VI. Гл-3. Немецкие впечатления

Геннадий Чергизов
 *** VI. Военный пенсионер *** 
               
      Наконец приехали в Хомбург. Это небольшой город, по нашим меркам – районный центр. Здесь нас встретили мама с сестрой. У сестры небольшая слегка потрёпанная машина Форд-Фиеста, на которой мы и двинулись на квартиру мамы в небольшом селении Грис. Ехать километров 20, в принципе едем по сельской местности, вокруг леса чередуются с полями, населённые пункты встречаются через два, три километра. Вообще-то это сёла, но язык не поворачивается их так называть. Настолько они чистенькие, аккуратные, не видно, так привычной нам, сельской разухабистости, беспорядка в расположении построек, покосившихся заборов и всевозможных куч хлама. Да и животных, там и сям привязанных или пасущихся, что-то не видно. Иногда, за редкими изгородями пасутся тучные коровы или единичные лошади. И никаких огородов у домов. Просто тянутся вдоль аккуратной асфальтной дороги не менее аккуратные одно и двухэтажные домики. Эти населённые пункты за пределами городов так и называются по-немецки «Орт», что переводится на русский язык как «место, местечко».
 
     Едем мы по сельской, так сказать, дороге, но она вся идеально ровная, без ям и ухабин и уж тем более без грязи и луж. Как-то всё это непривычно. Движение довольно редкое, кроме легковых авто, попадаются рейсовые автобусы, большие и почти пустые. Как я убедился позже, ходят они строго по расписанию – если написано на табличке время отправления автобуса в 13.37, то он и отправляется в 13.37. Что, согласитесь, тоже непривычно.

     Вот, наконец, мы приехали. Весь Грис, это полторы улицы одно и двухэтажных домов, совсем не сельского вида. Мама живёт в двухкомнатной квартире на первом этаже крепкого каменного двухэтажного дома. Живёт она здесь уже больше года, после того, как приехала в Германию на ПМЖ (Постоянное Место Жительства) по Программе приёма в Германию этнических немцев из Советского Союза как «поздних переселенцев» (шпэтаусзидлеров). Мама получает пенсию, ей засчитали её «советский» трудовой стаж, квартиру оплачивает социальная служба. Сестра после нескольких месяцев языковых курсов и курсов, так сказать, адаптации к Германии, работает в небольшом проектном бюро по специальности, которую она получила в городе Фрунзе в строительном техникуме. Живёт в соседнем «селе», снимает там квартиру. Оплачивает квартиру сама, ей на это хватает её зарплаты.  Мамина квартира никак не похожа на сельское жилище, по нашим понятиям это хорошая благоустроенная городская квартира с газовой колонкой, которая греет воду и обеспечивает отопление квартиры.

      Вообще в Германии жильё в городе и «не в городе» абсолютно ничем не отличается. Расположившись в квартире и устроившись за столом, мы наконец могли расслабиться от постоянно сопровождавшего нас состояния нервозности от самого перемещения «за границу». Но непреходящее чувство новизны, окружающей нас действительности, сопровождало нас ещё долго. Всё было не так и не такое – автомобили, предметы вокруг нас, еда, - даже запахи. В первые дни нахождения в Германия просто глаза разбегались, глядя на всё вокруг, особенно «грузили» голову магазины.

     В ближайшем крупном городе Кайзерслаутерне обычные для Германии, недорогие продуктовые магазины типа «Альди», «Пени Маркт» удивляли своим изобилием и их посещение больше похоже было на посещение музея. Столько разнообразных продуктов, и знакомых и совершенно неизвестных, все в яркой красивой упаковке. Витрины ярко и зазывающе подсвечены. А что говорить о больших супермаркетах, в которых было такое количество разных отделов и самых разнообразных продуктов и товаров, о существовании многих из которых мы просто и не подозревали, что за один день невозможно было всё это даже бегло осмотреть.

