Кто вы, мистер Дэвид Линч? , ч. 1

Вольфганг Браузер
 ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

   До 1989 года я вообще о нём ничего не слышал. Конец 80-х как раз совпал с бумом видеосалонов по всей стране, подобно цунами, на экраны хлынула западная кинопродукиця. Бал конечно же правила фантастика: «Звёздные войны», «Терминатор», «Назад в будущее», «Стар трек», «Чужой» и т. д. и т. п. Фильм под загадочным названием «Дюна» чётко укладывался в этот список, при просмотре складывалось впечатление, что смотришь ещё одну вариацию «звёздных войн». На режиссёра — Дэвида Линча особого внимания я не обратил, незнакомые имена забываются быстро, а вот список актёров был впечатляющим: Макс фон Сюдов, Сильвана Мангано, Стинг, Шон Янг, Юрген Прохнов. Состав на сколько звёздный, на столько же интернациональный. Кстати, в главной роли впервые появился театральный актёр Кайл Маклахлен (будущий агент Купер). Как потом выяснилось продюсером ленты была дочь самого Дино Де Лаурентиса, который в те годы работал в США. Бюджет постановки обошёлся в 47 миллионов долларов. Для 1984 года это были очень большие деньги. Столь же грандиозным был провал фильма в прокате, какое-то время это был главный суперпровал Голливуда. И это не смотря на то, что основой проекта был фантастический бестселлер Ф. Херберта, пользовавшийся большим успехом у американских читателей. Продолжительность ленты составляла 140 минут. Пытаясь как-то отбить потраченные средства, продюсеры решили выпустить в 1988 году телевизионный вариант с ещё большим хронометражем в 190 минут. В знак протеста режиссёр потребовал убрать свою фамилию из титров.
   Кому же продюсеры рискнули выделить такие средства для столь дорогостоящего проекта?
   Дэвид Линч в те годы был известен, как автор двух эстетских картин - «Голова-ластик» и «Человек-слон». Критик С. Кудрявцев почему-то называет их фантастическими, хотя как по мне, это типичный арт-хаус с элементами фильма-ужасов. Эстетика в этих картинах тоже была особого рода, но об этом в другой раз. Посмотреть их мне удалось гораздо позже, чем «Дюну» и из просмотра стало совершенно ясно, что Дэвид Линч не тот человек, который будет снимать коммерчески успешные звёздные саги. Даже в фантастической «Дюне» была видна какая-то увлечённость патологией и нежелание связно строить сюжет, логика повествования была странной. В общем, проявилось всё то, что в последствии станет визитной карточкой режиссёра-экспериментатора. Просто массовый зритель был к этому ещё не готов.

 ПОПЫТКА № 2

   Это произошло ещё до прихода Квентина Тарантино. В 1990 году фильм «Дикие сердцем» Дэвида Линча получает «Золотую пальмовую ветвь» в Канне. Режиссёр приобрёл известность в мировом масштабе. На первый взгляд лента Линча была типичным триллером в жанре «роуд-муви» из жизни беглецов на Среднем Западе Америки. Влюблённая пара (в ярком исполнении Лоры Дерн и Николаса Кэйджа) спасается от преследования убийц, пытаясь прорваться на автомобиле в Калифорнию. Таких сюжетов в американском кино было множество, но Линч сделал свою историю не только динамичной и визуально эффектной, но и подал своих героев настолько гротескно и вульгарно кричаще, что зрителей просто оторопь брала. Всё было через край, и эротические сцены, и жестокость, и мелодраматичность. Психически нормальные герои в фильме отсутствовали в принципе. Иногда по ходу просмотра появлялось ощущение, что смотришь эпатажную пародию на весь жанр в целом. Отдельного внимания заслуживал саундтрек фильма — от Штрауса до «хард-рока». В общем, автор достиг результата, жюри фестиваля оценило и зрители тоже. С этого момента началась настоящая «линчемания» и наш герой привлёк к себе более пристальное внимание. Несмотря на практически накрывшийся кинопрокат, фильмы Линча довольно оперативно попадали на экраны страны. Только были эти экраны телевизионными. И тут мне неожиданно представилась возможность попасть в начало истории, по ТВ показали два ранних фильма Линча - «Голова-ластик» (1976) и «Человек-слон» (1980).

(продолжение следует)