Иерусалимская гора! В Сибири?

Ирина Никифорова-Захарова
      
      Поскольку сегодня "Родительская суббота", и ходила я утром в храм, и вновь огорчилась, что в записке «Об упокоении» имен уже в разы больше, чем в записке «О здравии», и в таком вот «философическом» настроении домой вернулась, ТО поняла, что следует пройтись  сегодня по... ступеням Иерусалимской лестницы.
     Когда-то она  вела  всех   на… Иерусалимское кладбище, где покоились тихо-мирно лютеране, католики, евреи и православные! Недавно, кстати, попалась мне информация, что кладбище это старше знаменитого Пер-Лашеза, что во Франции! Но мы не французы…

     Так, поскакала галопом… нет, рассказывать буду всё по порядку ( я - порядочная женщина))).
 
…. Когда родители переехали в Иркутск, мне было 8 лет. В  Центральный парк культуры и отдыха, где было Колесо обозрения, нас с сестрой иногда вывозили в целях «культурного отдыха». Высоты я боялась ужасно, на Колесе сидела. вцепившись в маму, но   разные качели-карусели мне очень нравились, как и весь парк с огромными деревьями, тенистыми аллеями.

     Каково же было моё изумление, когда  в школе (классе в восьмом) нас повезли на экскурсию по «Декабристским местам», и вдруг завезли в ЦПКиО!!

     Оказалось, что там, возле забора были могилы(!), скромно скрытые от основных аллей разросшимися кустами. И кто-то из одноклассников, видимо, изумленный не меньше моего, спросил : « А зачем их в парке-то похоронили?». Тут экскурсовод и рассказал, что прежде на этом месте было…кладбище! Где помимо декабристов, которых выкопать не рискнули, есть еще захоронения красноармейцев и знаменитых жителей города … .
 
     Еще мое удивление, помню, вызвал тот факт, что помимо боковых входов-выходов, оказался еще один вход в парк ( мы с родителями никогда там не ходили), по которому с высокой лестницы можно было спуститься аж до Центрального рынка. Вот тогда именно я и увидела эту лестницу впервые. Была она разбитая, для прогулок не подходящая…

     …Да, мы не французы… Какой хрен Пер-Лашез? Какое почтение к предкам? Прочла я позже, что  после Гражданской войны стало на кладбище  процветать мародерство, и даже днем  небезопасно было туда "нос" сунуть.  И потому в годах " тридцатых"  решили  деятельные революционеры сделать на его месте… Парк Культуры (!) . Вот так они Культуру себе представляли))).
     Тем не менее, не они взялись могилки крушить, а вполне себе «строители коммунизма». Именно в 50-х годах идея воплотилась!
      Памятники – гранитные ( не пропадать же добру!)- пустили на строительство ( !!!) домов, в частности дома, где в Иркутске находились (да и сейчас находятся) «авиакассы». Его центральные колонны из этих надгробий сделаны! Бред? Увы, горькая правда!

     В 80-х годах( я жила на улице Советской), мне надоело как-то  вечером  ждать троллейбус, и я решила через парк пройти прямо до свой улицы. "Мама дорогая", я чувствовала себя Красной Шапочкой, правда, уже Волком пуганой! Аттракционы тогда уже частично убрали. Парк зарастал, народу было немного….

     В 90-х  народ собирался еще в ЦПКиО на праздники, типа Масленицы, но позже,  аттракционы убрали совсем, Колесо демонтировали, и парк превратился в место «отдыха» бомжей и прочих «товарищей, которые нам не товарищи»...  Одно время там с  завидной регулярностью на женщин нападал грабитель (впрочем, об этом я уже писала в главе про улицу Советскую)…

    Лишь года три назад  у властей  «руки дошли» -  таки до Парка! Территория бывшего кладбища, Храм, что при входе  и Лестница -  теперь единый комплекс, который назвали «Иерусалимская гора».  Сейчас там вполне можно гулять и думать о превратностях Истории.

    …Забавно, что   памятник с могилы Декабриста Поджио, оказывается, тоже ведь снесли , но быстро опомнились, и… вернули. Но, что еще забавнее, так это то, что поставили его не  на законное место, а рядышком («Прости, Поджио, так получилось»! ))). Вот так - смешное и грустное!
    А если серьезно:  Простите, нас, ушедшие, мы НЕ безнадежны!