Как мы песок в армии возили!

Петр Евсегнеев
*Середина семидесятых. Город-герой Нижний Тагил. Золотой век Брежневского застоя.  На Урале сменился первый секретарь обкома КПСС. Вместо тихого и спокойного Якова Петровича РЯБОВА (он назначен заведующим оборонным отделом ЦК КПСС) назначен ЕЛЬЦИН Борис Николаевич, алкаш и самодур (но весь советский народ про это узнает лишь в лихих 90-х, когда он явит народу свой лик и нрав), человек решительный и знающий ответы абсолютно на все бытовые вопросы.

 Первым делом обьявил борьбу с пьянством -
 на весь 400-тысячный город металлургов и танкистов новый партийный Хозяин "опорного края державы" оставил всего два водочных магазина! И вот после работы работяги-металлисты стоят в длинных очередях и матерят "трехпалого урода" о заботе!
И тут же возникли огромные очереди за водкой -
после смены у огненной мартеновской печи на нижнетагильском металлургическом комбинате или у прокатных станов на танко-вагонном заводе душа просит успокоения -  "рабочий класс - он выпить не дурак!"

Потом буйная мысль Ельцина пошла еще дальше -
 он отказался от ввоза на Урал мяса и молока из других регионов (ввозили из 22 областей), заявив на пленуме ЦК КПСС (под громкие и продолжительные аплодисменты в Кремле), что свердловская промышленная область сама способна обеспечить себя этими продуктами, причем в нереально короткий срок.
И тут же возникли гигантские очереди за молоком -
его продавали сначала по талонам, а потом по спискам, особенно в военных городках.  Деньги упали в цене - все граждане просили у военных в обмен на товары и услуги армейские товары -
 тушенку и спирт!

  ... В нашем 966-м ракетном полку тоже почти полностью сменилось руководство. Новым командиром полка приказом министра обороны СССР назначен подполковник САВЕНОК, 42 лет от роду, выпускник академии, бывший капитан-лейтенант Каспийской военной флотилии. После свержения волюнтариста Хрущева, который фактически разгромил офицерские кадры армии, генсеку генералу Леониду Ильичу Брежневу пришлом спешно восполнять урон - в первую очередь в ракетных войсках, как самом главном и технически сложном виде вооруженных сил.
Новый командир, как и новый партийный правитель края, взялся за дело круто. Он решил благоустроить территорию 21-й боевой стартовой позиции. Разумеется, своими силами и средствами. Рабочей силы (солдат и офицеров) вполне достаточно, материалы есть (краска, цемент, кирпич), пилорама майора Бочек (фамилия такая), командира роты охраны и боевого обеспечения, работает круглые сутки.
Дело за малым - нужен песок!
А песка в округе хватает! Каждый день гудят экскаваторы и бегают самосвалы. Первые добывают песок и щебень в карьерах, а вторые везут его на различные военные и гражданские стройки.

Недалеко от нашей дивизии в окрестностях Верхней Салды президент РФ В.В.Путин недавно с большой помпой открыл ТИТАНОВУЮ ДОЛИНУ - в пику знаменитой американской СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЕ! Американцы выдают процессоры, а мы весь мир завалим титаном!
...Ельцин был строитель, Путин строитель - что ж их так тянет строить?!
Правда, прежде чем построить что-то новое, они до основанья разваливают старое, вполне сносное. Старое разваливают быстро - за пару дней (хоть страну СССР, хоть тракторный или авиационный завод), а вот НОВОЕ строят ну очень долго!
Савенок тоже из этой неугомонной партии строителей!
Не мудрствуя лукаво он решил построить курилку!
Сам заядлый курильщик, он даже на ходу курил,
хотя УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР
 рекомендует военнослужащим воздерживаться на ходу от курения.

