Горбатая братия. Эпилог

Юрий Глухих
После похода на Высокий Алай с Антоном Игнатьевым мы больше не встречались. Наши пути-дорожки разбежались, к глубокому моему сожалению.
С Игнатьевой Верой у меня романтические отношения всё-таки не сложились. При первой же встрече после похода она недвусмысленно дала мне понять, что Рига для неё, как защитная оболочка, с которой она не расстанется никогда. Я же после окончания института намерен был вернуться в Россию. Конфликт интересов не лучшая почва для развития долгосрочных отношений, а меньшего Вера не заслуживала, поэтому мы остались просто друзьями. Весь следующий год, пока Вера училась на последнем курсе института, я бессовестно пользовался её старыми конспектами за третий курс, злоупотребляя её добрым ко мне расположением.
Егор Большевец, окончив институт, стал быстро подниматься по карьерной лестнице. В горы он больше не ходил, но в душе остался всё тем же романтиком.
Люба Зайцева вскоре удачно выскочила замуж и о походах больше не помышляла.
Рыжий Витя окончил аспирантуру и защитил учёную степень. Женился на такой же огненно-рыжей девчонке, с которой познакомился в турклубе РКИИГА. До женитьбы ходил в горы и регулярно посещал тренировки, а потом с головой ушёл в семейные заботы.
Денис Сафонов, выписывая справку о зачёте путешествия, не ограничился стандартными фразами, а дал мне прекрасную характеристику. Охарактеризовав меня как смелого и инициативного участника, рекомендовал к участию в более сложных походах и к руководству походами согласно накопленному опыту. Такая характеристика дорогого стоит. Она открыла мне широкие возможности для самореализации. С Денисом мы вместе ходили в горы уже на равных. Когда я заканчивал институт, он весьма неожиданно предложил мне остаться в Риге, гарантируя моё трудоустройство, правда, не по моей специальности. Я тогда от чистого сердца поблагодарил его за заботу, но вежливо отказался. Денис настоящий товарищ, который подтверждает свою дружбу не словами, а делом.
С Алёной Готовской мы стали хорошими друзьями. Наши пути ещё не раз пересекались, но до романтических отношений дело не дошло. И не сказать, что мы ровно дышали, когда судьба нас сводила в очередной раз. Я чувствовал с её стороны симпатию к своей персоне и даже больше, но это «больше» возникало лишь тогда, когда я уже охладевал к ней. По иронии судьбы, наши чувства друг к другу проявлялись волнами и почему-то всё время в противофазе. Как будто сам Всевышний играл на чувствительных струнах наших душ свою затейливую мелодию, то стимулируя душевные порывы, то охлаждая пыл страстей, с усердием заботясь, чтобы меж нами не пролетела искра взаимности, воспламеняющая пожар большой любви. Как говорится в таких случаях, «видно, не судьба…». Личная жизнь Алёны сложилась не очень удачно. Она вышла замуж, но брак не оказался прочным. Наверное, с такой сильной женщиной может ужиться только достойный её мужчина.
Воспользовавшись рекомендацией Дениса, я на следующий год пошёл участником в «четвёрку» на Памир, а потом водил группы начинающих туристов на Кавказ и Фаны. После окончания института уехал по распределению на Урал, но с рижанами связи не потерял и каждое лето ходил с ними в крутые горные походы, пока не грянул вселенский кризис и Советский Союз не приказал долго жить. С развалом «нерушимого» Союза рухнула в одночасье отлаженная, как часовой механизм, общесоюзная система горного туризма. Я, насмехавшийся ранее над неорганизованными (а точнее, самоорганизованными) туристами, сам стал «дикарём» и ходил ещё в горы с мелкими группами энтузиастов, нигде не регистрируясь и ни перед кем не отчитываясь, пока не охмурила меня, старого холостяка и матёрого горного волка, очаровательная сероглазая незнакомка, открывшая мне всю прелесть семейных отношений и домашнего очага.
Став добропорядочным отцом семейства, я завязал с серьёзными спортивными путешествиями и ограничился нечастыми походами выходного дня по Уральским горам в компании закадычных друзей. Но отголоски бурной молодости то и дело дают о себе знать, проявляясь в ностальгических воспоминаниях о том прекрасном времени, когда юношеский задор толкал меня навстречу приключениям, а молодая душа требовала всё новых открытий и великих свершений. Оглядываясь назад, приятно осознавать, что есть в личном багаже накопленного опыта нечто такое, чем можно по праву гордиться и чем не грех поделиться с родными и близкими по духу людьми.