Артист в России - больше, чем артист?

Николай Хомяков
Все чаще наши артисты начинают влезать в политику. Делают они, судя по всему, это добровольно, и, поскольку они считают, что «не могут молчать», то и мне как-то трудно смолчать насчет того, как у них это получается. Разберем несколько примеров.
Вот, например, Лия Ахеджакова недавно дала интервью украинскому изданию «Обозреватель». Это издание еще то, в нем легко размещаются материалы русофобского содержания, но, видимо, для некоторых российских артистов это совершенно не имеет никакого значения. Ну, насчет авторитетности мнения Ахеджакова в отношении политики – тут очень большой вопрос, который никогда не возникает в таких изданиях. Вообще – вопросы интервьюера Галины Остаповец уже предполагали определенный ответ (вроде «Почему в России массово сажают в тюрьмы невинных людей?» - коротко, бездоказательно, безапелляционно). Хочу привести некоторые выдержки из этого интервью, что отвечала известная актриса.
«– Сколько было подписано писем! К кому мы только не обращались, но ничего не работало. И эта страшная голодовка Сенцова, и как же это перенесли близкие? Как мама не сошла с ума?» Страшная голодовка? Ну вот никто меня не убедит, что после страшной голодовки можно иметь такой цветущий вид, как у Сенцова!
«Президент Украины встречал своих граждан, которые вышли из наших тюрем. Некоторые были так измучены, так больны, что еле шли. Как известно, в наших тюрьмах пытают; я не знаю, как в ваших. Хочется верить, что ваш президент Зеленский и с этим разберется». А откуда она знает, что в наших тюрьма пытают? Из заявлений Сенцова и прочих «узников Кремля»? А почему они после всего этого бросились давать интервью? По идее, их же сразу надо было в больницу, восстанавливать здоровье!
«И почему нужно санкционировать? У нас в Конституции написано, что человек имеет право выразить свое мнение. Это законно. Почему нужно вымаливать, можно мне выразить свое мнение на Трубной площади? По какому такому праву и почему мы должны у власти это выпрашивать?» Потому что так принято в правовом государстве: твои права заканчиваются тогда, когда начинаются права других граждан! Они не единственные граждане России, чтобы вот так без всяких договоренностей выйти на Трубную и устроить там акцию, мешающую другим гражданам, на авто или пешим!
«27-го июля я ехала к себе домой из театра мимо Трубной, где уже было противостояние митингующих и Росгвардии, и видела спокойные, приветливые лица этих митингующих. И сквозь космонавтские шлемы я видела очень злые лица. Я не знаю почему, может, их так научили или, может, род деятельности лишает человека обаяния?» Даже интересно – как это пожилая женщина с не самым хорошим зрением, судя по очкам, разглядела «под забралами» лица силовиков!
В общем, по интервью создается впечатление, что надо было ответить на конкретные вопросы то, что требовалось от Ахеджаковой. «Обозреватель» анонсирует вторую часть интервью следующими словами: «Во второй части интервью с Лией Ахеджаковой, которое будет опубликовано в ближайшие дни, читайте, кто должен извиняться за войну в Украине, почему россияне все еще до сих пор уважают Иосифа Сталина и почему российская власть все время ищет врага там, где его нет». Можно не читать даже из интереса – все ответы просто предсказуемы. Как-то на фоне этого «кремлевская пропаганда» выглядит совсем не пропагандой, там можно видеть дискуссию, здесь никакой дискуссией даже и не пахнет.
Сейчас много шума в СМИ наделала песня Бориса Гребенщикова «Вечерний М» – говорят, Гребенщиков пел про собирательный образ «кремлевского пропагандиста»:
«Он все, что закажут – расскажет
И ответит на каждый вопрос
У народа душа, но за ней ни гроша
Но зато мы утерли всем нос!
Он сияет, как новый полтинник
С него капают лосьоны и лак
И когда гопота распинает Христа
Он объяснит отчего Христос враг» (с)
Ну, вроде бы, не нравятся Гребенщикову «кремлевские пропагандисты», его право. Но вот что-то смущает, когда смотришь на одну фотографию!
 Если кто не знает эту фотографию, то на ней Гребенщиков дружески приобнимает Антона Геращенко, бывшего депутата Верховной Рады Украины, бывшего советника главы МВД Украины, ныне – замминистра МВД Украины. Инициатора создания сайта «Миротворец». Я правильно понимаю, что к нему у БГ нет никаких претензий? Гребенщиков считает нормальным то, что его коллег, артистов и музыкантов, заносят на этот сайт? «И когда гопота распинает Христа Он объяснит отчего Христос враг» - так, кажется, пел Гребенщиков? Не, это, конечно же, дело Гребенщикова – про кого петь, а про кого нет. Только ведь эта такая их избирательность выглядит, мягко говоря, странновато! Если наши артисты считают себя «глашатаями правды», то этому надо соответствовать в полной мере либо не пытаться этого делать! Выглядит не очень красиво, когда та же Ахеджакова сначала начинает театрально переживать за Савченко в российской тюрьме, а потом сухо сочувствовать ей, когда она попадает в украинскую тюрьму, отговариваясь при этом, что, мол, это не мое дело, и не дело россиянам в это вмешиваться! Выглядит не очень красиво, когда Макаревич оскорбляет россиян в своих песнях и интервью, но при этом подписывает петицию на имя Путина, требуя у Путина «оградить оппозиционные круги от разжигаемой ненависти россиян». А что, россияне должны воспылать к ним любовью после мерзостей и оскорблений в свой адрес?!
Создается впечатление, что некоторые наши артисты чувствуют себя большими знатоками политики, при этом не имея к ней особого отношения – достаточно спеть скандальную песню, дать скандальное интервью, написать вызывающие стихи. Кроме того, они всё чаще ставят себя над законом, особенно когда дело касается разжигания розни. В частности, не так давно Михаил Ефремов вступился за своего коллегу Евгения Смолева, который изображал пьяного автоинспектора – мол, мы же актеры, это всё-таки актерская игра! Но Смолев же был не на сцене, и мотивы его выходки были, мягко говоря, не самые невинные!
И Ахеджакова, и Гребенщиков, и Макаревич, и Ефремов – безусловно, талантливые люди, но талантливые люди не могут быть талантливы во всем. И когда они берутся за политику, у них часто получается просто скверно: где-то попахивает откровенной глупостью, где-то – лицемерием, где-то – высокомерием. А им просто необходимо отдавать отчет своим действиям, раз они предпочли стать людьми публичными, раз много заявляют о своих взглядах.