Брудершафт с Бафометом

Флюр Галимов
(трагедия)
      В двух действиях, одиннадцати явлениях.

Действующие лица:

Карабаев Фаусхетдин Карабаевич – крупный ученый, философ, посвятивший жизнь познанию истины. Но когда осознал, что не смог даже приблизиться к истине, стал известным специалистом в области атеизма, 60 лет.

Салима – первая любовь Фаусхетдина Карабаевича.

Князь – на вид 50-60 лет.

Касафат – приближенный князя.

Казамат – приближенный князя.

Таштояк – пожилой, представительный ученый.

Аскалап – бесшабашный верзила, буян и скандалист.

Вампия – около 35 лет.
Невольники и невольницы.

Действие первое.
Явление первое.
     Просторная гостиная большой городской квартиры. Разгар шумного застолья. Профессор Фаусхетдин Карабаевич закатил большой пир по случаю своего шестидесятилетнего юбилея, который приблизился к самому пику. Слышен шум застолья: звон бокалов, музыка, возгласы и смех разгоряченных гостей.
     Фаусхетдин Карабаевич (порядочно захмелевший юбиляр показывает пальцем вверх). Я же сказал давеча: нет Его! Религия  – опиум для народа!   
     Шумное застолье заметно утихает.
     1-й гость. А князь тьмы? Его тоже нет?
     Фаусхетдин Карабаевич. Да, князя тьмы тоже нет. Он не существует.
     2-й гость. Точно нет? Вы уверены, Фаусхетдин Карабаевич?
     Фаусхетдин Карабаевич. Стопроцентно!
     3-й гость. А если, все-таки, он существует?
     Фаусхетдин Карабаевич (уверенно). Если он существует, пусть пожалует на мой юбилей! Ха-ха-ха! Я его напою  в дупель! Ха-ха-ха! Мы с ним выпьем на брудершафт! Ха-ха-ха!
     Шум застолья снова разгорается, гости весело и одобрительно восклицают.
     4-й гость. Вот это, я понимаю: сказал так сказал!
     5-й гость. Настоящий ученый!
     1-й гость. Слова настоящего атеиста!
     2-й гость. Он же наш лидер!
     3-й гость. Выпьем за здоровье уважаемого юбиляра!
     Все радостно подхватывают тост:
     - За здоровье и процветание Карабаева!
     - Многие лета Фаусхетдину Карабаевичу!
     - Дальнейших успехов юбиляру!
   Вдруг на мгновение затихает шум застолья, затем раздается громкий стук в дверь и в гостиную чинно входит целая кампания новых гостей во главе с представительным господином.
     Князь. Мое почтение, господа! Благодарю за приглашение, господин Карабаев, я с удовольствием выпью с тобой на брудершафт. И напьемся мы сегодня в дупель, как в последний раз… (Садится рядом с юбиляром).
     Его свита тоже рассаживается за столы. А обслуживающий персонал прибывший вместе с ним – полуголые невольники и невольницы встают за их спинами, ожидая распоряжений. Длинноволосая красивая невольница по имени Салима потрясенно смотрит на Фаусхетдина Карабаевича.
     Гости Карабаева  и сам юбиляр застывают в оцепенении от страха.
     Князь. Я пожаловал не с пустыми руками, раз уж решили напиться в дупель… (Кивает обслуге и они  проворно ставят на стол бочонки с надписью «Иблисин». Затем быстренько наполняют бокалы).
     Князь. Ну что ж, господа, давайте поднимем бокалы за здоровье юбиляра!
     Коллеги Карабаева тоже выпивают иблисин и, как по волшебству, освобождаются от страха. Часы гулко пробивают полночь. Гости обращают взоры на князя.
     Князь (торжественно). Верные слуги мои! (Обращается к Карабаеву и его гостям - коллегам). Я не оговорился – и вы мои слуги... (Короткая пауза). Верные слуги мои! Шестого числа, шестого месяца по земному календарю каждый год созываю вас на большой пир. Нынешний праздник я решил совместить с юбилеем крупного ученого - атеиста Карабаева, который любезно пригласил  меня на свое торжество. Верные слуги мои! Сегодняшний праздник приходится и на шестой день недели – субботу. То есть, совпадают три шестерки! Поэтому – сегодняшний пир объявляю Великим!
     Касафат (кричит во все горло). Да здравствует князь – наш великий повелитель!
     Все скандируют: - Да здравствует! Да здравствует! Да здравствует!
     Казамат (орет во всю силу). - Да здравствует Великий пир!
     Все вместе: - Да здравствует! Да здравствует! Да здравствует!
     Аскалап (заорал, закатив глаза). Да здравствует шестьсот шестьдесят шесть!
     Все вместе: - Да здравствует! Да здравствует! Да здравствует!
     Гости и коллеги Карабаева стали также дружно горланить со всеми. Зазвучали фанфары и кимвалы, тимпаны, систры и трубы. Начался великий пир.
     Князь (поднимая бокал). В честь Великого пира!
     Все вместе: - Да здравствует Великий пир! Слава! Слава! Слава!
     Все чокаются и выпивают до дна. Шум-гам застолья, музыка, световые эффекты. Полуголые невольники и невольницы снуют меж столов, наполняя бокалы и обслуживая гостей.
     Касафат (поднимает бокал). Господа! Выпьем за здравие  Повелителя - за нашего Великого князя!
     Все вместе: - Слава Великому повелителю! Слава! Слава! Слава!
     Аскалап (орет во все горло). Слава! Слава! Слава! (Тянется чокаться с Таштояком).
     Таштояк (брезгливо отстраняясь, негромко). Пора уж, хоть немного овладеть правилами этикета, Аскалап, на больших пирах и банкетах  чокаются только после первого тоста…
     Вампия (презрительно). Правильно говоришь, господин Таштояк, он же - пьянь бескультурная!..
     Аскалап. Ой-ой-ой... тоже мне фифа нашлась… Вампия, будешь много воображать, всем расскажу, как ты напоив меня заманила к себе и попыталась высосать мне кровь через одно место, сучка голодная…
     Вампия (гневно шипит). Аскалап! Ты - мужлан неотесанный! До сих пор не знаешь, что это французская любовь…
     Казамат (шикает на них). Вампия! Аскалап! Заткнитесь!
     Вампия. Все, господин Казамат, мы уже замолчали…
     Князь. Преданные слуги мои! Этот бокал поднимаю за вас!
     Радостно гомоня, все выпили до дна. Зазвучала танцевальная музыка. Она была столь зажигательной, что гости не смогли усидеть – повскакав с мест пустились в пляс. А князь, Касафат и Казамат подергивали плечами в такт музыке -  высокое положение сдерживало их от веселой пляски. А Карабаев, хоть и избавился от страха с помощью иблисина,  пока никак не мог до конца  осознать происходящее.
