Николай Моршен 1917-2001

Эдуард Кукуй
Особенный у Лиры  счёт:
Талант года переживёт!
И через все преграды злые-
имя негромкое- впервые...

...............................
Из интернета
Николай Моршен (1917-2001)

* * *

"Он прожил мало: только сорок лет.
В таких словах ни слова правды нет.
Он прожил две войны, переворот,
Три голода, четыре смены власти,
Шесть государств, две настоящих страсти.
Считать на годы — будет лет пятьсот.

***

ТЮЛЕНЬ

«Товарищи!»
Он опустил глаза,
Которых не удастся образумить.

«Кто за смертную казнь врагам народа,
прошу поднять руки!»

Все подняли. Он тоже поднял «за»,
Стараясь ни о чем не думать.

Но головокруженье превозмочь
И, отстранясь, скорей забыть про это.
Аплодисменты. Значит, можно прочь.
Из коридоров университета

На воздух. Сумерки. Земля
Апрелем пахнет. Дальше что? Постой-ка,
Теперь все просто: полтора рубля,
Стакан вина у неопрятной стойки

И папиросу в зубы. И — сады,
Туда, к реке, где ночь шуршит ветвями,
А звезды, отразившись от воды,
Проносятся, как эхо, над садами,

Где в темноте, друг другу далеки,
Блуждают одиночки по аллеям,
И, как кладбищенские огоньки,
Их папиросы плавают и тлеют.

И здесь бродить. Сперва — томясь, потом —
Уйдя в покой туманных размышлений
О постороннем: в частности, о том
По детским книжкам памятном тюлене,

Который проживает там, где лед
Намерз над ним сплошным пластом снаружи.
Тюлень сквозь лед отдушину пробьет
И дышит, черный нос с усами обнаружа.

* * *

Как круги на воде, расплывается страх,
Заползает и в щели и в норы,
Словно сырость в подвалах — таится в углах,
Словно ртуть — проникает сквозь поры.

Дверь на крюк! Но тебе не заклясть свой испуг
Конурою, как норы, понурой:
Он порочен, твой круг, твой магический круг,
Нереальной своей квадратурой.

За окном, где метель на хвосте, как змея,
Вьется кольцами в облаке пыли,
Возвращается ветер на круги своя
И с решетками автомобили.

Горизонт, опоясавший город вокруг,
Застывает стеною сплошною.
Где-то на море тонет спасательный круг,
Пропитавшийся горькой водою.

А вдали, где полгода (иль более) мрак,
Где слова, как медведи, косматы:
Воркута, Магадан, Колыма, Ухтпечлаг...
Как терновый венец или Каина знак —
Круг полярный, последний, девятый.

* * *

Он снова входит в парк. Давным-давно
Здесь был бассейн. Припомнилось опять,
Как у бассейна... Впрочем, все равно:
Он учится былое забывать.

И все ж туда из темноты аллей
Выходит он на ветер сентября.
Над водоемом светит Водолей,
А по бокам — два желтых фонаря,

Которые, расталкивая тьму,
Твердят о том, что высох водоем
И что не стоит больше одному
Скитаться там, где хожено вдвоем.

* * *

ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ

По-осеннему воздух чист.
Пала изморозь и не тает.

Обрывается желтый лист,
Обрывается и слетает.

И не может понять он вдруг,
Не в бреду ли ему приснилось:
Почему это все вокруг
Покачнулось и закружилось?

Кувыркаются облака,
Опрокинулось поднебесье,
И такая во всем тоска
Об утраченном равновесье.

* * *

ГРОЗА

Ты проснулся в полночь. За окном,
Полыхая, небо грохотало,
Как в тот день, когда стоял кругом
Скрежет, содрогание и гром
Разрывающегося металла.

Помнишь раньше грозы? Тютчев, Фет,
Мокрый сад и лужи на дорожке.
А теперь? И в восемьдесят лет
Первое, что вспомнишь ты, поэт,
Будут канонады и бомбежки.

* * *
Из интернета
............

Николай Моршен со своей характерно футуристской поэзией, мягко говоря, припозднился. В революционном 1917 году, когда Маяковский воспевал новую эру, а Северянин уже примерял эгофутуризм, он только родился.  Почетного места в учебниках литературы он  так и не занял хотя бы на том основании, что официально футуризм в России закончился, когда ему и 18 не было. Поэта без ниши, школы или течения втиснуть некуда, поэтому даже алчущие познания его знают далеко не всегда. А стоило бы.

Второй промах на пути к признанию своих заслуг в родном отечестве Моршен допустил, когда в 1943 г. переехал в Германию, а затем перебрался в Соединенные Штаты в 1950. То есть, к советской литературе или военной его тоже не отнести. Воинствующим эмигрантом с громким скандалом или славой за рубежом он опять же не был. В Википедии начертано, как проклятье: «Тридцать лет подряд преподавал русский язык».

Творчество Николая Моршена
Может быть, именно преподавание (популярной род деятельности среди постмодернистских авторов) помогло Моршену раскрывать потаенные связи между словами, которые легли в основу его неповторимого словотворчества. Поэт виртуозно раскрывает огромный творческий потенциал родного языка, выворачивая, скручивая и спаивая обычные фразы в невообразимых формах. В отношении его творчества часто употребляют фразу «паноптикум жанров». Это означает, что поэт экспериментировал с самыми диковинными размерами. Например, палиндром, верлибр, моностих и т.д. Свойственные футуристам графические шифры стихотворений Моршен совершенствует и добивается того, чтобы их поняли, но не утрачивает выигрышного эффекта ребуса. Рифмы неочевидны, их еще нужно разгадать: символы переводить в слова, иначе гармония разрушится и смысл ускользнет. Автор вплетает в свои творения даже геометрические знаки.
>>


 «Парадоксальность и ироничность высказываний автора обнаруживают дистанцию между ним и происходящим в мире, скрывая его собственную позицию; это будит мысль читателя. Рифмы Моршена иногда в высшей степени необычны, что придаёт его поэзии особенную остроту» А.И. Грищенко «Идиостиль Николая Моршена»