Результат недопонимания

Сергей Ерёмин 5
     Каких только курьёзных ситуаций не случается в институтах! Иногда, на пустом месте... Оставим в стороне искусственную генерацию подобных эпизодов, смоделированных проказливым гением студенчества. Это отдельная статья местного народного творчества и она относится, скорее, к разряду былин и сказаний, "написанных" сознательно. Со временем такой эпизод обрастает позднейшими наслоениями и окончательно теряет правдивость и право на существование в качестве реалии. Даже, если что-то и было когда-то на самом деле, то в современном виде в это уже поверить совершенно невозможно. Был факт, но выродился в сказку, и смысл случившегося начинает жить совсем по другим законам. Такие истории хорошо рассказывать в пьяной компании, они имеют право на существование.

     Хотелось бы вспомнить развитие трагикомических сюжетов без "прикрас", в голом, так сказать, виде. Ещё до того, как они стали легендами... На этом этапе легче разобраться в первоисточнике проблемы, познать природу возникновения трений в коллективе. Меня интересуют "гордиевы узлы" и закавыки поменьше, материализовавшиеся из ничего, возникшие в реальности без посторонней помощи. Игра не разума человека, но высшей силы, нам недоступной.

     Ничто не предвещает сгущение туч и небо голубое на всём горизонте, но вдруг из кустов вываливается неожиданный рояль и давай плестись верёвочка из  нелепиц и недоразумений. Одна недоговорённость цепляется с другой неточностью, сбоку добавляется случайный огрех и получается цепь несвязанных друг с другом событий, приводящая к настоящей проблеме. Как такие разные накладки и глупости образовали единую логическую линию? Пойди, разберись, где начало и кто виновник... И только от участников этой затейливой игры зависит, как долго она будет виться и к каким последствиям приведёт.

     Характерный пример из этой области произошёл со мной на третьем курсе. Мы работали в паре, и я могу смело разделить "заслугу" в организации этой почти мистической накладки со своим товарищем. Сначала мы долго плакали и рвали волосы на всех частях тела с досады, потом столь же долго и упоительно смеялись над собственной невнимательностью и торопливостью. Если говорить без более подходящих к той ситуации слов...

     Данный эпизод хорош тем, что не просто иллюстрирует забавную нелепицу, но и позволяет понять, каким образом зарождается, развивается, крепнет и во что выливается самое обыкновенное недопонимание между преподавателем и студентами. К чему может привести рассеянность и несерьёзный подход к обработке первичных данных. Одна-единственная изначальная мелочь, упущенная из вида, способна завести в такие дебри, что в результате будешь водить удивлённым и обескураженным взглядом по потолку и вздыхать, как разочарованный слон... А на тебя буду показывать пальцем, словно ты экспонат кунсткамеры, который вдруг решил после многолетнего неподвижного стояния причесаться в своей витрине, ну, и заодно изменить позу. Неловкая ситуация...

     Мы готовили курсовой проект, который заключался в создании топографической карты участка местности с нашим учебным полигоном. Каждая "двойка" получала для прорисовки свой отдельный кусок. Нужно было отобразить не только рельеф со всеми сопутствующими обозначениями, но и находящуюся на поверхности инфраструктуру. Частично использовались данные, полученные в результате наших собственных летних измерений, частично преподаватель снабдил своими "заготовками", чтобы мы не скучали. Значения разношёрстного вводного набора  нужно было совместить друг с другом и отобразить на карте таким образом, чтобы не было мучительно больно перед будущим поколением. Кроме того, свои художества потом нужно будет защищать перед комиссией, в которую входили, кроме препода - проказника и присосавшегося  соавтора, ещё и несколько серьёзных людей, которые шутить точно не будут, а будут безжалостно топить и загонять в угол. Целый семестр нас всех стращали этой защитой и настоятельно советовали готовиться со всем возможным усердием, на которое способен студент третьего курса, желающий оказаться на четвёртом.