     Ну и плясали пирующие! Все перемешались в бешеной пляске: коллеги Фаусхетдина Карабаевича вовсю отжаривали со свитой князя и его обслугой. В этой необычной музыке смутно угадывались лучшие мотивы из танцевальных мелодий разных народов: подобие  африканских знойных ритмов сменялись чем-то похожим  на рок-н-ролл, что-то вроде диско бесов на ушах перемешалось яростной чечеткой цыган и шотландцев, дурманящая флейта гаремов, полная соблазна, извивала полуголых красоток. Но трудно было понять, чем же отличалась эта дивная музыка от человеческой: в тональности ли было дело, или в несколько учащенных ритмах…
     Наконец, танцевальная музыка стихла. Утомившиеся гости ахая и охая уселись на свои места.
Князь (чуть подождав, когда отдышатся гости). Дорогие мои! Давайте выпьем за всех нас!
     Все, кроме Карабаева, с воодушевлением приняли эти слова, залпом опустошили бокалы. А до затуманенного иблисином сознания Фаусхетдина Карабаевича, наконец, дошел весь смысл происходящего…
     Фаусхетдин Карабаевич (со страхом взглянув на князя, потрясенно). Раз этот реален, значит, существует и Он... О, Аллах!.. (теряет сознание).
     Князь (подняв левую руку, призывает к тишине и кивает на Фаусхетдина  Карабаевича). Касафат, приведи в чувство!
     Касафат. На, пей! (Вливает в рот Карабаева бокал напитка).
     Иблисин сразу подействовал на Карабаева, ему становится хорошо и страх исчезает.
     Фаусхетдин  Карабаевич (кричит, подняв бокал). Юбилей продолжается! (выпивает до дна).
     Казамат (с недовольным голосом). Ну и нахал! Сказал только о своем юбилее, а о Великом пире ни гугу!
     Остальные гости уставили на него недобрые взгляды. Захмелевший Фаусхетдин  Карабаевич устраивается поудобнее и с удивлением разглядывает  окружающих.
     Фаусхетдин Карабаевич (довольно бесцеремонно). Просто ужас! Как портит людей пьянство! Какие отвратительные рожи! Мои гости стали как черти…
     Услышав эти слова, пирующие сильно оскорбляются. Все уставились на Фаусхетдина Карабаевича с нескрываемой ненавистью.
     Князь (неторопливо). Вас, дорогие слуги мои, наверняка мучает вопрос – почему я совместил юбилей этого человека с Великим пиром? (таинственно усмехается).
     Пирующие оживленно вопрошают.
     Вампия. Да, Правитель, почему так решили?
     Аскалап. С какой стати?!
     Таштояк. Объясните, пожалуйста?..
     Поднялся легкий шум. Все хотят узнать замысел князя. Фаусхетдин Карабаевич, почувствовав недоброе, тяжело вздыхает. Видя его состояние, Казамат протягивает ему бокал иблисина. Выпив, Фан Карабаевич успокаивается.
     Князь (кивает Касафату). Касафат, представляй…
     Касафат (проворно встав, открывает черную папку и начинает громко читать). Карабаев Фаусхетдин Карабаевич. (Услышав эти слова, та длинноволосая, красивая невольница слегка вскрикнула и торопливо прикрыла рот). Родился шестого июня 1930 года в бедной крестьянской семье.  Дед его Абдулла был муэдзином. Сын Абдуллы Карабай, став комсомольцем, обрушил с друзьями минарет мечети, откуда его отец всю жизнь провозглашал азан. Муэдзин не смог простить такое, умер, не благословив сына. (Кряхтит). Сын Карабая – Фаусхетдин – стоит перед вами. Его детство, отрочество прошли в голоде и нужде. Потому что отец его хоть и был комсомольским вожаком, не любил трудиться. А старательный Фаусхетдин закончил школу, затем рабфак. Громко заявив, что он сын первого комсомольца своего аула,  сумел поступить в университет.
     Таштояк (покачав головой). Шустры-ый…
     Касафат (продолжает читать). Выросший в нужде Фаусхетдин всю жизнь стремился выйти в люди. Для достижении этой цели не гнушался ничем.
     Будучи студентом первого курса университета, он записывает в свой дневник следующее: «Умный человек обязан умело приспосабливаться к жизни и для достижения своих целей должен использовать любые возможности». Фаусхетдин всю жизнь остался верен этому принципу. Например, на последнем курсе, когда подвернулась возможность, женился на старой деве – дочери профессора университета. Благодаря чему… (значительным голосом).  Остался преподавать в университете…
Вампия (презрительно). Карьерист!
Таштояк (со значением). Конформист…
Касафат (с оживлением продолжает чтение). Самое интересное  вот что – у Фаусхетдина в ауле  осталась любимая девушка Салима, на которой он обещал жениться. Она прождала его целых пять лет…
     Длинноволосая красавица – а она и есть Салима – тяжело вздохнув, ладонями прикрыла лицо. Окружающие выражают отношение услышанному: кто-то задумчиво качает головой, кто-то многозначительно причмокивает.
     После слов Касафата Фаусхетдину Карабаевичу становится не по себе. Ведь его первая любовь Салима – щемящая боль сердца, постоянно напоминающая о себе, мучающий душу укор остатков совести. Он останавливает печальный взор на одной точке. Вот уже который раз, перед ним предстает сцена последнего свидания с любимой. Звучит грустная, наводящая печаль на сердце, музыка о несчастной любви.
Явление второе
     Прелестная летняя ночь. Светит полная луна. В рощице у реки беспрестанно поют птицы. Под кудрявой березой, держась за руки, стоит парень с девушкой. Они не могут наглядеться друг на друга.
     Фаусхетдин (волнуясь, ласковым голосом). Салима, ласточка моя! Если б знала, как я люблю тебя! А ты меня любишь?!
     Салима (шепчет, опустив взор). Да, Фаусхетдин, люблю…
     Фаусхетдин (легко поднимает любимую на руки, кружит). Любовь моя! Единственная!. Правда, что любишь?! Прошу тебя, повтори!..
     Салима (ласково шепчет).  Люблю…
     Фаусхетдин. Я самый счастливый человек  – меня любит Салима! Она – самая красивая девушка нашего аула!
     Салима (счастливо улыбаясь). Сердце мое, пожалуйста, потише, люди услышат…
     Фаусхетдин. Пусть слышат! Салима! (крепко прижимает любимую к груди, целуются).
     Какое-то время стоят молча, обнявшись. Их сердца переполнены счастьем.
     Салима (беспокойным голосом). Слышала, уезжаешь в город…
     Фаусхетдин (оживившись). Да, красавица моя, еду учиться на рабфак. После рабфака хочу поступить в университет.
     Салима. Как же я буду жить без тебя?..(Опечаленная, смотрит парню в глаза).
     Фаусхетдин. Душа моя, я же буду приезжать в аул!
     Салима (беспокоясь). А ты там… не найдешь городскую девушку? Не позабудешь меня?..
     Фаусхетдин (взволнованно и нежно). Ласточка моя! Единственная! Как я смогу забыть тебя?..
     Салима (вздыхает). Не хочу тебя отпускать в город! Боюсь, потеряю… Эх, не уезжал бы!..
     Фаусхетдин (вспылив, уговаривает). Салима моя! Ты же умная девушка, должна понимать: мне нужно учиться, выйти в люди! Не всем же копаться в земле… (Жмет к груди руки любимой). Душа моя! Как только выучусь, приеду за тобой. Ты меня будешь ждать?!
