Протяни руку через боль

Татьяна Самань
Был поздний вечер, Валентина выглянула в окно и увидела, что Варвара с Елисеем все еще на улице. Соседний участок был как на ладони,…неухоженный, захламленный двор, покосившееся ветхое строение, больше похожее на сарай, нежели на жилое помещение. Старый колодец, да готовый в любую минуту, рухнуть пустой навес для дров – вот и все постройки участка.
Была Валя не раз и внутри дома - такого бардака, убогости и грязищи повсюду, не видела ни где раньше.
Хозяин дома, Павел, постоянно не работал, временные заработки пропивал вместе с женой, которая трудилась разнорабочей на местной птицефабрике. Елену не раз выгоняли с птичника за прогулы, но через пару месяцев брали обратно из-за нехватки рабочих рук.
Валентина не могла спокойно смотреть на то, как бесцельно молодая семья проживала свою жизнь - пьянки, ругань, скандалы были регулярны! Больше всего у женщины болела душа за детей - Елисей ученик второго класса, Вареньке шести лет,…что видели они хорошего за свою короткую жизнь в такой семье, у беспутных родителей!?

Постоянное недоедание, домашняя антисанитария -  просто диву даешься, разве возможно в таких условиях жить маленьким детям!? О каком воспитании и материнской любви тут говорить!
Валентина при любом удобном случае старалась хоть чем-то помочь ребятишкам, постоянно подкармливала их, угощала при случае вкусненьким. А иногда даже брала брата с сестренкой к себе ночевать (когда их родители были через чур пьяные и совсем забывали о детях), а в доме холодно и голодно.
У Валентины всегда наварено больше еды, чем могла съесть,…она с удовольствием кормила своих маленьких гостей.
А еще в те вечера, когда Елисей и Варвара ночевали в ее доме – добрая хозяйка всегда устраивала для ребятишек баню – натапливала хорошо кухню, ставила на пол большую ванну и мыла поочередно обоих. Одевала в приготовленную, заранее купленную домашнюю одежку, укладывала в свою пышную, мягкую постель и рассказывала сказки, которые малыши слушали, открыв рот.

После горячей «бани» они сладко спали, разметавшись по всей кровати, а Валентина любовалась красивыми розовощекими ангелочками, гладя их кудрявые головки.
Жалость и нежность к чужим детям переполняли душу одинокой сорокалетней женщины.
Валентина недолго была замужем, судьба ее не сложилась как-то сразу.  Рано умерла мать, (отца не знала совсем). Приходилось учиться трудностям жизни самостоятельно.
 Виктор жил на одной улице, и часто приходил помочь одинокой девчонке по соседству,…. однажды остался ночевать, ну а потом и совсем перебрался к соседке.
Была ли там любовь!? – большой вопрос,…просто выживать вдвоем легче, да еще почти сразу Валя забеременела -  обоюдно решили, что у ребенка должна быть полная семья.
Роды были тяжелые, да как раз в праздничный день,…..Валентина слышала недовольный шепот акушерки районного роддома, - Угораздило же ей рожать именно сегодня!.....И до врача в приемном покое не могут дозвониться….
Девочка появилась на свет очень слабенькая, за место крика был слышан какой то писк,...прожила крошка всего сутки. До сих пор Валя помнит, как ей сообщили о страшной новости.
Она только первый раз смогла подняться с постели, а тут такое - всем мамочкам в палату детишек привезли на кормление, а ей нет,….и на немой вопрос, сестричка прямо и сказала – А вам разве не сообщили, что дочь умерла!?
Валентина, потеряла сознание от таких слов, упала рядом с кроватью, а очнувшись уже в постели, закричала словно раненый зверь.
- А-а-а-а-а!!! – девушка стала биться головой об стену…- пришлось ее увозить в другую свободную палату, иначе молодые мамочки молоко могли потерять от страшных воплей.
Выписавшись из больницы, Валя будто онемела,….как тень ходила по дому, Виктора как будто не замечала, а тот жалеть ее не торопился, о ребенке особо не горевал,…наоборот, пустился в загул.
Однажды, обнаглел до того, что привел домой молоденькую агрономшу и повалил ее прямо на супружеское ложе, где, скрутившись калачиком, спала хозяйка. Валентина словно очнулась от долгого, долгого сна, смотрела на парочку огромными глазами, не понимая, что происходит.
Первая вскочила девчонка, и не дожидаясь скандала, бросилась бежать, Виктор чертыхнулся, глядя на жену недовольными взглядом, и вместо того, чтобы просить прощение – начал на нее орать….
Валентина молча поднялась и вышла из дома, пошла на летнюю кухню,…уснуть не смогла, чего только за ночь не передумала. Кое как промаявшись до утра, вернулась в комнату, где храпел пьяный муженек.
- Просыпайся!...Вставай говорю быстрее! – на удивление уверенно и с напором, (где только силы взялись) хозяйка вытолкала, ничего не соображающего Виктора с дома.
- Уходи! И больше никогда не возвращайся сюда! – собрав нехитрый скарб сожителя в рюкзак, Валентина выбросила его следом.
Прошло года три после несчастья, когда  девушка попыталась снова создать семью - на этот раз парень был не из местных. Бригада рабочих прокладывала новую дорогу мимо их птицефабрики, поселились рядом, у бабушки Насти. Вот одному хлопцу и приглянулась скромная тихая Валюша, подрядился он к ней сарайчик ремонтировать. Сумел понравиться молодой хозяйке своей сноровистостью и рукастостью. Кроме хозяйственной постройки во дворе, за лето успел залатать крышу дома, подновил крыльцо и один вырыл во дворе колодец.

