Свои не узнали. Человек без лица

Томас Твин
        Свершилось! Смерть отступила и выпустила Христа из своих объятий.
        Вернулась жизнь, а с ней – её заботы.

По всей видимости, после воскресения и вплоть до своего вознесения Иисус посетил апостолов не меньше пяти раз.
Сначала он появился в их доме вскоре после своего воскресения - в ночь на понедельник.

        К этому моменту апостолам уже известно от Петра и Марии Магдалины об опустевшей могиле. Некоторые
        женщины уверяют, что видели Равви живым. Им вторят Клеопа с товарищем, которые рассказывают, как
        Учитель шёл с ними в Эммаус. Возможно, сам апостол Петр уже видел ожившего Христа.

И все же, невзирая на все эти свидетельства, апостолы пугаются и принимают пришельца за духа (?). Только раны на руках, ногах и ребре заставляют соратников признать в госте Учителя.
После трапезы Он покидает своих друзей, на прощание передав им Святого Духа. Позднее они пересказывают всё Фоме, но тот упрямо отказывается верить в чудо.
Заканчивается Пасха, правоверные иудеи возвращаются домой, но апостолы медлят  (?) и не спешат покидать негостеприимный, опасный Иерусалим.

Минует еще два дня и вновь – через 8 дней после воскресения - в кругу апостолов появляется тот самый человек. На этот раз он приходит затем, чтобы ЛИЧНО убедить Фому*, поскольку недоверчивый апостол отвергает даже свидетельства десяти своих ближайших друзей и соратников. (Подозрительный Фома желает не только увидеть, но и ПОТРОГАТЬ раны гостя, словно опасается, что они НЕНАСТОЯЩИЕ). На этот раз гость уже не предлагает всмотреться или прикоснуться к нему, а с ходу протягивает Неверующему израненные руки для экспертизы. Но упёртый апостол уже растерял свою решимость и верит гостю на слово** (то есть экспертиза так и не состоялась). 

После этого свидания апостолы возвращаются в Галилею и на берегу Тивериадского озера вновь сталкиваются с «человеком, похожим на Учителя». И вновь они не узнают Христа ни на расстоянии [Ин 21 4], ни вблизи [Ин 21 12]***. Только умение незнакомца находить «рыбные» места помогает им опознать его [Ин 21 6-7]****. Очевидно, что с внешностью, голосом и манерами Иисуса происходят какие-то странные метаморфозы.

Пусть после воскресения его облик вызвал недоумение Магдалины, учеников из Эммауса и апостолов при     п е р в о й     встрече. Однако на берегу озера апостолы видят изменившегося Наставника уже в     т р е т и й      - а Петр, возможно, в     ч е т в е р т ы й     - раз! И все-таки их по-прежнему мучит вопрос: «Кто ты?».
_____________________________________________________
        Неужели с третьего-четвертого раза в течение одного месяца они не могут опознать хорошо знакомого им
        человека? 
        Или к ним приходили РАЗНЫЕ незнакомцы?
_____________________________________________________


Вскоре после этой встречи христиане Галилеи собрались на горе, которую указал им Христос. По свидетельству апостола Павла сюда пришло более пятисот «братьев» [1-е Кор 15 6]. И вновь некоторые из апостолов не смогли узнать Учителя – они «усомнились», по выражению ев. Матфея [Мф 28 16-17]. Однако, на сей раз Равви не стал убеждать сомневающихся.

-----------------------------------------------------
        *Если Иисус так дорожил мнением Фомы, то почему же после воскресной ночи он исчез на 8 дней, а не
         явился в ту же ночь лично Фоме, где бы тот ни был? Почему он так и не одарил Фому Святым Духом,
         хотя все остальные апостолы получили Духа еще во время первой встречи с ожившим Христом?
       **Вряд ли гость ходил по городу с открытыми ранами. Скорее всего, его язвы были забинтованы. Нетрудно
         представить себе чувства Фомы, которому Учитель вызывающе или скорбно предлагает сорвать окровавленные
         бинты и запустить руку в отверстые раны. 
     *** Апостолы испуганы и озадачены явным противоречием: незнакомец не похож на Учителя, но при этом
         повторяет его чудо с рыбами.
    **** На этот раз апостолы не узнают, а     д о г а д ы в а ю т с я.
-----------------------------------------------------


Прошло ещё около месяца, и за десять дней до Пятидесятницы общину посетил Иисус и возвестил, что ВСКОРЕ НА НИХ СОЙДЕТ СВЯТОЙ ДУХ.
Вот это новость! Учитель, видно, забыл, что ПЕРЕДАЛ ЕГО АПОСТОЛАМ ЕЩЕ СОРОК ДНЕЙ НАЗАД, во время своего ПЕРВОГО появления [Ин 20 19-23]!   
____________________________________________________
        Или тогда, пасхальной ночью Святого Духа передавал им кто-то ДРУГОЙ?
____________________________________________________

Итак, разительные перемены произошли не только во внешнем виде, голосе и манере говорить, но и во всем поведении возродившегося Иисуса.