     Салима. Конечно, милый!.. (В ее голосе – бесконечная нежность)
     Фаусхетдин. Обещаешь?
     Салима (тихо). Обещаю…
     Фаусхетдин. Клянешься?
     Салима (шепчет). Клянусь…
     Молодые прижимаются друг к другу.
     Повторяется фрагмент той музыки.
                Явление третье.
     Фаусхетдин Карабаевич сидит в той же позе, задумчиво уставившись в одну точку. Касафат с важным видом продолжает чтение. Все внимательно слушают его.
     Касафат. После защиты кандидатской диссертации Фаусхетдин ставит перед собой грандиозную задачу: стать большим ученым и познать истину. Но став даже доктором наук, профессором, осознает: он даже не приблизился к истине. Озлобившись, Фаусхетдин становится ярым безбожником, крупным специалистом в области научного атеизма. (Слово «научного» произносит с издевкой). В этой области опубликовал восемнадцать книг и шестьсот шестьдесят шесть статей… (пауза).
     Аскалап (презрительно). Подумаешь… Хоть и столько учился, все равно не стал муллой. (Дразня) Доктор –моктор.
     Таштояк (недовольно). Действительно, таких докторов пруд пруди. С какой стати он с нами?
     Касафат (многозначительно кряхтя, продолжает чтение). Пятого июня сего года, ближе к полуночи, то есть, ровно тридцать шесть минут назад, на юбилее в честь своего шестидесятилетия, крепко выпив и желая острым словом рассмешить гостей, это человеческое существо повторило вот эти слова, которые дерзнуло произнести еще давеча: «Князя тьмы нет! Он не существует. Если он существует, пусть пожалует на мой юбилей! Я его напою в дупель! Мы с ним выпьем на брудершафт.». (Добавляет еще от себя). Да еще, этот Карабаев посмел издевательски и мерзко надсмехаться над нашим повелителем…
     В зале устанавливается напряженная тишина. Пирующие раскрыв рты, замирают в шоке. Даже обслуживающие гостей полуголые невольницы и невольники, забыв про заботы, застыли в растерянности.
     Эти несколько минут показались гостям вечностью, но Аскалап выводит их из глубокого оцепенения.
     Аскалап (двумя лапищами разрывает на груди рубашку и начинает страшно рычать, колотя себя по голове). Братва! Это беспредел! Ы-ы-ы-ы-ы-ы!
     Будто все того и ждали, начинается страшное столпотворение: гости поднимают всеобщий шум и крик, бьют посуду, стучат по столу, колотят себя по голове. Полуголые невольницы, протяжно завывая, рвут на себе волосы.
     Таштояк. Да как он посмел заявить, что нашего князя нет?!
     Вампия. Он вякнул, что наш властелин не существует?!
     Казамат. Да наш правитель – живее всех живых!
     Аскалап (орет, закатив глаза). Князь жив! Князь жил! Князь будет жить! 
     Все дружно скандируют:
     - Князь жив! Князь жил! Князь будет жить!
     Аскалап. А этого фраера неверного – отдайте мне! Я ему живьем шкуру спущу и брошу в кипящую смолу!
     Касафат. Я бы его живьем замуровал в стену!
     Казамат. Нет, Касафат, лучше замочить его в ванной с кислотой!
     Вампия. Лучше высосать кровь и дело с концом!
     Таштояк (чуть повысив голос). Его надо заживо сварить в котле. Мы в молодости часто так делали…
     Фаусхетдин Карабаевич (представив себе, что с ним хотят сделать, вскакивает с места и кричит). Ложь! Ложь! Ложь! Я эти слова никогда не произносил!
     Таштояк (от удивления качает головой). Вот нахал, лжет не моргнув глазом!
     Аскалап (презрительно). Вот доктор – моктор…
     Касафат (растерянно). Как это не произносил?
     Фаусхетдин Карабаевич (решительно). Не произносил и точка!
     Касафат (злится). Как это не произносил?..
     Фаусхетдин Карабаевич (распаляясь все больше). Сказал же – не произносил!
     Касафат (смотрит в папку). Вот же, тут все зафиксировано: пятого июня, сего года…
     Фаусхетдин Карабаевич (орет). Плевал я на твою черную папку! Это фальшивка, ложный донос! (Грозит пальцем). Не выйдет! Сейчас власти на анонимки не реагируют! Меня на мякине не проведешь!..
     Касафат (вконец растерявшись). Гмм, гмм…
     Казамат (уверенно, не повышая голоса). А я говорю – произносил!
     Фаусхетдин Карабаевич (кричит зло). Не произносил!
     Казамат. А я говорю – произносил!
     Фаусхетдин Карабаевич (орет). Докажи!
     Казамат (укоризненно качает головой). Ай-ай-ай, люди стали нахальнее нас…(Достает маленький диктофон и нажимает на кнопку). Хорошо, что записал. (Фаусхетдину Карабаевичу). У нас все записано…
     Из диктофона доносится голос Карабаева. Все злобно уставились на него. Только князь смотрит на него с улыбкой, будто выражает солидарность.
     Фаусхетдин Карабаевич. Это не мой голос!
     Казамат (нажав на кнопку, выводит на экран изображение Карабаева, произносящего те самые слова). А на это что скажешь?
     Фаусхетдин Карабаевич (неуверенно). Это не я, а человек, похожий на меня…
     Касафат. Карабаев, брось ломать комедию, имей совесть!
     Казамат. Все равно тебе не отвертеться.
     Карабаев безнадежно вздыхает и опускает голову.
     Вампия (встает с места и протянув руки медленно идет к Карабаеву). Сейча-а-с… Высосу ему кровь!
     Аскалап (вскакивает с места). А я его буду держать!
     Эти двое не успевают схватить Фаусхетдина Карабаевича, к ним подскакивает та длинноволосая невольница и разъяренно бросается на них. Наотмашь бьет Аскалапа в рожу, заставив далеко отлететь и грохнуться под стол, а Вампию хватает за волосы и со злостью швыряет в сторону.
     Невольница (кричит вне себя). Не смейте его трогать!
     Странная, но решительная выходка красивой невольницы всех поразила и заставила замолчать.
     Фаусхетдин Карабаевич (взглянув на невольницу, сразу узнает и пораженно вскрикивает) Салима! (Вскакивает с места и бросается к ней). Салима! Любовь моя ненаглядная! (Крепко прижимает ее к груди). Я всю жизнь любил только тебя!.. (Пауза).
     Звучит фрагмент той музыки о несчастной любви. Она воздействует даже на пирующих.
     Салима (подняв голову от груди  Карабаева, смотрит ему в глаза). Если любил, почему же бросил? В городе женился на другой…
