Часть 4. Северный ареал

Кузьма Калабашкин
Продолжение. Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2017/10/29/911


- Мои родители дали мне пошлое имя Федор, а я переменил его и называюсь теперь красивым заграничным именем Альфред.
- Какой вы нудный, Альфред Терентьевич. [28]

Значительную часть современной Германии некогда заселяли люди славянского языка (на картах Германии: от Одера до Рейна, а на юге, включая Баварию и Австрию [29] - МНОГИЕ ТЫСЯЧИ славянских географических названий, хотя и искаженных тевтонским произношением).
К сегодняшнему дню от славян Германии осталась лишь небольшая группа лужичан (сорбов, лужицких сербов) [30],  - тех людей, кто ещё идентифицирует себя со своими предками, - людей, говорящих еще до сих пор по славянски [31].
Эти люди – живут на СВОЕЙ земле.
Они жили на этой земле еще две тысячи (а, может быть, - и более) лет назад.

В IX в., к которому историческая традиция относит образование русского государства,  южный берег Балтийского моря занимали три больших племенных объединения славян:

1. У нижнего течения Лабы-Эльбы, - союз БОДРИЧЕЙ или ОБОДРИТОВ (племена вагров, полабов, СМОЛИНЦЕВ[32], глинян, древан). 
Среди ободритских городов нам известны: Вилиград (который источники обычно именуют Миклинбург или Рерик), Зверин (Шверин), Виссемир (Висмар), Росток, центр племени вагров Ольденбург (буквальный перевод – Старый Город [33]), а также центры полабов - Ратибор и Любица (Ратцебург и Любек в Шлезвиг-Гольштейне).
Кстати, из полабских славян, дольше всех, вплоть до XVIII в., славянскую самобытность сохраняли древане, жившие к югу от Гамбурга.  Эту область и сейчас немцы называют Draеhven.

2. Далее к востоку южно-балтийского региона, на нижнем Одере, - союз ЛЮТИЧЕЙ или ВЕЛЕТОВ (запеняне-черезпеняне, ротари, доленцы, хижане). Центр запенян, т.е. живущих за рекой Пена (Peene), между прочим, назывался Гучков (Gutzkow).
В земле ротарей, где-то в районе Доленского озера (Tollenzee) располагался город Ридегост (впоследствии Ретра) с крайне популярным оракулом, к которому предпринимали путешествия славяне со всех языческих  земель до того, как в 1121 году Ретру сожгли тевтоны.

На островах Одерского залива: Узноим, Волин и Руян (Рюген) также жили лютичи. Среди них особой  известностью морскими разбоями и «преданностью идолам» пользовались жители Рюгена (руяне, они же раны, руны, реинги и рутены). 
После разрушения Ретры, именно руянский храм «Свентовита» стал основным святилищем всего языческого славянства.

На острове Волин находился торгово-ремесленный центр Винета, в котором, кроме славян, жило много греков, саксов и скандинавов. Многие исследователи отождествляют Винету с упоминаемой в латиноязычных источниках Юмнетой (Юмной), а также с Йомсбургом, базой пиратов-викингов (этаким средневековым Порт-Ройялом в земле венедов), о котором мы знаем из саг.

Хронист Адам Бременский (XI в.) пишет об этом городе следующее:

«В ее устье (реки Одер), где она впадает в Скифские болота (Scytice paludes), расположен знаменитейший город Юмна (Iumne), весьма многолюдная гавань варваров и греков (Greci), обитающих вокруг. Об этом славном городе ходит множество невероятных рассказов, поэтому я счел уместным включить кое-что, достойное упоминания. Это, безусловно, самый большой город во всей Европе, населяют его славяне вместе с другими народами, греками и варварами. Равным правом на жительство обладают и приезжающие саксы, если только они не выказывают там всенародно христианства. Дело в том, что все они до сих пор пребывают в заблуждении язычества, хотя в остальном не найти народа более честного, добросердечного и гостеприимного. Нет такой диковинки или предмета роскоши, которых не нашлось бы в этом городе, куда в избытке стекаются товары из всех северных стран . . .» [34];

