или врагом сооружения, ставились в,  облюбованных традицией,  границах. Считалось, что нет в  мире  случайного. Всё сущее - отражение чего- то высшего.  Над… стоит небесные …  Над его храмами - небесные храмы. И так далее.
Естественно, появились цари.  То были времена, когда не знали колесниц.  Боевых. Ну, впрягали пару страусов в царскую повозку.   Ещё не придумали кавалерию. Давно. В голове не укладывается».
 Месопотамия.   Началась в  неолите.  Там, где точки, ставьте слово ШУМЕРЫ.     Урук- древнейший город человеков.  Ур. Угарит. Ниневия. Вавилон.    Культура Месопотамии, говорят, старше египетской. Что- то увлеклись, думаю.  Правда, был период, когда Египет входил в состав одной из самых ранних империй. Поговаривают, шумеры основывались на египетской письменности, когда создавали свою.  Египетская Книга мёртвых, надписи в пирамидах, в  саркофагах не предназначались для чтения живым.  Шумеры «модернизировали» эти надписи,   лишили их  сакральности.  Шумерские храмы - зиккураты - урезанные пирамиды. Их венчали опочивальни богов, решивших навестить своих детей.

О жизни простых  членов  древнего общества  известно мало- мало. Ещё меньше- о земледельцах.  Ежегодные разливы рек могли бы быть египетским благом.  Ефрат и Тигр берут своё начало в  горах Армении. Влажные ветра Чёрного моря дули  в Месопотамии.
 Как в карточной игре шикарным жестом  выкладывают младшие масти со словами: «А это - тебе на погоны»,  блесну   остатками имперского мышления: « Тут- всё моё!»
Вода спадала, когда  « в  июль катилось лето».  Жара  норовила  превратить почву в  солончаки. Приходилось проводить сложнейшие землеустроительные работы, требовавшие усилий большого количества  народа.     Так появились первые города-государства.

Довольно долго они как- то обходились без царской власти. Потом пришли аккадцы. Их царь Саргон основал первую империю, аккадский язык был языком международного общения на протяжении двух с половиной тысяч лет. Ассирия, Сирия, калдеи, хетты, Кир  говорили, писали, думали на одном языке.
 Тамошние писцы учились по 10- 20 лет. Они знали все языки народов, входиших в империю. Могли писать не только на языках, современных им. От них требовалось свободное владение устаревшими, ушедшими в прошлое языками.  Тогда, когда Месопотамия стала объектом внимания  Александра Великого, аккадский язык стал языком храмовых богослужений.
 Ещё о нравах.   Перед тем, как  цари   начали обожествлять себя, существовал институт Священного брака. «Сочетались» властители с богинями- покровительницами городов. Для этого существовали жрицы- представительницы богинь на земле.  От царя не отставали  подданные.   Весь город перед шумерским новым годом пустел. Люди отправлялись за благословением на новую жизнь.  Город считался благоволением богов. Необходимо было получать разрешение свыше на пользованием этим благом.
 Не только мужчины вступали со жрицами в подобие Священного брака. Женщины охотно помогали  профессиональным служительницам храмов, становясь на время,   И.О.  богинь.     Услышала интересное выражение - «ритуальный блуд». Всё зависит от толкования.  Воцерковлённый человек увидел в конкретном факте одно, а мне он напомнил наше Прощёное воскресение, когда все целуются и отпускают друг другу грехи.
История, записанная одним из царей.  На страну напало не ведомое племя. Когда стало понятно, что это- смертные люди, царь решил выступить против захватчиков с оружием. Традиционное жреческое гадание перед войной показало,  боги не дают благословения царю. Удивление было всеобщим, гадание проводилось несколько раз. Результат повторялся, но причины подобного поведения боги разъяснять не торопились.
Тогда царь решил действовать на свой страх и риск. Даже записаны его рассуждения. Не дословно, естественно.  « Разве лев испрашивает разрешения богов перед охотой? Или орёл обращается за советом к богам? Разбойник тоже не заботится о божественном благословении перед тем, как выйти на дело». Трижды царь собирал огромные силы. Трижды терпел сокрушительные поражения.
Наконец,  озадаченный  царь докричался до богов: « Почему вы не даёте мне победы? Я должен  защищаться.  Захватчики убивают  и грабят людей. Страна может погибнуть».  Боги ответили, что царю ничего не нужно делать. У них  свои планы насчёт мерзких племён. Собственным   поведением они  приведут себя к гибели. Вскоре, на  племена напал мор и страшные болячки. Боги отвернулись от царского недруга.
 Когда на страну напал враг, склонись перед  ним. На каждое его злодеяние отвечай:»Да, господин».  Своим смирением ты приведёшь злодея в замешательство, станешь выше его духовно. А боги сами разберутся, кто виноват, кто- прав.
Один из шумерологов  трактует эту запись, как первый вариант Нагорной проповеди Христа. О непротивлении злу насилием. Если тебя ударили по правой щеке- подставь левую.
Во времена Ордынского владычества Церковь именно так и призывала относиться к завоевателям. Они- гнев, наказание господне. Как можно противиться  ЕГО  воле? Смирись, склонись, говори:» Да, господин». Мысли о сопротивлении возобладали тогда, когда у «гнева господня»  изрядно притупились клыки, да пообломились когти.
 Чем объяснить такую перекличку? Знаниями записей месопотамского владыки?
 Из шумерского Ура был «призван» Авраам- основатель трёх авраамических религий. Иудаизма, христианства, мусульманства. То есть, вся цивилизация Старого Света основана  на философии этих людей.   Из мест шумерско-  аккадской культуры  потомки Авраама ещё долго брали  себе жён.  Антропологи говорят, что именно женщины формируют «лицо» цивилизации. Они привозят с собой традиции, обычаи, приметы, взгляды, бытовые навыки, сказания,   искусство своей родины.
 Первое время жизни  ребёнка, навсегда оставляющее след в его душе, проходит рядом с матерью.  Роль  матери в еврейском обществе известна. Может быть,   то- дань старой- старой шумерской сказке? Между прочим, девочки в Месопотамии получали образование. Правда, «избирательных прав»  им, таки, не дали.
 А дальше появилось шумерское:» Человек- тень бога. Царь- отражение бога».    Что- то такое лектор сказал, что я поняла, как появление внутренних границ в древнем обществе. Мол:» Раньше храмы стояли на каждом углу, были , как и царская власть, в прямом доступе  для горожан.   Теперь вокруг храмов поднялись стены. Духовная  и светская власти оказались  отделены от народа».


То, что  написала- первое приближение к Месопотамии.
 Наверное, слишком самонадеянно было бы сразу найти здесь   истоки минойской цивилизации. Может быть, просуществуй Крит ещё какое- то время, внутренние стены появились бы и на острове. Минойцы имели мощный военный, не только торговый, флот. Были у них внешние конфликты. Эгейский Апокалипсис   остановил время, не дал тому обществу вступить в очередную фазу развития.   Может быть.

Хитренькое  отступление.  Такое  впечатление, что   греческие  полисы с их  вывернутой  демократией основаны теми, кто не принимал практику  перераспределения богатств- основу  патриархального  общества  Месопотамии.
Надо ещё уточнить, правильно я понимаю смысл этого действа? Если правильно, перед нами- два пути развития человеческих сообществ.