Азбука Ахматовой - Багрицкий, Байрон, Бальмонт

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Багрицкий, Байрон, Бальмонт

Багрицкий Эдуард

БАГРИЦКИЙ (ДЗЮБИН) ЭДУАРД  ГЕОРГИЕВИЧ (1895, Одесса -  1934, Москва), поэт. “Дума  про  Опанаса”, “Смерть  пионерки”.

3 октября 40. На стуле возле Анны Андреевны лежал томик Багрицкого, издания Малой серии.
Она спросиламеня, знаю ли я стихи Багрицкого и что о них думаю.
Я ответила: знаю, но не думаю ничего, потому что они проходят мимо меня, не трогая и не задевая.
- Совсем неинтересно, - согласилась Анна Андреевна. Меня поразила поэма «Февраль»: позорнейшее оплевывание революции.
                Л. Чуковская «Записки об Анне Ахматовой»

Багрицкий  был  чекистом  с  литературными  способностями.
                Д. Галковский

Моя  иудейская  гордость  пела,
Как  струна,  натянутая  до  отказа...
Я  много  дал  бы,  чтобы  мой  пращур
В  длиннополом  халате  и  лисьей  шапке,
Из  под  которой  седой  спиралью
Спадают  пейсы  и  перхоть  тучей
Взлетает  над  бородой  квадратной...
Чтоб  этот  пращур  признал  потомка
В  детине,  стоящем  подобно  башне
Над  летящими  фарами  и  штыками
Грузовика,  потрясшего  полночь...                Э. Багрицкий

* * *
Байрон

Джордж Гордон Байрон (1788, Лондон – 1824, Греция), английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом».


21 июля 39. Я пришла с утра, как обещала. Анна Андреевна сидит на диване, молчаливая и прямая. Молчит — тяжело, внятно. Мы ждали какую-то даму, с которой должны отправиться вместе (в «Кресты»). Напряжение передалось и мне. Я тоже смолкла. Не зная, чем заняться, я начала перелистывать Байрона, лежавшего сверху, — толстый, растрепанный английский том. — Не смотрите, пожалуйста, картинки, — с раздражением сказала мне Анна Андреевна. — Они ужасные. Одну я даже выдрала, видите? — Да, они сильно оглупляют текст, — согласилась я.
— А у Байрона и без того ума не слишком много.
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

* * *
Бальмонт Константин

Константи;н Дми;триевич Бальмо;нт (15 июня 1867 г., Шуя, Россия— 23 сентября 1942 г., Париж), русский поэт-символист, переводчик и эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века.

26 апреля 59. Почитали Блока, Сологуба, лучшие читатели уже догадывались о Мандельштаме, был молодой Маяковский, - а два смешных человека. Брюсов и Бальмонт, кидалиь друг на друга, как вепри, и спорили, кто из них первый поэт.
Л. Чуковская «Записки об Анне Ахматовой»

Он (Розанов) пришел к Брюсову в гости, не застал, сидит с его женой, Иоанной, и спрашивает:
- А где же ваш Бальмонт?
- Какой Бальмонт?
- Ваш муж.
- Мой муж не Бальмонт, а Брюсов.
- Ах, я всегда их путаю.
                Анекдот из “Дневника”, К. Чуковского

Это какой-то впечатлительный Боборыкин стихотворчества.
Да, - знает все языки, владеет всеми ритмами, и, так сказать, не имеет в матерьяле сопротивления для пера, мысли и воображения: по сим качествам он кажется бесконечным.
Но душа? Ее нет у него: это - вешалка, на которую повешены платья индийские, мексиканские, египетские, русские, испанские. Лучше бы всего - цыганские: но их нет. Весь этот торжественный парад мундиров проходит перед читателем, и он думает: “Какое богатство”. А на самом деле под всем этим - просто гвоздь железный, выделки кузнеца Иванова, простой, грубый и элементарный.
 Его совесть? Об этом не поднимай вопроса.
                В. Розанов