Письма в будущее

Люда Сорокина
Мне пятьдесят…
       Недавно смотрела свои старые фотографии. Те, что напечатаны на бумаге и еще подписаны: «Это Ольга и я», «Сережа П. в 1981г.», «Мы с мамой на лыжах в парке». В парке зимой была лыжня и мы с классом ходили туда на уроки физкультуры. И с мамой в выходные бывали там на широких деревянных лыжах и в холодных жестких ботинках.
        А вот на фото я в 16 лет среди цветов в саду у друзей семьи. И подписано аккуратным, еще школьным почерком: «Что улыбаешься? Шестнадцать уже, старуха! А что сделала? Знаешь, кто ты?» В то время еще писали письма. И я написала письмо самой себе. Подписала: «Вскрыть в тридцать лет!» Там было мое вИдение, мечты какой я буду в тридцать.  Это казался такой серьезный возраст! Писала, что в том возрасте я буду биологом в заповеднике. Буду жить в лесу в районе Верхоянского хребта, будет замечательный муж и трое детей, стая охотничьих собак и лошади, и к тридцати я напишу несколько научных трудов и, как минимум, буду кандидатом наук.
        В тридцать лет было написано письмо в пятьдесят. Оно уже совсем с другими мыслями, в другом стиле и уже с итогами. В тридцать я работаю на крупном предприятии, имею надежды  на должность, есть квартира, двое детей, конфликты с мужем. Период тяжелый еще и по ситуации в стране. Девяностые … Нет уверенности в завтрашнем дне. Не понятно, что с работой. Акции, попытки бизнеса, бытовые проблемы. Полный сумбур! В том письме думалось, что в пятьдесят я буду пожилой дамой на пенсии, в трех-комнатной квартире. Буду заниматься садовым участком, до которого с мужем приезжать будем на «Ладе», а дети где-то в Перми. Дальше мои фантазии не доходили…
         И вот пятьдесят! Кто же я теперь? К чему пришла и что радует? Конечно, дочки! Они достойные, интересные, образованные девушки и нравятся людям. Это зачет! А сама?
         Из сегодняшнего времени нет фотографий. Таких, как раньше, на бумаге и с подписью…Практически никогда не открываю огромные папки фото в компьютере. И семья их посмотреть не собирается. Раньше доставали фотоальбом и вспоминали, смеялись, отслеживая ход времени…
         Теперь время летит! Оно утекает, как песок, сквозь пальцы…Это замечают и взрослые, и дети. В этом ускорении какая-то угроза! Мир напоминает: «Ты все еще прожигаешь драгоценное время! Смотришь в оболванивающий экран? Создаешь себе проблемы выбора на пустом месте? Время – самое ценное! Успевай!»
         И, как совет, встречи с людьми… Мир подсказывает! Только смотри – и видь, слушай – и слышь!
        Вспомнилась встреча по работе с заказчиком. Была она лет пять назад и очень тогда удивила. Солидный мужчина заказывал привезти в один из районов города специальные мусорные баки, которые были удобны и красивы. Тогда это казалось странным. Ему говорили, что такие баки быстро сломают или разворуют по дачам. Он же удивил ответом: «Надо приучать людей жить красиво, в окружении красивого. Да, испортят, разворуют, а у кого-то глаза приоткроются, что можно сделать свою жизнь ярче. И в мелочах, и в большом!»
         И за эти годы медленно, трудно, но в городе стали появляться специальные мусорные баки, красивые дворы с клумбами, чище стало в парках и на прудах. Все больше людей стали ценить красивое, пытаться жить экологично, не только без мусора и сохраненяя среду вокруг, но и жить в «экологичных» отношениях: жить, не причиняя боли и проблем себе, близким, просто живущим рядом. Это и волонтерство, и вегетарианство, и толерантность, и множество других линий жизни. Трудно, конечно, медленно, далеко не все... Но дает надежду!