        1.Никогда прежде он не выделял женщин и ничего им не поручал*.
           В ответственных ситуациях он полагался на ближайших апостолов – Петра, Иоанна и Иакова.
           Именно Петр и, вероятно, Иоанн прибежали к гробнице в то знаменательное утро. Им и
           должен был     в о с к р е с ш и й      Иисус предъявить себя, но он предпочел мужчинам
           Магдалину (?).
        2.Он редко покидал своих учеников, а в последние месяцы вообще не расставался с ними.
           Теперь же Наставник приходит и куда-то уходит, не задерживаясь в общине надолго.
        3.Он постоянно наставлял их, читая проповеди, рассказывая притчи, пророчествуя.
           В отличие от того, нынешний Учитель подчеркнуто немногословен.
        4.Раньше Он был склонен к автодоксологии, особенно в последние месяцы.
           Теперь воскресший практически ничего не говорит о себе, своих делах, своем Отце, своем
            предназначении и т.п.
        5.Тот, прежний, всегда охотно выступал перед народом, учил в храме, неустанно обличал
           фарисеев и книжников. Ныне Иисус ведет жизнь отшельника.

Такое всеобъемлющее перерождение личности невольно наводит на мысли о подставном лице или намеренном изменении Иисусом своего обычного облика.
СЫН БОЖИЙ боится, обманывает? Немыслимо! Однако, его новый образ заставляет подозревать и первое, и второе.

Если в истории воскресения действительно фигурировал «дублер» Христа, значит, сам «оригинал» по каким-то причинам не мог или не желал появляться у своих друзей и знакомых. Если же никакого «дублера» не было, но Иисус специально сделал себя неузнаваемым, значит, он чего-то опасался. Как ни взгляни, в облике Мессии проступает человеческое, слишком человеческое.

Во-первых, Сыну Божьему не пристало вводить в заблуждение своих преданных учеников и последователей, а во-вторых, ЕМУ НЕКОГО ОПАСАТЬСЯ, особенно теперь - после завершения своей миссии и получения «всякой власти на небе и на земле» (Мф 28 18).
Что бы ни случилось, на его защиту всегда готовы выступить 12 легионов ангелов Отца Небесного [Мф 26 53]. С такой свитой впору шествовать по земле совершенно открыто, не скрывая лица от друзей и недругов.

Но ведь преображение Господне могло свершиться и естественным путем? Пройдя через горнило смерти и возрождения, Спаситель явился миру в «ином образе», с глубокими, неизгладимыми следами добровольных страданий. Как сказано в книге Исайи, «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…наказание мира нашего было на Нем» (Исаия 53 4-5). Немудрено, что в новом обличье он показался чужим даже близким друзьям….

Увы, такое простое и внятное объяснение тянет за собой целый клубок новых проблем.

-----------------------------------------------------
          * Только раз послал Марфу за Марией перед воскрешением Лазаря.
-----------------------------------------------------



ПОТЕРЯ  ЛИЦА

Начать с того, что такая     н е п р о и з в о л ь н а я     трансформация Иисуса Христа противоречит его же неземной природе.
Во-первых, Сыну Божьему подвластен его облик. Можно ли поверить, что Спаситель, повелевающий стихиями и одолевающий самую смерть, не в силах восстановить свою    п р е д с м е р т н у ю     внешность. Разве не преобразился однажды Иисус на глазах Петра, Иоанна и Иакова [Мф 17 2]?  Разве не изменил он свой вид по дороге в Эммаус [Мк 16 12]?  Больше того, Писание утверждает, что Иисус способен становиться невидимым [Лк 24 31] или обращаться в яркую вспышку света [Деян 9 3,4,7]. В сравнении с подобными чудесами рекреация кажется заурядным медицинским актом.

Во-вторых, непонятно, почему сверхъестественному целителю, возвращавшему слепым зрение, увечным – руки и ноги, а прокаженным - эпителий, оказались не по плечу собственные недуги.

