Мой долг

Владимир Лыгин
Мой долг или необычайные приключения французов в России.



 -Ты знаешь, наверное, я никогда так быстро на машине не ездил, - смеётся Сергей добродушной улыбкой большого и сильного человека.
 Он весь: от одежды до мозга костей - авиатор. Красивый, в ладно сидящем  на сильном теле авиационный комбинезоне. Спокойная, уверенная речь и энциклопедические по всем наукам знания. От аэродинамики по типам самолетов, до способов и методик применения авиации в боевых действиях.

 Мы сидим в уголке уютного кафе аэродромного комплекса «Первушино», пьем чай – в полетах перерыв. Прошло несколько месяцев с того июньского дня, когда все это произошло и, наконец, у нас обоих появилось немного свободного времени, чтобы вспомнить тот случай.
 -Был обычный, будний день, - рассказывает он.
 - Сижу, готовлю документацию к проведению Всероссийского слета любителей авиации, обзваниваю коллег, обсуждаю детали и вдруг сообщение из Москвы от Евгения Кабанова. Он координировал перелет по России группы из восемнадцати самолетов французских пилотов-любителей легкомоторной авиации. У одного из экипажей возникли серьезные проблемы с маслосистемой  и они приняли решение сесть в поле, не дожидаясь, когда от масляного голодания перегреется двигатель, ведь впереди Уральские горы.
 Посадка прошла вроде благополучно, группа пошла дальше в Екатеринбург, а вот что делать этим ребятам, чем им можно помочь – я должен был выяснить.
 Не прошло и получаса, а я уже примчался на аэродром, по пути соображая, что и как делать. Нияз, наш сторож, уже выкатил из ангара и заправлял под пробки самолет. Что полечу на «Саванне», я решил сразу. Этот аппарат и сядет везде, и взлетит с любой тропинки.
 Загрузил нож, топорик, дымовые шашки, небольшой запас еды и воды, набор инструментов, трекер, связался с Уфимскими диспетчерами и взлетел.
 Попутный ветерок помог -  через час я был уже над предполагаемым, согласно полученным координатам, местом.
  Делаю вираж.  Ничего и никого не вижу, а диспетчеры просят информацию!
 У них свои проблемы – Центр авиационного поиска и спасения в Самаре запрашивает – беспокоятся.
 И вдруг обнаруживаю у самой кромки большого поля самолетик, несколько человек вокруг, машину вдалеке на дороге.
 Снижаюсь, готовлюсь к посадке. Вроде все определил, рассчитал и на самом выравнивании, боковым зрением вижу воду в корнях травы. Поле-то в низинке! Чуть успел уйти на повторный.
 

 Эх, бедолаги! Как же французы сумели здесь примоститься. Их-то самолет потяжелее будет.
  А садиться надо. Вытер пот со лба, - Сергей смеется.
 -Это сейчас мне весело, а тогда от напряжения весь мокрый был.
 Решил садиться с промежуточными касаниями, оберегая переднюю стойку от зарывания в мягкий дерн.
  Получилось удачно, подрулил к французам.
 Сразу развернул свою карту, определил точные координаты. Мы находились в десяти километрах от наиболее крупного населенного пункта Куеда, что в Пермском крае, но в границах Татышлинского района республики Башкортостан.
  Самолет Jabiru 430, бортовой – FPMIT.
  Подходят два француза, оба не только озадаченны, но и растеряны.
 И тут я понимаю, в чем дело: их уже начали опрашивать представители спецслужб и МВД, - Минигулов громко хохочет.
 -Никто никого не понимает, поскольку иностранные пилоты знают хорошо только свой язык, как оказалось, а все остальные только русский, да и то с акцентом!
 Пришлось, да и за тем прилетел, брать ситуацию в свои руки: доложил в региональное управление Росавиации, созвонился с главой Нефтекамска, поскольку сразу решил, что прохудившийся маслорадиатор можно отремонтировать только на ближайшем аэродроме, а это именно Нефтекамск.  Там можно и гостиницу приличную найти, а на аэродроме есть отличный пилот и мастер на все руки Рамиль Сабитов.
 Познакомился с пилотом. Он назвался Жерар Сейнт Жюн.  "Товарисч" его Жан, а именно так его назвал, был вовсе не пилот, но помогал – активно отгонял комаров, пока мы снимали маслорадиатор.
 Пришлось торопиться, поскольку я решил заделать трещины, устранить течь, взять запас масла, привезти все обратно в поле, установить и до захода Солнца перегнать самолет в Нефтекамск, на аэродром для более тщательного ремонта.
  Оставили помощника Жана вместе с полицейскими охранять самолет, попросил прибывших представителей МЧС найти небольшой и легкий трактор, поскольку французский самолет придется вытаскивать на ближайшую дорогу – сам он с мокрого поля не взлетит.
  Надо отдать должное Рамилю Сабитову и его ребятам-мастерам. Они  уже ждали нас и за пару часов нашли повреждения, а их оказалось два, залудили все с аллюминиевым напылением.
 Взяли запас масла, вернулись к месту вынужденной посадки.
 На Жана было больно смотреть. Его лысая голова была уже красной от укусов, но он терпел, улыбался и все повторял, - Серж, все корошо!
 Минигулов отхлебнул остывающий чай.