     Фаусхетдин Карабаевич (виновато). Так вышло… (Но нахлынувшие  чувства заставляют его говорить правду). Да, во всем виноват только я. Стремился выбиться в люди. Чтобы остаться в университете, отказался от своей настоящей любви и женился на дочери профессора Карамова. Но не смог стать счастливым. Потому что всегда в моем сердце была только ты. Всю жизнь тосковал по тебе, мечтая хоть разок увидеть. Ты превратилась в щемящую боль моего сердца. (Пауза). Хотел ловко приспособиться и занять теплое местечко. И сам погряз по самые уши, и тебя погубил, и жену сделал несчастливой… Она, бедняжка, даже не смогла стать матерью… Даже наследника не имею, некому оставить нажитое…
     Салима (стонет и закрывает лицо руками) Ы-ы-ы… А я…
     Фаусхетдин Карабаевич (встревожившись). Что случилось, душа моя?
     Салима (мучительно). А я что наделала?.. Пошла к старухе Хаернисе и она нашего ребенка, не успевшего увидеть белый свет… Извела… (тяжело стонет) ы-ы-ы… Из-за этого тяжкого греха я попала к ним… ы-ы-ы… (мечется). Нет мне прощения, нет! О, Аллах! (Упав на колени, тянет руки ввысь). Забери меня отсюда к себе, забери!..
     Фаусхетдин Карабаевич (горестно). Салима моя! Во всем виноват только я! Эх, если бы смог грех твой тяжкий забрать себе! Любимая, прости меня!
     Салима (немного успокоившись). Я тебя давно уже простила. Когда человека любишь больше жизни, оказывается, прощаешь даже его предательство….
     Фаусхетдин Карабаевич (взволновавшись). Салима, единственная моя! (Заключает ее в объятия).
     Повторяется фрагмент музыки о несчастной любви.
     Князь (задумчиво смотрит на Салиму). Эх, полюбить бы так же беззаветно, как эта женщина!.. (Налив полный бокал, протягивает Салиме). Выпей, женщина с большим сердцем, и уйдет тоска - кручина. (Спохватившись). С сегодняшнего дня – ты не рабыня! (Обращается к приближенным). Посадите ее за стол!
     Салима не пьет подношенный бокал, а просто держит в руке. Касафат и Казамат почтительно усаживают ее за стол.
     Князь (поднимает бокал). А сейчас… выпьем за любовь! (Выпивает до дна).
     Несколько удивленные необычным тостом князя, слуги все же осушают бокалы.
     Таштояк. Правитель, дамы и господа! Разумеется, Салима – молодчина, к ней нет претензий. Но этот конформист, я вас уверяю, за свои дерзкие слова должен понести наказание.
     Вампия. Правильно, господин Таштояк, он должен быть наказан!
     Аскалап. Сто пудов! Этот фраер должен ответить за базар! ( Ладонью поглаживает челюсть)
     Пирующие, одобрительно загомонили.
     Аскалап (окрыленный поддержкой кричит). Беспредельщик должен быть наказан! Повелитель! Отдайте мне его! Если не отдадите – вышибу собственные рога! Клянусь хвостом, буду ходить безрогим!
     Князь (с улыбкой). Ты, Аскалап, не впутывай сюда свои рога с хвостом. И так недавно, напившись как свинья, полетел туда (многозначительно указывает пальцем вверх), чтоб стащить бочонок амброзии. Но обжег эти самые рога и хвост, да еще кое-какой орган…
     Пирующие разражаются неудержимым хохотом.
     Вампия (с издевкой). Импотент обгорелый…
     Аскалап. Да это… только временно… скоро заживет…
     Пристыженный Аскалап замолкает.
     Князь (обводя пирующих тяжелым взглядом). Верные слуги мои! Не ломайте зря голову. Я сам знаю, что с ним делать…
     Раздается одобрительный гомон.
     Вампия (кричит). Ай - да, наш повелитель, ай – да мудрец!
     Таштояк. Живи и здравствуй вечно, великий правитель!
     Все вместе: - Живи и здравствуй вечно! Вечно! Вечно!
      Князь (продолжает). Сначала я преподам ему два урока. А затем… (Чуть повысив голос). Урок первый… (Внезапно обжег Фаусхетдина Карабаевича горящим взглядом). Кто ты есть?!
     Фаусхетдин Карабаевич (растерялся под горящим взором и от внезапного вопроса). Фаусхетдин Ка-ка-кара-бабаевич… Человек я…
     Послышались смешки.
     Князь. Ведомо ли тебе, кто есть человек?
     Фаусхетдин Карабаевич (ему приходит в голову привычное объяснение, внушенное еще со школьной скамьи). Человек произошел от обезьяны…
     Пирующие разражаются гомерическим хохотом. Князь тонко улыбается.
     Таштояк. Ха-ха-ха! Повторяет глупые слова Чарльза Дарвина! Ха-ха-ха!
     Касафат. Ха-ха-ха-ха-ха! Если умнейшие из рода человеческого стараются доказать чушь собачью – что же сказать об остальных?! Ха-ха-ха!
     Князь (что-то вспомнив). Когда-то очень давно, Он создал меня из огня. Затем слепив Адама из глины, повелел мне поклониться этому человеческому существу. (С бесконечным презрением). Выходит, я должен был поклониться жалкому человеческому существу, равняющему себя с обезьяной?..
     Пирующие снова захохотали.
     Князь (посмотрев вверх, мстительным голосом). Посмотрим, кто кому поклонится…
     Князь (вздыхает). Только из-за него, слепленного из глины, я впал в немилость перед Всевышним…
     Фаусхетдин  Карабаевич (разозленный от издевательских насмешек над собой, вконец выходит из себя: опрокидывает полный бокал и вскочив с места начинает кричать). Человек не жалок! Человек! Это звучит гордо! Человек! Вот истина! Все в человеке, все для человека! В этом мире только человек, все остальное – дело  его рук, ума!  Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! (Краткая пауза). (Набрав полную грудь воздуха, продолжает) Человек! Человек – самое великое создание в мире! Человек – царь природы!
     Аскалап (дразня). Че-ло-век!.. произошел от обезьяны! Ха-ха-ха-ха!
     Все покатываются со смеху.
     Фаусхетдин Карабаевич (взбешенный от злости, хватает полный кувшин и разбивает его об голову Аскалапа). Получай, черт поганый!
     Завязывается потасовка. Но силы не равны, Карабаев начинает поддаваться. Салима бросается ему на выручку.
     Салима (кричит вне себя). Не смейте его трогать! (Будто разъяренная амазонка, расшвыривает врагов любимого в разные стороны).
     Князь с улыбкой смотрит на Салиму.
     Аскалап (ладонью трет глаз). Бешеная баба, поставила фонарь под второй глаз… (Зло смотрит на Карабаева). А ты, доктор-моктор, раз котелок  не варит, решил победить в разборке с помощью кулаков? Тоже мне ученый… Раз ты ученый – одолей умом!
     Фаусхетдин Карабаевич (немного отдышавшись). Человек!.. (Немного подумав). Обладает такой силой! Он даже способен повернуть реки вспять, изменить природу!
     Таштояк. Этим самым, он рубит сук, на котором сидит…
     Фаусхетдин Карабаевич (не обращает на него внимания). Че-ло-век! Человек поднял науку на такую высоту! Даже побывал на Луне!
     Аскалап (издеваясь над ним, напевает частушку).
     Полетел на Луну,
     На ракете мужичок.
     Я бы тоже полетел –
     Подтолкнули бы в задок…
    
