VI. Гл-2. Поездка в Германию

Геннадий Чергизов
 *** VI. Военный пенсионер ***      
               
     Тут прислала мне мама приглашение из Германии в гости. Она уже два года как уехала туда на ПМЖ.  Собираемся ехать в июле с женой.  Поехали в Москву в немецкое Посольство за визой. Познакомились с ещё одной стороной сегодняшней действительности. У Посольства толпа народу, после открытия калитки на территорию Посольства толпа ринулась вперёд, мы в общем потоке тоже двигаемся куда-то. Как    ни странно, но поток внёс нас в нужное помещение и вскоре я стоял у окошка с улыбчивой сотрудницей. Посмотрев мой паспорт, она с улыбкой объявила, что мне нужно обращаться в Посольство ФРГ в Киеве, поскольку у меня Украинский паспорт. Как-то ещё не было в ходу понятия другого гражданства. Так не солоно хлебавши вернулись мы с женой в Запорожье, а через пару дней поехали в Киев.

     Немецкое Посольство в Киеве расположено недалеко от железнодорожного вокзала. Здесь толпа поменьше и наблюдается кое-какой порядок, даже имеется какая-то очередь. Часа через четыре вошли мы в здание, узнав ещё на улице в толпе технологию получения визы, заполнили бланки, подали в окошко и узнали, что за паспортами с визой можем приезжать через несколько дней.
 
     Вернулись в Запорожье, стали готовиться к поездке. Путь в Германию был один – из Москвы поездом. Узнали стоимость билетов, оказалось, что как раз нам с женой хватит на поездку туда в одну сторону тех денег, что получили мы, продав в Гудауте при моём увольнении машину, гараж и мебель, то есть всё, что у нас было. Или даже можно сказать – «всё, что мы нажили» …

     Съездили в Киев, получили гостевые визы на один месяц и поехали в Москву. Без проблем купили билеты на наш поезд до Берлина и дальше уже на немецкий поезд из Берлина до Франкфурта на Майне. А вот из Франкфурта мне уже самому надо будет брать билеты на немецкий поезд до небольшого городка Хомбург на самом западе Германии, почти у самой границы с Францией.  Билеты на наш поезд были с датой с номером вагона и местами, а на немецкий из Берлина билеты были, так сказать, с открытой датой. Как нам объяснили в кассе, там мы можем ехать на любом поезде в указанном направлении в любом вагоне второго класса.
 
     И вот мы на перроне Белорусского вокзала, находим наш поезд Москва – Берлин и свой вагон. Вагоны не такие, в которых мы привыкли ездить, - так называемые, «международные». Купе отличается тем, что рассчитано на три человека, все спальные полки с одной стороны. Нижняя полка расположена ниже обычного, а её спинка поднимается и превращается в среднюю полку. Верхняя, наоборот, выше обычной, почти под потолком. Поехали.

     Утром уже в Бресте, здесь граница, таможня и меняют колёсные пары. Первый раз выезжаю за границу, ещё недавно это было просто невозможно. Особенно нас и не проверяли. Всё это заняло немного времени, едем дальше, уже по Польше. Не сразу понятно в чём разница, но как-то за окном всё по-другому. Может это потому, что я первый раз в жизни «за границей»? Постепенно замечаю эту самую «разницу» - на ЖД станциях, заметно, что ЖД колея уже, здания какие-то другие, серые и «скромные», машины тоже все не те, что у нас. На станциях и вдоль ЖД полотна совсем не видно мусора, кругом как-то непривычно чистенько.  А самое главное – вокруг какое-то «безмолвие», мало людей и машин, нет того оживления, что мы привыкли всегда видеть из окна поезда.

      Вот и немецкая граница, никуда выходить не надо, проверили нас сначала поляки, а потом и немцы, пограничники и таможенники. Особенно в вещах не копались, как-то формально, или мне показалось, так как я ничего «такого» не вёз?! Едем уже по Германии. Заметна разница с Польшей. Оживлённо, здания и всяческие сооружения опрятные, будто все после ремонта, разных цветов, меньше серого цвета.

