Что такое милосердие

Рада Рожкова
    Наконец закончился последний урок. Дети покидали вещи в портфели или в сумки и рванули к двери, где образовалась небольшая пробка оттого, что каждый первым хотел покинуть класс.
- Вернитесь на свои места! - окликнула классная руководительница ребят.
    Кто-то поднажал и ухитрился протолкаться через одноклассников к выходу, вывалившись через спасительный порог. Эти счастливчики дали стрекача, провожаемые завистливыми взглядами менее удачливыми одноклассницами и руганью мальчишек.
- Если вы меня не послушаетесь, мы с вами проведем еще один урок, - пригрозила Мария Геннадиевна и, о чудо, ее «питомцы» неохотно воротились за свои парты.
    Если бы она знала, какими «добрыми и ласковыми» словами про себя упоминали ее подростки… но счастлив тот, кто остается в не ведение.   
- Мария Геннадиевна, уроки закончились, нам со Стасом на тренировку нужно, - заметил Юра, надеясь на доброту и понимание классной, но…
- Подождет ваша тренировка. К тому же, я  говорила, что надо сочетать два дела так, чтобы они друг другу не мешали.
    Мальчик улегся на парту и заводил пальцем по столешнице.
-  Если вы будете хорошо себя вести, я отпущу вас раньше. 
   Все ждали, что же им объявит преподавательница, выбора то у них не было.
- Я хочу поговорить с вами о милосердии.
    Ребятки поскучнели, и ради этого их оставили, НЕСПРАВЕДЛИВО!
- У-у-у-у! - протянул Павел Меркулов, выражая общее состояние класса.
- А надо ли нам о нем говорить, когда мы и так знаем что это? – выдал со своего места Никита.
- Если знаете, то почему не ведете себя соответственно знаниям? -  заметила учительница.
    Никита промолчал.
- Это второй вопрос, о котором мы поговорим с вами потом, а сейчас вернемся к милосердию. Как вы его понимаете?
    Класс молчал. Кто-то давно демонстративно разлегся на предпоследних и последних партах. Детишкам не было никакого дела до какого-то там милосердия, все хотели вырваться из школьных стен и заняться своими делами.
- Яна, как ты его понимаешь? - Обратилась женщина к девочке, чистившей ногти полировочной пилкой.
    Девочка приостановила занятие и задумалась ненадолго.
- Милосердие – сказать девчонке, что зеленый лак остался в прошлом, все давно красят ногти в разноцветные цвета, -  сказав это, она вернулась к работе над ногтями.
    Соседка Яны хохотнула. Женя Петров загоготал. Денис фыркнул и произнес:
- Наша курица молодец, хороший пример привела.
    Яна вспыхнула негодованием и, схватив косметичку, ударила впереди сидящего хама по голове.
- Но-но, курица, не нарывайся, а то, перья по общипываю, - предупредил Денис, злясь на девчонку.
- Теперь ты нажила врага в лице Дэна, - честно предупредил Юра, зная злопамятность парня.
- Перестали выяснять взаимоотношения и вернулись к вопросу, - вмешалась «руссичка».
     Девочки и мальчики, если и смеялись, то старались прикрыть рот рукой или скрывались под партой и там давали волю.
- Катя, что ты думаешь о милосердии?
    Девочка пожала плечами, и произнесла:
- Не знаю.
- Мария Геннадиевна, кого вы спрашиваете, она же недавно Жене чуть глаза не выцарапала, до сих пор следы от ее когтей заживают, - заметил Валера.
- Кристина Вязова, - обратилась учительница к Катиной соседке. 
- Милосердие – поделиться с просящим едой.
- Хитрая какая! – выдал Филипп. - Я сколько раз просил, а она не дает, где тут милосердие? Я вас спрашиваю?
- Иди ты! - в свою очередь взвилась Кристина. - Я тебе свою порцию супа с хлебом дала? Дала! А когда я купила себе питьевой йогурт и пряник, ты начал выклянчивать их. Это как называется?
- Подумаешь, жалко ей. Может мне нужно хорошенько поесть для поднятия сил.
- Молодец, жирдяй, - поддержал Денис - Пусть подумают, как сделать так, чтобы детей хорошо и сытно кормили. Если им нравится есть дубье, называемое фруктами и жижу из пюре и рыбы – пусть едят.
- Алиса, а ты что скажешь?
- Милосердие проявляется к бездомным и раненным животным. Они такие хорошенькие, разве им можно не помочь?
- Ой! Любительница животных! – фыркнул Петров – сосед по парте.
- Дарья? – вопросительно взглянула педагог на девочку.
- Нужно помочь малышу отыскать пропажу.
- Женя Казаков, - взгляд перешел на пригорюнившегося парня.