3.  Между нижним течением Одера и Вислой – союз ПОМОРЯН с центром в Стентине (Щецин-Штеттин) и городами Гданьск-Данциг, Колобрег-Кольберг и др. [35]

Различные племена, проживавшие к востоку от Вислы, видимо, славянского и летто-литовского, а, может быть, и смешанного происхождения, - источники именуют пруссами.
Регион, населенный этими «пруссами», соответственно, именуется ими Пруссией или Боруссией (в различных тевтонских диалектах звонкое «Б»  свободно заменяется на глухое «П», например, «Burg» на «Purg») [36].

Еще М.В.Ломоносов, в связи с тем, что «имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано»[37] - связывал летописную «русь» со  славянами южной Балтики: «...Варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии . . .»[38].
Действительно, в скандинавских источниках какие либо данные, подтверждающие  скандинавское происхождение «Руси», - полностью отсутствуют.

Более того, антропологическое обследование современного населения русского северо-запада (1976 г.), выявило его принадлежность к западнобалтскому антропологическому типу, который «наиболее распространен у населения южного побережья Балтийского моря и островов - от Шлезвиг-Гольштейна до Восточной Прибалтики» [39]
«. . . Данные свидетельствуют о том, что славяне, осевшие в Ильменском регионе, имеют не днепровское, а западное происхождение» [40]

Похоже, что в раннем средневековье имело место массовое переселение балтийских славян на северо-запад будущего русского государства. Что, собственно, не слишком удивительно, если вспомнить, что именно тогда начался тевтонский Drang nach Osten.

Не здесь ли находится разгадка странного замечания летописца о том, что «Новугородьци ти суть людье ноугородстии от рода варяжьска преже бо беша словени»?

(На мой взгляд, здесь важно отметить, что натиск тевтонов на балтийских славян проходил отнюдь не под какими-то расовыми или национальными лозунгами, а исключительно в форме приведения язычников к «истинной вере»). 

Согласно Повести Временных Лет, после разных историй, связанных с  борьбой за киевский стол, в лето 6488 (978) «. . . нача княжити Володимиръ въ Киеве одинъ  и постави кумиры на холъму  вне двора теремного Перуна деревяна а голова его серебряна а оусъ золот и Хоръса  и Дажьбога и Стрибога и Семарьгла и Мокошь и жряху имъ»

Князь Владимир, которого некоторые называют норманнским «викингом Вальдимаром», начав княжить в Киеве, похоже установил там изображение  рюгенского бога, которого, по словам саги о Кнютлингах, «звали Тьярнаглови (Триглав? Черноглав?), он был их (т.е. жителей славянского острова Руян-Рюген) богом победы и ходил с ними в боевые походы; у него были усы из серебра»[41]

С усами здесь, конечно, немного напутано: у владимирова Перуна были золотые усы на серебряной голове, а у рюгенского «Тьярнаглови»  всего лишь серебряные усы.
Но, напутано в меру, - допустимую для разноязычных и путаных источников.
А может быть, и не напутано.
Может быть, Владимир Святославич украсил идола в традициях своих западнославянских предков, только более богато?
Как бы то ни было, но «норманнский конунг Вальдимар», наплевав на Одина и Тора, поставил вместе с Перуном и Хорса, и Дажбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь.
Да еще и «жряху им» (т.е. приносил жертвы).

Описывая внешность отца Владимира, знаменитого князя Святослава, византийский историк Лев Диакон (Х в.) пишет:
 
«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой» [42]

Замечательно то, что этот «конунг» не только носит славянское имя, но судя по описанию Льва Диакона, и по внешности ничем не напоминает «благородного скандинавского викинга».
За исключением разве того, что он «сидел на веслах и греб вместе с приближенными».

