Лорд Байрон

Николай Векшин
Имя Джорджа Гордона Байрона (1788-1824) ассоциируется у широкой публики с великим английским поэтом, философом гордого духа, мощным интеллектуалом, рыцарем без страха и упрёка, великолепным спортсменом, покорителем женских сердец, свободолюбивым политическим деятелем и бесстрашным революционером. В восторге от этой персоны были Пушкин, Лермонтов и многие другие байронисты.

Романтизация Байрона произошла по ряду причин. Во-первых, его звания лорд и пэр звучали внушительно. Во-вторых, читатели стали отождествлять автора с его «героическими» литературными героями (Чайльд-Гарольд, Дон Жуан и др.). В-третьих, многие считали его богачом-альтруистом. В-четвёртых, ряд известных поэтов и писателей (Шелли и другие близкие друзья) очень пылко его хвалили. В-пятых, консервативные английские политики якобы помешали его карьере. В-шестых, он, как думали многие, тратил свои собственные деньги на поддержку демократических и национально-освободительных движений. И, наконец, в-седьмых, он, как все были уверены, героически погиб, защищая свободолюбивую Грецию от турецкого ига.
 
Увы, реальный Байрон кардинально отличается от своего светлого образа. Если руководствоваться не восторженными отзывами почитателей и байроновскими литературными персонажами, а достоверными сведениями и фактами, то выглядит сей лорд весьма неприглядно (сведения и факты можно извлечь, например, из [1-6]).

Его фамилия была не Байрон, а Бирон (Byron). В России фамилия Бирон была слишком непопулярной. Байрон звучало благородней.

Байрон хромал не из-за дуэлей или войн, а просто родился хромым, так как беременная мамаша туго перетягивалась корсетом. Он вообще никогда не дрался на дуэли и не воевал.

Над своей матушкой взрослеющий ребёнок часто насмешничал, поскольку она была, как все видели, редкостная дура [2]. Однажды при ссоре с ней он схватился за нож, а потом оправдывался, что у него силой отняли этот нож, которым он якобы хотел заколоть себя.

При малейших проблемах он впадал в истерику. Например, десятилетним влюбился в свою кузину, а спустя несколько лет, услыхав о её помолвке, впал в истерический припадок.

В гимназии учился плохо. В Кембриджском университете занимался не учёбой, а плаванием, верховой ездой, пьянством, играл в карты, влезал в долги. Считается [1], что он ещё боксировал. Это, скорее всего, миф. Ведь он был не только хромой, но (до 20 лет) очень толстый и рыхлый [2] Если перевести футы с дюймами в сантиметры, а фунты в килограммы, то получается, что его вес составлял около 110 кг при росте 170 см. Свою сильную склонность к полноте он в течение жизни несколько раз преодолевал жесткими диетами.

Многие отмечали в молодом Байроне броскую красоту, которая была какой-то женственной. И психологически он был женственным - мягким, нежным, легко подчиняющимся, ведОмым. У него был женоподобный голос [2].

В 1809 году Байрон посетил Португалию, Испанию, Албанию, Грецию и Турцию, причём, ничего героического или хотя бы спортивного не совершил. Но гордо хвалился своими «приключениями», в частности, тем, что переплыл пролив Дарданеллы. Жаль, свидетелей сего подвига не было.

Вскоре он опубликовал первые песни о Чайльд-Гарольде, которые имели в Англии баснословный успех. Публика падкая до скандалов, с энтузиазмом обсуждала фривольную, вольнодумную и анти-английскую поэму.

Поэму он посвятил ребенку - девочке:  «Тебя я старше вдвое». В 1812 году Байрону было 24 года, девочке – 12. Герой поэмы – развратник и циник, весь в автора.
 
Поэма пропитана патетикой, мелодраматизмом и нытьём вперемешку с пафосом, морализованием и философствованием. 

Такие слова как «слёзы» и «плач» встречаются дюже часто, например, с восьмого по тринадцатый катрен - аж двенадцать раз!

               «И плачет ангел там, где сатана смеется»...