В-третьих, даже во время своего общественного служения, общаясь с Моисеем и Илией, Иисус временно преображался в небожителя. Теперь, исполнив предначертанное и восходя к Отцу, он должен был навсегда стряхнуть с себя «наши немощи и наши болезни» и обрести свое истинное, не изуродованное страданиями лицо.

        Как известно, в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В Совершенном
        Человеке – тем более. В этом убеждают бесчисленные культовые и светские изображения Христа. Поэтому
        Спаситель должен был вернуться в мир живых и взойти к Отцу неизувеченным.
        «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» - размышляет апостол Павел над
        тайной воскресения и сам же отвечает: «Но БОГ ДАЕТ ЕМУ ТЕЛО, как хочет, и каждому семени свое тело»
        (1-е Кор 15 38).
        Во власти Господа НАГРАДИТЬ своего Сына, совершившего подвиг самопожертвования.
        Приняв по воле Отца бремя душевных и физических мук, погибнув и возродившись, Сын Божий испил
        свою чашу до дна и теперь вправе рассчитывать на награду («Я прославил Тебя на земле, совершил дело,
        которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче»)

Если уж рядовые ангелы всегда предстают смертным прекрасными юношами, то каким светозарным должен был стать лик Христа!

Все эти соображения вроде бы опровергают гипотезу о негативном преображении Господа. Скорее следовало ожидать какой-то положительной метаморфозы, внешнего просветления и величия.
А между тем,
верной Магдалине Иисус кажется заурядным садовником,
Клеопе он представляется случайным прохожим,
апостолы принимают его не за светлого ангела, а за призрака…
____________________________________________________

    Упрямые факты, невзирая ни на что, указывают на преображение Учителя Истины в невзрачного обывателя.
____________________________________________________

В чем же дело? Всему виною ПОСТУЛАТ О СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ Христа: именно он в очередной раз запутывает сюжет и уводит от истины.
Невозможно не замечать, что Божественный Свет, исходящий от Господа и призванный рассеять Тьму, на деле неизменно оборачивается сомнениями, раздорами и умолчаниями.

        Его вестники обычно являются скрытно, ночью, вещают с глазу на глаз, без свидетелей*.
        Его притч и иносказаний не понимают даже ближайшие ученики [Ин 10 6, Мф 13 36, 15 15-16], да он и
        не стремится ко     в с е о б щ е м у     пониманию [Мк 4 34].
        Его чудеса нередко смахивают на обман или колдовство, подобное волхованию знаменитого мага Симона
        [Деян 8 9-11], им не верят ни родные и близкие [Мк 3 21, Ин 7 5], ни односельчане**.
        Порой его деяния вызывают сомнения у самих апостолов [Мк 6 52, 17-21], от которых он скрывает свои
        связи с «другими овцами» [Ин 10 16].
        Колеблется даже наставник Иисуса – Иоанн Креститель [Мф 11 2-3].

Не удивительно, что вместо неуклонного распространения Света по городам и весям, его аудитория с течением времени заметно СОКРАЩАЕТСЯ*** и к моменту вознесения Христа составляет всего лишь СТО ДВАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК на весь многотысячный Иерусалим****  (впоследствии деятельность «человеков» - Петра и Павла - оказалась куда успешнее [Деян 2 41-42, 4 4]). Судя по проклятьям, которые Иисус посылает разным городам [Мф 11 21-24, 23 37-39], неудачи преследуют его не только в Иерусалиме и Назарете, но и в Хоразине, Вифсаиде, Капернауме, где «народ Израилев» не признает его притязаний [Ин 12 37, Ин 15 24] и считает его одержимым силой бесовской [Лк 11 15, Ин 8 48, 8 52, 10 20].

-----------------------------------------------------
        *Так посещают ангелы Марию, Иосифа, Захарию, Симеона, пастухов, Магдалину.
         НОЧЬЮ волхвы поклоняются Христу, НОЧЬЮ они получают откровение.
         ВО ТЬМЕ укрепляет ангел Иисуса перед арестом, ВО ТЬМЕ ангелы помогают ему выбраться из гробницы.
       **Жители Назарета, хорошо знавшие Иисуса, не доверяли ему. «И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им:
         не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там
         многих чудес по неверию их». (Мф 13 57-58)
         Неудачная проповедь Христа чуть не привела его к смерти от рук сограждан:
         «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на
         вершину горы, на которой город их был построен, ЧТОБЫ СВЕРГНУТЬ ЕГО”. (Лк 4 28-29)
      ***«С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал
         двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Ин 6 66-67).
         Похоже, что число адептов Христа сократилось до двенадцати апостолов, один из которых оказался
         предателем.
     ****«было же собрание человек около СТА ДВАДЦАТИ».(Деян 1 16)
         В то же время обманщик Февда без труда собрал 400 человек: «незадолго перед сим явился Февда,
         выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек» (Деян 5 36)
-----------------------------------------------------

