Ремонтники с большой дороги

Кирилл Владимирович Ратников
    Прошу: поймите меня правильно. Я совсем не хочу портить кому-либо предпраздничное настроение накануне юбилея города. Но почему же так получается, что подход к этому предстоящему радостному дню не только для меня одного, но и для большого количества горожан – в частности, жителей улицы Блюхера в районе бывшего Фермерского рынка, оказывается в буквальном смысле тернистым путем? Увы, вопреки пословице, на нашей улице нет сейчас никакого праздника, и, честно говоря, вообще непонятно, когда же будет восстановлено нормальное, беспрепятственное пешеходное движение по раздолбанным (это абсолютно точное определение) обочинам, принесенным в жертву расширению старого дорожного полотна и затяжной прокладке новой автотрассы, продолжающей улицу Курчатова.

    К большому сожалению, то, о чем я сейчас пишу, представляет собой отнюдь не частный случай, а является наглядным примером весьма сомнительной системы дорожного строительства и ремонта, ударными темпами осуществляемой в этом году.

    Никто не спорит с тем, что в условиях современного мегаполиса строительство автомобильных дорог неизбежно. Но вот только отчего же при этом зачастую как-то упускается из виду, что население города – это не только автомобилисты-водители, а еще и пешеходы, причем их – абсолютное большинство. Однако получается так, что интересы этого большинства не учитываются и даже попросту игнорируются вследствие агрессивного наступления проезжей части на пешеходную зону. Чем провинились пешеходы?

    Со времен советских автошкол в сознание граждан прочно внедрялся тезис: «Транспорту – дорога, пешеходу – тротуар». Теперь, похоже, советские времена действительно завершились, поскольку тротуары у пешеходов активно отбираются в пользу владельцев автотранспорта – личного и казенного, отечественного и импортного. Газоны превращаются в парковки, дворы – в стоянки. Автомобиль уже не просто средство передвижения, а почти что хозяин положения в городе, полностью подчинивший своим потребностям человека. Бессмысленно противиться прогрессу, но следует все-таки стараться, чтобы он принимал цивилизованные формы, а не превращался в тот дорожно-ремонтный беспредел, от которого плохо приходится всем, но пешеходам больше всех.

    Неужели нельзя ремонтировать дороги, не разрушая при этом город? А ведь чем еще, как не разрушением городской среды, назвать это поистине варварское расширение автотрасс, когда бульдозерными ковшами вырываются с корнем старинные деревья – одно из лучших украшений города, его зеленые легкие, природная радость для глаз, тенистый приют в знойный день, укрытие от внезапного дождя, ажурный каркас для тончайшего кружева зимнего инея... Но, впрочем, лирику в сторону. Тут уж совершенно не до нее, когда под тяжелыми гусеницами дорожно-строительных агрегатов уничтожаются просторные газоны, крушатся металлические ограждения, как-никак защищавшие пешеходов от наездов безбашенных водил, превращаются в глубокие зияющие котлованы прежние аккуратные тротуары, а пешеходы вынуждены тесниться подальше от грохочущей техники под самые стены жилых домов, в одночасье лишившихся своих зеленых насаждений.
   
    Это всё не вымысел. Пройдитесь-ка не как в песне вдоль по Питерской, а реально вдоль по Блюхера, Свободы, Героев Танкограда, – да и мало ли где еще: практически во всех районах Челябинска надсадно орудуют отбойными молотками, кромсая асфальт, нудно долбят кувалдами, укладывая бордюры, и щедро льют полными бадьями смесь цемента с щебнем, грубо заляпывая остатки чудом уцелевшей живой земли, бригады почерневших от солнца и пыли работяг-дорожников. О качестве их труда на строительстве автотрассы пусть судят специалисты, а вот о той стороне бордюра, которая обращена к обочине (ибо тротуара как такового больше не существует в этом хаосе беспорядочно наваленных строительных материалов), вам точнее всего расскажут местные жители, кое-как с немалым трудом пробирающиеся через эти колдобины к себе домой.      
               
