Укрощение студента. ч. 1 Афалина

Анатолий Федосов
От родителей, с югов я ехал и при пересадке мне достался билет в вагон СВ, других билетов в кассе не было. В то позднее лето я был «сказочно» богат. На севере, в Ухте мы ровняли железную дорогу, стройотрядом из Москвы – работали и день, и ночь, накормили вдоволь комаров и гнуса. Но, таньга, зато хорошие достались и головы, к тому же опустели от наук, - так что взял я в кассе, то что было и ринулся в Москву. В купе два дивана мягких, верхних полок нет, и всё уже застелено по моде. Рядом комнатка – там умывальник, туалет. В таком вагоне можно бы и во Владивосток – кстати, я бы согласился, а она, наверно – нет. Она от науки «леди» - великие заботы, верно, ожидали от науки, может быть семья, а тут студент – который – «один я». И пусть армию отбахал и пусть тоже до Москвы – но я не «ах!»ал. Потому как были свои планы, цели, годы и впереди великие труды. Мужчинка во мне только просыпался и женщин я ещё считал за ино…планетян. Нет,  ими тож, интересовался, за компанию, когда к ребятам примыкал, но вовсе и не ради при луне за «ох» и «ах»!

Она биолог была и с психологией, конечно же, дружила – и меня сразу раскусила, что я за сына, и не более могу сойти. Но, все ж, наукой совратила – а я, зато в гипноз, из-за неё, в себе открыл пути. Так, баловался – порою даже и удачно, но никогда не счел его за жизни путь. У молодости сил много, и я даже не подумал лечь вздремнуть. Да и её ночлег не беспокоил – разумеется, она за компанию, тоже бы поспала. Но, в ту ночь, в ней лектор, вовсе не дремал:
- Я – Ольга, ну, а вы?
- Анатолием меня зовут – и я в который раз поведал «сказ про белого бычка», как меня родители соседу поручили записать Александром – а он в городе гульнул и вспомнил только букву «А».
Она довольно удивилась этим жизненным курьёзом – и пути, у нас, в беседу дружненько сплелись.
- Как вы мыслите – кто в море самый умный? - я её спросил.
- Конечно же, дельфины – и если бы их мозг не был разделен, во многом, на равные две половины – они бы мыслями могли нас и  превзойти.
- А сирены, царь Нептун, его русалки?
- Ценю ваш юмор – он, всё же лучше анекдотов.
И она мне лекцию прочла – жаль я не спросил её про званья и награды – вы б, за меня побольше были рады. Она продолжала:

- Мозг взрослого дельфина весит около 1700 граммов, а у человека — в среднем 1400, хотя бывает и намного больше, что вовсе и не говорит напрямую о большом уме. К тому же, у дельфина в два раза больше извилин в коре головного мозга, чем у человека.
- Не повезло бедняге, к тому же, нету рук. Да и половиной много ль сообразишь! – я знал, что дельфины не спят, и чтобы не задохнуться, используют полушария по очереди, находясь все время в движении.
- Эх, кабы знать – настолько ли равносильны и равнозначны их оба полушария. Есть предположения, что у них, как и у человека, каждое полушарие тоже имеет определенную физиологическую ответственность и нагрузку.
- Так у них же нет правой и левой половины тела, как у человека – всем же известно, что у человека правое полушарие отвечает за левую половину тела, а левое – за правую, - решил я «блеснуть», остатками знаний, полученными в ещё в школе.
- Видите ли, Анатоль – разрешите мне, Вас так называть – на самом деле, у человека существует так называемая функциональная межполушарная асимметрия которая и говорит как-раз, о неравнозначности функциональных структур правого и левого полушарий мозга, - каждое из них доминирует в осуществлении какой-либо функции. Например:
- словесный информационный канал (смысл речи) контролируется левым полушарием;
- а несловесный сигнал (голос, интонация) – правым.
Я поднес палец к своим губам и вопросительно взглянул на Ольгу, что она и восприняла, как мою готовность удивляться и дальше, чем и не преминула тут же воспользоваться – в ней проснулся лектор.