Право же, такой итог «вразумления» иудейского народа, ради которого был послан Сын Божий, трудно назвать впечатляющим:
        «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут
        поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня”. (Ин 16 2-3)

То ли народ оказался темнее, чем ожидалось. То ли Свету не достало Силы...
В любом случае
_________________________________________________
       
        ДОГМА О САКРАЛЬНОСТИ ИИСУСА
        ЗАВОДИТ СЮЖЕТ В ЛОГИЧЕСКИЙ ТУПИК и
        ПОСТОЯННО ВОСПРОИЗВОДИТ ЕГО.
_________________________________________________


Но и отказ от этой догмы не облегчает положения. Сын Человеческий поворачивает вспять процессы разложения, проникает в закрытое помещение, одевается и ест пробитыми руками, проходит десятки километров на изувеченных ногах*. Как говаривал сам Иисус, «человекам это невозможно, Богу же все возможно».
Так стало быть, Он все-таки Бог?

        Все смешалось в доме Иакова… Стерлись границы между возможным и невероятным.
        Иисус не может восстановить свою внешность, но способен сделать ее невидимой.
        Он проходит сквозь стены, но упирается в могильный камень.
        Он насыщает пять тысяч мужей, но сам испытывает голод.
        Поднимает из могилы покойника, но не в силах самостоятельно выбраться из гроба.
        Его раны заживают так же медленно, как у обычных людей**, но ничуть ему не мешают...

На языке так и крутится популярное словосочетание «Богочеловек», но это клишированное объяснение ничего не объясняет.

* * *

Богочеловек. Это сверхъестественное существо/ художественный образ/ теологическая конструкция скроено по мифологическим шаблонам (крылатый Пегас, кентавр, сирены, египетские боги Тот, Гор, Исида...) и еще больше запутывает ситуацию.

В самом деле, как можно с уверенностью судить об УНИКАЛЬНОМ явлении, просуществовавшем менее 40 лет и оставившем следы только в Писании и Предании? А между тем, многочисленные комментаторы глубокомысленно рассуждают о минутной слабости, усталости, сострадании и других проявлениях      ч е л о в е ч е с к о й      природы Иисуса. С такой же «достоверностью» можно рассуждать о человеческом и животном началах кентавра или андроида. Известно лишь то, что непостижимый обладатель человеческого и божественного действует целесообразно, а стало быть оба начала в нём как-то связаны и согласованы.

Как-то! О природе этой связи можно только догадываться, сопоставляя ее проявления.
Принято считать, что духовные силы Иисуса неизмеримо превосходят инстинкты его плоти. Здесь плоть никогда не утащит добродетель в трясину порока, напротив, -  добродетель всегда убережет плоть от пучины страстей. Но речь-то идет о большем. На нравственные подвиги способны даже «обычные» праведники.
В отличие от них Сын Божий не преодолевает инстинкты плоти, а БЕЗРАЗДЕЛЬНО ЕЮ ВЛАДЕЕТ. Он не просто самый праведный из праведных, а СУЩЕСТВО ИНОЙ ПРИРОДЫ (никто из смертных не способен покорять стихии, ходить по воде и воскресать из мертвых).

Можно ли в таком случае уверенно полагать, что сей неслыханный и неведомый био-социо-душевно-духовный феномен понятен, прозрачен и объясним? Что его мотивы, замыслы, возможности, состояния во всем аналогичны человеческим, - «только лучше»? Со стороны добросовестного исследователя такое предположение было бы дерзостью. Куда уместнее здесь популярное резюме: «Пути Господни неисповедимы».

Да, тайна сия огромна есть, а служение Истине не терпит суеты и поспешных выводов. Раз природа богочеловека не имеет аналогов, то допустимо ли уподоблять его человекам? Как, например, определить, страдал ли он на кресте, если его владение плотью безгранично? Может быть, он ввел себя в состояние анестезии или хотя бы аналгезии?***  Может быть, он вообще не умирал в обычном понимании?

-----------------------------------------------------
   *Например, в день воскресения проходит 12 км до Эммауса, разламывает хлеб в доме Клеопы и возвращается
    обратно в Иерусалим.
  **Спустя 10 дней на его теле сохраняются следы истязаний, которые он демонстрирует Фоме.
 ***Анестезия – потеря чувствительности.  Аналгезия – отсутствие ощущения боли.
-----------------------------------------------------


И все же загадочные метаморфозы, приключившиеся с воскресшим Иисусом, имеют рациональное объяснение. В этом можно убедиться, если припомнить некоторые события и пророчества, предваряющие визит Иисуса к апостолам.