Значит ли это, что среди воинов Святослава не было скандинавов-тевтонов? Не уверен.

Вот что сообщает тот же Лев Диакон, рассказывая о разведчиках, посланных императором Иоанном Цимисхием к «тавроскифам» Святослава:
 
«Было также предписано посылать по бивуакам и (занятым) врагами областям переодетых в скифское платье, ВЛАДЕЮЩИХ ОБОИМИ ЯЗЫКАМИ людей, чтобы они узнавали о намерениях неприятеля и сообщали о них затем императору». [43]

Что это за языки Лев Диакон не сообщает.
Какими ОБОИМИ языками должны были владеть византийские лазутчики? Один язык, - видимо славянский, а вот второй?
Греческий? Или тот тевтонский язык, на котором Константин Багрянородный приводит «росские» названия днепровских порогов? (см. предыдущую часть: http://www.proza.ru/2017/10/29/911).

Собственно, в том, что войска русских князей были разноплеменными никакой тайны нет:  еще  дружину Олега составляли словене, варяги, чудь и проч.
В войсках преемников Олега были степные племена: «черные клобуки», позднее – половцы. 

Однако ж, меня больше занимает другое.
При чтении источников, трудно (мне, по крайней мере) избавиться от ощущения, что северная и южная Балтика, – в языческие а, отчасти, и в раннехристианские времена, -  представляли собой какой-то единый «северный культурный ареал», достаточно органично включающий в себя различные этнические компоненты.

Скандинавы с севера Балтики,  венеды и эсты с южного берега свободно перемещаются по всему Балтийскому региону (и далее – по Северному морю, вплоть до саксонской Англии и земель франков). Они торгуют, грабят чужие земли, но также и оседают в этих землях без каких либо серьезных проблем.

Заметная инфильтрация скандинавов отмечена у ободритов и в Пруссии, они оседают на Руси, в землях финнов и эстов.
Везде скандинавы быстро ассимилируются и перенимают местные языки, но также и привносят некоторые элементы своей культуры.
Именно у бодричей в IX веке впервые появляется титул «князь» [44], являющийся, скорее всего, славянской калькой с «конунг» - название вождя на северном языке. (http://www.proza.ru/2017/10/19/1218)
Спасаясь от натиска христиан-саксов, часть ободритов переселяется не куда-нибудь, а в (языческую тогда) Данию, поскольку датские и венедские правящие роды тесно связаны между собой. 

Адам Бременский пишет о брачных союзах в регионе (правда, в более позднее время):
 
«Олаф был христианнейший король свеонов, он взял в жены из ободритов славянскую девушку по имени Естред. От нее родились сын Яков и дочь Инград, которую святой король Руссии Герцлеф (видимо, здесь имеется в виду Ярослав Владимирович) взял в супруги.
Кнут  дал сыну короля Руссии свою сестру Эстред в супруги.
Харальд, вернувшись из Греции, взял в жены дочь короля Русии Герцлефа; другую взял Андрей король унгров, от которой родился Салемон; король франков Генрих взял третью, которая родила ему Филиппа» [45].

Кстати, тот же Адам Бременский отмечает совершенно неизвестные доселе (для меня) факты:

О свеях: «После того, как оба Эрика  погибли в битве, Хальстейн, сын короля Стенкеля, был поднят на царство. Когда его вскоре изгнали, был призван из Руси Анундер»

Об англичанах:  «Брат (англо-саксонского короля) Этельреда Эдмунд, воинственный муж, был отравлен ядом в угоду победителю; его сыновья были осуждены на изгнание и ушли на Русь»[46]

Кто такой Анундер, которого свеи призвали на правление из Руси? Как его имя на славянском? Как звали на Руси сыновей Эдмунда? Бог весть.

