Часть 2. Сига-сига, Аналипсис!

Сунцов Тимур Квадратим
Часть вторая: «Сига-сига, Аналипсис»!

Аэропорт Домодедово, откуда совершаются чартерные рейсы на Кипр, мог бы носить имя великого русского писателя Льва Толстого. Но пока его именем назван только среднемагистральный пассажирский самолёт Аэрофлота Airbus A320. К сожалению, сегодня судьба не благоволит Льву Николаевичу. Ни ходатайство Владимира Ильича Толстого, директора музея «Ясная Поляна», ни обращение Сергея Вадимовича Степашина, президента Российского книжного союза, не возымели должного результата. Официальный ответ Русской Православной Церкви звучит так: «Поскольку примирение писателя с Церковью так и не произошло (Толстой публично не отказался от своих трагических духовных заблуждений), отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может».

Очередь на паспортный контроль редела, в окошке я разглядел милую девушку. Её личико было слегка наклонено влево (три золотых колечка в ухе, очевидно, нарушали баланс), взгляд сосредоточенный. Отдавая свой паспорт, увидел погоны с тремя звёздочками! «Неужели старших прапорщиков «чипуют» в ухо, чтобы их было видно издалека» - с ужасом подумал я! Пограничница пристально сличала моё лицо с фотографией, смотрела паспорт на свет, щупала, сканировала и проделывала иные манипуляции. Всё это происходило с таким усердием, что мне показалось, будто три маленькие звёздочки девушку давно не радовали. Я смотрел на неё, стараясь быть спокойным, а мозг на всех парах напевал песню Владимира Высоцкого:

Реки лью потные!
Весь я тут, вот он я -
Слабый для таможни интерес, -
Правда, возле щиколот
Синий крестик выколот, -
Но я скажу, что это - Красный Крест.

В Греции тоже есть свой Лев Толстой! Никос Казандзакис (1883-1957), родившийся на Крите, увлекался философией Фридриха Ницше и Анри Бергсона, а также религией буддизма и ранним аскетическим христианством. Он умер от лейкемии и похоронен у городской стены Ираклиона, поскольку православная церковь отказала в похоронах на кладбище. Надпись на его надгробии гласит: «Ни на что не надеюсь. Ничего не страшусь. Я свободен». Причиной столь сурового отказа послужил роман «Последнее искушение», в котором автор дал свою трактовку образа Христа. Роман был сразу занесен в список запрещенных книг.

Из школьной программы мы знаем, что Геракл – сын Зевса и Алкмены, родился в Фивах (недалеко от Афин). Одним из его двенадцати подвигов было укрощение критского быка. Геракл уплыл с острова Крит в Пелопоннес верхом на быке и впоследствии учредил Олимпийские игры. Город Геракла – Гераклион (Ираклион) является столицей острова Крит, самого южного острова Греции. По численности населения города Ираклион и Домодедово схожи, их жители – заложники шума авиационных турбин.

Аэропорт Домодедово имени Михаила Ломоносова остался под крылом самолета авиакомпании NordStar (Норникель), чтобы через каких-то 3,5 часа приземлиться в аэропорту Ираклиона имени Никоса Казандзакиса. Все мы привыкли, что аэропорт – это закрытая, особо охраняемая территория, чего не скажешь о греческом. О, да, это же Греция! О, да, это же остров! Но как-то неестественно, что, выйдя из самолёта, можно спокойно отправиться к морю, не встретив на своём пути никаких преград. И только ради штампика в паспорте приходится сказать: «Море, погоди немного! Скоро мы встретимся!».

На греческом паспортном контроле всего пять окошек, впереди толпа ранее прилетевшего рейса. Обслуживающего персонала нет, регулированием потока прибывших пассажиров никто не занимается. Только пять пограничников, неспешно переговариваясь друг с другом, ставят штампы, едва взглянув на хозяина паспорта. Со стороны кажется, что эти пограничники давно не виделись, искренне хотят узнать, как дела, но, вот, незадача, им постоянно мешают и отвлекают какие-то назойливые люди, просовывающие в их окошки разноцветные книжечки. Кто-то в толпе начинает возмущаться медлительности таможни, отсутствию цивилизованной организации, духоте и полному равнодушию. Чудаки! Радовались бы этой пятёрке работающих греков, а то, неровен час, закроют свои кабинки и уйдут на сиесту.