Савенок никогда не заморачивался! Он действовал решительно и смело - хватал первого попавшегося офицера или прапорщика и озадачивал его!
 Первым попался на глаза его заместитель по материально-техническому обеспечению майор Хайрулин. Он был в непрерывном движении - не мог стоять на месте. Мотался на "УРАЛЕ" по всему району - что-то выменивал на бензин и спирт (краску, уголок, проволоку, цемент).
В полку было ДВА майора - один Хайруллин был начальником химической службы полка, а второй Хайрулин (с одной Л в фамилии) был снабженцем.
- Хайрулин! - Тот от неожиданности аж вздрогнул. - Вот ты-то мне и нужен! Бери самосвал и езжай в Басьяновский кордон, там в карьере возьми три куба песка!
- Так я это, - пытался возражать майор, - того-сего, сами знаете, должен...
- Знаю! Должен! - Савенок зло улыбнулся. - А кто в военкомат собрался переводиться? Вот построишь курилку - тогда и переведешься!
- А раньше никак нельзя?
- Можно! Но только после постройки курилки! Вон  начальник физической подготовки лейтенант Колупаев такой прекрасный спортивный городок по своему собственному плану построил. Генерал каждую неделю всех остальных начальников служб возит к нам. А ты - целый майор! Так, суду все ясно. Чи мясо, чи сало! Вперед и с песней!

Майор Хайруллин вернулся через час. Вернулся без песка.
- Даже разговаривать не захотели! - Вот и все, что он мог сказать.
Второй жертвой стал майор Асеев. Он отправился в карьер за песком.
Вернулся еще быстрее и тоже без песка.
А матерился еще сильнее, чем сам Савенок.
Тогда был послан начальник продовольственной службы старший лейтенант Тарасов.
Однако и он вернулся ни с чем, а на вопросы Савенка и замполита отвечал, весь дрожа:
- Чуть не прибили! Там какие-то дикие кавказцы! Черные все и злые!
Савенок, не стесняясь в выражениях, покрыл начпрода:
- Люды добри! ВЫ только посмотрите на этого урода! Сначала он чуть всю роту в бане не отравил дымом угарным, потом чуть весь полк жратвой не отравил. А сейчас даже машину песка не смог достать! И с этими людьми мы собрались коммунизм строить?!

Кто-то располосовал Тарасову все лицо - шрам шел ото лба по носу и до подбородка.
Говорили, что вроде солдаты-кавказцы отомстили ему за экономию на масле.
Был в полку еще такой же инвалид - замполит Аркаша Кожевников.
Ему кавказцы сапогом изуродовали нос - он пытался поднять с кроватей "дедушек красной армии" утром, когда вся рота ушла на зарядку.
Аркаша после окончания срока срочной военной службы не уволился, а остался в армии - он закончил пятимесячные офицерские курсы и за 20 лет дослужился до майора, что очень удивительно, учитывая новые веяния - без партбилета и диплома о высшем образовании "капитан никогда не станет майором".
 Аркаша тоже вернулся ни с чем!

Савенок пришел в ярость!
"Да куда я попал? Сборище идиотов и дураков! Машину песка добыть не могут!"
Кто-то из штабных подсунул кандидатуру старлея СЕНЧЕНКО.
Игорь фролыч Сенченко в военное училище попал после окончания политехнического института в Новочеркасске. Просто его ужаснула перспектива служить в армии два года рядовым! И вот после пяти лет учебы в институте - снова пять лет учебы в высшем военном командно-инженерном училище! И в 28 лет - готов лейтенант!
Другие в это время уже были капитанами и даже майорами.
Старший лейтенант Сенченко служил начальником боевого ракетного расчета в группе заправки.  Расчет его был отличным - одним из немногих в полку. Сам он был ЧЛЕНОМ ПАРТИИ хрен знает с какого года.
Но капитанскую должность ему не давали - возраст солидный и слишком честный и умный. На партсобраниях старший лейтенант Сенченко задавал вопросы по существу - и они ставили в тупик даже генерала!