 «Харальд правил в Дании 50 лет. Его сын Свен  во время битвы нанес ему рану и, раненого, изгнал из королевства. Харальд бежал в Склавию (т.е. в земли славян)  и там умер изгнанником» - отмечается в «Роскилльской хронике» [47]
 
«Анналы королевства франков» под 798 годом сообщают, что во время правления Карла Великого,  произошло сражение при Борнховеде (Шлезвиг-Гольштейн), где франки, под предводительством императорского легата Эбуриса, и союзные с ними ободриты, под командой князя Дражко (dux Thrasucon), разбили неких саксов:

«Quibus acceptis rex graviter commotus congregato exercitu in loco cui Mimdah nomen super Wisarum castra posuit atque in foedifragos ac desertores arma corripuit et ultor necis legatorum suorum, quicquid Saxsonae inter Albam ac Wisarum interiacet, totum ferro et NORDLIUDI contra Thrasuconem ducem Abodritorum et Eburisum legatum nostrum conmisso proelio acie victim sunt»[48].

Согласно источнику разбитые саксы называли себя «НордЛюди». Т.е. это племя в своем названии соединило тевтонское NORD и славянское ЛЮДИ.
Очень любопытно, nicht wahr?

Какие же выводы из всего вышенаписанного аж в четырех частях?
А вот о выводах – поговорим в последней, пятой части данного опуса.


--------
[28] Кто не догадался – это эпиграф. Источник: Музыкальная история. Ленфильм. 1940г. Аффтор неравнодушен к советским фильмам 30-х – 50-х годов.
[29] Чезаре Ломброзо отмечает славянское происхождение населения региона Венето на севере Италии. Ломброзо Ч. Преступление. М.: Спарк, 1994. – стр.33
[30] Около 60 тыс. человек.
[31] Особые заслуги в изучении языка славян Германии принадлежат знаменитому ученому и философу Готфриду Вильгельму Лейбницу, русскому слависту и собирателю онежских былин  Александру Федоровичу Гильфердингу, а также немецкому лингвисту Августу Шлейхеру. 
[32] Между прочим, курганные захоронения знаменитого городища Гнездово (около русского СМОЛЕНСКА, на берегу Днепра)  -  норманисты приписывают «скандинавским викингам»
[33] Сравните: «Новый город», Новгород –  на Руси, согласно воззрениям норманистов, основанный «скандинавскими викингами».
[34] Адам Бременский. Деяния гамбургских архиепископов.  http://www.vostlit.info/Texts/rus/adam_br_5/frametext1.htm
[35] Остатками поморян, которые проживают сейчас на территории современной Польши, вроде бы, считаются кашубы. Пожалуй, самый известный на сегодня кашуб – Дональд Туск.
[36] Если ПОволжье, - это земли около Волги, то и БОруссия (ПОруссия) – это земли около Руссии. Поправьте меня, лингвисты, ежели чего.
[37] Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т.6, М.,Л.: 1952. – стр. 33
[38] Там же
[39] Русское население Псковского обозерья//Полевые обследования Института этнографии. М., 1979, - стр. 187-188
[40] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М.: 1995, стр. - 245.
[41] Сага о Кнютлингах. https://norse.ulver.com/src/konung/knytlinga/ru.html#_ftn34
[42] Лев Диакон. История. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Diakon_L/frametext9.htm. Автор называет войско Святослава то росами, то скифами или тавроскифами.
[43] Там же. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Diakon_L/frametext6.htm
[44] Державин Н.С. Славяне в древности. М.: 1945, - стр.30
[45] Адам Бременский. Деяния гамбургских архиепископов.  http://www.vostlit.info/Texts/rus/adam_br_2/frametext.htm
[46] Там же
[47] Роскилльская хроника. http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Fabricius/frametext.htm
[48] Annales Regni Francorum. https://archive.org/details/annalesregnifran00anna

------
 
Продолжение: http://www.proza.ru/2018/02/06/1527