Еще немного о любви

Люда Сорокина
      Ольга сидела за кухонным столом в съемной однокомнатной хрущевке и рассеянно рассматривала рисунок кафельной стены напротив. Мелькнула мысль: «Надо бы почистить…Но зачем…Не мое…» На сердце пусто. Не хотелось ничего делать… Конец сентября, осень, одиночество…
      Год назад с ней «случилась» болезнь. Именно так Ольга сейчас называет это.
       К ним в офис поступил работать новый коллега. Он! Александр. Спокойный, подтянутый, лет пятидесяти, улыбчивый, он внушал уверенность. Недавно пережив развод, он сдержанно общался с дамами офиса, но привлекал их внимание свободной живой речью и легкими шутками. Как –то получалось, что Ольга ему частенько подсказывала особенности новой работы, знакомила с коллегами и партнерами, вместе ходили на обед, а иногда и задерживались на вечеровки. Руководство поощряло активную работу и было довольно, что в коллективе дружеская позитивная обстановка.
      Последние годы работа в жизни Ольги занимала ведущее место. Ей уже скоро пятьдесят, две взрослые дочери, живущие своей жизнью в других городах. С мужем Сергеем уже все стабильно налажено – у каждого своя жизнь.
       Ольга долго шла к своей нынешней работе по служебной лестнице и, когда ей предложили место логиста, была счастлива. Раньше все ее внимание и энергия принадлежали семье, теперь хотелось попробовать карьеру. Хотелось выполнять работу лучше предшественников, работать красиво. Прекрасная память помогала удивлять коллег; мягкий голос и умение ненавязчиво и убедительно говорить нравились партнерам и клиентам. Ольга отлично знала свою работу и это ее окрыляло. Она была на своем месте, была нужна многим и получала удовольствие от работы.
      На второе место отодвинулись дом, муж, мать, дочери. Было время, когда семья для нее была главным в жизни.  Тогда работа была необходимостью.  Все шло по кругу, по наезженной колее: дом-работа-дом.
        Предложение о повышении для Ольги было как глоток свежего воздуха.  Конечно, она со всей горячностью окунулась в работу вкладывая в нее все свои способности, невостребованные в ранее.
       Сергей по характеру был спокоен и сдержан. Он сразу дал понять Ольге, что ничем ей не поможет в адаптации к работе, но и мешать не будет. Приходя с работы, находил что поесть и устраивался перед телевизором. Ольга же, вначале, прибегая домой, засыпала его впечатленьями, которые Сергей слушал в полудреме, и судорожно занималась неизбежной домашней работой. Росла усталость, очень хотелось поддержки, но просить помощи у Сергея она не смела – она ведь сама захотела повышения.  Сергею было все равно, чисто ли в доме или нет. Совместные ужины теперь не получались, так как он после семи не ел, а она  с работы приходила лишь к семи. Вот и покупать он стал «свои» конфеты на свои деньги и колбасу убирать подальше от ее взгляда. А потом стало удобно спать в разных постелях – ведь он ложится рано… Так в доме поселилась Нелюбовь… и Дом стал исчезать. Ольга как-то с ужасом осознала, что она не хочет идти с работы домой, что с коллегами ей легче и интереснее говорить, чем с семьей. Дочери жили своей жизнью, у матери было хорошо отдохнуть.
       И рядом был Саша! С ним она все больше находила общих интересов и тем. Она шла на работу, чтобы увидеть его, и он пожелал бы ей доброго дня. Между ними установился почти детский ритуал: он утром таинственно протягивал кулак, и из него в ее ладонь падала конфета. Этого утреннего рукопожатия Ольга ждала и долго еще чувствовала его легкое прикосновение. Находила причину пройти мимо его кабинета, только чтобы увидеть, как он склонился над бумагами. И как же билось ее сердце, если в его кабинете она видела женщин. Оказалось, что, прожив с мужем двадцать пять лет, она способна на ревность!
        А женщинам Саша очень даже нравился. Он был свободен, легок в общении, но близко к себе ни одну не подпускал. Как только дама из отдела становилась навязчивой, он переключал внимание на другую. Развод калечит душу, и переживший его «дует на воду».