     Въехали в Берлин, долго и медленно по нему двигались. Чувствуется его огромность. Наконец вокзал. Всё, покинули наш родной поезд с нашими проводниками, теперь всё будет немецкое – вокзал, поезд и проводники. Нашли справочное, там говорят по-русски. Показал я наши билеты и мне объяснили, что мы должны переехать на другой вокзал и там садиться в любой поезд, идущий до Франкфурта на Майне.

     Потихоньку по расписанию на стене разобрался как доехать до другого вокзала, ждём нужный поезд, оглядываемся. Часто в здание вокзала входят наши военные, снуют туда-сюда. Видно те счастливцы, что служат в ГДР. Едут в Союз или возвращается. С удивлением наблюдаю как рядом продаются немецкие булочки с сосисками, обильно залитые горчицей. Люди спокойно едят эту горчицу, не морщась, решили тоже попробовать, тем более, пора перекусить. Купил пару таких булочек, какое-то количество марок я с собой везу. Попробовал я ту горчицу и был сильно удивлён – совсем она и не горчица, так, подобие, что-то кислое, слабо напоминающее настоящую русскую горчицу.

     Подошло время нужного поезда, сели в него, даже в вагон и не проходили, ехать нам совсем недолго, разглядываем Берлин из окна. Проносятся мимо бесчисленные здания, какие-то сооружения, жизнь бурлит. Всё время едем по городу. Приехали на новый вокзал, не такой оживлённый и что-то не слышно русской речи. Нашёл в расписании ближайший подходящий поезд до Франкфурта, подождали время его отправления и пошли на перрон искать этот поезд.

      Нашли. Он ещё пустой и людей ни в нём, ни возле него не видно. Вошли в ближайший вагон, он купейный. Спальные места застелены и над каждой полкой табличка с фамилией, естественно, по-немецки. Нет, думаю, что-то не то. Это, видимо, какие-то заказанные места конкретными людьми, да и, насколько я уже знаю, места в немецких вагонах сидячие, а это какой-то особый вагон. Вышли из него и пошли вдоль состава, спросить что-то не у кого, хотя и запас немецкого языка у меня небольшой. Вдруг вижу, что у входной двери в вагон нарисована большая цифра 2. Оп-па, нам же и нужен второй класс. Заходим в вагон, здесь сидячие места, как в нашей электричке, и уже полно народа, мест свободных очень мало, идём по проходу, ищем, чтобы было свободных два места рядом. Так проходим до середины вагона, там почему-то дверь во вторую половину, проходим туда, там полно свободных мест и сидения «побогаче». Устраиваемся и ждём отправления. Вижу, как заполняется первая половина вагона, а в нашу половину людей заходит мало, - странно.

     Поезд трогается, долго ещё едем по Берлину. Темнеет, в вагоне включился свет. С шумом открывается дверь и в вагон и энергично вваливается какая-то девица, похоже сотрудница железной дороги. Догадываюсь, что контролёр. С не сходящей с лица улыбкой, проверяет у пассажиров билеты. Подходит к нам, берёт билеты, смотрит, улыбка пропадает и начинает на нас кричать. Этого я никак не ожидал в немецком поезде. Размахивает нашими билетами, много говорит. Понимаю, но больше догадываюсь, что эта половина вагона первого класса, а билеты у нас во второй и она нас просто выгоняет. Блин, оказывается, половина вагона второго класса, а половина первого. Мы вошли со стороны «второго», прошли в «первоклассную» половину и там расселись. Да, неприятно. Такая вот хамоватая девица показывает нам на «наше место». Идём по вагонам, все места во «второклассных» половинах заняты.

     Уже где-то в конце поезда попадаем в вагон, напоминающий наш «общий». Здесь как бы раздельные купе, общие сидения, между ними столики. В одном таком  купе сидит мужчина в возрасте, с улыбкой приглашает присесть. Здороваемся, присаживаемся.  За окном уже совсем темно, в вагоне очень слабый свет, так нам предстоит ехать всю ночь. Мужчина что-то спросил на немецком, я начал вникать, отвечать, как мог. Естественно, спросил он, кто мы и откуда. Очень оживился, когда узнал, что мы из России. Я потом только привык, что здесь почти не употребляют понятия Советский Союз, говорят – Россия. Нам непривычно. В нашем понимании Россия, это то, что было до революции.

