Секретный аэродром и судьбы лётчиков

Юрий Головин
В Ивановской области на берегу Волги есть городок Кинешма. В годы Великой Отечественной войны враг не дошёл до этих мест, но здесь всё равно было неспокойно. У военной истории  Кинешмы остается огромное количество белых пятен.
Передо мной лежит карта, составленная на основе аэрофотосъемки. На снимке виднеется заголовок «Kineschma» и обилие других аккуратных надписей на немецком языке. Здесь же можно разглядеть дату «27.6.42». Думаю каждый кинешемец узнает очертания поля, которое сейчас называют «Аэропорт» в память о воздушном маршруте Кострома-Кинешма. Хотя за время местность претерпела некоторые изменения. Например, там, где на карте виднеется овраг и река «Томка», теперь построена запруда «Максимиха». В остальном рельеф и городская застройка осталась прежней. Даже размеры поля-аэродрома сохранились, как помечено на снимке (1540 на 1620 метров). Здесь же немецкий летчик сделал пометку координат E42 N57. Те, кто после составлял карту, делал некоторые уточнения, добавив к градусам «минуты». Однако, они по всей видимости сделаны с небольшой ошибкой. При вводе указанных данных в интернет-картах мы попадем на улицу Пирогова, почти в километре от аэродрома. Но это не столь важно, как тот факт, что аэрофотосъемка немецкого Люфтваффе подтверждает стратегическую важность кинешемского аэродрома.
Здесь прошли перевооружение десятки истребительных полков. Именно здесь была собрана первая лендлизовская «Аэрокобра», а также испытан разведывательный самолет Кертисс О-52 «Оул» («Сова»).
Шесть лет назад я нашёл воспоминания ветеранов, в  которых они рассказывали о сборке и испытании английских и американских самолетов. Удивительно, но в Кинешме готовились к воздушным боям выдающиеся советские асы. Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, пройдя переобучение на самолет  «Харрикейн» прямиком из Кинешмы отправился в Ярославль. Где  31 мая 1942 года одержал свою первую воздушную победу. Перехватив на подступах к Ярославлю вражеский дальний разведчик "Юнкерс-88" и израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил его, ударив левым крылом снизу. При ударе "Харрикейн" Амет-Хана застрял в "Юнкерсе" и летчику пришлось воспользоваться парашютом. Его однополчанин Герой Советского Союза Алексей Флейшман также получал в Кинешме навыки пилотирования на иностранных самолетах. А вот другой ас  Герой Советского Союза Иннокентий Кузнецов, за короткое время пребывания в Кинешме познакомился с девушкой и после войны женился на ней.
Но не все авиаторы, обучающиеся в маленьком волжском городе пережили войну: кто-то погиб в бою, а кто-то разбился в авиакатастрофе. Сейчас же я хочу вам рассказать о том, что в те годы на территории Кинешмы гибли люди, и судьба многих из них до сих пор неизвестна.