  -И ведь все получилось! Уже темнело, когда мы поставили маслорадиатор на место, запустили и прогоняли на оборотах двигатель.
 Ты бы видел, как помогали нам вытаскивать самолет на ближайшую дорогу все, кто был там. Какое было желание помочь!
 Согласовали с Самарским Зональным центром управления полетами наш перелет.
 Командир Жерар немного побаивался. Не думаю, что ему приходилось попадать в подобные ситуации, но я взял помощника Жана к себе на самолет, показал, как и куда взлетать, чтобы не попасть в лесопосадку и снова удача была на нашей стороне. Жерар сумел взлететь и я пошел впереди, лидером, показывая путь на аэродром Нефтекамск.

 Жерар повеселел. Мы переговариваемся с ним в воздухе по радио. Жан тоже кивает головой – стандартную авиационную фразеологию на английском они оба знают.
 Ну, вот и Нефтекамск. Садимся почти в темноте, но тут уж проблем нет – бетонка с освещением.
 Минигулов выдыхает. Видно, что сейчас он волнуется. Хоть и прошло уже несколько месяцев, но пережитое не отпускает.
  Я думаю и тогда  все сделали именно так - выдохнули, ведь самое главное было сделано.
  У всех пилотов французской группы отлегло от сердца, ведь они уже приземлились в Екатеринбурге, спасатели не останутся в поле с комарами, авиационные власти страны, что не опозорились, а наоборот выручили иностранных коллег.
-Было уже заполночь, когда я определил французских летчиков в местную «Асторию» и пришел на ватных ногах в свою гостиницу, - продолжает Сергей.
 - Поставил план своего вылета на Уфу, утром, ведь дел по горло и отключился, едва прилег.
 Рано утром что-то толкнуло меня – пора!
 А на аэродроме Рамиль с друзьями уже готовили самолет гостей. Заправляли, прогревали двигатель, проверяли давление в системах – ответственные ребята!
 Хохочут. Говорят -  ночью приезжала машина с мигалками – искали французов.
  -Да ладно, - Минигулов улыбается.
 -У всех своя работа.
 Я улетел в Уфу, договорившись с Рамилем Сабитовым, что он поможет французам подготовиться и отправит их, куда подадут план полета, а через час с небольшим я был уже на своем аэродроме, готовился вылетать в Подмосковье, ведь там через несколько дней должно было начаться интересное событие – слет любителей авиации страны, где моя помощь тоже была очень нужна.
   Через несколько часов позвонил Рамиль и сказал, что французский экипаж созвонился с руководителем перелета, они договорились о месте встречи над Нефтекамском, поскольку вся группа вылетала по маршруту Екатеринбург – Самара.

 Я представил, как группа из семнадцати самолетов приняла в свою «стаю» еще одного и все они, сделав круг благодарности над красивым и гостеприимным городом, полетели дальше.
  Я не знаю, что могли испытывать в тот момент Жерар Сейнт Жюль и Жан Мишель, ведь им предстояло продолжить маршрут, начатый во Франции, в городке Кольмар, затем они посетили Дрезден – Каунас – Таллин – Псков – Санкт-Петербург – Москва – Казань – Екатеринбург – Самара – Волгоград – Сочи – Стамбул, далее Греция, Италия и, наконец, возвратиться во Францию.

 Думаю, что они запомнят не только просторы России и комаров, но и людей, всегда готовых прийти на помощь, разделить с ними последнюю канистру авиационного масла, вытащить, идя по колено в грязи, самолет с поля на твердую дорогу.

 -Ну, что пойдем, полетаем?  – Сергей натягивает перчатки.
 Он улыбается. Мне кажется, что ему стало чуть легче, выговорившись и он снова готов продолжать заниматься обучением, воспитанием и управлением огромным хозяйством аэродрома. Заниматься патриотическим воспитанием молодежи в республике, помогать другим авиаторам.
  Мне даже не хочется спрашивать, почему он это делает. Я предполагаю ответ:
  -Я был воспитан в хорошей военно-авиационной среде и это мой долг.

 Хорошо. Тогда мой долг попытаться рассказать о Сергее Георгиевиче Минигулове.


   На фото: С.Г. Минигулов
           На месте правого пилота Жерар Сейнт Жюн