    «Потерпите, это всё временно», – резонно скажут прорабы и их мудрые работодатели. Конечно, важным чиновникам едва ли придется шлепать в дорогущих штиблетах по лужам разлитого битума или пылить импортные костюмы в поднятых дорожно-строительной техникой сплошных тучах щебня и песка. Их служебные авто ездят по другим трассам. Ну да, всему свое место и время. Только вот почему же эти тяжелые времена и местные неудобства должны в полной мере испытывать на себе здешние жители, а не пребывающее в своем прекрасном далеке начальство?       
               
    Нет, вы только вдумайтесь: какая замечательная идея – рьяно перестраивать родной город силами явно иногородних рабочих. Я не имею морального права упрекать людей в оранжевых жилетах, измаранных гудроном и мазутом. Их труд действительно тяжелый, далеко не всякий за него возьмется. Но вот что во всем этом настораживает: ведь любое строительство, в том числе автодорог, имеет долгосрочные последствия. Как же при этом не учитывать особенности именно нашей городской, исторически сложившейся культуры? Осознают ли, чувствуют ли ее чужеземные трудяги-гастарбайтеры? Может быть, для тех мест, откуда они приехали, пустынные, засушливо-пыльные ландшафты кишлаков – природная данность, привычное явление. Но за что же превращать наши улицы, точнее – обочины автомагистралей, нередко подступающие под самые окна жилых многоэтажек, в бетонные или песчаные пустыни, местами выстеленные кое-как тротуарной плиткой?

    Ничего не скажешь: дороги и впрямь получаются гладкими и прямыми, как кишка. Глазу остановиться не на чем. Вдоль трассы – ни единого деревца, ни кустика, ни хоть бы маленькой полоски зеленеющей газонной травы. Ровное, серое, безжизненное пространство, напоминающее взлетную полосу, с которой прочь от этих опустошенных и бесплодных мест уносятся вдаль самолеты. Хороша перспектива, не так ли? Спрашивается, много ли радости ремонтировать дороги, ведущие в никуда?    
               
    Но все равно, методично, квартал за кварталом и районом за районом, из урбанистического мира бетона и железа силами пришлых наемников-работяг окончательно вытесняется живая природа. Особенно жалко деревья – их-то ведь помнило столько поколений горожан, и вот теперь они помешали неуемному автомобильному потоку и были приговорены к смерти. И ведь ни у отдававших распоряжения, ни у исполнителей рука не дрогнула. Дескать, что нам за дело до природы, человек сам – венец творения. А ведь эти (уничтоженные ныне) древние тополя были явно старше тех, кто их срубил, – и наверняка благополучно пережили бы их! Наши идеологи и практики древесной вырубки ретиво обещают взамен каждого загубленного «вредного» тополя дать городу по два «полезных» дерева – и почему-то особо напирают на липы. Это уже дало повод шутникам пустить справедливую колкость: ага, все эти обещания липа и есть. Эх, лучше бы уж сами дали дуба!

    Да, дороги делаются всё просторнее, а жителям становится в собственном городе всё теснее. Складывается впечатление, что руководство Челябинска вознамерилось создать себе грандиозный асфальтно-бетонный пьедестал, покрывающий чуть ли не весь город, да только вот разве же на такой почве взойдут живые и свежие ростки? Отрадно, конечно, что запланировано разведение цветочных клумб на центральных площадях, однако добираться до этих оазисов природы горожанам всё чаще приходится по узеньким и тесным тропинкам, оставшимся от прежних тротуаров, не встречая на своем пути ни одного дерева.   
   
    Может быть, я сгущаю краски. Городская духота, запоздалая сентябрьская жара и въедливая пыль заставляют особенно обостренно ощущать нехватку освежающей зелени. Кроме того, я действительно только что прошел развороченной обочиной улицы Блюхера – там, где еще совсем недавно был привольный и густой газон, переступая через безжалостно изрубленные стволы деревьев, вместо свежего аромата древесной листвы вынужденно вдыхая удушливые испарения плотным слоем накатанного на щебенку еще не остывшего рыхлого асфальта.

    Ладно, пусть я субъективен. Но сколько усталости, раздражения и досады было на лицах людей, шедших навстречу мне и следом за мной той же злополучной обочиной! Тут уж поневоле приходило на мысль печальное замечание Гоголя о двух извечных бедах России – дорогах и дураках. Полтора века прошло с тех пор. Мир неузнаваемо изменился. Но отчего же у нас по-прежнему упрямо строятся, как будто назло людям и здравому смыслу, такие дурацкие дороги?