               «Хранит прощальных слёз неизгладимый след»…

И т.д. и т.п. – сплошные слёзы, стенания, тоска, мировая скорбь и куча прочих мелодраматических соплей.

От восхищения девочкой поэт переключается на восхищение мальчиком, не забывая о слезах:
               
                "Мой паж, дурные мысли прочь,
                Разлуки минет срок!
                Я сам бы плакал в эту ночь,
                Когда б я плакать мог»…
            
Далее идёт многословное занудное описание разнообразных красивых мест, пейзажей, горных круч, мирных тружеников на склонах, сопровождаемое легендами о рыцарях, блудницах и т.д.

Потом начинается антивоенная тема, причём, звучащая вполне убедительно:

                «Всем будет рада Мать-земля сырая.
                И шествует Война, трофеи собирая»…

               «Сошлись они, чтоб кровь пролить свою,
                Дать жирный тук полям и пищу воронью»…

Здесь Байрон справедливо осуждает войну и тех, кто её развязывает:

                «О, бред! Орудья алчности кровавой -
                Их тысячи тиран бросает в прах,
                Свой воздвигая трон на черепах»…

Да, в поэме встречаются сильные строки. Однако патетики всё же многовато, причём, некоторые слова неумело повторяются:

                «Ужель вам смерть судьба определила,
                О юноши, Испании сыны!
                Ужель одно: покорность иль могила,
                Тирана смерть иль гибель всей страны?»
               
Затем следует резвый переход к мелодраматическим любовным утехам:

             «Амур отметил пальчиком своим
             Ей подбородок нежный и чеканный,
             И поцелуй, что свил гнездо над ним,
             С горячих губ готов слететь нежданный».

От подобных катренов кого-то может просто стошнить, а кто-то, наоборот, начнёт ахать и восхищаться. Это дело вкуса.

Публика сразу поняла, что прообразом скучающего супер-героя является сам автор. Байрон пытался было глупо протестовать, но не слишком активно.

По своим политическим взглядам Байрон якобы был луддитом [1]. Его речь в палате лордов в феврале 1812 года действительно произвела сенсационный эффект: пэр защищает каких-то рабочих, ломающих станки! Однако это была всего лишь одна-единственная  речь. Никакого продолжения в этом направлении не последовало. Байрон не был ни участником луддитских протестов, ни сильным политиком с программой.

В октябре 1812 года он сделал предложение Анне Изабелле Милбенк, дочери богатого баронета. Это, чтобы, женившись на богачке, поправить своё бедственное материальное положение [2]. Никакой любви не было в помине. Получив отказ, он через два года повторил попытку, и Аннабелла всё-таки согласилась. Он признался своей тётке, что готов был жениться на любой [1].

Родив ребёнка, Аннабелла сбежала от мужа. В 1816 году состоялся развод. Аннабелла мотивировала разрыв тем, что муж оказался сумасшедшим. Она изложила факты доктору Лешингтону, который подтвердил, что Байрон не вполне нормален [1,2]. Некоторые считают, что причины развода «остались загадочными», а некоторые – что якобы «люди не сошлись характерами» [1]. Но нужно обратить внимание на то, что вряд ли случайно в это время ходили упорные слухи о бисексуальной ориентации поэта, а также о его инцесте со своей сестрой Августой…

В ноябре 1816 года Байрон переехал в Венецию, где, «по утверждению недоброжелателей» [1], вёл самую развратную жизнь. Увы, так и было [2].

В июне 1817 года он написал четвёртую песнь «Чайльд-Гарольда» и др., в сентябре 1818 — первую песнь «Дон-Жуана», в октябре 1818 — «Мазепу», в декабре 1818 — вторую песнь «Дон-Жуана и т.д. Эти и последующие годы он жил в Италии, не стремясь вернуться на родину.