     Все хохочут.

     Князь (подождав, когда стихает хохот) Вот именно! «Я бы тоже полетел – подтолкнули бы в задок». Жалкие люди восхваляются, что подняли науку на небывалую высоту. Теорию познания до сих пор строят с догматических позиций марксизма-ленинизма. А не ведают, что знания, открытия отпускаются им сверху только столько, сколько нужно на данный период. Разве трактат Елены Блаватской «Тайная доктрина» не убедительно доказывает это?
     Касафат. Еще как доказывает…
     Таштояк. Вот именно! Тем более, этот трактат я продиктовал ей лично…
     Князь (обращается к  Карабаеву). Ты же защитил диссертации в области философии, изучил этот трактат?
     Фаусхетдин Карабаевич. Я сразу смекнул, что это ересь…
     Князь (многозначительно кивает головой). Понятно… (После краткой паузы). Слушай внимательно! Первый урок мой о человеке. (Краткая пауза). Человеческий род – самый глупый вид на земле. Чтобы доказать свои слова, привожу доводы:  во-первых, будучи беспомощной червью, человек возомнил себя царем природы… Безграничная жадность и наглость погубят человека… (Краткая пауза).
     Таштояк (поднимает указательный палец к верху). Вот именно!
     Князь (продолжает). Во-вторых, человеческий род до сих пор не понял, что души бессмертны. А живые души – важный компонент Вселенной. Они намертво хватаются за земную жизнь, которая приносит им страдания. За свои жалкие жизни даже совершают страшные преступления, продают совесть, душу. Глупцы не понимают, что на том свете гораздо лучше.
     Вампия (хихикает). Да уж, дураки! Хи -хи-хи-хи…
     Князь. В тертьих, род людской никогда не сможет обуздать свою непомерную жадность. Из-за ненасытной жадности, из всех живущих на земле видов, только человек наносит вред среде своего обитания – природе. Род человеческий так испоганил планету – давно пора очистить его огнем.
     Аскалап (погладив рога). Знаем, что такое огонь… Когда хотел стырить бочонок амброзии – чуть не сгорел. (Прошел легкий смешок). Сохрани Бог… Ой, извиняюсь, сохрани нас ты, повелитель наш…
     Казамат (слегка шлепнул ладонью Аскалапа по лбу). Не прерывай князя!..
     Аскалап (закрывает голову руками). Все, баста! (Бросив опасливый взгляд на Салиму, потирает фонарь под глазом). Почему-то сегодня постоянно получаю тумаки… (Снова взглянув на Салиму, бормочет). Такая фигуристая, клевая бабенка, жаль драчливая… Наверное, темпераментная! (Посмотрев на свой обгорелый орган) Как заживет –закадрю…
     Казамат (намахивается на него). Ну-у!
     Аскалап (закрыв руками голову). Все, все, молчу…
     Князь (продолжает урок). В-четвертых, жалкие людишки вообразили себя хозяевами Земли. До сих пор не поймут, что сюда они пришли лишь для того, чтобы через страдания и муки пройти испытания. (Пауза).
     В-пятых,  в человеческом обществе очень силен стадный инстинкт. Поэтому, в своем стаде они не терпят умных и талантливых только за то, что одаренные отличаются от большинства. Завидуют им черной завистью, стараются забодать – затоптать, уничтожить, чем тормозят собственное развитие. (Короткая пауза).
     Фаусхетдин Карабаевич (задумчиво). Да, есть в этих словах правда…
     Князь (покряхтев). В-шестых, человеческое сознание поражено очень опасным вирусом, называемым конформизмом, приспособленчеством. Человек старается приспособиться к любым условиям, явно бессмысленным законам и порядкам. Он и не подумает изменить их в лучшую сторону, а норовит приспосабливаться к ним. (Смотрит на Карабаева). Кстати, твой жизненный путь – яркий пример типичного конформизма…
     Фаусхетдин Карабаевич (хочет опровергнуть эти слова, но в его голову ничего не приходит). Гм-м.. Гм..
     Князь. Стремление приспосабливаться к явно бессмысленным законам и порядкам – это разве не верх глупости! Вообще, вся история человечества состоит только из глупостей и со временем они становятся все безумнее. Это опасно прежде всего для самого человечества, ибо люди сами приближают собственный конец. Ладно, для доказательства человеческой  глупости, шесть доводов будут достаточны. Я люблю число шесть…
     Аскалап (подняв бокал, горланит). Да здравствует Шестьсот Шестьдесят шесть!
     Вампия. Да здравствует Великий пир!
     Касафат. Да здравствует Великий повелитель!
     Все подхватывают: Да здравствует! Да здравствует! Да здравствует!
                Занавес.
                Действие второе.
                Явление четвертое.
 
