Сказка ложь...

Николай Леухин
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
.....................
Чтобы как-то привить внуку хоть малую тягу к чтению книг, я предложил ему читать книжки вместе или по очереди. В домашней библиотеке есть не плохая подборка приключений как раз для подростков. Но внука эта приключенческая литература почему-то не увлекает. Подрастающая молодь привыкла больше сидеть с телефоном и играть в тыкалки, или смотреть бесконечные безсмысленные мультфильмы с кривыми ужасными уродинами.  Предложил  начать  со сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Вроде бы понравилось. Но понравилось и мне. Повторное  прочтение сказки заставляет сопоставить сюжет сказки с нашим  временем. В продолжении сказки автор сам задаётся вопросом и сам же отвечает:

Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Смысл твово произведенья
Всем читателям вдомёк?
Ты не сетуй на глупцов,
Объясни в конце концов-
Эта сказка для детишек
Или всё же для отцов?

Чтоб смикитеть, что к чему,
Тут не надобно уму!
Тут история попроще,
Чем в «Каштанке» и «Муму».

А я решил напомнить всем читателям, заглядывающим на мою страничку, финальную часть сказки, очень напоминающей наше время и чуточку вперёд.

Осерчал Федот, созвал честной народ. Решили соседи пособить Феде. Фрол взял кол, Устин взял дрын, Игнат взял ухват, Егор взял топор. И все за Федотом – к царёвым воротам.
А генерал подскочил бочком, поводил зрачком, произвёл догляд и к царю на доклад!..

Там собрался у ворот
Энтот... как его ... народ!
В обчем, дело принимает
Социальный оборот!..

А всему виной Федот,
Энто он мутит народ –
Подбивает населенье
Учинить переворот!..

Ц а р ь

Ну а ты у нас на кой,
С вострой саблею такой?
Мы ж за то тебя и держим,
Чтоб берёг царёв покой!

Опосля дождя в четверг
Дам ишо медальку сверх,
только ты уж постарайся,
Чтоб народ меня не сверг!..

Г е н е р а л

Ишь, медаль!.. Большая честь!..
У меня наград не счесть:
Весь обвешанный, как ёлка,
На спине – и то их шесть!..

Охранять тебя без бед
Мне теперь резону нет!
Ты за собственную подлость
Сам должон держать ответ!..

Дурило из дурил, а вон как заговорил! Хоть и злится царь, а попробуй вдарь! Не такое ныне время, чтобы бить в темя. Вышел царь на крыльцо, сделал строгое лицо, а на площади народу – вся Расея налицо!

Ц а р ь

Энто как же, вашу мать,
Извиняюсь, понимать?
Мы ж не Хранция какая,
Чтобы смуту поднимать!

Кто хотит на Калыму –
Выходи по одному!
Там у вас в момент наступит
Просветление в мозгу!

Ф е д о т

Что касается ума –
Он светлёхонек весьма:
Слава Богу, отличаем
Незабудку от дерьма! ...

О тебе о подлеце,
Слава аж в Череповце!
Ты всему народу в душу
Наплевал в моём лице!..

Ц а р ь

Зря ты, Федя!.. Для меня
Мой народ - моя родня,
Я без мыслей об народе
Не могу прожить и дня!..

Утром мажу бутерброд –
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льётся в рот!

Ночью встану у окна
И стою всю ночь без сна –
Всё волнуюсь об Расее,
Как там, бедная, она?

Да, простой народ в стране жил всегда в нищете, а страна была всегда богата, просто ломилась от богатств. Порядка, говорят, только не было, поэтому пригласили управлять собой чужаков из-за границы. Были и свои Иваны, Пети, Феди и Федоты, да что-то и как-то  не так получалось,  какая-то часть народа была недовольно ими, потому и  свергали, убивали, травили. В переломные моменты истории каждый человек делает свой выбор. Поэтому самые страшные войны - это гражданские, когда народ  делится на своих и чужих, белых и красных, элитарных и «нищебродов».  Осознание неправоты приходит позже.

Г е н е р а л

Что вы братцы?.. Я ж за вас
Потерял в атаке глаз!..
Нешто я когда посмею
Супротив народных масс!..

Не сумел. Не устоял.
Не имел. Не состоял.
Не был. Не был. Не был. Не был.
Даже рядом не стоял.

Оправдаю. Отслужу.
Отстрадаю. Отсижу.
К угнетающей верхушке
Больше не принадлежу!..

Н я н ь к а  ц а р е в н е

Нам теперь - имей в виду! –
Надо быть с толпой в ладу,
Деспотизм сейчас не в моде,
Демократия в ходу.

Уезжала б ты отсель
В этот... как его ... в Брюссель,
раз такая происходит,
извиняюсь, карусель!

Ну а когда карусель заканчивается, назначается новый праздник:

Ф е д о т

А теперь, честной народ,
Вынь-ка рожи из бород!
Чай у нас не панихида,
А совсем наоборот!

Ставь на скатерть всё подряд –
Шоколад и мармелад,
И голландскую грудинку,
И чухонский сервелат!

Не забудь швейцарский сыр,
Тот, который весь из дыр!
Закати нам пир на славу,
каковых не видел мир!

Ну а коль попросит кто
Бражки граммов эдак  сто –
Ничаво, сегодня можно!..
Слава Богу, есть за что!..

И конечно же обещания народу о выполнении любой человеческой мечты:

Говори мечту,  ребята,
У кого какая есть!..

М у ж и к и

1. Мне - махорки!
2. Мне -  кисет!
3. Мне – скамейку для бесед!
4. Ну а мне – чтоб помер Колька,
Мой удачливый сосед!

Ф е д о т

Да, мечта у вас видать,
Воспитанию под стать!
Надо всё-ж-таки, ребята,
Посурьёзнее мечтать!..

М у ж и к и

1. Мне – кушак!
2. Мне – леденец!
3. Мне – на шапку бубенец!
4. Ну а мне – сосед мой Колька
Чтобы помер наконец!..

Ф е д о т

Видно ум ваш от тоски
Весь распался на куски!
И мечтать-то вы, ребята,
Разучились по-людски!..

М у ж и к и

1. Мне – пломбиру!
2. Мне – ситра!
3. Мне – рассолу для нутра!
4. Ну а мне – сосед мой Колька
Чтоб не дожил до утра!

Ф е д о т

Нешто нет у вас мечты,
Чтоб без злобы и тщеты
Обняла бы всю Расею
От Калуги до Читы?..

Завтра каждый индивид
Должен сесть за алфавит.
Кто не знает алфавита –
Пусть мечтать не норовит!

О чём мечтает сегодня народ? Но народ  не един, «Единая Россия! – это всего лишь название небольшой кучки прикормленых от заваленного снедью государственного (бюджетного) стола. Да, элита тоже часть народа, забывшая, что её функция служить народу - просвещать, лечить, сохранять культурное наследие. И о чём мечтает эта элита, отгородившись высокими заборами от остальной части народа, презрительно называя её "нищебродами", "шелупонью" и пр.? Чтобы эти заборы стояли вечно?  Но эти заборы вместе с их дворцами и виллами построил простой народ и охраняет их тоже простой люд. И какое-либо чудо-юдо из заморских стран, даже способное «горы каменные снесть» не сделает разъединённый народ счастливым. Каждый счастлив и не счастлив по-своему. Поэтому  мечты москвичей далеки от мечты  холмогорцев, рязанцев, читинцев и сахалинцев.

А Федот Леонида Филатова прав – начинать надо с алфавита, а ещё лучше с нашей русской «АзъБоги» и своей истории.