Никто Байрона из Англии на самом-то деле не изгонял. Было несколько причин его «добровольного изгнания». Во-первых, благодаря своим сексуальным извращениям и скандалам, он стал в высшем свете персоной нон-грата. Во-вторых, на родине его осаждали кредиторы, ибо он жил на широкую ногу, не по средствам, весь в долгах (к 20-ти годам долг составлял аж 5 тысяч фунтов стерлингов). В-третьих, в Италии - бедной стране - он мог позволить себе за гроши нанимать служанок, слуг, а также мальчиков и девочек…

Байрон был не только бисексуал, но также педофил. Это, как говорится, медицинский факт [2-6]. Каким-то оправданием может быть то, что его самого растлили в детстве [2]. Опубликованные дневники поэта раскрыли картину его чрезвычайно разнообразной половой жизни. Так, городок Фалмут он описывал как «прелестное место», предлагающее «многочисленные и разнообразные половые отношения»: «Нас окружают Гиацинты и другие цветы самого ароматного свойства, и я намерен собрать нарядный букет. Один образец я даже возьму с собой». Этим образцом оказался юный красавец Роберт Раштон, который «был у Байрона пажом, как Гиацинт у Аполлона» [4]. В Афинах поэту приглянулся новый фаворит - 15-летний Николо Жиро. Турецкие бани Байрон описывал как «мраморный рай шербета и содомии».

Этот сексуальный маньяк за свою короткую жизнь имел не менее 200 партнёров разного пола и возраста. Поэтому в 30 лет он выглядел на 40 [2]. От былого красавчика остался пшик.

У Байрона была совершенно немужская привычка постоянно перекладывать свою вину на других людей. И он был абсолютно беспардонным. Например, в апреле 1819 года он встретился с графиней Гвиччиоли, и они якобы влюбились друг в друга. Графиня была замужем, но Байрона это не смущало. Он стал жить с супругами под одной крышей, в их доме…

Затем он написал множество произведений, включая «Дон-Жуана». В это время вспыхнуло греческое восстание. Байрон, бросив графиню, бросившую мужа, отправился туда.

После переговоров с комитетом филэллинов, пообещавшим компенсировать ему все затраты [2], он купил бриг, припасы, оружие и снарядил 500 солдат, с которыми 14 июля 1823 года отплыл. При этом Байрон распорядился о продаже всего своего имущества в Англии, а деньги якобы отдал на дело греческого повстанческого движения [1]. Да, имущество было продано, но - чтобы расплатиться с кредиторами, иначе лорду грозили суд и тюрьма. Полученные деньги он частично отдал кредиторам, а частично оставил у себя, ибо не хотел вновь стать бедным [2]. Он вообще был сильно скуп. В течение многих лет он не отдавал деньги своим поставщикам, портным и слугам.

Греческие повстанцы получали от него лишь небольшие суммы, да и то после сильного нажима, вплоть до угрозы физической расправы [2]. Иногда утверждают, что «большое значение в борьбе за свободу Греции имел талант Байрона в объединении несогласованных группировок греческих повстанцев» [1]. Это полная чушь. Байрон не обладал никакими талантами вождя или хотя бы руководителя. Он сам себя частенько называл «диванным жителем». В характере Байрона было откладывать всё на потом, ожидая, что всё как-нибудь само собой разрешится [2].

В Греции он безвылазно сидел в городке Месолонгионе и боялся высунуть нос куда-либо ещё [2]. Там он заболел лихорадкой [1], на фоне которой случился эпилептический припадок [2]. 19 апреля 1824 года, на 37-м году жизни, он скончался.

Таким образом, венценосный образ великого лорда Байрона, описанный в множестве публикаций, это преимущественно миф. В Англии про Байрона и его поэзию довольно быстро забыли [1,2].

Литература

1. Википедия. Байрон.
2. Филлис Гросскурт «Байрон. Падший ангел». Феникс, Ростов-на Дону, 1998.
3. Jonathan David Gross «Byron: The Erotic Liberal». Rowman, 2001. 
4. Вайль П. «Босфорское время». Иностранная литература, № 2, 1998.
5. Моруа А. «Байрон». М.: Мол. гвардия , 2000. 
6. Кургинян М.С. «Джордж Байрон: Критико-биографический очерк». М., 1958.