Придурок с полевым биноклем

Виктор Гранин
      Действительно, это был именно придурок. Или полудурок? Между двумя этими категориями есть разница - для кого-то существенная, а для кого-то и нет. Попробуй здесь разберись! Но оставим это занятие для следующего раза. А уж если таковой случай не будет реализован автором, то каждый интересующийся и сам окажется   компетентен в такого рода нюансах.

      Так вот пусть это будет именно придурок. Так во всяком случае  представлялся в общественном мнении молодой человек откровенно сельского происхождения. Бесхитростен и простоват - действительно! - валенок сибирский. Всеобщее же образование оставило на на нём некий след уровня не выше среднего, но с причудами витания в неких  эмпиреях откровенно непрактичных, ибо его разглагольствования о вещах не понятных, да и не нужных в повседневной деятельности трудового коллектива, сочеталось в нём с нетрадиционным подходом в решении вопросов, связанных с зарабатыванием денег и участием в досуге преимущественно бичевского свойства своих товарищей по работе. Впрочем, именно бичи-то и более всего толерантны к человеческим странностям.
Случай, однако же явил тут некий свой каприз. В местности абсолютно ненаселённой этот юный товарищ встретил девушку многих совершенств. И они сочетались.
Немедленно красавица взяла его в такой оборот, что мало не покажется. Всю силу своей до того  скрытой девичеством воли она развернула теперь на превращение упомянутого валенка в почти что джентльмена. Но валенок её оказался  крутого замеса и все усилия её откровенно игнорировал.  Заискрило! И чтобы не сгореть в огне бытовых страстей и товарищ сам и она как бы незаметно для самих себя сблизили позиции.

       А к тому времени в крохотном посёлочке среди тундр, у подножия гор сформировался существенный контингент населения. И как-то так получилось, что при откровенных там различиях в опыте прошлых лет - в посёлке сложилась экзотическая субкультура, тяготеющая к таким ценностям из которых на материке начинал  прорастать Клуб Весёлых и Находчивых.
        Наиболее активные из обитателей этого места обнаружили в себе сценические таланты. Петь, танцевать, интермедить на людях стало теперь не стыдно. И тогда уж и человек конторский, и ходок в маршруты, и проходчик канав, шофёр, тракторист, дизелист сбились в стаю, чтобы изредка веселить людей или нерешительных к своими талантам, или откровенно предпочитающих наблюдать со стороны.
Валенок участия в репетициях и концертах не принимал, но был вынужден поддерживать участников силами своей способности к примитивным поэтическим и даже, порой , и драматургическим экзерсисам. Но уж владычица его была в ударе. Петь да плясать было для неё столь же естественно, как для валенка избегать такого рода занятий.
         Но не тут-то было.

     Однажды готовился очередной концерт - песни хора, сольное пение, перемежались там с танцами разных народов - русская  пляска, молдовеняска,  гуцульская  и... Но достаточно перечислений!
      И всё это - в тесном пространстве клуба, срубленного из тополёвника прирусловых реликтовых зарослей реки тех мест. (Это браконьерское занятие скоро было остановлено и строительство прочих зданий было продолжено из пиломатериалов, доставленных с Материка по суше и по морям за десяток тысяч миль)
Сцены в зрительном зале не было и лицедеи организовали себе пространство с помощью занавесок. Там они  переодевались в национальные костюмы для плясок, оттуда входили на обозрение зрителям.
       Неудобство от стеснённости  в подготовке следующего номера и сломило настырность Валенка:

-Ты займи чем-нибудь зал, пока мы переодеваемся.
- Ладно, так и быть,  что-нибудь  уж придумаю.

    И вот концерт идёт. А в первом ряду сидит наш герой в костюме, белоснежной рубашке и... при бабочке. Конечно, есенинская его шевелюра и создаёт  облик эстета.

-Но почему этот придурок ещё и с полевым биноклем на ремне через шею, да в первом ряду? - этот вопрос задаёт себе Иван - западенская хохля по фамилии Драч. Он отличный такторист, с которым эстету случалось иногда сутками тесниться в кабине на зимнике посреди тундровых заснеженных пространств.  В таком в себе вопросе он признается позднее, когда народ успокоит себя, отсмеявшись ни с того, казалось бы, ни с сего.

      И вот, Любка, Любовь Петровна, организатор наших художеств  - голосом , поставленным для лицедейства -обращается на весь зал к придурку с биноклем и при бабочке:

-Пожалуйста. займи чем-нибудь зрителей пока мы с Ленкой (  владычицей придурочного эстета) переодевается под гуцулочку.

       Эстет в бабочке не сразу  согласившись, с видом  изнасилованной невинности обращается к народу, что вот видите, какое дело. А что я могу вам сказать - я же не артист? Ну, вы уж извините если я попытаюсь вам впарить историю, приклюячившуюся со мной, когда  ещё и пионером -то не был.
      И вот этот кучерявый придурок с биноклем и при бабочке начинает в доверительной манере говорить вроде бы как стихами.  Народ-же этому обстоятельству не удивляется, зная, что за ним и не такие странности замечены.

- Ну, вы же хорошо знаете, что я...

Бесконечной скромностью увенчан,
в размышленьях проводящий дни,

( ещё бы!)

наблюдал я раздеванье женщин,
не нарочно — боже сохрани!

( Ну уж тут-то ты врёшь. Скажешь тоже - не нарочно!)

Небосвод безбрежен был и ясен,
вжавшись в землю я лежал за пнем,
притаившись. Был обзор прекрасен,
слава богу, дело было днем.

(вот же стервец!)

Весь сосредоточен, как дневальный,
я сумел подметить, что хотел:
Эллипсообразны и овальны
впадины и выпуклости тел!

( Да уж!)

Искупались… Волосы намокли.
Высохли. Оделись. Я лежу.

(Напряжение в мужской половине слушателей)

       А эстет протягивает к залу руку с биноклем и, как бы предваряя возможные к нему вопросы, исповедально заключает:

Хорошо, что с детства без бинокля
я гулять на речку не хожу!
 
 (Общий смех обманутого зала.) 

       Волшебная сила искусства налицо! Так, набиравший тогда известность Александр Иванов,  своей пародией победил возможное предубеждение относительно манер  нашего забавника.

На снимке: Слева - в час досуга выступает с лекцией о влиянии спиртного на производительность труда в промышленности;
           справа - перекус в рабочий полдень

10:32:05 10:32:18