Джокер Феникса

Дмитрий Литвинцев
Джокер
Знаете, сначала не хотел писать рецуху на этот фильм и не потому что он слабый, он неоднозначный, а потому что слишком много восторгов и пафоса вокруг него, но вспомнив всё же Федора нашего Михалыча, вздохнув и стиснув зубы, таки решился, даже если это никому не надо.
Начну издалека. С себя. В детстве, лет в 25, ко мне пришло некое осознание, что я немного не такой как другие, не то чтоб я отличался нестандартной ориентацией, скорее немного нестандартным мышлением и императивами. Не вписывающимися в бурно строящееся у нас в тот момент общество дикого капита..  пардон, потребления. СССР отъехал в мир иной, а воспитание и ценности его из меня не вышли. Даже с кровью и экскрементами.
К слову, таких как я, «совков», считающих, что работа должна быть интересной и полезной обществу, а не только баблишко приносить и отношения должны быть человеческими, а не взаимовыгодными было довольно много, но как правило, из людей по-старше. Довольно быстро я понял, что у меня с моей системой ценностей выбора два: или сдохнуть (свихнуться) или идти на компромиссы и вот тогда я ввел в оборот такое понятие, как: «ограниченная социальная адекватность». Не претендую на авторство, но для себя я его определил, как необходимость сдержанной социальной мимикрии (адаптации) под типового индивидуума текущего общества, без полной потери собссной аутентичности. Компромисс этот был нужен, чтобы как-то противостоять накатывающей шизофрении, корни которой лежали в мощнейшем когнитивном диссонансе. Мне повезло, общество было чуть добрее готемского, у меня не было детских психологических травм и наследственных заболеваний. В целом я справился, наверное. А Джокер - нет. И не скажешь, что он не пытался. Еще как. Просто общество потребления-этот выкидыш сраного капитализма жестоко и без того, но к людям неадекватным ему по разным причинам оно жестоко нечеловечески:

«Худшее в психической болезни — это то, что все хотят, чтобы ты вел себя так, как будто ее нет.»

Вот раскрытием этого тезиса меня фильм и подкупил. Да, очевидно, что авторы более топили за модную ныне толерастию. Это видно потому что Джокер «голубовато» ведет себя, соц. работники всё сплошь афроамериканки, а главные злодеи - белые мужчины. Прям всё по фем-методичкам, как будто сценарий писала какая-нить отмороженная никсель пиксель. В том числе и потому он  так се. Предсказуем, с кучей костылей. В виде примитивного фрейдизма, диагноз матушки гг и самого гг будто из учебников по клинической психиатрии прошлого века списан. Но несмотря на этот сопливый треш, у авторов неожиданно получился прекрасный пасквиль на гребаный капитализм, показывающий, как он уродует людей не только снизу (Джокер), но и сверху (Брюс Уэйн). Как тем, кто создает эту систему в ней не остается места и как за бортом оказываются те что по-слабее, как духовно и физически умирают невписавшиеся. И все эти стадии от попытки вписаться до прямого конфликта с этим обществом показаны, очень талантливо показаны, Фениксом. Вот что получилось у команды фильма - это правильно подобрать актера, то бишь кастинг и дать ему возможность развернуть образ на фоне пусть и достаточно очевидного, но точного психологического бэкграунда. Все эти лестницы, по которым Джокер в начале фильма еле взбирается и с которых буквально слетает, порхая, после инициации (убийства яппи). Мимика и жесты: от напряженных, скованных, до расслабленных и в чем-то даже гротескно-грациозных. Финальная сцена, символично-циничная, всё говорит о том, что детали таки прорабатывались для правильного нагнетания и это меня, как зрителя, подкупило.
За это можно и некоторое кол-во роялей в кустах простить.
Как стоит сказать спасибо создателям, за то, что мы не увидели очередной комикс с картонными злодеями. А немного вернулись к истокам, к лёгкой достоевщинке. Без обид, фанаты Леджера, Лето или Николсона. Возможно их воплощения образа Джокера более харизматичны и близки домохозяйкам обоих полов, но прочтение Феникса оно ближе к реальности и человечнее. Оно что ли из разряда: «так могло бы быть».
Хотя, знаете, мне с одной стороны нравится, а с другой не нравится тенденция голливуда последних лет делать героев обеих ориентаций (добро-зло) неоднозначными. С одной стороны - это ближе к жизни, с другой, мне не нравится контекст в который это вписывают и само направление тотальной деконструкции всех этических мифов, как-то запоздал условный голливуд к постмодернистским грядкам.
Я бы еще долго мог распинаться по поводу триггеров безумия, о Джокере, как символе, проекции нашего общества, о фашизме, которым заражены как его создатели, так и противники, но, знаете, скучно всё это, просто пойдите и посмотрите фильм, отдыха не обещаю, но м.б на какие-то мысли натолкнет, меня, например, на те, что его создатели, по ходу, в него не закладывали :).

Октябрь 2019

З.Ы март 2020
Посмотрел отзыв:
https://youtu.be/8R_6PaBYh5A
Что бы мне хотелось в связи с этим сказать.
Ну да, согласен. Этот Джокер - это такой краткий путеводитель для обывателя по безумию, поданный через призму социальных язв и пороков. Т.е этот фильм не о Джокере, он там просто, как удобный образ, как фон. Но не как самостоятельная сущность, марвеловский образ. Потому джокеродрочерам он не может зайти. Потому как банально не соответствует каноническому образу. Вместо бунтаря, трикстера, тут жалкий псих-неудачник. Уже собссно на этом классический Джокер и заканчивается. Зато в фильме четко и доходчиво показывается, как они появляются, как общество их и порождает, калечит и выбрасывает, как оно их воспроизводит, а потом от них же страдает. Несомненным плюсом этого фильма является именно фокус на этой проблеме. Автор ролика молодец, он четко отметил как папа Брюса Уэйна его самого же через Джокера породил. Такая весьма прозрачная метафора на тему того, что мы сами себе злобные бура... джокеры. Мысль очевидная, но тут дело не в ней самой, а в подаче, ведь искусство, прежде всего кинематограф - это же не про создание новых сущностей (за этим вэлком к философии). Это их иллюстрация, раскрытие, воплощение. И то насколько всё это грамотно, четко доходчиво и красиво получилось и характеризует конкретный культурный продукт.