2. Садик. Где была зарыта собака

Александр Парцхаладзе
        Садик, который достался мне в результате добровольного ухода прежней заведующей, оказался совсем маленьким. В построенном еще в 45-м году одноэтажном деревянном здании помещалось всего две группы: младшая, куда принимали детишек трех и четырех лет и старшая, в которую они ходили уже до самой школы. Соответственно, и работников было немного: четыре воспитателя, две нянечки, две работавшие по очереди, через день, поварихи. А остальные благодаря усеченному штатному расписанию  трудились на пол-ставки:  ползавхоза,  безотказная молчаливая Тамара Викторовна,  была одновременно и уборщицей, тоже на половину оклада. Полкладовщика подрабатывала на кухне помощником повара. А сторож, живущий по соседству, один, пусть и полагалось ему дежурить раз в три дня, приходил ежедневно и просто открывал утром запертый на ночь садик, а вечером запирал его и снова отправлялся домой. Так что когда год спустя садик обокрали, на вопрос - а где же был в это время сторож? - мне пришлось объяснять милиции /до переименования ее в полицию тогда еще не додумались/, - мне пришлось объяснять, что по штатному расписанию он, сторож, у меня один, и заставить работать его ежедневно я не имею права. Так что и не сторож он по сути, а просто ключник. Который, как позже выяснилось, и обворовал наш детсад: ключей-то  больше ни у кого и не было.               
               
        Садик находился за железной дорогой. Улицы вокруг него были немощеными, во дворах вокруг отцветала уже сирень и дорожки, по которым приводили утром детей, были усеяны мелкими усохшими  лепестками. В самом садике на двух детских площадках стояли полусгнившие от времени некрашенные качели, но пахло сосной и дорожки к верандам были усыпаны хвоей.               
        В помещении пахло намного хуже. Нет, это не был привычный уже запах хлорки, которой моют полы, или запах несвежих продуктов из кухни.  Стойкий, всепроникающий запах напоминал о помойке.  Но именно там,  где обычно пахнет неважно - в туалетах,  на кухне - этот ужасный запах почти не чувствовался.  Прошло пару дней  в постоянной беготне с документами в  РОНО,  в бухгалтерию,  я уже принял на себя все дела, и только тогда наконец выяснилось, чем так отвратительно воняло.  А заодно стало понятно, почему  столь неожиданно для всех уволилась прежняя заведующая. Конечно, все могло бы открыться и раньше, но сотрудницы, ее подруги, делали вид, что не понимают, в чем дело, и только бедная Тамара Викторовна, которая знала, что от СЭС, которую ждали через неделю,  не отвертеться,  прояснила ситуацию.               
        Оказалось, что соблазнившись низкой ценою, заведующая закупила 400 кг картофеля и  приказала положить его в подвал. Сырой, без вентиляции, площадью примерно три квадратных метра. Картофель сразу же начал гнить, съесть его успели меньше половины.  Остальное,  превратившись в густую вонючую жижу,  над которой вилась черная мошка,  заполняло подполье,  и заставить кого-либо вычерпать её было невозможно.      
        Только тут я понял, почему мне так неожиданно свалилось на голову это назначение - где, как говорят, была зарыта собака. Впрочем, ни одна собака не пахла бы хуже, чем доставшееся мне наследство.               
        Можно было, конечно, и  отказаться  от должности.  Но я даже думать об этом не стал.  Только  как заставить сотрудника делать  неприятную работу? Я к тому времени успел прочитать автобиографию Рокуэлла Кента.  И вот что он говорил по этому поводу:  если хочешь,  чтобы дело пошло,  самую тяжелую,  самую отвратительную его часть возьми на себя.               
        Я  послушался совета великого трудяги. В болотных сапогах я стоял в подполье,  задыхаясь от смрада, и совковой лопатой наваливал в ведра  зловонную жижу.  Тамара Викторовна вытягивала наверх ведро за ведром и относила,  выливала  гнилье в специально вырытую мною яму.  Через час примерно она меня сменила - у меня уже просто не хватало дыхания.  Еще чрез пол-часа я полез в подпол снова... 
               
        Это сдружило нас - ничто так не сближает, как тяжелая совместная работа. С тех пор прошло уже 25 лет. Но  даже теперь  я  не перестаю удивляться спокойной гордости и неустанному трудолюбию былой моей верной помощницы Тамары Викторовны, полууборщицы-полузавхоза.