- Абстрактное мышление и сознание связаны, преимущественно, с левым полушарием. А вот если необходимо выработать рефлекс…
- Условный, разумеется, как у «собаки Павлова» - на свет лампочки перед едой, которую не дают, а слюна идет, - меня опять «понесло»
- Анатоль, не пытайтесь лишний раз убедить меня, что пустой сосуд легче и качественнее заполнять, чем частично заполненный, - и я опять не дал ей договорить,
- На своей первой лекции по физике, нам именно так и было сказано, напрямую: «Забудьте всё, что вам преподавали в школе – так вам будет легче усвоить всё на более высоком и правильном уровне»
- Ваш лектор был прав, но лишь отчасти – сейчас вы это поймете, на примере выработки рефлексов. При выработке условного рефлекса в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время упрочения рефлекса – левое; то же самое происходит и при усвоении новых знаний – там тоже многое зависит от рефлекса: «Что такое!?».
- Вы намекаете на то, что стройотряды жизненно необходимы для студентов, не столько для того, чтобы пополнить бюджет бедного студента, сколько для того, чтобы опустошить левое полушарие и подготовить его к новому заполнению знаниями!?
- Боже упаси! – я же применила слово «отчасти». Когда вы строили свою железную дорогу, Ваш мозг вовсе не отдыхал, в особенности его левое полушарие – там происходила работа… - и тут же добавила, - что происходит во всевозможных заведениях, когда заканчиваются приемные часы? – и не дав мне возразить, многозначительно подвела итог сама, - там идет обработка полученных данных и документов!

И теперь уже поднял я свой палец вверх, медленно, и с претензией на хотя бы какое знание, произнес цитату, которая меня всегда завораживала:
- «Образование – это то, что остаётся после того, как вы забыли всё то, чему вас учили».  Так значит, наше образование находится в левом полушарии?
- Да, именно, но, как бы выразились литераторы: лишь «метафорично». Левое полушарие определяет цели, производит переработку информации последовательно, аналитически, по принципу индукции, лучше воспринимает абсолютные признаки предметов и временные отношения.
- Разве существуют абсолютные знания? Нам всегда «преподы» напоминают, что «Любой абсолют – недостижим!»
- Да это так, отчасти, по большому и конечному  счету – это абсолютные знания о предмете, явлении и пр. недостижимы, но эти знания всегда складываются из признаков, некоторые из которых могут нам быть достоверно известны и мы можем быть в них абсолютно уверены. Разве Вы не уверены, причем абсолютно, что мы, сейчас едем в Москву?
- Не знаю, неуверенно протянул я – это точно знает, наверное, только начальник поезда.
- Н- да! Неудобный мне попался студент, – и она ободряюще улыбнулась, - но есть надежда…
- Надежда умирает последней, а перед нею умирают Вера и Любовь! – кстати, это моя цитата.
- О, да Вы ещё оказывается знаток старины глубокой! Мы вот так, Анатоль, «растекаясь мыслью по древу», совсем позабыли о дельфинах – а они этого не заслуживают!

И Ольга, как бы примирительно продолжила:
- Однако явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими – оба, но в разной степени, и всё это находится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии. Поэтому упрощать наши знания по отношению к головному мозгу дельфина, исходя из того, о чем мы только что говорили, и опираясь только на один, не такой уж многозначительный факт, что они не спят в море – не стоит.
- К тому же, видимо, их мозг не так уж и устает, раз может позволить себе, хотя бы частично не спать всю жизнь, чего, как-раз и не может позволить себе человек. Может, жизнь у них, в самом деле, гораздо примитивнее, чем мы привыкли о них думать? Тогда к чему тогда им такой совершенный мозг?
- Я Вас сейчас удивлю, Анатоль! Их жизнь, и в особенности, коллективные взаимоотношения, гораздо совершеннее и богаче, чем у людей! Вот у Вас, к примеру, каков словарный запас слов?