     Та же гостиная. Князь продолжает урок.
     Князь. Во втором уроке кратко ознакомлю тебя с учением. Верь, оно истинно! Учение называется так: «Полярная противоположность основных явлений, вечная борьба меж ними и относительное равновесие в этой борьбе как главное условие  присутствия и сохранения жизни во Вселенной».
    Сначала напомню тебе: все значительное во Вселенной полярно противоположно. Например, огонь – вода, земля – воздух, любовь – ненависть, мужчина – женщина, душа – тело, жара – холод. Высшее проявление полярной противоположности - добро и зло. Меж ними идет вечная борьба. Энергия, выработанная в этой борьбе, приводит в движение все мироздание. А движение – это жизнь. Понятно тебе?
     Фаусхетдин Карабаевич (задумчиво). Похоже на теорию диалектики Гегеля…
     Таштояк (авторитетно). Кстати, в последние времена некоторые адекватные мыслители из рода человеческого философскую концепцию Гегеля называют истиной в последней инстанции. Они тоже начали кое-что понимать. Например…
     Аскалап (грубо обрывает его). Гигель-мигель, гоголь-моголь! Ни Гигель, а наш Повелитель – истина в последней станции!
     Казамат (подхватывает его слова). Правильно! Выпьем за нашего Великого властителя!
     Остальные дружно подхватывают: - Выпьем за князя!
      -За нашего Повелителя!
     За здоровье князя опрокидывают бокалы.
     Князь (выпив, продолжает). Гегель, конечно, как и все философы, сильно усложнил и напутал достаточно ясные и простые вещи. Но, действительно, его философские воззрения близки  к истине. (Пауза).
     Таштояк (значительно). Да, повелитель, особенно его диалектика, в котором центральное место занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей, то есть полярных понятий. Тем более, противоречие Гегель понимал как «мотор», внутренний импульс развития духа вообще…
     Князь. Да-да, многие учения, философские  концепции, религии доказывают, что когда-нибудь добро победит зло и на Земле установится всеобщее счастье, гармония.
     Аскалап (гаркнул издевательским тоном). Коммюнизм!
     Все громогласно захохотали.
     Таштояк. Если умнейшие из людей Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Карл Маркс и другие мечтали построить коммунизм на Земле, что же говорить об остальных…
     Казамат. Да дебилы они все!
     Князь. Что поделаешь, люди так и не поняли до сих пор: не будет коммунизма на Земле. (Указывает пальцем наверх). Он будет там… А смысл жизни на Земле - совсем иной…
     Князь (продолжает). В последние времена на Земле появились и те, которые стараются доказать, что зло победит добро. Но эти утверждения останутся лишь предположением и никогда не сбудутся. Представьте себе: добро победило зло, все стало идеально, царит полная гармония. Борьбы нет, так как исчезло зло, которое бы противостояло добру. Исчезнет борьба – исчезнет и интерес, азарт, активное движение, развитие. Нет движения – нет жизни. Потому что движение – основа жизни. Представить себе победу зла над добром вообще страшно. Настал бы всеобщий хаос.
     Фаусхетдин Карабаевич (заинтересованно). В чем же спасение?
     Князь. В относительном равновесии в  борьбе добра со злом. (Пауза). К сожалению, на Земле это равновесие нарушено. В нынешние времена здесь верховодит зло. Это грозит планете гибелью. А это значит, что один винтик Вселенной ослабевает и выходит из строя. Скажу прямо – я этого не желаю. Земля мне нравится.
     Аскалап (вопит). Мы тоже не хотим конца света!
     Пирующие,  преданно заглядывая в глаза своего повелителя,  дружно завопили:
     - Мы не хотим судного дня!
     - Мы не хотим конца времен!
     Князь (задумчиво). Если подумать, получается парадокс: тот факт, что я взял здесь верх, грозит Земле катастрофой, приближает огненную кару. Но я не желаю этого…
     Фаусхетдин  Карабаевич (удивленно). Раз не желаешь, почему на время не приостанавливаешь свою деятельность?
     Аскалап (зло). Тебе же сказали: остановится борьба – исчезнет и жизнь! (С издевкой). Разве до сих пор не дошло до тебя, доктор-моктор? Ученый занюханный!
     Фаусхетдин Карабаевич (со злостью сжимает кулаки). А что делать?! Кто виноват?!
     Касафат. Конечно, люди.
     Казамат. Вы во всем виноваты!
     Вампия. Да, это их вина!
     Аскалап. Да, это вы накосячили!
     Таштояк. Вот до чего довел Землю человек, которого Он (показывает пальцем вверх) оставил здесь наместником…
     Князь (вздохнув, усталым голосом). А мне никак нельзя придержать коней, работа у меня такая… (После паузы кивает Касафату).
     Касафат (бодро поднявшись с места, с улыбкой берет в руки красную папку). А теперь, дорогие мои, приступаем к самому (с ударением) веселому и радостному мероприятию – к награждению передовиков нашего ратного труда и борьбы.
     Все радостно зааплодировали.  Заиграли фанфары, протяжно зазвучали трубы.
     Касафат (читает с красной папки). За верную службу Великому князю и подданным его, а также в связи с сегодняшним Великим пиром наградить следующих наших соратников по борьбе: левой руке нашего Властелина господину Казамату за успешное выполнение особо важных спецзаданий вручить орден «Почетного кавалера второй степени!»
     Играют туш, раздаются аплодисменты. Касафат пожимает руку Казамату и торжественно вручает орден.
     Касафат (читает дальше). Самого большого нашего ученого господина Таштояка за долгую службу и большой теоретический и практический вклад в развитие магической науки наградить званием «Почетный магистр».
     Играют туш, раздаются аплодисменты.
     Касафат (пожимает руку Таштояку, вручает диплом). Поздравляю вас, мэтр! (После короткой паузы продолжает чтение) Здесь присутствует героиня, которая к нашему Великому пиру приурочила большой трудовой подвиг: в течение года, так сказать, изъяла из организма наших врагов шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть литров крови. Наша самоотверженная Вампия награждается медалью  «Передовая доярка».
     Играют туш, раздаются аплодисменты.
      Касафат пожимает руку Вампии и вешает на грудь огромную медаль. Та гордо выпячивает грудь. Но тут ее «звездный» миг слегка портит Аскалап.
     Аскалап (язвительно). Она у нас такая передовая, что уже начала высасывать кровь у своих через одно интересное место…
     Вампия (неожиданно пинает его в промежность). Заглохни, алкаш!
     Аскалап (стонет от боли). А-а-а! Сука! (Порывается дать сдачу обидчице, но его останавливает Касафат).
     Касафат. Прекратите безобразие!
     Вампия. Он обещал жениться на мне!
     Казамат. Остынь, Вампия! Обещать – не значит жениться.
     Касафат Вампия! Аскалап! Прекратите, не мешайте процедуре награждения! Слушайте внимательно, продолжаю. Итак, за попытку похищения бочонка амброзии и совершение невиданной отваги -  господину Аскалапу вручить медаль «За дерзость»!
     Играют туш, раздаются аплодисменты. Аскалап забыв о боли подпрыгивает от радости. Вампия строит ему рожи. Касафат пожимает Аскалапу руку и вручает медаль. Затем передает папку Казамату.
     Казамат (открывает красную папку и читает). Правой руке Великого князя господину Касафату - за особые боевые заслуги вручить орден «Почетного кавалера первой степени».
     Играют туш, раздается гром аплодисментов. Казамат торжественно пожав Касафату руку, прикрепляет к груди орден.