Повторюсь, что греки просто смотрят на жизнь, ведь солнце и море укрепляют организм, а постоянное их присутствие делает человека счастливым (можно сказать, пофигистом). Если отдых на северном острове Греции – Корфу, прошёл под лозунгом: «Сорри, финиш», то южане острова Крит поразили своими «комплименто». Иными словами, всё было по-старому, но преподносилось под иным «соусом». Например, когда турист нуждается в чём-либо и эту нужду сложно удовлетворить сразу, то:

- северяне, делая круглые глаза и, разводя при этом руками, сочувственно произносят: «Сорри, финиш»;
- южане, расплываясь в улыбке, поясняют, что не могут, поэтому, в ущерб себе, пойдут на комплимент!

Наши комплименты в отеле «Стелла Вилладж», находящимся в маленькой деревушке Аналипсис (20 км восточнее Ираклиона) начались сразу и продолжались в течение всего отдыха:

- извините, но мы не сможем поселить двоих в номер «стандарт», поэтому сделаем для вас комплимент: разместим в семейном номере;
- извините, но прежние клиенты увезли с собой ключи от сейфа. Мы сделаем заявку в банк, сейф поменяют и, в качестве комплимента за предоставленные неудобства, депозит с вас удерживаться не будет;
- извините, Пежо-1007, заказанный вами вчера, отсутствует. У него роботизированная коробка, поэтому делаем комплимент: Ниссан Микро - автомат!

Результаты таких комплиментов порадовали мало, но это же Греция:

- семейный номер оказался из двух комнат и трёх кроватей, в прихожей двухкомфорочная электроплита и раковина для мытья посуды (только плита была отключена, а водопровод заглушен). Из-за кухни ванная и туалет были совмещены. Оказалось, что это номера старого фонда. Зато вид на море был (когда выходишь из номера);
- заявка в банк на замену сейфа продолжала оформляться и после нашего отъезда;
- утром на административной стойке лежали ключи Опель Корса - робот: - Извините, так получилось, впишите, пожалуйста, в особых отметках страхового полиса номер автомобиля, вместо Ниссана Микро, на всякий случай.

Всё же, один комплимент нам очень понравился. Чартерный рейс до Москвы греческой авиакомпании приходился на 22.40, а номер нужно освобождать до 12.00. Продление номера только до 18.00 с оплатой 51 евро. Комплимент греков заключался в бесплатном продлении до 19.00. Отчасти это связано с окончанием курортного сезона, отчасти с отменой бронирования из-за того, что старейшая и одна из крупнейших на планете фирм - «Томас Кук» принудительно ликвидирована. Никакой экономический кризис так не ударил по обслуживающему персоналу отеля, как банкротство Томаса Кука. Каждый из них, будь то администратор или уборщик номера, оказались под гильотиной сокращения. Мне искренне жаль сотрудников отеля, так как на острове другую работу найти крайне сложно.

«Сига-сига» – важный жизненный девиз любого грека. Зачем куда-то торопиться? К чему суета? Тихо-тихо, не спеша - не спеша: и жизнь хороша! Например, один официант рассыпал сахар на пол. Посуда у них бьётся часто: взял сверх нормы, рука дрогнула, выскользнула, не важно: «Дзиньк»! Осколки на полу! Ну и ладно, привычное дело! А вот рассыпать сахар как-то непривычно! Застыл на месте. Созерцает белую кристаллическую кучку. Задумался о вечном. Затем «сига-сига» приходит мысль о ликвидации содеянного. Уходит (пауза). Приходит с метёлкой и совком (пауза). Немного подумав начинает медленно заметать сахар в совочек и… Наступает форс-мажор. Действие какой-то непреодолимой силы разрушает метлу. Официант явно испытывает стресс: он стоит с палкой, а метёлка лежит на полу (пауза). Оборачивается в поисках помощи (пауза). Думает (пауза), затем самостоятельно наживляет метлу на ручку! Пробует собранную конструкцию на прочность и радуется, как ребёнок (пауза). Убирает сахар (пауза) и победоносно удаляется.