Валя нарадоваться не могла на нового жениха. Алексей решил остаться в поселке, в ноябре сыграли веселую свадьбу, а к маю уже ждали пополнения в семье.
Да только не суждено было их сыночку родиться,….его папа оказался запойным алкоголиком, в феврале у него закончился срок кодировки. Леша не сумел сдержать себя - выпил навязанную ему мужиками, стопочку самогонки в честь дня рождения бригадира,…а потом уже и остановиться не мог.
Пьяный полностью поменял свой облик, стал неуправляемым и буйным,…крушил все на своем пути. Валентина пытаясь его усмирить, попалась, как говорится под «горячую руку», ничего не соображающий супруг начал вдруг избивать жену, которая была на седьмом месяце беременности. От очередного удара в голову Валентина упала на пол, и Алексей начал ее пинать куда ни попадя, стоны и мольба супруги его только подзадоривали, остановился не состоявшийся папаша лишь после того, как увидел жену бездыханную и распластанную на полу в луже крови.

Валю медики в течении месяца выходили, ребенка (сына) спасти не смогли. Мужа она простила, заявления в суд подавать не стала ( участковый настаивал на обратном), а вот жить дальше с Алексеем категорически отказалась, хотя тот стоял на коленях несколько дней подряд у кровати больной и с рыданиями просил прощения, обещал никогда больше не пить.
- За себя прощаю, а вот за ребеночка убиенного НИКОГДА не прощу!!!
Уехал Леша из села в неизвестном направлении, больше его там никто не видел. Валентина решила с тех пор судьбу не испытывать, мужиков старалась обходить стороной.
Не могла только женщина смириться с тем, что счастья материнства испытать ей не суждено.
Часто ходила на кладбище, где похоронен младенец-сынок, сидела у могилки и разговаривала с ним, как с живым,….отмечала дни рождения ребенка дома, представляя каким бы он сейчас был.
Любила Валентина украдкой разглядывать сельских мальчишек, (одногодков ее умершего ребенка) грустно думая о том, что и ее сынок вот так же бегал бы сейчас по улице и учился обязательно только на пятерки! Украдкой смахнув покатившуюся слезу, через силу старалась избавиться от назойливых мыслей о не сложившемся материнстве.
Понимала прекрасно, что нельзя зацикливаться в себе, надо жить дальше и смириться со своей судьбой. Чтобы хоть как-то скрасить свое одиночество, решила уйти с птицефабрики, (руки стали сильно болеть от тяжелого труда) пошла работать нянечкой в местный детский сад.
И как же она была рада, что могла общаться с детьми! Вместе с воспитательницей учила самых маленьких одеваться, ходить на горшок, самостоятельно кушать ложкой. А больше всего нравилось Вале рассказывать малышам сказки, когда те укладывались на «тихий час».  Детки всегда ждали эти минуты,…и даже самые капризные переставали плакать, открыв рот слушая истории про любимых героев. Засыпала малышовая группа у тети Вали очень быстро и дружно, а она могла два часа спокойно заниматься уборкой.
Работу в садике женщина очень любила, а уж детки и их родители добрую нянечку просто обожали.