Я не ожидал такого вопроса и оттого несколько смутился. Стал лихорадочно вспоминать Пушкина, Эллочку-Людоедку… и наконец, остановился на пяти тысячах, - она улыбнулась:
- Допустим, для Вашего второго курса – это было бы неплохо, совсем неплохо! У Пушкина, кстати, был словарный запас чуть меньше того, о котором бытует широко распространенное мнение – не 25 тысяч, а чуть больше 21-й тысячи. А в обычной жизни обычный человек вполне обходится и одной тысячей слов. У начитанной и разносторонней личности – этот запас доходит и до 5-6 тысяч. Резко возрастает запас слов у профессионала с высшим образованием – до 20 тысяч, а у человека с высокой степенью профессионализма – и до 30 тысяч слов. В особенности это характерно для гуманитариев.
- Вы забыли опять про дельфинов, - перебил я её нетерпеливо.
- О, Анатоль, я Вас опять могу удивить – у взрослого дельфина – Афалины, запас слов достигает 14 тысяч! Причем они пользуются двумя языковыми группами – языком звуков, часть которых для человека недоступен из-за высокой частоты. И языком касаний и жестов – которым люди пользоваться почти не удосуживаются. Да, и каждый дельфин, при рождении получает имя – вот так-то, Анатоль!

Спустя некоторое время ожил от такого потока информации:
- Как же тогда понимать их язык и тем более подсчитать их словарный запас?!
-  На то и существуют методики, исследования… - только вот, к сожалению, их мало – человека, вообще, почему-то, больше интересует то, что далеко и почти совсем не интересует то, что рядом.
- Человек пользуется языком жестов, только когда не может говорить или слышать… - но Ольга не дала мне договорить:
- А в то же время совсем рядом вот что, а нам и невдомек хотя бы толком изучить, а может – что и перенять:
У них примерно столько же уровней организации звуков, сколько и у человека: шесть, то есть звук, слог, слово, фраза, абзац, контекст, есть даже свои диалекты.
Язык дельфинов можно разделить на 2 группы:
Язык жестов (язык тела) — различные позы, прыжки, повороты, различные способы плавания, знаки, подаваемые хвостом, головой, плавниками.
Язык звуков (собственно язык) — звуковая сигнализация, выраженная в виде звуковых импульсов и ультразвука. Примерами таких звуков могут быть: щебет, жужжание, визги, скрежет, щёлканье, чмоканье, скрипы, хлопки, писк, рёв, вопли, крики, кваканье, свисты.

Удивительные существа, - я попытался, было, восхититься. Раньше я был много наслышан о их миролюбии – спасают людей, защищают от акул… Ольга не дала мне договорить, перебила:
- Спешу Вас разочаровать, Анатоль, на будущее – конечно они не такие агрессивные и бездумные в своих действиях, как человеческий вид, но тем не менее – они такие же дикие животные, как, впрочем, и большинство людей, несмотря на их, якобы цивилизованные взгляды. Человек, разумеется, в своей жестокости более изощрен, но и дельфину не следует необдуманно «совать палец в рот».
- И что, есть примеры их жестокого поведения?
- Множество, и по отношению к человеку, и по отношению к своим сородичам. Вблизи берега и в особенности в неволе – они любопытны, вежливы и аккуратны. Но, стоит отплыть к стае дельфинов подальше от берега – как они не замедлят вступить с человеком, порой, в смертельную для человека, игру. Нет, они не станут поступать с ним, как поступают акулы – они будут бросать его друг другу, как мячик, а если и притолкают его потом назад к берегу то со множеством синяков, с переломанными ребрами и гематомами. Разумеется они не станут напрямую убивать человека – хотя и это случается, но реже – нет, они будут толкать его дальше, в открытое море, не давая ему быть на поверхности, чтобы иметь возможность дышать, а будут увлекать его в глубину и удерживать там долго. Вернуться в таком случае, на берег будет более, чем проблематично. И наконец, я ещё больше удивлю Вас, Анатоль – в их природе зачастую проявляется сексуальное насилие над человеком. Я сидел некоторое время с раскрытым ртом – потом встал и вышел в коридор, чтобы несколько успокоиться самому, от всего услышанного только что и дать возможность Ольге принять туалет, переодеться и приготовиться ко сну…

                (продолжение следует)