3. О письме. Первый знак

Александр Черенков
Эти тысячелетия были потрачены не зря. Однако для качественного скачка потребовался древний художник. Он легко и, можно сказать, незаметно появился среди охотников-собирателей потому, что сам был таковым.

Для тренировок, ритуалов и передачи опыта молодёжи возникла потребность в фиксации зрительных образов. Так методом проб и ошибок (поверхность для фиксации, материал или способ, оставляющий след на поверхности, интеллектуальные усилия для сопоставления мысленного образа и результата) возникли изображения.

Но задолго до таких изображений доисторический художник оставил оттиск своей руки, как свидетельство своей личности. Так был создан ПЕРВЫЙ ОСОЗНАННЫЙ ЗНАК. Он, если говорить честно, вовсе не блистал оригинальностью. Этот отпечаток руки, как кажется поначалу, недалеко ушёл от следов животных. Однако здесь наблюдается принципиальное отличие этих явлений.  Животные оставляют следы бессознательно, как результат движения. Для древнего охотника-художника это был сознательный акт. Надо сказать, что им для начала всё и ограничилось.

В соответствии с природой сапиенса появилось множество подражателей. Они стали при малейшей возможности оставлять следы своего присутствия в виде отпечатка ладони (подобно тому, как в наши дни некоторые пишут: «Здесь был Вася».  Эти доисторические отпечатки ладоней изляпали все доступные в те времена пещеры, их находят во множестве).
 
*************
Часть стены пещеры Кастильо с древнейшими изображениями рук. Аналогичные изображения находятся и в других пещерах, в частности, из пещер Гаргас, Франция, и в Испании, в Верхних Пиренеях, Хорнос де ла Пинья, Пиндаль, Ла Пасьега и т.д … Автор просто не в силах перечислить все пещеры, где наши первобытные предки оставили отпечатки своих рук.
 
PS  Удивительно, что сейчас недавние исследования учёных подтвердили соображения автора на эту тему. Отпечатки рук из пещеры острова Сулавеси датируются временем в 40000 лет до нашей эры.

http://www.proza.ru/2019/10/16/1369