2 часть.

С радостью бежала Валентина теперь на работу, она не была уже одинокой, ведь в яслях ее ждали ребятишки, которых она любила словно своих. Не давали лишь покоя мысли о неблагополучной соседской семье, где «пропадали» у нерадивых родителей Елисей и Варенька.
Она не раз пыталась стыдить и вразумлять горе родителей.
- Не образумитесь, не прекратите пить -  лишитесь детей! – кричала в отчаянье Валентина пьяным Елене и Павлу, когда те устраивали разборки прямо во дворе.
Никто ее особо не слушал, могли наоборот наорать и обозвать, за место благодарности, что соседка привечает и подкармливает их детей. Правда иногда в доме бывало затишье, хозяйка бегала с ведрами по воду, во дворе появлялись веревки со стиранным бельем, в комнатах и на кухне производилась уборка. Дети тоже помогали маме – трясли какие-то тряпки и половики, подметали пол. В доме делали что-то похожее на генеральную уборку….
Валя ждала, что сейчас прибегут ребятишки и будут просить денег в долг, самой Елене стыдно было приходить. Валентина не отказывала, знала, что не на водку берут, хозяйка вместе с детьми сразу шли в магазин за продуктами. К вечеру Елена топила баню, спать укладывались поздно.
А уже с утра с дверей неслись вкусные запахи пирогов, слышалась музыка и детский смех – это значит, дома сегодня праздник – папа Павел уехал на заработки, Елена в эти дни НЕ ПИЛА,
Значит все-аки могла себя контролировать! Счастливые брат с сестрой вместе с нарядной мамой выходили во двор и устраивали веселые игры в снежки (если это была зима) или танцы под магнитофон на улице летом. Елисейка обязательно приносил тете Вале пирожков, приговаривая радостно, что мама угощает.