     Слово за слово, (за немецкое, конечно) стал я общаться с соседом. С трудом подбирая слова, вникая в его фразы, к своему удивлению, разговорился я с ним. Сосед мой, довольно уже пожилой человек, с какой-то даже радостью сообщил мне, что он воевал в России и был там в плену. Позже я часто сталкивался с тем, что пожилые мужчины, даже старики, узнав, что я из России, почему-то с радостью, говорили, что они воевали в России, и были там в плену. Странно, но никогда никто из них не говорил об этом с грустью, наверное, вспоминали свою молодость. Трудно найти этому другое объяснение.

    Проговорили мы всю ночь. Узнал я, что мой собеседник до сих пор работает, -  и работает бетонщиком. На моё удивление, как он в таком возрасте работает на такой тяжёлой физической работе, он засмеялся и сказал, что он только нажимает кнопки. Говорили обо всём, но больше о том, что многое в последнее время меняется, про Перестройку, о том, что много в судьбе людей России и Германии похожего - у них был Гитлер, а у нас Сталин. Подобное суждение я слышал из уст немцев не раз.  Позже жена говорила мне, что с удивлением смотрела, как я оживлённо разговариваю с этим немцем со своим слабым немецким языком. Я и сам удивлялся, но ещё не раз попадал в такие ситуации, когда втягиваешься в интересный разговор с немцем, не знающим русский язык, и появляются нужные слова, понимаешь, кажется незнакомые. Конечно, о многом догадываешься и додумываешь, но всё же есть такой парадокс - как будто открывается своеобразное второе дыхание. Временами наш разговор затихал, клонило ко сну, но какой может быть сон в сидячем состоянии. Так проговорили всю ночь. Незаметно въехали под крышу огромного вокзала Франкфурта на Майне. Распрощался я со своим попутчиком, пожелал и он мне лучших времён.
 
     Франкфуртский вокзал, конечно, впечатлил – несколько железнодорожных перронов под одной общей крышей. Нашли справочное, уже ориентируюсь на большую букву «I», то есть «информация». Там мне сказали, чтобы я шёл в кассу, где без особых проблем купил за марки билеты на ближайший поезд до Хомбурга.

     Вскоре мы уже ехали в вагоне второго класса, похожего на нашу электричку, но   на   мягких сидениях строго в западном направлении. За окном мелькала Германия, поезд шёл довольно быстро и как-то непривычно без стуков колёс, а с каким-то шелестом. Неужели в рельсах нет стыков, подумалось мне!?  Но позже я узнал и увидел собственными глазами, что стыки есть, но рельсы соединяются не под прямым углом, а торец рельса срезан под углом примерно 30 градусов, вот колесо и не стучит о следующий рельс, а плавно перекатывается. Как просто!

     Регулярно по вагону проходит контролёр, он же и продаёт билеты тем, у кого их нет. Местность за окном проносится живописная, много леса, потом стали поля   чередоваться   с   виноградниками. Это мы   уже   мы едем по, так называемой, «виноградной долине» земли Северный Рейн Вестфалия. Пересекли Рейн - совсем не такая большая река, как я ожидал, с мутной водой и редкими баржами. А ведь это одна из крупнейших рек Европы.  В дальнейшем наш путь пролегал среди небольших гор, с редкими тоннелями и небольшими мостами.

      Приехали в крупный город Кайзерслаутерн, уютно раскинувшийся между небольших горушек. Вышел на перрон осмотреться. Что интересно, станции в Германии очень похожи друг на друга – одинаковые перроны с обязательной крышей.

    Осталось по немецкой железной дороге каких-то километров сорок до станции Хомбург, конечному пункту нашего путешествия в неизвестную пока нам Германию.

12.10.2019 - Севастополь.

* - на фото: - "Немецкое село" - Германия-1992г.
     Фото автора.

Следующее:
http://www.proza.ru/2019/10/13/483