     Задание было долгоиграющим и было рассчитано на весь семестр. Нам давались полная свобода действий и возможность пользоваться всеми ресурсами, которыми располагала кафедра. В моё время студенты рисовали карты вручную рапидографами и тушью... Так и хочется добавить - при свете лучины... Монументальные двери в зал с огромными столами для рисования одновременно служили и порталом в другое временное измерение. Ты моментально переносился в те давние годы, наверное, Михаила Ломоносова, где он в своей славяно-греко-латинской академии скрипел пером над свитком... К слову, институт уже располагал компьютерами и, положив руку на сердце, мог бы пойти нам навстречу и позволить воспользоваться благами цивилизации. Нет! Мы были обязаны херачить вручную, как золушки проклятые! Впрочем, огонь мы добывали без помощи трения...

     Уже потом, когда был проделан основной объём работы и стали прорисовываться контуры нашей схемы, мы поняли, что оперировали ошибочными исходными данными... С самого начала мы оба (!) переписали совершенно "левые" цифры и рисовали совсем другой участок земной поверхности! Совсем! Он даже находился не на территории Российской Федерации! Куда мы смотрели, в какие инструкции! Один ошибся, а второй не проверил... Так увлеклись отображением на ватмане линий и значков, совершенно абстрагировались от реальности за стеной из этих дурацких кисточек и перьев с разноцветной тушью, что даже не удосужились поинтересоваться за ходом работы других участников нашего марафона. Уткнулись в свою задачу, и выпали из действительности. Блин! Дошутились... Решили "сверить часы"! Целый месяц рисовали ерунду, не предусмотренную техническим заданием. Причём, всё делали правильно, с учётом всех необходимых требований и допусков... Учли всё, кроме главного...

      Как показало "вскрытие", мы корпели над участком ландшафта местности в районе немецкого города Дюссельдорф! То есть на территории нашего вероятного противника! На защите карты можно было смело ожидать настоящий фурор! Было бы интересно узнать, если уж продолжать "ломоносовскую линию", бывал он в этих местах во времена своего обучения?

     Что делать? Начинать заново? Времени на переделку "международного проекта" уже не оставалось. Мы полностью прорисовали рельеф, и оставалось только нанести обстановку... Наверное, свежо будут смотреться, и звучать немецкие названия на собрании сотрудников кафедры при защите... Бежать к преподавателю за советом? Выслушивать насмешки с упрёками и однозначный приказ на переделку? Решили, что пока это преждевременно... Надо было обыграть нашу ситуацию нестандартно, может быть, дерзко. С другой стороны, не очень хотелось вспоминать об этом злосчастном Дюссельдорфе на пятиминутке политической информации в какой-нибудь казарме, где ему было самое место.

      Осознав весь катастрофизм нашего положения, надо было срочно успокоиться и принять ответственное решение, которое бы учитывало проделанную работу. Когда закончился весь пепел, который у нас был, и головы посыпать стало нечем, мы окончательно остановились на варианте, что никого ставить в известность не будем и продолжим "врать" до победного конца. Поставим нашего ведущего преподавателя перед фактом, когда принесём ему работу на проверку и постараемся его убедить, чтобы нас допустили к защите в том виде, который получился. Опять же, времена на дворе демократические, с НАТО у нас отношения партнёрские... Короче, будем давить на жалость и полное отсутствие свободного времени! Мы, почему-то надеялись, что корректно выполненная карта вне зависимости от местности, на ней изображённой, ценна сама по себе, как отдельный объект произведения графического искусства.

     Облегчение наступило сразу же! И мы с упоительным воодушевлением набросились на чертёж, чтобы к качеству его исполнения не было никаких нареканий. Нужно было напирать в этом направлении! Если уж с географией у нас вышла чудовищная промашка, то в картографической точности и аккуратности не должно быть даже намёка на сомнения! Всё должно быть идеально, пусть и со смещением в пространстве.

     Нам пошли навстречу! Правда, сначала наш преподаватель при первоначальной оценке работы  настолько энергично "пошёл навстречу", что мы почти выбежали из аудитории. Потом он успокоился, внимательно изучил принесённое творение, сопоставил факты, посмеялся немного и, махнув рукой, допустил к защите. А на кафедре нас встретили и проводили почти аплодисментами! Не скажу, что выступление оказалась нашим звёздным часом, перевернувшим всю жизнь, но эффект стометрового гейзера на колхозном поле был достигнут. На фоне стандартных выступлений по анонсированной теме наша феерия смотрелась столь неожиданно и экстравагантно, что после некоторого законного замешательства нас, так или иначе, выслушали и даже отпустили без уточняющих вопросов с зачётом. Как-то просочились...