         Недавно побывала в далеком селе Касиб на правом берегу Камы. Когда-то это было центральное селение, объединяющее разбросанные по округе небольшие деревеньки. Расположен Касиб в соответствии со старинными русскими традициями, на высоком открытом месте. Еще с  дороги открывается замечательный вид на село и расположенный в центре Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Предки умели выбирать места для строительства церквей. Построен храм был в 1859 году и, как большинство наших святых мест, многое претерпел на своем веку. Был деревянным, сгорел, потом отстроен в камне. В годы атеизма был мастерской, складом. Поруган, разрушен, растащен по кирпичикам, разрисован чьей-то недрогнувшей рукой. Это было совсем недавно:  при моей жизни и жизни моих родителей.
          Но совсем недавно в Касибе появился человек, который решил остановить разрушение и сделал это, повернув процесс на восстановление, созидание. Михаил Васильевич приехал в Касиб с женой Тамарой, уроженкой этих мест. Восстановили родительский дом, завели деревенское хозяйство. Все бы хорошо, но набожной супруге Михаила было тяжело видеть разрушение церкви. По-маленьку настроила она мужа восстанавливать храм. Собрала группу селян – единомышленников. Вместе вынесли мусор из церкви, выкосили бурьян, принесли домашние иконы и отслужили первую службу. В храме должны читаться молитвы! Он, как живое существо, которое чувствует внимание и чаяния людей, наполняется энергией, благостью и щедро дарит их просящим. Храм в Касибе встрепенулся, стряхнул обиды десятилетий вместе с накопившимся мусором и стал восстанавливаться. Как и человек после болезни, медленно, но с радостью принимая помощь молитвами и деяниями.
           А Тамара умерла…В память о жене Михаил Васильевич не оставил церковь. Сейчас он в одиночку занимается зачисткой и штукатуркой стен. Сделал лестницу на колокольню и два самодельных колокола. Храм Покрова Пресвятой Богородицы полностью освобожден от строительного хлама, мусора, зарослей сорняков и сухостоя, восстановлены окна, двери, кровля. А работ и нужд еще очень много! Нужно заливать полы, делать внутреннюю отделку и иконостас, складывать печи, делать дорожки, клумбы, ограду храма. На все нужны деньги и умелые руки. Как и во все времена, финансы поступают от редких пожертвований и восстановление держится на энтузиазме Михаила и его небольшой команды. Мне запали в душу его слова, сказанные просто и ясно при встрече: «Церковь строили мои предки, и разрушили мои предки. Я хочу загладить их вину и сделать за свою жизнь что-то настоящее.»
          Вот и я думаю, что могу к своим семидесяти годам сделать еще что-то нужное. Я, конечно, идеалист, не могу купить иконостас или асфальтовую смесь, я не умею штукатурить и класть печи, но могу написать вот эту статью, которая, возможно, подтолкнет кого-то к действиям.
         Я хочу передать свои знания экологичной жизни, с чистыми мыслями, питанием, в чистой среде. Конечно, я романтик, но хочу, чтобы парк и пруд, где я гуляю, были чистыми от людского мусора, и мне было не стыдно привести туда свою старенькую маму и внуков.
         Хочу, чтобы хоть один храм, пусть это будет в Касибе, помнит, что я вложила в его восстановление силы и энергию. Чтобы в нем на входе было расписание служб и люди знали, что можно в этой церкви крестить и отпевать, причащаться и просто поставить свечи, и в эти дни с ними говорит внимательный священнослужитель. Тогда и село будет жить.
      Хочу прожить в ладу с собой и своими близкими. Мне обязательно надо побывать в районе Верхоянского хребта. Ведь почему-то меня звало это место в юности.
       А пока пойду-ка напишу письмо в свое семидесятилетие да закажу фотографии с самыми счастливыми моментами моей семьи.

Помощь храму в Касибе можно оказать на карту Сбербанка 4276490022069084 с пометкой «Касиб»
Контактные телефоны : 89197177746 иерей Дмитрий
Dim-perm@mail.ru
8(34253)94786 Михаил Васильевич Павлецов