Я познакомился с Сенченко в первый же месяц своего пребывания в полку.
- Чего ты паришься в казарме? Пользуются тем, что молодой и холостой?
Им работники всегда нужны. Лишь бы самим не работать.
  Увы, он был прав! Ни минуты покоя!
 Меня могли "захомутать" в любой момент, даже ночью - на подмену дежурного по кухне, на разгрузку машины с продуктами, на снос временного сооружения в технической зоне, потому как ночью СОЛДАТУ НАДО СПАТЬ, а лейтенанта не жалко - он избрал свою судьбу сам. К тому же в уставе сказано - "должен стойко и мужественно переносить тяготы и лишения воинской службы".
Чуть что случится - кто виноват?
Виноват руководитель работ!
А кто руководитель работ? Молодой лейтенант!
А его разжаловать нельзя. Только министр обороны может.
Выговор ему обьявить нельзя. Арестовать его тоже нельзя.
По приказу министра  обороны лейтенанта первый год  трогать нельзя, чтоб не отбить ут него желания служить дальше!
Вот и "запрягают" лейтенанта ВСЕ, кому ни лень.
 Просто поймают - вперед, родина в лице начальства требует жертв: ты молод, холост, здоров, не то что мы, предпенсионеры (от 35 лет до 40 - все стараются УВЕРНУТЬСЯ, чтоб сохранить здоровье перед пенсией).

Игорь Фролыч добился своего - через ТРИ месяца он-таки переселил меня к себе в квартиру в городке. Правда, произошло это с большим скандалом, дело дошло даже до разбора на партсобрании полка, где член КПСС старлей Сенченко высказал все, что он думает об армии и кадровой политике в дивизии.
Терять ему было нечего -
при проведении годового регламента на ракете заработал радикулит. Вместе с солдатами вручную в шахте он поднимал 400-килограммовые вентили и клапана от ракетного топлива (гептила) и окислителя (азотной кислоты).
У солдат были грыжи и опущение почки - и перевод в тыловые службы.

 У Игоря Фроловича - радикулит, но без перевода!
И потому заходя в офицерскую столовую, он говорил:
- Здравствуйте, мы пришли - я и радик.
Жена не пожелала с Дона ехать на Урал, так что он жил один в двухкомнатной кварт ире. Зная дурной нрав Савенка, опасался, что ему подселят какого0нибудь алкаша. И потому приглашал меня как человека непьющего и некурящего. Он тоже не пил и не курил, разве что шампанское. Любимой его мечтой была - уволиться из армии и торговать пивом и шашлыками на левом берегу Дона. Это доводило Савенка до белого каления! ОН тоже мечтал поехать в Ростов, он тоже любил шашлыки и вяленую рыбу!
 И потому кричал: Я конкурентов не потерплю!

Квартплату за двушку мы честно разделили на двоих -
 платили 11 рублей в месяц. К тому же мне часто присылали из деревни продукты. Игорь Фролыч, как и все донские казаки, любил хорошо отужинать!
Больше всех возмущались замполит и начальник тыла -
 теперь меня, молодого и холостого, нельзя "запрячь" на различные хозяйственные работы -  солдаты без командира работать не горели желанием.
А со мной работали очень даже охотно - после завершения работ я вел их в лес рвать землянику, чернику, малину! НО про это никто не знал, даже замполит.

Вместе отправляемся в Басьяновский кордон за песком.
Туда от боевой 21-й стартовой ракетной позиции всего 15 километров.
Много позже я вымерял путь - каждое лето в редкие выходные ходил туда со своими товарищами ловить красноперок и карасей.
Приезжаем в карьер - загорелый, черный как негр, машинист ловко орудует ковшом.
Снимает верхний слой, а под ним - многометровая толща белого песка.
- Служивый! - Окликает Игорь Фролыч машиниста. - Выгляни в окошко!
- Че надо, начальник? - Грубо отзывается тот.
- Выпить хошь?
- А у вас есть?! - ОН аж встрепенулся. И голый по пояс высовывается из кабины.
- А то нет! - Игорь Фролыч потрясает фляжкой с чистым спиртом.

Ему как начальнику расчета горючего положено на проведение регламента (промывка трубопроводов и клапанов) 300 литров спирта. Однако он получает две трети спирта. После прибытия Савенка все начальники расчетов стали получать еще меньше.
 Половину положенного, хотя в ведомостях расписывались за все!
"Куда идет остальное? В фонд мира!" - Отвечал начальник тыла майор Синицын, которому из-за операции  на почке врачи запретили пить!
Норма потребления спирта давно и довольно точно определена в Москве в главном управлении эксплуатации, так что при регламенте приходится экономить.
Но все равно пару-тройку литров любой начальник расчета сберегает.
На самый крайний случай!
Погрузка песка и была тем самым крайним случаем.