Незадолго до гибели, на тайной вечере Христос впервые произносит новое слово - «УТЕШИТЕЛЬ», подразумевая под ним «Дух истины» [Ин 14 16 -19]. Затем в течение вечери Иисус неоднократно возвращается к этой теме [Ин 14 26, 15 26, 16 7-11] (отметим, что ни раньше, ни потом Христос таких словосочетаний не употреблял)
На первый взгляд он ведёт речь о получении апостолами Святого Духа. Такая процедура неоднократно встречается в Писании и имеет ряд устойчивых признаков:

       • Обычно о Святом Духе говорят, что он    с о ш е л,    и з л и л с я,    н а ш е л    на кого-то либо   
           Бог дал его кому-то.
       • Те, на кого нисходит Святой Дух, испытывают состояние эйфории, со стороны напоминающее опьянение
           или безумие [Деян 2 13-15].
       • Обладатели Святого Духа славят Бога и говорят на различных наречиях [Деян 2 4].
       • Святой Дух превращает своих владельцев в прорицателей [Чис 11 25, Иоиль 2 28, Лк 1 67].

Однако же, будущего Утешителя, обещанного Христом, отличают другие признаки:
 
       • Он не изливается, а совсем по-человечески    п р и х о д и т   («Если я не пойду, то он не придет»).
       • Он не учит языкам, а выступает свидетелем Христа; не проясняет будущее, а напоминает о Христе.
       • Он обличает мир не перед всем миром, а в кругу праведников; не за грехи, а за неверие в Христа.
       • Он сообщает, что Христос восходит к Отцу, хотя задолго до его прихода апостолы уже наблюдали
         вознесение Иисуса*.
       • Он возвещает осуждение князя бесовского, хотя вскоре община подвергнется гонениям и распадется
          [Деян 8 1], следом за ней погибнет Иерусалим, а затем – и вся Иудея. Это ли знамения, свидетельствующие
          об осуждении князя мира?
       • Он говорит не от себя, а то, что услышит от кого-то, словно не является единосущным Господу («не от
         Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит»).
       • Утешитель явится к благочестивым апостолам после Иисуса, хотя раньше многие праведники получали
         Святого Духа независимо от присутствия или отсутствия Христа [Лк 1 41, Лк 1 67].

-----------------------------------------------------
      *Если Утешитель – Святой Дух, то он нисшел на апостолов через 10 дней ПОСЛЕ ВОЗНЕСЕНИЯ Христа.
-----------------------------------------------------


Приходится признать, что тот неведомый Утешитель, который должен был явится к ученикам после смерти Иисуса, заметно отличался бы от ТРАДИЦИОННОГО Святого Духа. Мало того, тот «КОНКРЕТНЫЙ» Святой Дух, который перед Пятидесятницей реально излился на апостолов, совсем не похож на предсказанного Утешителя.

        Согласно «Деяниям апостолов» ученики действительно получили Духа в канун праздника Пятидесятницы.
        Это событие вершилось по стандартным правилам (Дух сошёл с неба, апостолы исполнились Духа, стали
        вещать разными языками и походить на пьяных...) [Деян 2 1-4,13], а совсем не по пророчеству Иисуса
        (Дух не свидетельствует и не напоминает о Христе, не обличает мир и т.д.). Короче,

       ___________________________________________________
        предвещенный «Утешитель» не похож на Святого Духа,
        а Святой Дух, сошедший на апостолов, - на «Утешителя».
       ___________________________________________________

Зато в портрете Утешителя можно обнаружить смутное сходство с тем неведомым ЧЕЛОВЕКОМ, который ПОСЕЩАЛ АПОСТОЛОВ В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
Как и предписано Утешителю, незнакомец свидетельствует и напоминает апостолам о Христе [Лк 24 44-46], обличает их за неверие [Мк 16 14], посылает их судить мир [Ин 20 21-23] и грозит миру осуждением [Мк 16 16].
Да и приходит он очень вовремя - в тот момент, когда ученики подавлены и их вера нуждается в укреплении, когда они еще не знают, что Сын восходит к Отцу.
Этот неизвестный ВЫДАВАЛ СЕБЯ ЗА ИИСУСА, поэтому он действительно не мог прийти к ученикам до тех пор, ПОКА ИХ НЕ ПОКИНУЛ ЕГО «ПРОТОТИП» - Иисус.