Родоначальник офицерской династии
Один из лётчиков, который погиб в районе города на Волге - Чеклин Василий Иванович, уроженец села Новосёлки Рыбновского района Рязанской области. В 1939 году окончил 2-ю военную школу лётчиков в г. Борисоглебске, и был распределён служить на Дальний Восток.
Перед началом войны служил в 287 истребительном авиационном полку, где участвовал в боевых действиях Южного фронта в районе г. Харькова. В октябре 1941 г. его полк был направлен для переформирования в г. Кинешму Ивановской области....
Известно, что 25.11.1941 младший лётчик 287-го иап младший лейтенант Чеклин Василий Иванович погиб во время выполнения тренировочного полёта. Место его захоронения до сих пор не установлено. Ни в центральном архиве МО, ни в РВК г. Кинешмы сведений о конкретном месте захоронения не имеется. Поиск по различным тематическим сайтам также не принёс никаких результатов.
Об этом военном лётчике я узнал от его родственника. Когда я работал в газете «168 часов» мне написал Владимир Горячев, племянника Василия Чеклина.
Из письма В. Горячева:
"...Очень хотелось бы найти место захоронения моего дяди и поклониться ему. Он дал начало династии офицеров в нашем роду. Его родной брат Чеклин Борис Иванович был кадровым военным, мой отец и я, полковник запаса, все брали пример с Василия Ивановича. К сожалению так сложилось, что информации о нём до последнего времени практически никакой не было. В прошлом году в центральном архиве МО удалось получить сведения о его месте службы и гибели. Я занялся поисками, но в конце концов упёрся. Конкретного места захоронения в архиве не значилось. В Кинешемском РВК также данных таких не было. Просмотрел сайты о военных захоронениях. Тоже никакого результата. Я думаю, надо попытаться найти какую то информацию по 287 истребительному авиационному полку. В открытых интернет-источниках значилось, что полк с начала войны был на Южном фронте, где в районе Харькова вёл боевые действия в основном на И-16, а где-то в октябре 1941 был передислоцирован в район Кинешмы на переформирование и, якобы, лётчиков там готовили летать на английских самолётах. Скорее всего трагедия и произошла в тренировочном полёте на этом типе самолёта. По идее должны были сохраниться какие-то документы по этому происшествию. Но где их искать? Наверняка, работала какая-то комиссия. И, самое главное, где это произошло? Я не думаю, что останки так и не нашли. И похоронить должны были либо на кладбище в Кинешме (там военные захоронения в основном умерших военных в госпитале), либо рядом с аэродромом (маловероятно, что на месте катастрофы)..."
Я попытался разузнать судьбу Василия Чеклина с изучением информации о самом военном аэродроме, который располагался в Кинешме. Выяснилось, что он принадлежал 22-му запасному авиационному полку, которым командовал полковник И.И.Шумов (в дальнейшем генерал-майор). Также два аэродрома были в Иваново («Южный» и «Северный»). С 15 октября 1941 по 7 апреля 1942 года штаб полка находился именно на кинешемском аэродроме, затем был переведен в Иваново.
За военные годы через полк и конкретно через наш город прошли десятки авиационных полков. В Кинешме располагались английские и советские инженеры, которые собирали самолеты «Харрикейн».
Интересный факт: одной из переводчиц, которая помогала советским инженерам общаться с английскими, была Екатерина Боярская, бабушка известного актера Михаила Боярского.
Вот как описывал поставки техники кинешемец, участник Великой Отечественной войны Юрий Абрамович Левин, который в первые годы войны жил недалеко от железнодорожного вокзала.
- В Кинешме уже выпал снег и ящики с разобранными самолетами тащили лошадьми прямо на аэродром, но это оказалось очень сложно, - рассказывает он. – Поэтому самолеты стали частично собирать прямо на перроне. Крылья привязывали к бортам грузовика, а корпус самолета помещали в кузов так, чтобы переднее шасси было на земле. В таком виде его отправляли на аэродром.
Известно, что 287-й полк прибыл в Кинешму одним из первых – 10 ноября 1941 года. Фактически через две недели (25 ноября) погиб младший лейтенант Василий Чеклин. Можно практически со 100%-ной уверенностью сказать, что он разбился именно на английском самолете «Hawker Hurricane», потому что самолеты «Киттихаук Curtiss P-40» и «Bell P-39 Airacobra» начали здесь собирать лишь в 1942 году. Это подтверждено воспоминаниями руководителя бригады инженеров Рабкина И.Г. и будущего маршала авиации СССР и Героя Советского Союза Георгия Зимина. Все они некоторое время трудились в нашем городке.