Ещё один пример – одна из горок аквапарка. Ветка от пальмы попала в желобок. Или ветер был сильный, или пальма выросла. При спуске листочки хлестали по ногам, но от этого было даже веселей. Обслуживающий персонал среагировал лишь во время инспекции. Надо отдать должное контролю извне: ревизор лично скатился со всех горок, вниз головой прощупал все сливные-заливные отверстия, рулеткой замерил глубину каждого бассейна на соответствие глубины, указанной в табличках. Затем, приняв душ и переодевшись, сел за оформление акта демократично - у всех на виду. Несчастную ветку спилили, но не убрали. Я уверен, что она до сих пор лежит под горкой аквапарка до прибытия следующего ревизора. Пальмовая ветвь - как награда за халатность и безразличие обслуживающего персонала!

Греки – очень набожный народ. На прибрежной линии Аналипсиса находятся три небольшие часовенки. Они открыты круглосуточно. Внутри иконы, из динамиков льются молитвы, на полочках свечи! Всё очень скромно и доступно. Какие-либо споры или сделки между собой местные жители совершают в присутствии икон. Особенно почитаем у них Георгий Победоносец. После такого трепетного отношения к религии некоторый шок вызывают супермаркеты, рассчитанные на многочисленных туристов.

Чего только не встретишь в таких магазинчиках:
- всевозможные иконы (они протёрты елеем, благоухают, как в церкви) и календарики (открытки) с греческой камасутрой;
- утонченные копии древнегреческих статуй и фигурки весёлых животных, занимающихся соитием;
- расписные деревянные матрёшки (с близкого расстояния становится понятно, что это далеко не матрёшки, а фаллосы Приапа, сына Диониса и Афродиты, бога плодородия);
- различные сухие травы от целебного Критского горного чая до простой конопли, окружённой всевозможными значками наподобие тех, что выпускались в СССР до 1961 года (на советских было изображено три зеленых куста конопли, через которые проходила серебристого цвета лента с надписью: «Мастеру коноплеводства»);
- множество косметики для любых частей человеческого тела на основе молока ослицы. Интересно, кто-нибудь видел ослиное вымя? Где взять столько ослиц, доведённых до периода лактации, если за день ослица даёт до 2 литров молока? Ослофермы или просто ослиные стада на Крите не попадались.

По своему воинскому званию я вполне мог бы оказаться «свадебным генералом» в чеховской пьесе. Вот только боюсь не удержаться и прокричать не свой монолог: «В Греции всё есть»! Например, бородатые орлы! Когда едешь вдоль побережья по горной дороге то вниз, то вверх, начинает закладывать уши. А видя в небе парящих орлов (бороду, конечно, трудно увидеть, ведь они не похожи на Черномора из «Руслана и Людмилы»), ощущаешь себя за рулём автомобиля настоящим командиром воздушного судна. И если в Ираклионе трудно найти бесплатное парковочное место, находчивые греки, наверняка, с удовольствием произнесут: «Извините, но ради Вас комплимент! Прекрасные смотровые площадки вдоль побережья – абсолютно бесплатные и ничем не оборудованные за исключением, правда, хиленького проволочного заграждения перед крутым обрывом в море!

Закаты на Крите тоже есть! Они красивы и неторопливо-задумчивы. Ночью ярко сияют звёзды. Большая медведица чётко показывает путь на север: Болгарию – Румынию – Украину – Белоруссию – Литву – Латвию – Эстонию – Финляндию – Норвегию! Однажды кромешную темноту моря пронзили яркие полоски света. Вдали плыл огромный пароход. Стоя на волнорезе, к горлу подкатил ком. Внезапно я ощутил себя мальчиком-рыбой и услышал, как в горах бьёт копытом никому не видимая Рогатая мать-олениха, а дальше… Дальше по Чингизу Айтматову: «с волны на волну, с волны на волну - и тут навстречу белый пароход. - Здравствуй, белый пароход, это я!».

Примечание:
Каждый по-разному интерпретирует фотографию с признанием в любви к городу Ираклиону. У меня своя версия: «На моём сердце Православный крест»! Почему? Потому что «Хер» - это название буквы «Х» в древнерусском и старославянском языках, произошедшее от Херувима, несущего свой крест (слово «похерить» не является бранным, означает перечеркнуть или перекреститься).

01.10.2019, аэропорт имени Никоса Казандзакиса, город Ираклион.