Идеализация самородков

Наталия Май
               

Я то и дело в Сети натыкаюсь на призывы слушателей «Голоса» запретить участие профессионалов в конкурсе и выискивать одних только самородков. Меня, если честно, это просто возмущает, хотя я довольно терпима к чужому мнению. Объясню, почему это вызывает у меня реакцию резкого отторжения.

Если мы проследим жизненный путь так называемых «самородков» и узнаем все обстоятельства их детства, юности, то выясним банальнейшую вещь: у них были все возможности для обучения музыке, но им было просто лень. И я никак не могу понять, чем тут восхищаться. Мы будем воспевать банальных лентяев? Кто-то сидел, каждый день играл все гаммы (а это в целом минут сорок), тратил час на этюд, час на полифонию, час на крупную форму (сонату), час на пьесу. И это – из года в год. Профессиональное обучение музыке длится в общем семнадцать лет (семь или восемь лет в школе, четыре года в училище и пять в консерватории).

При этом голос возникает не всегда в раннем детстве, он может «прорезаться» позже, когда человек уже выучился на профессионального пианиста, скрипача, аккордеониста, трубача, музыковеда и т.п. Изучил  теорию музыки, сольфеджио, гармонию, историю музыки, владеет навыками чтения с листа, ансамблевой игры, кто-то – оркестровой игры. В связи с этим понятно, что учиться музыке надо вне зависимости от того, в каком возрасте возник голос. Все равно профессиональному вокалу, как правило, учиться можно уже после мутации (к шестнадцати годам). В СССР запрещали обучение вокалу в детстве, можно было только петь в хоре – пионерским голосом, но никак не перенапрягать голос в джазовых, роковых или оперных композициях. Сейчас это все разрешили – не знаю, правильно это или нет, преподавателям вокала виднее.

Но учиться можно было не вокалу, а музыке как таковой – вообще. Кстати говоря, весь «золотой состав» жюри «Голоса» - это профессионалы, играющие на инструменте, прошедшие этапы нашей музыкальной системы (за исключением Пелагеи, которая училась петь, но, по ее собственному признанию, ни на чем не играет).

Почему мы не уважаем чужой профессионализм, стоящий людям столько времени, нервов и сил? Что за пренебрежение к «профи», выражающееся в лозунгах типа «долой их отсюда». А «самородки» ленились заниматься, в детстве вне общеобразовательной школы жили в свое удовольствие, не перенапрягались. Потом выбрали другую, более стабильную в материальном отношении профессию. И почему мы должны на них умиляться? Я считаю, что, наоборот – у «профи» наступил звездный час. До этого их имели возможность слушать только в ресторанах, а они уж точно заслуживают большего.

Не обязательно учиться в учебном заведении и получать «бумажку» об окончании, заниматься можно и частно. Главное – результат. Но исполнитель, который только умеет повторять мелодии и даже очень одаренный от природы вокально, но не владеющий нотной грамотой и не понимающий, как строится музыкальная ткань, из чего она состоит, не может считаться, с моей точки зрения, настоящим музыкантом. Если им не хватает знаний, они должны стремиться их приобретать.

Среди самородков есть люди, которые действительно не имели возможности обучаться. Если их детство упало  на военные годы, семья жила впроголодь, в подростковом возрасте надо было уже становиться чуть ли не кормильцем. Если у них есть тяжелые заболевания, как сейчас говорят, «особенности развития». Но в прошлом сезоне «Голоса 60 +» был практически слепой музыкант, который учился. Профессионально играл и пел. Ему даже болезнь не помешала.

Я не знаю, сколько в процентном соотношении среди так называемых «самородков» людей, которые действительно не имели материальной возможности для обучения музыки, у кого была тяжелая жизненная ситуация. А сколько – лентяев, которым  неохота было в свое время сидеть и долбить каждый день все гаммы… Это – действительно интересная тема для статистического подсчета.

Но, понятно, что вряд ли кто-то скажет о себе правду: я просто ленился. Они преподнесут историю своей жизни иначе – в выигрышном свете. В таком, какой больше всего понравится их наивным поклонникам.

Чем однозначно удобнее самородки - они скорее, чем "профи", будут обожествлять своего наставника, смотреть на него снизу вверх и воспринимать его мнение как истину в последней инстанции. Надеюсь, что все же члены жюри руководствуются не этим.