Профессионализм

Сергей Владимирович Ефремов
Однажды генеральный директор одной средней по размерам фирмы обронил в разговоре такую фразу: «Делать что либо профессионально значит получать деньги за то, что ты делаешь». Эта фраза заставила задуматься, легла этаким камешком в мою голову и теперь перекатывается там при движениях, иногда даже мешая. Постепенно она превращается в аксиому.

Что ж, расставлены все точки над всеми буквами. Выведено абсолютное мерило. Наконец-то стала возможной оценка такого понятия, как профессионализм, а вместе с нею появилась возможность сравнивать.

Степень профессиональности технаря определяется не знанием матчасти, не способностью к техническому мышлению, не умением найти решение для любой из возникших нештатных ситуаций, а способностью продать себя максимально дорого.

Профессиональность инженера (и да простит меня Роберт Хайнлайн!) определяется не способностью к придумыванию новых устройств, не умением объединить давно знакомые вещи и изменить их качество и назначение, а умением продать свой продукт подороже.

Профессиональность музыканта определяется не техничностью игры на инструменте, не ее эмоциональностью и талантом пробуждать чувства в душах слушателей, а гонораром, получаемым за выступления и продающиеся записи. И получается, что, например, Виктор Цой и Юрий Шевчук до поры до времени были более профессиональны как кочегары, нежели чем музыканты и поэты-песенники.

Профессиональность рабочего определяется не скоростью, качеством и сложностью работы, а ее стоимостью. Отделочник в элитных коттеджах гораздо профессиональнее сборщика, производящего высокоточные приборы.

Профессионализм писателя — не в значимости произведений, не в смыслах, заложенных в них, не в умении донести новое и свое отношение к нему к максимальному количеству читателей и не в продолжительности жизни написанного, а в размере авторских отчислений.

Всё просто и понятно. Легко и прозрачно. Но тогда объясните мне разницу, между любой из профессий и профессией менеджера по продажам. Кстати, до поры до времени, они назывались просто продавцами. Дело было доходным, но было ли престижным?

Меняется время. Меняются ценности. Меняются взгляды.

А еще из аксиомы есть следствие, превращающееся в правило. Правило расстановки приоритетов. И звучит оно так:

«В первую очередь надо делать то, за что могут наказать и лишить возможности делать то, что ты делаешь (читай — «зарабатывать»). Во вторую — то, что принесет максимальную прибыль. В третью — то, что давно надо было сделать, но оно не попало под необходимые условия первой и второй очередей. И только потом можно задуматься о качестве, репутации, смысле и прочих второстепенных вещах».

А можно и не задумываться.