___________________________________________________
Так не сего ли «Утешителя»-ДУБЛЕРА обещал Учитель апостолам взамен себя?
___________________________________________________


Ответ на этот вопрос, возможно, скрывается в загадочном отрывке из евангелия от Матфея:

       "и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его,
        вошли во святый град и явились многим» (Мф 27 50-53)

Из него следует, что в момент смерти Спасителя в каких-то гробницах за чертой города воскресли мертвецы, почитавшиеся при жизни святыми. С вечера пятницы до ночи воскресенья ожившие праведники пролежали в своих могилах, а ранним воскресным утром они, наконец, выбрались из могил, пришли в праздничный Иерусалим и встретились там со многими людьми*.

Легко представить, какой переполох вызвали известные в прошлом покойники, пройдя по переполненному паломниками городу в саванах и погребальных пеленах (другой-то одежды у них не было). Те святые, кто провел в земле долгие годы, лишились даже саванов, истлевших от времени. Погребальные пелены, пропитанные бальзамирующими смесями, окаменели и сковывали движения...

Жутковатое шествие оживших мертвецов неминуемо должно было вызвать в городе огромный резонанс, нараставший по мере посещения родных, учеников и знакомых (достаточно вспомнить, как толпы иудеев приходили посмотреть на воскрешенного Лазаря). Между тем, Писание не сохранило никаких следов этого резонанса.
Такая неадекватная реакция населения/авторов на грандиозное чудо указывает на наличие в тексте купюр или неточностей.

В данном случае изложение, скорее всего, грешит неточностями, а не умолчанием: зачем бы авторам замалчивать шумиху вокруг святых, если она способствует славе Христа.

Никакой шумихи просто не было. Иудеи и впрямь «не вразумились» чудом со святыми покойниками, но не от «окаменености» сердец, а вследствие сомнений. Из-за них память народная запечатлела лишь смутные слухи о землетрясении, каких-то открытых гробах (или гробе?), воскресших святых (или святом?) и многочисленных встречах.
Все эти отголоски практически дублируют историю воскресения Христа (землетрясение, открытый гроб, воскресший святой, явления женщинам и ученикам). Почему же ев. Матфей включил этот невнятный дубль в свое евангелие наряду с основной историей? Видимо потому, что
___________________________________________

ОДНОВРЕМЕННО С ИИСУСОМ (или вместо него) КТО-ТО ИНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИХОДИЛ в тот знаменательный день в Иерусалим и «являл себя многим», но лик его остался неузнанным.
___________________________________________

Вспомним, как на пороге смерти Спаситель рассуждает о своем «субституте», а после возрождения образ Христа расщепляется, неузнаваемо преображается, двоится. Не отразил ли это странное (и предсказанное накануне!) раздвоение сюжет о воскресших святых? Не повествует ли он в свернутой форме о неком/неких «божьих людях», помогавших Иисусу избежать неминуемой смерти, вернуться к жизни, сохранить влияние и авторитет среди последователей и удержать общину от распада? 

-----------------------------------------------------
    *Сам по себе сюжет вызывает множество вопросов:
      • В какие тела воплотились святые, если их собственные тела давно разложились?
      • Почему одни воскресли, а другие – нет?
      • Зачем их оживили заранее и 1,5 суток держали в могилах?
      • Узнавали ли их люди спустя многие годы?
      • Как иудеи установили, когда ожили святые – ведь усопшие не ведали времени?
        Они могли связать свое пробуждение с землетрясением, но каким именно – ведь воскресение Христа тоже
        сопровождалось землетрясением?
-----------------------------------------------------


ТРИУМФ  ВОЛИ

Крамольные мысли складываются в крамольную же гипотезу, которая претендует на разрешение вышеупомянутых противоречий. Напомним, что в канонической версии

        • Иисус нарушает свое же пророчество, пробыв в могиле ДВЕ ночи вместо ТРЁХ.
        • Ангелы оказывают Иисусу медвежью услугу (неразборчиво кричат в ночи, отсиживаются в пустой
          гробнице, вступают невпопад, вносят разброд в умы верующих)
        • Иисус меняет весь свой облик (внешность, голос, привычки, поведение) как раз тогда, когда необходимо
          НАДЕЖНО ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ ЕГО ЛИЧНОСТЬ.
        • Иисус не знает или не помнит того, что он делал 40 дней назад (дает Святого Духа в день
          воскресения, а спустя 40 дней вдруг вновь обещает крестить Святым Духом).
        • Он опровергает самого себя (назначает встречу в Галилее, но приходит в Иудее).
        • Он устраивает череду локальных неубедительных встреч с отдельными учениками вместо одного
          всеобщего сбора с неопровержимой демонстрацией своей силы. На этих встречах свидетели
          воскресения Христа с трудом признают его в том, кто к ним является.
        • Бог-Отец не направляет Фому на первую – важнейшую! - встречу апостолов со своим ожившим Учителем
          (хотя Симона Богоприимца Бог побуждает в нужный момент отправиться в Иерусалимский храм и
          лицезреть младенца Христа)

