Премудрости географии

Александр Макаров 6
А всё же, что ни говори, занятный это народ – дачники. Все постоянно в работе, в каких-то хлопотах, да ещё порою такие интересные персонажи бывают – самому такое не выдумать.
Моя соседка на даче, Евдокия Васильевна, или как её все привыкли называть – тётя Дуся – крепенькая, шустрая, энергичная дамочка, давно на пенсии. На всё у неё свой особенный взгляд; хотя, впрочем, нередко это никак не согласуется с логикой. Что же, тем хуже для логики…
Когда наше садовое товарищество кто-то решил оградить от леса сеткой – рабицей, я удивился – зачем? И тут тётя Дуся важно, со знанием дела заявила: - Это защита от змей и от пожаров. А если надо в лес – вон есть калитка. Только её нужно закрывать на замок, от змей.
- Слушайте, да ведь сквозь эту сетку моя рука проходит, неужели здесь змея не проползёт? Да и под калиткой мелкие собачонки пролезают, а змея не сможет? Тогда зачем закрывать калитку на замок?
- Как зачем? Говорят же – от змей и от пожаров!
- А что, пламя сквозь сетку – рабицу не пройдёт?
- Ну значит, так надо. Не нам решать, начальству виднее…
Помолчала, подумала и с важным видом изрекла: - Пожаров быть не должно!
Да-а, очень глубокая мысль, просто афоризм!..
Однажды на собрании садоводов – огородников тётя Дуся очень удивила публику: - Вот у меня в этом сезоне морковка совсем не выросла; по весне я посадила, а сейчас смотреть тошно, нечего собирать. А могу ли я получить какую-то компенсацию за свою морковку?
Дружный хохот был ей в ответ: - Дуся, так ведь грядки-то водичку любят, а ты здесь не появлялась совсем, кто же тебе поливать должен?
А ещё тётя Дуся любит лес.
В наших местах в этом году грибное раздолье. Видно, где-то в небесной канцелярии решили побаловать нас грибочками, устроили подходящую погодку, и посыпались они, родимые; куда ни глянь, везде их полно, только собирай.
Как-то утром тётя Дуся окликнула меня: - Соседушка, а что, за грибами не собираетесь?
- Рад бы в рай, да грехи не пускают. Времени нет, хоть плачь, дела навалились.
- Дела-то вовек не переделаешь, а грибочков только сейчас набрать можно. А сама-то я одна боюсь в лес идти.
- А чего бояться, ведь не тайга у нас, медведей нет, никто не съест.
-Заблудиться боюсь. Раньше – то мы втроём ходили: со мной Оля, знаешь её, в зелёном домике живёт у самого леса, Ольга Гавриловна, да ещё Гришка, что у пруда живёт. Он лес хорошо знает, никогда не плутает, но сейчас уже не вылазит из дома, ногами занедужил. А мы без него боимся, сразу заплутаем.
-Зачем же плутать, тётя Дуся? Возьмите с собой компас, он ничего не весит, да и стоит копейки, а с ним не заблудишься.
- Да я с ним и не знаю чего делать, как им пользоваться?
- Штука это несложная, но надёжная, он всегда верный путь укажет.
- Ну и как же он мне путь покажет? Куда мне идти, как он это может знать?
- Да у него есть стрелка, которая всегда на север показывает.
- А мне на что север –то; я туда, может, и не хочу идти. Вот если бы он мне на мой дом показывал, тогда другое дело, а север мне не нужен вовсе.
- Так вот он Вас домой-то и выведет, ему можно доверять.
- А как он знает, где мой дом?
- Тётя Дуся, он Вам правильное направление покажет, а Вы уж сами поймёте, куда идти.
- Ну ладно, а вот если Валька рыжая из Ольховки, которая сюда саженцы привозила, вот если она, например, заплутает, и что, мой компас и ей дорогу покажет?
- Конечно, тётя Дуся, и ей покажет.
- Да как же он и ей, и мне показать может, коли мы совсем в разных деревнях живём: я в Масловке, а она в Ольховке?
Тут я решил показать ей компас в действии, принёс его и стал объяснять. Она вздохнула: - Да у нас, когда я училась в школе, была ведь география, но мы там всё больше про Африку да про всякие океаны, а вот компаса мы не изучали. Сложно всё это…
- Ничего сложного, сейчас покажу.
- У нас, знаешь, учительница была уже старенькая, она оценки как ставила: кто тихо сидит, не шалит, тем хорошие ставила. А я послушная была, вот и пятёрки по географии, а что мне с тех пятёрок, коли я сейчас в компасе ничего не понимаю, и в лес ходить страсть как боюсь.
- Чего же бояться, тётя Дуся? Ведь он Вам всегда направление покажет. Видите, стрелка глядит на север?
- Да она-то, может, и глядит на север, а я гляжу, где грибы, да и хожу поэтому не прямой дорогою, а всякими вилюшками, и одного-то направления нет, ну и как он поймёт, куда мне идти?
 -А он и не должен ничего понимать, он просто показывает север, а понимать-то должны Вы сами.
Она с сомнением повертела в руках компас: - Что-то не пойму я, как он мне дорогу будет показывать, здесь всего две детали, и всё; ну чем он может соображать? Я понимаю ещё в машине навигатор, он дорогу показывает, дак ведь он сложный, там всяких мудрёных деталей ужас сколько, а здесь? Игрушка какая-то…
Всё же с Гришкой-то спокойнее ходить, чем с этой штукой. Пойдём с нами, заместо Гришки, а?
Она просительно взглянула мне в глаза, вздохнула: - Ну и компас с собой возьми…