       И вот праздничный корпоратив. Танцы, стол и позднее возвращение… Ольга и Александр вместе брели по темному ночному городу, держась за руки, как загулявшая семейная пара из гостей. Вино и любовь туманили голову Ольги. Мыслей о доме не было. Она собиралась ночевать у матери, объяснив это Сергею тем, что к ней будет ближе возвращаться.
     И тут вмешался ливень! За несколько минут вымокли насквозь и почти бегом добежали до дома Саши. Холостяцкая неухоженная квартирка испугала Ольгу. Ей здесь было неуютно, как-то не по себе, нарастала напряженность. Хмель слетел, и появился страх: «Что я здесь делаю?» Время позднее. Хозяин расправил диван и кровать, вручил Ольге полотенце и свою старую рубашку и отправил в ванную. Здесь ей тоже было неприятно и даже появилась брезгливость. Она давно отвыкла от запущенных квартир. Ольга плотно прикрыла дверь, отметив сломанный шпингалет. Она все же приняла душ, тщательно высушила волосы полотенцем, развесила мокрую одежду, облачилась в рубашку и на цыпочках вошла в комнату. В голове бродили фантазии и было страшно, как перед прыжком. Луна таинственно освещала скромную обстановку… Громкий храп огласил квартиру…Саша крепко спал на кровати, плотно завернувшись в одеяло. Ольга почувствовала разочарование, смешанное с облегчением. А потом стало смешно за себя. За такую «разумно-глупую»! Свернулась калачиком на диване и наверно заснула, хотя ей показалось, что только закрыла глаза. Рано утром надела непросохшее платье, тихонько разбудила Александра: «Закрой за мной дверь», -  и выскользнула на улицу.
       Идти по ранним улицам было замечательно! Одной! Вдыхая запах прошедшего ливня. Было радостно и легко. Как будто узел в душе развязался. На ярком изумрудно-весеннем газоне сняла туфли и босиком прошла по траве. Счастье то какое! Как в юности, в пору первой влюбленности. «Смешно то как! Тетя под пятьдесят развлекается!  А все же радостно, что жива душа! Кто-то жизнь проживает, не встретившись с этим чувством, а мне повезло любить и в юности, и мужа, и сейчас… «Любовью мир укрою поутру!» - пело в душе Ольги.
       Прошмыгнула в квартиру матери. Любовно приготовила завтрак, с удовольствием накрыла на стол. Мать была рада. Она не заметила, что Ольга пришла лишь утром, и была довольна хорошим настроением дочери и ее вниманием. За утренним кофе как-то незаметно зашел разговор о любви.
      Мать очень мало рассказывала о своей душевной жизни – это было не принято. Ольга помнила лишь, что после смерти отца мать очень тяжело отходила от потери. Хотя Ольга не видела внешних проявлений любви между родителями, она считала, что между ними всегда все было хорошо.
      А тут мать вспомнила, как попала на целину в Казахстан на комсомольско –молодежную стройку. Ольга обнаружила, что в ее сдержанной спокойной мамочке бушевали страсти.
        Приехав как молодой специалист на Соликамский бумажный комбинат, тогда молодая Валентина встретила там свою любовь. Иван был бригадиром их смены. Совместная работа, дорога из общежития на комбинат, заводская общественная жизнь сблизили их, и чувства разгорелись. Но Иван был женат, и это сдерживало молодых. Нравы были строже. Сломать семью – ячейку общества было преступлением, которое каралось всеобщим осуждением и презрением, разбором на парткомах и профкомах и часто понижением в должности и в зарплате. Иван и Валентина решили вместе уехать из города, где их знали, и начать совместную жизнь в новом месте «с нуля». Купили билеты на поезд, договорились встретиться на вокзале. Валентина договорилась с подругой, что та передаст ее заявление на расчет на комбинат, собрала нехитрый чемоданчик и пришла на вокзал. Что остановило Ивана?  Она так и не узнала…Когда он не пришел к поезду, Валентина была, как будто не в себе. Это был конец любви! И обратного пути не было! Валентина села в поезд, доехала до нужной станции. На вокзале встретила группу молодежи, которая ехала на целину по комсомольским путевкам, и она поехала с ними. Ей было все равно, куда ехать и что с ней будет.