      Постоянно сталкиваемся с немецким «орднунгом», то есть, – «порядком». Везде чистота, всё ухожено, никто не мусорит, все очень дисциплинированы и выполняют все «правила поведения». Но однажды увидел удивительную картину – возле одного супермаркета по всей автостоянке там и сям стоят в беспорядке магазинные тележки. Обычно они стоят аккуратными рядами возле входа. Выясняется, что в этом магазине, в отличие от других, не надо помещать монету в тележку, чтобы отцепить её от других тележек и после пользования тележкой забрать монету. Поэтому нет необходимости ставить тележку в ряд других. Вот и весь «орднунг» - должен быть стимул…

     Удивляли стеклянные автобусные остановки, чистые и освещённые бензозаправки без луж солярки. На заправке было вообще за гранью понимания то, что сначала ты заправляешь бак, а только потом идёшь платить. Поездка по автобану вообще воспринималась, примерно, как полёт в космос – широкая, двух и трёх рядная дорога в одном направлении, идеально гладкий асфальт, встречный поток шумит за разделительным забором, никаких пересечении и перекрёстков, яркая понятная разметка, крупные, повторяющиеся знаки, хорошо организованные и понятные развязки. В голове бился вопрос – почему у нас ничего этого нет!? Было обидно и возникала какая-то злость, непонятно даже на кого…

     Здесь, в Германии обитало уже много моих родственников по маминой линии. Они все были примерно в одинаковом житейском положении – кто-то уже работал на несложных работах и обеспечивал свои семьи сам, кто-то «сидел на социале», как здесь говорят, то есть получал кое-какие деньги, которые позволяли спокойно, без напряжения, обеспечиваться и продуктами, и одеждой и оплачивалось жильё. Кто работал, все имели машины. Всё это как-то не было похоже на «реальность», но было ею!

     Ездили по родственникам, по разным местным достопримечательностям, хотя для нас всё было достопримечательно. Интересно, как местные немцы из любой ерунды делают «интересные места», - какой-то чахлый родник, а вокруг него всё облагорожено, табличка, скамеечки, народ приезжает, фотографируется. Молодцы, что скажешь. Каждые выходные то в одном «селе», то в другом устраиваются праздники, - то День озера, то День родника, то ещё чего-нибудь. Съезжается куча народа, организуются огромные автостоянки прямо в поле. Кругом пиво, колбаски, музыка. Умеют немцы отдыхать.
 
     Привыкаем потихоньку к местным продуктам и напиткам, а то вначале всё было в диковинку. Первое время прямо шкурой ощущали, какие мы «дикие» - ничего подобного не видели. У нас пиво в банках большая редкость и ценность, а здесь его полно на полках, самого разного и стоит сущие «копейки» - от 20-ти до 30-ти пфеннигов. Соки самого разного вида и упаковки, фруктов полно в самых обычных магазинах со всего света. И полно кругом видеомагнитофонов, мечты нашего человека, цены, по местным меркам, совсем небольшой. Конечно, удивляют немецкие дороги, ровные и гладкие, без ухабов и ям. Однажды увидел ремонт «просёлочной», так сказать, дороги и понял, откуда такое качество. Во-первых, дорогу ремонтируют не потому, что она пришла в негодность, а потому, что пришло время. А, во-вторых, подложка под дорогой выполняется глубиной около двух метров. Слоями кладётся туда сначала крупный камень, потом, чередуясь с песком, ещё несколько слоёв камня, всё время меньшего размера. При этом эти слои утрамбовываются специальными машинками-вибраторами. В конце кладётся грубый асфальт слоем сантиметров 20, а затем укладывается последний слой примерно десяти сантиметров толщиной мелкого асфальта. И, конечно, будет такая дорога служить без проблем лет 50!

13.10.2019 - Севастополь.


* - на фото: - "В немецком магазине" - июль 1992г.
    Фото автора.

Следующее:
http://www.proza.ru/2019/10/14/435