Добро срока давности не имеет

Александр Игнатенко 2
Двухнедельное железнодорожное путешествие от Черного до Балтийского моря, измучившее всех , от офицеров,сержантов и рядовых из числа  сопровождающих до последнего призывника, наконец завершился в одном из городков Эстонской ССР.Призывники по команде выпрыгнули из вагонов, построились в колонну по три и,ежась от трескучего мороза, по скрипучему снегу,который еще недавно казался в диковинку,проследовали по ночному городу.Город был небольшой,застроенный почти одинаковыми одноэтажными деревянными домами и вид имел довольно унылый.Унылым было настроение и новобранцев,шагающих не в ногу, часто скользя и спотыкаясь на обледенелом и бугристом снегу.Путь казался поэтому бесконечным,но все-таки завершился у,наверное ,единственного в городе каменного здания под вывеской "Баня".По команде старшего по званию капитана Ковригина призывники и другие сопровождавшие их военнослужащие,нетерпеливо подталкивая друг друга,ввалились в предбанник.Здесь так же торопливо сбросив гражданскую одежду,поспешили в помывочный зал с длинными под мрамор скамьями и металлическими шайками на них.Наиболее опытные,похватав шайки устремились а парилку.Здесь было не зги не видать из-за густого и горячего пара.Не видя лиц друг друга стали окликать знакомых и друзей с "гражданки".Вскоре оттаяли от мороза и многим стало весело.То и дело раздавались шутки и хохот.Один из весельчаков плеснул куда-то в угол полную шайку воды.Сразу же стало нестерпимо горячо и трудно дышать,поэтом большинство сразу же выскочили наружу.В зале было тепло и висел густой туман,но все-таки можно было узнавать друг друга в лицо.И лица будущих солдат, очутившись в тепле, понемногу приняли менее хмурое выражение,которое имели,шагая по оледенелым улицам городка.Наполнив шайки горячей водой из кранов,начали остервенело смывать двухнедельную вагонную грязь,используя куски хозяйственного мыла и мочалки,предусмотрительно кем-то разложенные заранее у каждой шайки.Не успели еще смыть мыло с тела,как распахнулись двери в предбанник и раздался приказ брать гражданскую одежду и следовать в предбанник.Торопливо окатив себя водой все повиновались приказу.В предбаннике перед настежь открытой дверью стоял старшина,а за его спиной прямо на полу грудами лежали разных размеров нижнее белье,мундиры,сапоги,портянки и шапки.Выстроившись в очередь, призывники начали сдавать свою,гражданскую одежду и получать воинскую,то есть мундиры и все остальное.Впрочем,гражданскую одежду можно было не сдавать,а зашив в специальный мешок,отдать тому же старшине для отправки домой.

Среди этих абсолютно голых молодых людей разного роста,веса и телосложения был и я.Я сдал свою гражданскую одежду,получил то ,что положено  и сел на свободную лавку.По мере того как я одевался в военную форму,мною овладевало отчаяние.Я только теперь понял,что мне предстоит на целых три года расстаться со свободой,которую я не ценил должным образом и тянуть тяжкий груз воинской службы о которой знал  только по рассказам уже отслуживших,в которых конечно много врали и врали так,что порой было по настоящему страшно.Отчаяние овладело мной целиком,когда пришла пора одевать сапоги.Несколько раз я наворачивал на ноги портянки,но всякий раз они сползали и сворачивались в сапоге в противный комок,с которым нельзя быть не только ходить,но и стоять.В конце концов я бросил это бесполезное занятие и застыл с горестным выражением на лице.Очевидно,заметив это и посочувствовав,ко мне подошел маленький и тщедушный солдатик из старослужащих,состоящий,должно быть при бане.Присев напротив меня на корточки и, заглянув сочувственно мне в глаза,спросил,налегая на О:
-Что,паренек,онучки не можешь намотать?
-Я только горестно закивал головой.
-Городской видать.Но не горюй,щас я тебе помогу.-Он ловко и быстро обмотал мои ноги портянкой да так,что одев сапог,я почувствовал себя почти счастливым.Будущее не казалось теперь таким уж мрачным.
Ободряюще потрепав меня по плечу,мой спаситель удалился,обронив на ходу:
-Не журись.Попривыкнешь маленько и все будет хорошо.А служба пролетит быстро,не успеешь и оглянуться.

Прошло более пятидесяти лет,а я часто вспоминаю этого маленького солдатика,оказавшего мне казалось бы пустяковую услугу,но чувство благодарности не покидает меня и поныне.Подобные люди,бескорыстно помогавшими мне пусть даже в не очень затруднительных обстоятельствах, встречались мне и в последующей моей жизни,и всякий раз я был очень признательным им за это.