       Потребовалось долгое время, чтобы не забыть, но отодвинуть предательство любви. Потом была долгая жизнь и встреча с отцом Ольги, которого Валентина ценила за верность и внимание к их семье.
      Но сейчас, спустя много лет, мать вспомнила то решение, что изменило ее жизнь.  Оно словно отворило шлюз в новое состояние, с трудом открыв который, выходишь на новый уровень жизни.
       В душевной беседе с матерью, Ольга как-то спокойно высказала то, что давно просилось: «Я хочу уйти от мужа». Повисло молчание. «Тебе это надо было сделать пару лет назад, когда семьи не стало. И девочки стали самостоятельными. Время уходит…» Ольга удивленно подняла брови – слов не нашлось. Семьи уже нет, есть два человека, живущие каждый по- своему, и не желающие делать друг к другу шаги. Ольга спокойно признала это для себя.
      На следующий день она объявила мужу, что уходит от него. Встретила спокойное: «Как хочешь.»
         И шлюз прорвало…
        Очень быстро сняла квартиру, взяла лишь самое необходимое и стала жить. Вспомнила, что давно хотела научиться водить машину и пошла в автошколу. Очень часто стала ходить к матери и, общение с ней стало ближе, чем все прошедшие годы. Не хотелось шума и активного общения. Хотелось слушать себя. Теперь она спокойно шла с работы одна, разглядывая улицы родного города. Она долгое время жила догоняя, стараясь быть всегда в форме, на высоте, лучшей. Теперь открылся новый взгляд – зачем? Что ценно в ее жизни? Что и кто останется в ней? Что радует душу? Врач сказал бы : « Ремиссия, выздоровление».
       Сергей иногда звонил ей, приходил. В глаза не смотрел. Говорил о пустяках, о рыбалке.  Грустно хвастался уловом, который солил неизвестно для кого.  Носки светились дырками, небритый,  и все больше седины. Ольга неожиданно увидела в нем дворового пса, который смотрит в глаза и ищет руку, не понимая, почему его не любят. Это было больно.
        Александр ушел в тень. Кончились конфеты и задушевные разговоры. При случайной встрече кивал и принимал вид спешащего делового человека. Ольга все чаще видела свою более молодую симпатичную коллегу, которая счастливо выпархивала из кабинета Александра с горстью конфет. «А ведь у нее замечательная семья…» - отметила Ольга.
      Правильно говорят, что от любви до ненависти один шаг. Теперь Ольге попадались на глаза только его недостатки и проблемы. Она с грустью и с улыбкой думала о себе: «Что могло так меня увлечь?»
       Работа тоже от нее отдалилась. Тем более, что сменилось руководство и, конечно, стало менять команду. Ольга спокойно приняла известие о своем понижении в должности. Она была готова к этому и даже нашла плюсы. Сейчас ей уже не приходилось задерживаться на работе и думать о рабочих темах на выходных. Работа стала для нее просто сменой деятельности и средством получения денег. 
         Отпустив одно, получишь другое. Теперь Ольга думала о простых воскресных обедах, которые ей очень нравилось готовить своей семье. Хотелось вместе с кем-то близким посмотреть фильм по телевизору и повозиться в грядках на огороде. И в лес по грибы… Вспомнила, что Сергей хотел завести собаку. Она бы согласилась… Может быть и он понял, что плохо одному? Что множество других мужчин и женщин не ждут тебя с распростертыми объятьями. Что семья – долгосрочный проект, в который нужно также вкладываться энергией, вниманием и терпением, как и в карьеру. Да и в любое дело.
          Телефонный звонок отвлек Ольгу от раздумий. Звонил Сергей: «Можно зайду?» И через несколько минут он уже был у дверей с огромным арбузом. Суетливо занес, хозяйственно вымыл, водрузил на стол. «Лето прошло, осень…Скоро арбузов не будет…А я первый раз купил его…Одному не съесть…Вот…тебе принес, - сконфуженно выдал Сергей. – Давай вместе…ты же тоже не ела…попробуем…» У Ольги навернулись слезы: «Если вместе…давай» …