Отталкиваясь от этих парадоксов и опираясь на результаты анализа текста, соединим в гипотетическую цепь события, случившиеся в Иерусалиме и его окрестностях 7 апреля 30 года.

...Мария Магдалина, посвященная в тайну реанимации Лазаря, заподозрила что-то подобное во время казни и погребения Христа и решила проверить свои подозрения. Чтобы не подрывать репутацию Равви в глазах учеников, она не стала делиться с ними своими соображениями и инициировала посещение могилы якобы для помазания усопшего. Мужчины сочли это намерение вздорным, но некоторых женщин удалось уговорить. В своем рвении Магдалина приводит женщин к могиле чересчур рано и застает Иисуса с соратниками врасплох.

В это же самое время «ангелы» приводили склеп в порядок, а Иисус дожидался их неподалеку от гробницы. Услышав звуки шагов, он предусмотрительно скрылся в саду. Неожиданно у гробницы появляются женщины-христианки. Обнаружив пропажу тела, они бегут назад, но за деревьями их встречает и напутствует Иисус. Он замечает, что Мария осталась у склепа. Прикрыв лицо платком-хиджабом, Равви возвращается к гробнице с охапкой цветов (жизнеописание «Тольдот Иешу» рисует его как озорника). Но женщина уже заметила в склепе «сияющих мужей» и узнала от них, что Христос воскрес. Поняв, что сюрприза не получится, Иисус открывается Марии. С радостной вестью она убегает к апостолам, а «ангелы» уводят Иисуса из сада. Поэтому прибежавшие на могилу Петр и Иоанн никого там не обнаруживают.

Сын Давидов, направляя женщин к ученикам, считал, что апостолы послушно отправятся в Галилею, а у него будет время на рекреацию. Но затем, из разговора с Марией он узнает, что соратники угнетены и разочарованы, не верят в воскресение и община находится на грани распада. Тогда, чтобы не потерять секту, он пересматривает свои планы: срочно посылает дублеров-«святых» в дома своих учеников и сторонников («воскресли и явились многим»). Один из дублеров отправляется вдогонку за Клеопой и его приятелем, которые также собираются покинуть общину. Он настигает их на полпути и сопровождает до Эммауса. Они видят забинтованные руки, вспоминают распятие и воображают себе Христа. Двойник усыпляет их и возвращается в Иерусалим (или просто уходит, улучив подходящий момент*).

-----------------------------------------------------
        *День был праздничный, приятели, вероятно, не только ели, но и пили.
-----------------------------------------------------


Потом они приходят в себя, возвращаются и рассказывают апостолам о странном книжнике с забинтованными руками. Возбужденные женщины шумят, что гробница пуста, а рядом с ней они видели живого Учителя. Петр и Иоанн тоже подтверждают, что в склепе не было тела Учителя. Тем временем хозяин дома скрытно впускает дублера Христа (или его изображает Фома по прозвищу Близнец).

Гипотетическое участие Фомы в инсценировке, безусловно, требует обоснования. Но кое-какие косвенные признаки такой возможности в тексте действительно просматриваются.

Во-первых, удивляет отсутствие Фомы на столь важной встрече [Ин 20 24]. Странно, что Бог не позаботился о 100% явке единомышленников Христа.
Во-вторых, немногочисленные упоминания о Фоме рисуют его не самым недоверчивым, а НАИБОЛЕЕ ПРЕДАННЫМ Иисусу*.
Во- третьих, прозвище Фомы – Близнец – возможно, указывает на его сходство с самим Иисусом**. Согласно некоторым апокрифам, Иисус неоднократно являлся в образе Фомы, а Фому принимали за Иисуса***.
В-четвертых, согласно евангелиям, Фома одновременно и был на встрече с Иисусом, и отсутствовал.