     Касафат (открывает красную папку, со значением окидывает взглядом  окружающих, объявляет). А сейчас слушайте особый указ Великого князя! (Пауза). За долгую и плодотворную службу нашему Властелину и в связи с Великим пиром -  Карабаева Фаусхетдина Карабаевича наградить высшим орденом «Шестьсот шестьдесят шесть»!
     Играют туш, но не слышно аплодисментов… Все кроме князя, Касафата и Казамата застыли в изумленной растерянности: за какие заслуги вручается этому человеку самая высшая награда?..
     Таштояк (изумленно, с недовольным видом). Великий! За какие заслуги вручаете этому жалкому человеческому существу нашу самую высшую награду?..
     Вампия. Почему так возвеличиваете жалкого червя?
     Аскалап (с издевкой). Произошедшего от обезьяны…
     Раздаются натянутые смешки.
     Князь (торжественно). Потому что род человеческий в творении зла давно уже превзошел нас… На земле идут беспрерывные войны. Дети Адама беспощадно истребляют себе подобных. На планете не осталось ни пяди земли, не орошенной кровью и слезами. А Землю, похожую на райский сад, люди превратили в помойку. Земля от их деяний плачет кровавыми слезами… Перед вами - достойный представитель рода человеческого, который пошел даже против своего Создателя. И самая высокая награда по праву принадлежит ему, превзошедшему меня. Ведь я никогда не ополчался против своего Создателя. А то, что я ослушался Его и не поклонился Адаму, слепленному из глины, показатель моей преданности Творцу…(Посмотрев на Карабаева со значением). Кто знает, может быть, когда-нибудь Он простит меня и заберет опять к себе, а этот (показывает на Фаусхетдина Карабаевича) останется здесь за меня…
     Князь самолично прикрепляет к груди Карабаева орден и жмет ему руку. Орден оказался таким тяжелым, что Фаусхетдин Карабаевич даже пригнулся. Увидев это,  Казамат наливает ему бокал иблисина и поздравляет с наградой. Касафат тоже почтительно жмет ему руку. Карабаев выпивает и выпрямляется, становится бодрым. Он почувствовал себя сильным, его обуяла непомерная гордыня.
     Форма ордена была такова: к узкой пластине, напоминавшей знак минус, прикреплены три шестерки.
     Пирующие, только недавно желавшие разорвать Карабаева, увидев, что самые высокопоставленные особы  поздравили его с высшей наградой, поспешили сделать то же самое. В глазах их просматривались уважение и зависть.
     Таштояк (сдержанно пожимает руку Фаусхетдину Карабаевичу). С высочайшей наградой вас…
     Вампия (раскрыв объятия, поигрывая телесами и строя глазки, приближается к Карабаеву). Позвольте поздравить вас и поцеловать…
     Аскалап (опередив Вампию, заграбастывает Карабаева в объятия). Дружбан! А я дурак, хотел спустить с тебя шкуру и бросить в кипящую смолу. А ты… оказался свой… Кореш!
     Фан Карабаевич (возгордившись непомерно, отталкивает его). Пошел вон, алкаш! Нашел друга. Ишак льву не товарищ…
     Аскалап. Ты меня огорчаешь, братан…
     Князь (эта сцена забавляет его. Он обращается к Карабаеву). А сейчас, слушай. Всю свою жизнь ты верно служил мне… (Короткая пауза). Десяткам тысяч студентам почти сорок лет ты втолковывал, что Бога не существует. В твоих лекциях, прочитанных миллионами душ статьях, книгах ничего не было написано против меня. Потому что вся мощь атеизма была направлена против Бога…
     Да, были среди атеистов и действовавшие по убеждениям. Они не понимали очевидного: ведь тот, кто уверовал в Создателя – не теряет ничего, а тот, кто не верит – теряет всё. Но таких заблудших душ было очень мало среди вас. Большинство, долго не думая, плыли по течению. Либо, как ты, приспособившись к идеологии, стремились стать «учеными».
     Последние слова князя заставили  Карабаева опустить голову.
     Князь (продолжает). Надо отдать должное, ты когда – то мечтал стать большим ученым и познать истину. Но поняв, что даже не смог приблизиться к ней, озлобился и стал воинствующим атеистом. А ведь путь к истине был совсем рядом – надо было вспомнить деда своего Абдуллу… Потом поплыл по течению: кандидатская и докторская диссертации защищены, должность профессора, большая квартира получены. Среди родни, земляков авторитет имел большой. Потому что устраивал их детей в университет…
     Фаусхетдин  Карабаевич (не сдержавшись, закричал). Как же не помочь своим людям!
    Князь (улыбаясь). Да, да, конечно…
     Таштояк (как заправский артист). Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку. Ну как не порадеть родному человеку!1..
     Пирующие не знают как себя вести: ведь Карабаеву только что вручили высший орден, а князь почему-то стал его разоблачать. А Фаусхетдин  Карабаевич сердится.
     Князь (повторяет). Всю свою жизнь ты верно служил мне… Все качества, присущие человеку, имеются в тебе: и плохие, и хорошие. Конечно, злого в тебе больше…
     Фаусхетдин  Карабаевич (вспылив, прерывает его). Нет! Во мне доброты больше! Я всю жизнь помогал людям!
     Князь (улыбнувшись). Знаем, знаем, почти всех отпрысков родни пристроил в университет… Даже явных глупцов…Разве ты не видел, что некоторые из них тупые как бараны? Теперь эти бараны учат детей в школах…
     Пирующие тоже натянуто заулыбались. А Карабаев все больше сердился.
     Фаусхетдин Карабаевич (кричит). Я всю жизнь ухаживал за больной женой!
     Князь (улыбаясь). И всю жизнь изменял ей с чужими женщинами…
     Раздаются сдержанные смешки.
     Фаусхетдин Карабаевич (ненадолго теряется, но подумав, находит что сказать). Зато я был хорошим сыном: с каждой получки отправлял матери деньги!
     Князь (задумчиво). Денежными переводами ты тешил свою совесть. Потому что очень редко приезжал к постаревшей матери. А она так ждала тебя…
     Фаусхетдин Карабаевич (темнеет лицом, но пытается продолжить спор). Рискуя жизнью, я вытащил из горящего дома маленьких детей!
     Князь (улыбнувшись). Да, да, было такое дело. В молодости, действительно, ты спас братишек Салимы. Молодец, молодец. Может быть, за эту храбрость тебя и полюбила Салима. Да, ты вытащил детей из огня, а их родную сестру бросил в полымя… (Пауза).
     Салима (мучительно). Князь, я же простила его!..
     Князь (любуясь ею, качает головой). Все еще заступается… Эх, полюбить бы так же беззаветно, как она!..(Поворачивается к Карабаеву). Да, в тебе сконцентрированы все качества, присущие человеку: и добрые и злые. Но из этих людских качеств самое удивительное – конформизм, то бишь умение приспосабливаться к любым условиям жизни, писаным и неписаным, а иногда и явно бессмысленным канонам. Помнишь, в молодости ты взял себе это качество девизом жизни и даже записал в заветный дневник? Вообще, по своей сути, почти все люди конформисты как и ты. А в основе конформизма лежит неверие…
     Фаусхетдин Карабаевич (все еще пытается продолжить спор). Не все люди конформисты! Есть и честные, борющиеся за справедливость.
     Касафат (заглядывает в черную книгу). Например, бывший твой коллега и друг, преподаватель  истории?
     Фаусхетдин Карабаевич (растерянно). Да…
     Касафат. Да, да только за то, что он не был конформистом, ваш ректор заставил вас написать на него разоблачительное письмо в газету. Затем выгнал из университета. Кстати, и ты подписал это письмо – вот твоя подпись…
1. Слова Фамусова из пьесы А. Грибоедова «Горе от ума».