Жаль что праздники такие бывали не часто и всегда кончались одинаково грустно,…с возвращением хозяина домой. Хорошо, когда тот отсутствовал хотя бы пару недель, (а бывало и через пару, тройку дней являлся обратно, если выгоняли опять же за пьянку) Лена за это время преображалась, приодетая и ухоженная «порхала» она по двору, что-то напевая, сытые и веселые дети радостно смеялись, играя с соседскими ребятишками на улице.
Как только Павел приезжал с вахты, гулянки и драки возобновлялись, заработанные деньги кончались быстро, хорошо если Вале успевали отдать долг. Ну а коли зарплату задерживали, то о своих «кровных» соседка могла забыть навсегда….Долг Валентина прощала, (бог с ним) а вот жалость к брошенным на произвол судьбы Елисею и Варюшке  – становилась все больше, и наоборот ненависть к горе-родителям росла!
Не раз ходила Валентина в сельсовет и на птицефабрику, просила руководителей предприятия и главу поселения посодействовать в неотложном вопросе, решить как то судьбу детей,…вызвать на разговор семейную пару, устроить им что-то вроде товарищеского суда,...припугнуть в конце концов лишением родительских прав!
Супругов Вороновых вызывали в кабинеты правления – устраивали хорошую проволочку, обещали забрать детей. Елена с Павлом сидели, понурив головы, будто провинившиеся подростки и слезно обещали исправиться.
И правда, на какое-то время в их доме было тихо, мама сама провожала утром Елисея до школы и попутно вела Варвару в детский сад. Вечером вся семья собиралась у телевизора, папа играл с ребятишками, пока мама готовила вкусный ужин. Вот только мир в доме поселялся ненадолго!
Павел был слишком зависим от алкоголя, долго не выдерживал, начинал пить втихаря от жены,…обман быстро обнаруживался и скандал развивался моментально. Опять драка, прощение супругов друг у друга, и пьянка продолжалась уже на пару. Круговорот событий повторялся многократно….
Валя видела летевшие с крыльца пустые бутылки вдогонку побитой Елене, представляла, как испуганные Елисей и Варя прятались под кроватью или в шкафу, ждали там, когда родители уснут, вылезали из убежища и ложились спать в одну холодную постель не раздеваясь,…так было теплее.
Валентина пыталась забирать детей к себе, если слышала их плач из дома, но агрессивный хозяин встречал ее с кулаками, не впуская дальше порога.
- Иди, иди к себе пока цела! Коль своих горлопанцев не завела к нашим не лезь, без тебя обойдемся.
- Что творите ироды?! Сейчас милицию вызову, если услышу еще крики! – в отчаянье кричала неравнодушная соседка.
- Все нормально тетя Валя, сейчас я Пашку успокою и детей уложу спать, -  захлопывая перед ее носом дверь, растрепанная Елена старалась хоть как-то уладить конфликт.
Во дом и правда наступало на какое-то время затишье, но Валентина все равно уходила домой с тяжелым сердцем.
У себя в спальне женщина долго не могла уснуть, думая о том, как же ей поступить? Понятно, что Елена с Павлом неисправимы и дальше станет только хуже, кто вырастет из этих детей, если они и дальше будут проживать в таких ужасных условиях,…о каком счастливом детстве тут может идти речь.
Ясно, что Варю с братом надо забирать из семьи, но как это правильно и безболезненно сделать для детей, она не знала,….добровольно Елена с Павлом их конечно не отдадут.
Засыпала Валентина беспокойным сном, так и не решив, что делать дальше.
Утром не выспавшийся Елисей, опаздывая в школу, быстро заводил сестренку в детсад, и бежал дальше. Валентина на этот случай всегда держала для него бутерброд с колбасой или котлетой, который вечно голодный мальчишка ел уже на ходу.
Очередное пьянство соседей, когда Валя увидела у маленького гостя синяки на ногах и руках, придали ей решительности и она отправилась в город. Обратилась в соц-защиту по правам ребенка, подробно описав в заявлении всю правду о жизни детей. 
Уже на следующий день к Вороновым приехала машина с представителями органов опеки. Когда они воочию увидели пьяных Павла с Еленой, и ужаснулись в каких условиях живут несовершеннолетние Елисей и Варвара –  сразу решили забрать детей из неблагополучной семьи в спец-приемник.
 А так, как их родители были в сильном подпитии, и как раз «отдыхали» то товарищам из опеки с помощью участкового не составило труда уговорить ребятишек прокатиться в город.
Валентина все время была рядом, она подписала нужные бумаги и поцеловав детей, проводила их до машины. Если Елисей садился в ведомственный УАЗИК без желания и с опаской, то Варенька с любопытством и радостью залезла к тете на заднее сиденье.
Валя очень надеялась, что ребятишкам будет в детском доме сытнее и теплее -  гораздо лучше, чем в холодном родном. Она пообещала детям приехать к ним с гостинцами проведать и посмотреть, как те устроились.
Когда машина скрылась за поворотом, Валентина с тревогой и опаской посмотрела на соседский дом, она догадывалась, что конфликта и разборок с Вороновыми ей не избежать.
Но то, что произошло на следующий день, она и представить не могла.

окончание следует.