-----------------------------------------------------
     *Когда ученики боятся идти с Иисусом в Иудею, «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам:
      пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11 16)
      Когда Иисус спрашивает, на кого он похож, «Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать,
      на кого ты похож» (Евангелие от Фомы)
    **В «Книге Фомы Атлета» Иисус называет Фому своим братом: «Поскольку сказано, что ты - БЛИЗНЕЦ МОЙ
      и друг мой истинный, испытуй себя…»
      В апокрифических «Деяниях Фомы» некий осленок, заговоривший по воле Господа, называет Фому
      близнецом Христа: «И осленок тот, открылся рот его, и он заговорил подобно человеку властью Господа
      нашего, и сказал ему: «Близнец Христа и апостол Высочайшего».
   ***В знаменитом Евангелии от Фомы, которое называли «пятым евангелием», Фома именует себя Иудой по
      прозвищу Фома (Дидим=Близнец): «Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал
      Дидим Иуда Фома».
      Евсевий Кесарийский цитирует некий сирийский документ, где Фома также назван Иудой: “После вознесения
      Иисуса Иуда, прозванный Фомой, послал [к Абгару] апостола Фаддея, одного из семидесяти” (Eus.HE.I.13:11).
      Этот самый Иуда Фома в «Деяниях Фомы» неоднократно уподобляется Иисусу.
      «И он увидел Господа нашего в облике Иуды, который стоял и говорил с женихом. И сказал ему жених:
       «Господин, первым ты вышел, как здесь ты еще?» Говорит ему Господь наш:   «Я не Иуда, но брат я Иуды»»
       Женщина рассказывает Иуде Фоме свое видение: «и взял меня Тот, кто подобен тебе, и вручил меня тебе…»
       «И когда поднялся АПОСТОЛ, он сел в повозку того военачальника…Пришел военачальник и сказал вознице
        тому: «Я, молюсь я, что удостоился сидеть у ног Сына Бога, Иисуса Христа,       и быть ему возницей…»».
       «Апостол сказал ей: «Не оставит тебя Иисус милосердия своего ради». И она коленопреклонилась пред ним,
        ибо думала она, что он - Иисус, и пошла домой возрадовавшись».
-----------------------------------------------------

Действительно, ев. Лука утверждает, что ПРИСУТСТВОВАЛИ ВСЕ 11 АПОСТОЛОВ (кроме Иуды): «И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними… Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам». (Лк 24 33-36)

Но ев. Иоанн заявляет, что Фомы на встрече не было: «В тот же первый день вечером недели (то есть в воскресенье - ТТ)…пришел Иисус….Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус». (Ин 20  19,24)
Это противоречие, возможно, означает, что СНАЧАЛА ФОМА БЫЛ В ГОРНИЦЕ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ, А ЗАТЕМ ВЫШЕЛ И ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ВНОВЬ ВЕРНУЛСЯ ПОД ВИДОМ ХРИСТА.

Добиться сходства было не так уж трудно, если у Иисуса и Фомы были одинаковые прически, одинаковые размеры и форма усов и бороды. Дополнительно усилить сходство можно было, переодевшись «под Христа».

Появление псевдо-Христа вызывало вместо радости всеобщее замешательство. Апостолы с трудом узнают своего Наставника, несмотря на забинтованные руки и рану на боку. Женщины, вопреки обыкновению, не бросаются к нему*. Самозванный «Христос» чувствует себя неуверенно и, чтобы спасти положение, неуклюже дарит апостолам Святого Духа.

После короткой беседы «дублёр» уходит, приказав апостолам не отлучаться из Иерусалима. На следующий день что-то подозревающие апостолы приступают к Фоме с расспросами и тот, чтобы отвести от себя подозрения, изображает крайнее недоверие. Он же призывает сподвижников не возвращаться в Галилею, пока он не докажет собственную непричастность и все не прояснит.

В течение следующей недели «настоящий» Иисус живет в Вифании и интенсивно лечится. Затем он вновь приходит в Иерусалим и на глазах у апостолов демонстрирует Фоме свои рубцы и шрамы. Таким образом он как бы доказывает, что в прошлый раз приходил тоже он, и обеспечивает Фоме алиби.

Через некоторое время на берегу Галилейского озера Иисус прикармливает чем-то рыбу в том месте, где обычно причаливают ученики. Когда он замечает их лодку, то надвигает на глаза платок. Апостолы не узнают его с лодки в предрассветных сумерках, но догадываются о своем госте по богатому улову. Ну а потом – уже во время еды - Христос сбрасывает платок, открывает свое лицо и друзья, наконец, узнают его.

-----------------------------------------------------
   *До сих пор, встречаясь с Равви, его почитательницы кидались к нему: Мария - сестра Марфы - перед
    воскрешением Лазаря, Мария Иосиева и другие - при возвращении с могилы, Магдалина - у склепа.
-----------------------------------------------------