- Стакан! Нет, полстакана! - Говорит солдатик. - А то выпаду из кабины!
Тут же из кабины показывается голова второго машиниста.
Он спал, но услышав наши голоса, мгновенно проснулся.
- Слышь, нерусский! - Кричит ему солдатик. - Выпить хошь? Хотя тебе коран не велит. Но красная армия испортила кавказ!
Наливаем и второму полстакана спирта. Даем закусить куском хлеба.
- Ой, хорошо-то как, Маша! - Говорит машинист.
Я предлагаю ему банку сгущенки.
Рожа его расплывается от улыбки.
- Ну, лейтенант, Ты услужил! Королевский подарок!
Он подбрасывает банку, ловит и прячет под сиденье.
- Да я последний раз ел сгущу на гражданке в Новочеркасске!
- Так ты из Новочеркасска?! - Изумляется Сенченко.
- Так точно, товарищ старший лейтенант! С милицией повздорил. Девки сирень рвали, а менты пристали к ним, начали за руки хватать. А я в рыло хамам дал. Выгнали сначала из комсомола, а потом из института - с третьего курса. И вот я здесь!
- А я закончил политех! - Говорит Сенченко.
- Земляки!! Вот бог радостью наградил! - Орет машинист. - Да что ж вы раньше не сказали?! Да я вам весь карьер отдам!

Мы уезжаем. В полку нас ждет Савенок и его свита. Странно - обеденное время, а он еще трезвый. Подходит к машине, заглядывает недоверчиво в кузов.
- Ну цэ ж надо! - Кричит он, и все его окружение по очереди лезет смотреть.
- Ну, ты вот что! - Говорит Савенок. - Пообедай. Часок отдохни, а потом еще пару рейсов сделай! Вот видишь, какой я добрый - о твоем здоровье пекусь. Так что ты тоже обо мне подумай.
- Так договоренность была об одной машине! - Пытается возражать Сенченко.
- Ну где одна, там и две! Ты справился. Значит, и вторую привезешь!
   Сенченко идет в каптерку, там берет десятилитровую канистру, наливает в нее пару литров спирта - из своих "закромов родины".
 И вместе с нею отбываем в карьер.
Там нас встречает молодцеватый сержант.
- Это мой начальник! - Машинист кивает на сержанта. - Самый главный в армии. Даже выше генерала! Так что придется и ему налить.

Я вытаскиваю десятилитровую канистру. У сержанта - глаза на лоб!
- Ни фига себе! - Только и смог произвести он.
- Успокойся! - Говорит Игорь Фролыч. - Тут всего два литра! Литр вам - литр нам. По-братски, как говорится, разделим!
- Спасибо вам огромное! Мы полтора года ни водки, ни спирта не видели. Магазины только в Тагиле, а туда сорок километров - за ночь не доскакать. А целого литра нам хватит надолго! Да мы вам за такое дело хоть весь карьер загрузим!
- Весь не надо, а еще пару машин придется.

На подведении итогов в пятницу Савенок разнес в пух и прах всех офицеров, которых посылал на добычу песка. И очень хвалил старшего лейтенанта Сенченко.
 НО Игорь Фролыч удачно отвел от себя удар (и негодование офицеров):
- А я тут причем? Вон Петьку хвалите.
- А его за что?! - У начальника тыла аж челюсть отвисла.
- Да тракторист у него знакомый оказался! Из его деревни. И за бутылку водки насыпал ему песка. А за две обещал весь карьер отдать! НО второй бутылки у него при себе не оказалось.
- Майор Синицын! - Приказал Савенок. - Выдать лейтенанту литр водки из моих запасов. Пусть при себе держит всегда. Эт надо ж - за бутылку полкарьера привез!

Ясное дело, мне никто ничего не сказал. Только офицеры на меня косились, а капитан Германович и старлей Эдик Шевцов все время на меня смотрели и говорили меж собой:"Эт надо ж! Такой молодой, а какой сообразительный!"
А мне предлагали:"Угостил бы и нас, лейтенант!"
Я УГОСТИЛ - НО ПОД НОВЫЙ ГОД.
Но это совсем другая история!
ГЛАВА ИЗ РОМАНА - "ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ОДНОЙ ШИНЕЛИ".