Эго. Наброски к книге

Валерий Песецкий
Хочу продолжить тему эго. Очень часто приходится слышать о его вредности, о бедах, которое оно несет, как его обладателю, так и тем, кто его окружает. Более того, нынешнее состояние цивилизации описывается как Эго-цивилизация со всем риском из-за следования матрицы Эго на планетарном уровне – гибелью его носителю, человечеству. Возможно, так и будет. Однако, когда вам удается пройти в состояние приятия всего, отказа от привычки осмысливать реальность, как конфликт, как противостояние, вы способны увидеть и то, что возникновение структуры эго в эволюции сознания абсолютно необходимая ступень развития. Парадокс ситуации в том, чтобы вернуться в состояние ощущения безграничности своего истинного Я, сделать осознанно этот выбор, нужно пройти состояние жизни этого Я в границах эго. Ведь еще одной из фундаментальных характеристик культуры жизни в эго, является повсеместное строительство границ. Собственно само эго возникает тогда, когда начинает строительство границ с миром, с другими людьми, с представлениями других о тебе, о самом себе, как индивидуальности и продолжается во всем: от института собственности до индивидуального спасения души. Поиск выхода из этого «ущербного» состояния, которое естественно изобилует страданиями, конфликтами, нетерпимостью, мыслится в тех же категориях. Через оппозицию, отрицание своего и коллективного эго, неприятие всего, что несет в себе цивилизация Эго. Формы протеста различны как по масштабу, так и по атрибутике. Но в основе одно – оппозиция, неприятие и разрушение того, что есть. Когда же этот путь исчерпан и тупик осознается, появляется возможность пройти в иное, чем оппозиция состояние. Принятие того, что есть. Безоговорочно. Причем на уровне своего внутреннего пространства. С пониманием, что только там это и возможно. Потому что любые попытки навязать окружающим вам носителям эго-цивилизации расширение этого пространства до их эго-пространств будет встречено протестом и сопротивлением. Что может спровоцировать «реформатора» спуститься туда, откуда он только что выбрался – в свое собственное эго. И перейти на уровень взаимодействия мое эго против ваших, что привычно и абсолютно естественно для них, включая ваше собственное…Такой дорожкой я ходил. Да и «духовные учителя» под стать были.

Еще раз повторюсь, что в состоянии приятия в своем внутреннем пространстве всего, что происходит, переводит вас в состояние, когда наличие вокруг вас иной культуры мировосприятия, где мир и все что в нем случается воспринимается через фильтры «границ» перестает быть проблемой вашего внутреннего мира. Не колеблет его, не провоцирует на конфликт в отстаивании своей «правоты». Вы просто принимаете факт «иной» жизни, чем ваша у вашего окружения. С этой позиции становится доступным беспристрастный взгляд на мир эго-цивилизации. Заповедь «не суди, не судим будешь» воплощается автоматически. Собственно и надобности кого-то в чем-то обвинять не возникает. Процесс прощения в позиции приятия всего становится естественным. Ведь надобность обвинять или прощать возникает только тогда, когда вы нечто не способны принять, потому что эго выставляет принятию жесткие границы. И пересечь их можно исключительно по некой процедуре усилия. Как говорят, переступить через себя. В смысле через свой эго-центризм.

Если же говорить об эволюции сознания в целом, то возвращение в его безграничность через безграничное Я-есмь в человеческом опыте происходит через этап создания этих самых границ и «отделения» от алма-матер в эго-систему, как элемент самопознания сознания в этой форме.

В этом смысле и конец света в эволюции сознания в человеческом измерении видится как попытка Эго-цивилизации удержаться от трансформации в Я-есмь-цивилизацию. Которая и есть Эдемский сад. Естественно эта попытка Эго-цивилизации противостоять эволюции сознания как вселенского процесса может привести к ее гибели в категориях Апокалипсиса. То есть, через механизмы, которые этой самой цивилизации внутренне присущи. Конфликты, передел границ, собственности, ресурсов, столкновения на религиозной почве, или шире – борьбы идей, революции и пр.