 
  Фаусхетдин Карабаевич (потерянно, с горечью). Раз все подписали, и я…
     Князь (улыбнувшись). Ну, конечно, как же один пойдешь против всего коллектива…
     Раздается легкий смешок.
     Князь (серьезно). А сейчас, слушай мое предложение: всю свою жизнь ты верно служил мне… Я тебе предлагаю официально оформить свою службу. Для этого, ты обязан предстать предо мной и поклониться мне… А затем мы выпьем с тобой на брудершафт.
     Фаусхетдин Карабаевич (растерялся, побледнел). Что? Гмм… Гмм…
     Князь (проникающим в душу голосом, начинает искушать его). Официально оформишь свою службу – будешь иметь бессмертное тело. И не только это тело, можешь принять любое обличье! Если захочешь, сможешь стать таким красавцем! Тогда уж, самые прекрасные женщины мира будут принадлежать тебе…
     Фаусхетдин Карабаевич (взглянув на Салиму, вскричал). Не надо! Мне нужна только Салима! (Подбегает к ней и обнимает ее).
     Звучит фрагмент той мелодии.
     Салима (шепчет на ухо  Карабаеву). Не поддавайся искушению, не  погуби свою душу…
     Князь(сердито, про себя). Ну что поделаешь с этой… любовью! Обязательно помешает в самый ответственный момент. (С завистью смотрит на крепко прижавшихся друг к другу влюбленных). Эх, полюбить бы так же беззаветно…
     Касафат (шлепает Карабаева по плечу). Эй, товарищ, хватит, хватит. Сладкого много нельзя… Раньше, бывало, отправлял жену в больницу и шлялся с чужими бабами… А сейчас болтаешь, что кроме Салимы тебе никого не нужно…
     Фаусхетдин  Карабаевич (невозмутимо). Это было давно и только понарошку… А вот Салиме, я бы никогда не изменял… (Еще крепче обнимает любимую).
     Подданные, подчинившись кивку князя, силой оттаскивают Карабаева от любимой и усаживают на место…
     Князь (продолжает искушать Карабаева). Если поклонишься мне и будешь служить преданно – избавишься от мучивших тебя болезней – диабета и геморроя. Вон, видишь?.. (показывает на кавказца, неспешно прохаживающегося возле невольников, попыхивая трубкой).
     Фаусхетдин Карабаевич (увидев кавказца, вскакивает и кричит во все горло). Здравия желаю товарищ...
     Казамат (зажимает ему рот). Не рви горло, гостей перепугаешь…
      Князь (продолжает). Раньше он был неизлечимым параноиком. Мучался от запора, бессонницы. А сейчас храпит, будь здоров! Я хотел освободить его от всякой работы, назначить персональную пенсию. Сам напросился в начальники рабов. Привычная, говорит, работа. А вон тот (показывает на обладателя усиков щеточкой и шевелюры с левым пробором) - его друг, раньше был сущим психопатом. А сейчас служит заместителем начальника рабов. Если поклонишься мне и начнешь служить официально –  выпьем с тобой на брудершафт и будешь жить припеваючи. Если не примешь мое предложение (внимательно посмотрел на  Карабаева) - отправишься на тот свет. А ты знаешь, что тебя там ждет – будешь гореть в аду за неверие и тяжкие грехи.
     У  Карабаева закружилась голова. Увидев это, Казамат поднес ему бокал иблисина.
     Князь (продолжает). Человеку в твоем положении, имеющему хоть капельку ума, не стоит даже сомневаться. Ты и сам хорошо понимаешь: у тебя нет другого выхода. Вообщем, настало время официально оформить твою верную службу мне. (Направляет на Карабаева горящий взгляд). Подойди и поклонись мне!
     Фаусхетдин Карабаевич, словно загипнотизированный, медленно подходит к нему. Но не успевает поклониться – раздается пронзительный крик Салимы.
     Салима. Остановись! Не погуби свою душу!
     Фаусхетдин Карабаевич вздрогнул и остановился.
     Князь (рассерженный указывает на Салиму). Увести!
     Подданные набрасываются на Салиму. Женщина сопротивляется всеми силами. Карабаев бросается ей на помощь. Но силы не равны: Фаусхетдина  Карабаевича усаживают на место и льют ему в рот иблисин, а Салиму уводят.
     Салима (успевает выкрикнуть). Не верь ему! Не погуби душу!
     Карабаева продолжают поить. Он сильно пьянеет.
     Князь (кивает Казамату). Еще одну…
     Казамат (подносит Карабаеву бокал). Ты, оказывается, геройский мужчина, держи еще одну.
     Касафат (чокается с Карабаевом). Ай-да, молодец! Дерешься как лев! Давай, тяпнем еще по одной!
     Фаусхетдин Карабаевич (загордился). Конечно, тяпнем! (Залихватски осушает бокал).
      Князь (с улыбкой подмигивает Касафату). Такие лихие парни как ты, нам очень нужны. Я же не зря наградил тебя самым высшим орденом. Со мной не пропадешь. (Подмигивает Касафату). Сделаю тебя своей правой рукой. Буду уходить на заслуженный отдых – оставлю за себя… У меня ты будешь обладать такой властью, которая тебе и не снилась, познаешь сладчайшие наслаждения, достигнешь невиданной славы!
     Эти слова все больше и больше захватывают Карабаева – он горделиво задирает голову, самодовольно поглаживает орден.
     Князь. Сделаю тебя своей правой рукой, научу делу и оставлю за себя. Мне уже пора подумать о заслуженном отдыхе. Устал я, пора к Нему…
     У Карабаева загорелись глаза.
     Князь. (Горящий огнем взгляд направляет на жертву). Подойти и поклонись мне!
     Фаусхетдин  Карабаевич, словно во сне, покорно встал и проковылял к нему. Но не успел поклониться, какая - то сила заставляет его замереть на месте и задуматься.
Явление пятое.
     Неописуемо ясный, погожий день. На голубом небе светит ласковое золотое солнце. На ветках деревьев с сочными плодами поют птицы. На изумрудно зеленом цветущем лугу пасутся кони, олени, дикие козы и зайцы. Рядышком с ними помахивает хвостом красная лисица, потягивается серый волк, неуклюже продирается сквозь кустарник косолапый медведь. Эти хищники почему - то не кажутся опасными, потому зайцы и козы нисколько их не боятся.
     Фаусхетдин и Салима – молодые и красивые, полуобнаженные, держась за руки, идут по утопающему в цветах лугу, счастливо смеясь.
     Они останавливаются у яблони и любуются великолепными плодами. Не в силах отвести глаз от прекрасных яблок, Салима срывает плод и надкусив, протягивает Фаусхетдину. Вдруг прогремел страшный гром, сверкнула молния, засвистел пронзительный ветер и поднялся ураган. Захватывающая дух красота исчезла и Фаусхетдин с Салимой провалились в пропасть.
Явление шестое.
     Идет кровавая бойня. Воины, облаченные в железные латы, колют друг друга копьями и рубят мечами.
Явление седьмое.
     Снова бойня. На это раз война машин. Виднеются сожженные села, разрушенные города. Слышится звон гусениц танков, гул самолетов, залпы орудий.
Явление восьмое.
     Планету Земля обволакивает тьма, грохочут взрывы. Слышится тяжелый стон и монотонная капель. Земля стонет от боли и плачет кровавыми слезами…
Явление девятое.
     Однообразные серые многоэтажки. Они окружены заводами, непрерывно извергающими гарь из многочисленных исполинских труб. Небо закрыто такой плотной завесой смога, что это утро напоминает вечерние сумерки. Из серых домов выходят мрачные люди в противогазах и обреченно направляются в сторону заводов.
Явление десятое.
     Стоит нестерпимая жара. Нещадно палит солнце. Заводы и дома наполовину разрушены. Весь мир превращен в бесконечную свалку.
    Фаусхетдин  и Салима стоят на крыше полуразрушенной многоэтажки. Они последние люди, чудом уцелевшие на Земле.
     Вот из-под громадных куч мусора, источающих ядовитый пар, начали вылезать существа, отдаленно напоминавшие людей, но больше похожие на обезьян. Тела их и лица покрыты черными и рыжими волосами. Это – мутанты.
     Вдруг, что-то не поделив, мутанты затеяли драку, которая быстро переросла в побоище. Со звериным рычанием и холодящей кровь жестокостью мутанты стали рвать друг друга зубами и когтями.
     Салима, впавшая в оцепенение от жуткого зрелища, не выдержав, вскрикнула. Мутанты заметили отличаюшихся от себя людей, переглянулись между собой и рыча начали карабкаться на крышу дома, ставшего убежищем последним представителям человеческого рода. Фаусхетдин и Салима в ужасе стали швырять на них кирпичи. Но мутанты упорно  продолжали карабкаться вверх, небрежно отмахиваясь от падающих на их головы кирпичей как от назойливых мух. Вот  они доберутся до последних людей и разорвут их на куски.
Явление одиннадцатое.
     Все замерли в напряженной тишине. В этот миг в гостиную вбегает Салима. Ее преследуют те двое: неуемный кавказец и обладатель усика щеточкой на левый пробор. Но почему - то они не могут прикоснуться к Салиме.
     Салима (громко). Всевышний простил меня - я ухожу  от них. Может быть, он и тебя помилует. Только не поддавайся искушению! Помни: человек не червь. Он велик тем, что в его душе  – частичка Создателя! Прощай, любовь моя! Я буду ждать тебя там!
     Фаусхетдин  Карабаевич (вскакивает с места и рвется к любимой). Салима! Подожди! Я тоже уйду с тобой! Я не хочу остаться без тебя!
     Касафат с Казаматом хватают его.
     Касафат. Не спеши, успеешь…
     Вдруг прозвучал голос как далекое эхо:
     - Разве я буду поклоняться творению Твоему из глины? Видишь, Ты отдал ему предпочтение  передо мной, если Ты дашь мне отсрочку до Судного дня, я введу в соблазн и искореню все его потомство, за исключением немногих. Увидим тогда, кто кому поклонится…
     Князь (проникновенным голосом). Блестящее будущее и слава ждут тебя, если примешь мое предложение и официально оформишь свою службу мне. Подойди и поклонись мне!
     Фаусхетдин Карабаевич  подходит к нему сомнамбулической походкой, и может быть,  через миг поклонится!..
     Но неожиданно сверкнула молния, грянул страшный гром, поднялся ураганный ветер и все вокруг озарилось ослепительным светом, исходящим от неведомо откуда появившейся на небе яркой кометы, стремительно приближающейся к Земле. Огненная комета – кара, предвестник и орудие Конца света.
     Все повскакали со своих мест и застыли в ужасе.
     Князь. Вот и дождались конца...
     Далеким эхом долетает голос Салимы:
     - Любимый, не теряй надежды! Обрети веру! Нас спасет только вера...

Занавес.

г. Уфа, 2019 год