    В заключение – мои конкретные предложения.

    1)  Немедленно остановить практику такого нерационального дорожного строительства, решение о котором принимается городскими властями в одностороннем порядке, без учета мнения горожан – жителей тех микрорайонов, на территории которых осуществляется расширение дорог, приводящее к нарушению, а точнее – к разрушению обочин, газонов, тротуаров и остановочных площадок городского общественного транспорта.

    2)  Такие социально значимые вопросы, пагубные последствия произвольного и бесконтрольного решения которых непосредственно затрагивают интересы жителей этих микрорайонов,  нарушают привычные условия их жизни, зачастую ухудшают экологическую обстановку вокруг варварскими методами расширяемых автотрасс, предварительно выносить на обсуждение жителями микрорайонов посредством предварительного анализа общественного мнения. Власть не должна решать за нас, в каких окружающих условиях нам жить. Иначе у нас будет не городское самоуправление, а одно лишь самоуправство городских чиновников.   
   
    Поясню свою мысль. Каждый гражданин, проживающий и имеющий прописку в данном микрорайоне и, следовательно, регулярно платящий налог на недвижимость, имеет право принять личное участие в обсуждении мер защиты своего недвижимого имущества, своей законной собственности от неблагоприятных действий в непосредственной близости от своего жилья.

    Расширение проезжей части за счет ликвидации газонов и сужения тротуаров приближает грохот автострады вплотную к окнам квартир, и неужели это можно считать безразличным фактором, никак не влияющим на здоровье и психологическое состояние жителей? Вырубка деревьев, хоть как-то очищавших воздух от токсичных выхлопов автотранспорта, причиняет прямой и ощутимый вред здоровью жителей прилегающих к автотрассе домов. Уничтожение газонов, перекапывание тротуаров, оставленные повсюду горы строительного мусора препятствуют свободному пешеходному движению, ущемляя права пешеходов в пользу автомобилистов. А с какой стати? Ведь пешеходы составляют безусловное большинство городского населения в любом микрорайоне. Мы – прежде всего жители спокойных и уютных (увы, уже в прошлом) кварталов и вовсе не рады быть невольными зрителями автомобильных гонок в духе «Формулы-1» по  отнюдь не скоростным, а всего лишь наскоро отремонтированным трассам. Да и, кроме того, в отличие от транзитно проезжающих мимо автомобилистов, горожане здесь постоянно проживают, добираются домой с работы, везут в колясках детей, выгуливают домашних животных, – так почему же они должны встречать неожиданные преграды на своем пути, о которых их никто даже не удосужился предупредить?

    3)  В случае, если большинство жителей микрорайона выскажется против безалаберных (мягко говоря) методов дорожного строительства в зоне их проживания, то инстанциям, принимающим решения, следует либо вовсе отказаться от проведения подобных работ, либо обязать дорожно-строительные организации представить такое материально-техническое обоснование предполагаемых действий, в котором были бы максимально учтены условия экологически щадящего строительства, исключающего уничтожение природных объектов пешеходной зоны. После этого, если по общегородским соображениям все-таки нельзя обойтись без строительства или расширения дорожного полотна в данном микрорайоне, следует толково, а не бюрократическими отписками,  разъяснить сложившуюся ситуацию населению и уж только после этого приступать к осуществлению необходимых работ под строгим контролем властей города и района, а также представителей общественности и природоохранной прокуратуры.          

    4)  Обязать виновников уничтожения природной среды вдоль автотрасс незамедлительно и в адекватном объеме компенсировать новыми зелеными насаждениями уничтоженную прежнюю фауну данной локальной территории и, самое главное, проследить за действительным исполнением требуемых мер в полном масштабе и в кратчайший срок.   

    Очень хочется верить, что мои предложения будут услышаны и, может быть, хоть в какой-то степени повлияют на тех, кто принимает решения о расширении и строительстве новых участков городских дорог. В конце концов, всё в жизни тесно взаимосвязано. Нельзя игнорировать ничьи интересы. Автомобилисты тоже ведь порой выходят из-за руля и становятся пешеходами. Всем нам не раз еще предстоит и с комфортом ездить, и с удобством ходить по улицам родного города. На каждой улице должен обязательно когда-нибудь наступить свой праздник.             

    5 сентября 2006