К слову, заповеди Христа, на самом деле описывают структуру человеческого эго, которая что во времена Спасителя, что теперь, спустя два тысячелетия не претерпела никаких изменений. Как была матрицей «вавилонской башни» эго-сознания, так ею и осталась. На этом уровне сознания их исполнение принципиально невозможно сколько не ходи в церковь, не молись, не кайся. Эго-сознание тебя догонит и ввергнет в очередное нарушение заповедей. Монашество, затворничество и прочие аскезы всего лишь попытки протеста против такого положения дел. И формы бегства от искушения, через жизнь за «границами» социума. Там где животворная среда для матрицы эго. Но и там, в отшельничестве, «бесы» эго не дают покоя «беглецам» от него.

Другая крайность эго-цивилизации оправдание всех «бесов» эго, через насильственную терпимость ко всем его проявлениям. Где гедонизм, получение удовольствия буквально от всего, что может его вызвать, становится стержнем масс-культуры.

И то и другое – опыт и Путь. Не через отрицание и противопоставление, а через тотальное принятие, которое по итогу позволяет перестать испытывать потребность следовать соблазнам, как через воплощение их в жизнь через свой эго-опыт, так и через протест против того, что кто-то этот опыт продолжает воплощать. Причем умом в это приятие не пройти. Оно алхимически происходит тогда, когда вы проходите в свое внутреннее пространство. Которое по природе своей бесконечно и способно принять любой человеческий опыт без его соотнесения с чем или кем-либо. Так открывается бездна, в которую смотришь ты и ощущаешь, как она смотрит в тебя. В этом соединении разного в одно, которое всегда было, есть и будет – ключ к переходу от эго-сознания к сознанию Я-есмь. В котором и есть «спасение» всех от себя в эго-центризме. Но не через борьбу, осуждение, отрицание. А через принятие в своем внутреннем духовном пространстве, как формы, у которой есть срок жизни и место для этого срока.

Часто доводилось слышать от «духовных учителей» рассуждения о состоянии невежественности и просветленности. Естественно для утонченного эго-сознания эти состояния преподносятся как противоположные, как взаимоисключающие, как оппонирующие. На самом деле невежественность и просветленность – различны, но суть – одно: Путь. На образном уровне, чтобы можно было соотнести с привычным опытом их единство и взаимообусловленность в целом, как жизнь леса. В котором мертвые, гниющие деревья образуют питательную среду для деревьев растущих. Разве знают мертвые, что они жизнь живым? И разве эта невежественность обессмысливает их состояние невежественности в знании жизни?

Я мало кому рассказывал о том, что однажды, в начале 2002 года, спонтанно, оказался в пространстве Библии, получив на некоторое время способность читать ее не так, как принято, строка, страница, следующая строка, страница, а – насквозь. Слово или фраза на одной странице, потом на другой, иногда отстоящей от первой на десятки, а то и сотню страниц. Память сейчас не воспроизведет это «путешествие» дословно. Да и смысла нет. Главное, что я тогда ощутил, Библия – живая книга. И она – растет беспрерывно, вбирая в свой объем любой человеческий опыт. Она его не просто описывает, как принято Ее трактовать. Она его создает в своем расширении пространства до…пределов не видел. Возможно, до Апокалипсиса… То есть она продолжает писать человеческую реальность и вбирать ее в свое растущее пространство одновременно. Точнее – одномоментно. Время и пространство происходящего не разделены описанием. Что обычно для человеческого восприятия, когда история и ее интерпретации пишутся после того, когда произошли события. Творение и описание его происходят в здесь и сейчас. Процесс как бы двухсторонний. Здесь идет на встречу сейчас. Этот же феномен я ощутил и ощущаю при написании своей книги. Которую я пишу и она, в ответ – пишет меня. Фактически это вход в собственную книгу жизни или книгу судеб, где я и книга, и судьба, и жизнь в едином процессе живого сотворения прямо сейчас.

В этом смысле все попытки интерпретировать Библию как некое описание, руководство к действию или еще как-то имеет крайне ограниченный характер для понимания Ее эволюционной роли в реальной истории человечества. Потому что она и есть живое воплощение этой эволюции. Не на миг не останавливающееся. И мы все в ней живем. Пытаясь осознать это через ее отрицание. Придав живому пространству Библии границы интерпретациями и толкованиями. То есть, наложив на нее печать своего эго. И таким образом закрыв ее для живого понимания в проживании ее живого, растущего пространства человеческого бытия.