Подвиг в небе над Кинешмой
Инженеры-испытатели, вспоминая о тех временах, признавались, что союзники поставляли в советскую армию не самые лучшие самолеты, и их приходилось постоянно дорабатывать и ремонтировать. Отсюда большое количество авиакатастроф. В приказе о мерах по борьбе с аварийностью в частях ВВС округов и запасных авиаполках от 4 января 1942 года сказано, что за период с 1 июля по 15 декабря 1941 года во внутренних округах и запасных авиаполках произошло 337 катастроф и 586 аварий. При этом погибло 604 человека личного состава и разбито 747 самолетов.
Достоверно известно об одной авиакатастрофе в Кинешме, которая произошла ровно 29 марта 1942 года. В ней погиб лейтенант 28 истребительного авиационного полка Алексей Дмитриевич Сорнев. Над Кинешмой пролетала группа самолетов «Аэрокобра». Один из них задымился и стал падать. Летчик принял решение направить самолет в березовую рощу, но, видимо, в последний момент заметил, что там находится здание военного госпиталя. Он не стал выпрыгивать с парашютом и отвел горящую машину от строения. На здании хирургического корпуса Кинешемской ЦРБ в честь него установлена памятная табличка. А в 2015 году на мемориальном кладбище «Межаки» появилась доска в память о герое. Однако по данным базы «Мемориал» он похоронен в братском захоронении кладбища «Затенки» (3 ряд, могила неизвестна).

Воздушный бой над Наволоками?
Получив письмо от Владимира Горячева и изучив скудные данные про кинешемский аэродром, я съездил на кладбище в город Наволоки (10 километров от Кинешмы), так как по сведениям местных жителей именно там разбился военный летчик. Его самолет упал на остров реки Волга. Найти могилу не составило труда, она расположилась прямо на въезде на территорию кладбища. На памятнике оказалась надпись «Бочаров Иван Евдокимович 1924-1943». То есть здесь погиб совсем другой пилот. По обилию цветов и конфет у надгробия ясно, что память о герое в Наволоках чтят, и он не забыт потомками.
Местные жители рассказывают несколько легенд по поводу крушения его самолета. Первая: зацепил крылом провода над Волгой, вторая: вступил в воздушный бой с самолетом противника.
- Известно, что самолет разбился на острове Белкаш возле Наволок, - рассказывает Алексей Румянцев, наволокский краевед. – Вероятней всего, что он зацепил провода. В советские годы сюда даже приезжали родственники летчика.
Наволокчанин Алексей Павлович Лобанов также подтвердил эту информацию. Ему эту историю рассказывала в детстве учительница истории. Гроб с погибшим летчиком выставляли в наволокском клубе и проститься с ним пришел весь город.
В пользу версии воздушного боя, в результате которого разбился этот самолет, говорит местная легенда о том, что самолет советского летчика горел, когда падал. Якобы на фабрику «Парижская коммуна» произошёл налёт немецких «рам» («Фокке-Вульф» Fw 189) - тактических разведывательных самолетов, которые использовались для аэрофотосъемки (видимо они и сфотографировали кинешемский секретный аэродром). Однако «разведчики» нередко сбрасывали бомбы «зажигалки» на важные промышленные объекты. Возможно лётчик Иван Бочаров вступил в бой против немецкого самолёта, а когда оказался подбитым увёл горящую машину от города.
Так это или нет, по-прежнему загадка. Однако известно, что в несколько километрах от Кинешмы и Наволоки разбился крупный самолет, и это не истребитель.