    Мальчик передернул плечами и ничего не сказал. Ему не было ни какого дела до окружающих, зачем ему напрягаться и о чем-то там думать?
- Маша.
- Милосердие, ни есть красивая формулировка чего-то. Я воспринимаю милосердие как хорошее действие по отношению к чему-то или кому-то.
Например, вместо того, чтобы калечить живое существо, наслаждаясь сим процессом, лучше убить его сразу, ему только будет легче от этого.
- Вот дает! - Выдал Филипп.
    Валера засвистел, Илья вылупил глаза, Стас – его сосед, произнес:
-  Кто ж мог предположить такие наклонности в нашей тихоне!
    Денис захлопал в ладоши.
- Браво! Браво! – с сарказмом произнес он.
- Наша ненормальная как всегда в своем духе, - выдала Лера.
- Ребята, тише! – призвала к порядку педагог.
    Дети немного успокоились.
- Алена, - обратилась она к другой девочке.
- Милосердие - стремление к совершенству самого себя.
- Лиза.
- Милосердие, по моему, по-хорошему отнестись к человеку, который  тебе не нравится.
- Юра.
- Милосердие - когда ты видишь, что пацану, который тебе не нравится,  срочно нужно позвонить домой, а тут зараза… телефон дохлый или не фурычит. Тебе становится жаль его, и ты отдаешь свой мобильный.
- Денис, а что ты скажешь?
- Милосердие – глупое и не нужное чувство, проще жить без него, - спокойно ответил Денис, легко пожав плечами.   
- Мне жаль, что ты так думаешь, - произнесла Мария Геннадьевна. Ученик фыркнул:
- Жалейте других, я не нуждаюсь в жалости.
- Мария Геннадьевна, я хочу сказать, как я понимаю милосердие,- произнесла Аня, обводя взглядом класс.
- Пожалуйста, мы тебя слушаем.
- Милосердие это всех простить, даже если тебя оклеветали и в спину бросили камень, подставили, унизили, предали. Милосердие это помощь, если видишь, что человек устал и трудно ему. Милосердие это жалость, состраданье, уменье ценить другого, любовь и прощение. Это то, что важно иметь нам людям, не на словах, а на деле.
    Некоторые ребята даже зааплодировали. 
- Вот как,- протянул Денис и, покачнулся на стуле, на котором удобно развалился.
    Олег поднял руку для вопроса.
- Пожалуйста, говори.
    Мальчик встал, опустил глаза в телефон и прочитал:
- «Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в нем человек призван осуществить нравственный идеал. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству».
- Олежик, мы не тупые и прекрасно умеем читать сами. Или ты считаешь, себя умным, раз прочел ответ из интернета? – поинтересовался Денис.
- Вопрос как был поставлен? - и, не дожидаясь ответа одноклассника, Денис сам и ответил: - «Как вы его понимаете?»
- А это не твое, ты тупо и в наглую прочитал чужое, не соизволив напрячь свои извилины.
    На этот раз Мария Геннадиевна была согласна с Денисом. Важно чтобы дети сами думали, а не пользовались всем готовым, выходя в жизнь подобно чистым листам и свистящим сквозняком в  голове. Олег пристыжено сел на место и уткнулся лицом в руки. Соседка по парте коснулась его.
- Не расстраивайся так, подумаешь, ошибся, с кем не бывает.
- Ты еще разревись,- посоветовал Денис и, пнул от дела нечего ножку парты.
     Ольга подняла руку.
- Да?
- Мария Геннадьевна, вы поступите милосердно, если отпустите нас, мы есть хотим, кому домой, кому на тренировку, а кому-то дополнительно заниматься нужно.
- Мария Геннадьевна, отпустите нас! – сразу заныл весь класс.
- Хорошо, но мне бы хотелось…
    Но ее уже никто не слушал. Дети, вскочив с мест, лавиной хлынули к двери – образовалась куча-мала. И вся масса вывалилась в открытую дверь.  Ор взлетел к потолку, стекла задрожали в ответ, и  ребята помчались в раздевалку. Когда они бежали по первому этажу, из кабинета вышла пожилая учительница и, посмотрев на одновозрастное стадо, произнесла: «Безобразие, какое отвратительное поведение. Найти бы их классного руководителя и высказать ему о подобающем воспитании детей», - и вернулась в свой кабинет.
    А девочки, как и мальчики, забыли обо всем. Есть темы куда важнее.
- Девчат, а давайте развлечемся?
- А я предлагаю завтра в школу не пойти.
- Ой, а мне нужно прикупить несколько шмоток.
    Мария Геннадьевна посмотрела на пустой класс. На сбитые парты и стулья, и ни к кому не обращаясь, произнесла:
- Может, мне не надо было идти в школу работать? Предложила бы свои услуги как частное лицо.
    Ответом была тишина.