Дюпихинская авиакатастрофа
С краеведом Алексеем Румянцевым связалась жительница Москвы, которая рассказала о том, что ее дедушка в годы войны ходил из деревни Тарасихи в Дюпиху и забрел в лес. Там он нашел обломки огромного самолета. В деревню он вернулся не с пустыми руками – нашел на борту сахар. Потом туда еще долго ходили местные жители в поисках провизии, а местные мальчишки собирали патроны и детали от самолета.
- Одна женщина из деревни Бобрихи рассказывала, что к ним наведались люди в штатском (сотрудники НКВД) и расспрашивали о самолете, - говорит Алексей. – В сарае у одного из мальчишек нашли детали и патроны. Ему ничего не сделали, лишь пожурили и велели родителям лучше воспитывать сына. Что это был за самолет, до сих пор неизвестно. Ходила легенда, что он вез провизию эвакуированному правительству в Куйбышев (Самару).
Но где Куйбышев, а где Кинешма? Согласитесь можно предположить, что это была немецкая «рама», которую сбил один из советских летчиков-асов.
Вышеупомянутый наволокчанин Алексей Лобанов рассказал интересные вещи о «дюпихинской авиакатастрофе».
- Жители Дюпихи рассказывали, что видели, как над их деревней пролетели два самолета, один большой другой маленький, - рассказывает Алексей Павлович. – Большой самолет горел и падал. После этого местные жители отправились к месту крушению и нашли там страшное зрелище – из самолета торчали оторванные ноги в сапогах. Кто-то додумался забрать оттуда пулемет и из него даже стреляли, пока по деревням не прошел рейд сотрудников НКВД, а у жителей изъяли все страшные находки.
Скорей всего и этот случай не связан с лётчиком Василием Чеклиным, а вот пилот Иван Бочаров вполне мог быть участником воздушного боя и сбить вражеский самолет. На мой взгляд, всё могло выглядеть так: наш лётчик перехватил «Фокке-Вульф». Он поразил вражеского разведчика над Дюпихой. Однако не смог уйти от грозного вооружения «рамы» (четыре 7,92 мм пулемёта). Получив серьезные повреждения самолёт начал падать, но пилот не стал прыгать с парашютом, так как после боя оказался над Наволоками. Он увёл горящий самолёт в сторону Волги, где разбился. Это всего лишь версия, но она вполне вписывается в те легенды, которые рассказывают жители здешних мест. Кстати, охотники и грибники до сих пор называют те места - «Самолётная просека».

Запасной аэродром и неизвестные авиаторы
Поиск в Наволоках и Дюпихе лишь прибавили вопросов. Но это был не тупик, так как оказалось, что у аэродрома были две взлётно-посадочные полосы. Запасная находилась возле деревни Дьячево, там где сейчас находится медицинский санаторий «Решма».
Оказывается, что учителя и учащиеся Дьячевской школы вот уже несколько лет занимаются поисковой работой в районе бывшего аэродрома. В 2015 году они организовали экспедицию к деревне Салтаниха. Здесь они обнаружили кирпичную кладку бывшей взлетно-посадочной полосы, а также котлован от резервуара с топливом. Фермеры находили в вышеописанных местах самолётные детали, а учащиеся натолкнули на куски оплавленного металла (следы возможной авиакатастрофы), которые теперь хранятся в школьном музее. Местные жители рассказали им о том, что на окраине аэродрома ближе к Волге находились две могилы неизвестных военнослужащих.
- Одну могилу школьники отыскали и облагородили, - рассказывает Нина Тюрина, учитель истории Дьячевской средней школы. – Здесь по рассказам старожилов был похоронен неизвестный механик, которого убило винтом самолета. Эту могилу было очень трудно найти, так как там теперь непролазные заросли, и попасть туда можно только летом в хорошую погоду. Вторую могилу мы не нашли. Старожилы говорили, что там был памятник со звездочкой и он  на берегу Волги, и что там якобы был похоронен разбившийся летчик. Но когда Волга расширилась, могила сползла под воду и теперь недоступна.
Школьники отправляли запрос в военкомат и им пришла информация как раз про летчика Василия Чеклина, того самого, которого ищут родственники. Он разбился во время тренировочного полета. Вполне возможно, что именно его могила теперь находится на дне Волги. Кто тот неизвестный механик - остается загадкой.

Никто не забыт?
Подводя итог можно сказать о четырёх авиационных происшествиях. Первое - гибель лётчика Алексея Сорнева возле районной больницы в Кинешме.  Второе — гибель Ивана Бочарова возле Наволок. Третье — падение крупного самолёта возле Дюпихи (либо немецкий разведывательный «Фокке-Вульф», либо советский самолёт, который вёз продовольствие в Куйбышев). Четвёртое — крушение возле деревни Салтаниха.
Именно четвертый случай вероятней всего связан с гибелью лётчика Василия Чеклина. Так как там  есть, как минимум две неизвестные могилы. И по разным данным там покоится лётчик и механик.   
В этот материал я собрал воедино всю имеющуюся у меня информацию о авиакатастрофах возле Кинешмы в надежде, что подрастающее поколение сможет продолжить поиск данных о военном аэродроме и погибших героях.

Юрий Головин, член Союза журналистов России