Глава 2

Эльвина Оленева
Глава 2

1425 год.Москва

В тронной палате столпилось московское боярство и между собой тихо переговаривалось.Великий князь Московский Василий дмитриевич скончался,царствие ему небесное.На престол московский взошёл десятилетний сын его Василий васильевич.В помещении витал дух неизвестности грядущего и от того непонятного,внушающего страх и тревогу.Вот он великий князь Московский ,десятилетний Василий Васильевич восседает на троне,рядом.на втором троне вдовствующая Великая княгиня Софья Витовтовна,мать князя.она светится от счастья Великому князю хоть и десять лет всего ещё.но голову свою кудрявую держит гордо и с достоинством.толпа бояр расступилась
-Князь Звенигородский Юрий Дмитриевич.-возгласил глашатай.
Юрий дмитриевич твёрдым шагом прошествовал к тронам.
-Приветствую тебя ,князь.-ухмыльнулась Софья Витовтовна.-Добро пожаловать в москву.Вот ты,наконец,и соизволил явиться на поклон к государю Василию Васильевичу.Так,что ты столбом стоишь? Преклони колени перед великим князем Московским.Он от ныне твой господин и повелитель.
-Со мной братья мои прибыли,княгиня,Константин,Андрей и Пёт.Я от своего имени и от имени моих братьев признаю законное право сына твоего Великого князя московского на престол -Юрий Дмитриевич встал на одно колено.-И отказываюсь от любых своих притязаний на трон.Благослови Господь государя нашего Василия Васильевича и даруй ему многие лета здоровье и благоденствия ,а правление его путь будет на благо Святой руси.
-Вот теперь какие ты песни запел-гневалась Софья Витовновна.А не ты ли разорвать на части сына моего,законного наследника желал так недавно?Запомни же крепко присягу твою здесь данную.От ныне всякое твоё покушение на престол изменой считаться будет и покарается смертью.Целуй же руку государю,окаянный.
Дядья государя по очереди приложились к руке племянника
-Ох,не верю я ему,хитрой лисе.-склонившись к уху вдовствующей княгини прошептал боярин Всеволожский.-Хитёр бобёр.Чую ,затаил он обиду великую.
-Я теперь регент при малолетнем Великом князе.Моё время и власть наступили.Если,что всех к ногтю прижму.
-они пока силу большую имеют и войско.ты бы княгиня за подмогой к своему батюшке,великому князю литовскому Витовту обратилась,опеку бы попросила,подмогу.
-Подмога?Подмога будет!-отрезала софья Витовтовна.-Лучше глянь,какой государь у нас красавец!
-Слов нет!Красавец писанный!-подтвердил Всеволожский.
Мальчик.на которого свалилось тяжёлое бремя власти.тем временем насупил бровки рявкнул зычным звонким голосом.
-Благодарю дядьёв моих за то.что почтили своим присутствием собрание и благодарю верных бояр моих.Посему в честь моего восхождения на трон повелеваю раздать всем присутствующим по золотому.
Толпа гостей оживилась
-Многие лета великому князю московскому Василию васильевичу.-раздался хог голосов.
-А сейчас я отдыхать желаю и удаляюсь в свои покои.Да,ещё,дядьям моим Юрию Дмитриевичу,Константину Дмитриевичу,Андрею Дмитриевичу и Петру Дмитриевичу я дарую своё величайшее прощение
Софья Витовтовна покровительственно и одобрительно кивнула сыну.Василий царственно направился к выходу.за ним последовали го мать и три молодые женщины,старшие сёстры Василиса,Анастасия и мария.Бояре склонились перед новым государем в знак почтения.
-Боярин всеволожский!-гаркнул василий.
Что изволите.Великий князь?
выделился из толпы Всеволожский и согнулся в поклоне.
-Велю матушку мою ,княгиню Софью Витовтовну переселить в другие покои из моей опочивальни
-Как же так ахнула княгиня.
-От ныне матушка,вы будете жить в северном крыле!-заявил мальчик.-всеволожский поиграешь сегодня со мной,поборемся на мечах?
-Непременно,государь.-заверил боярин князя.
Неделю спустя Софья витовтовна переселилась в новые покои.Она отдыхала,когда стражник протиснулся в двери и заявил
-Княгиня,к Вам дочери Ваши Василиса,Анастасия и Мария
-Проси же их.
Дочери Софьи вошли в покои.Они вместе сели за вышивание.
-Боюсь я больно,-пожаловалась Софья Витовтовна дочерям.-Положение вашего малолетнего брата весьма шаткое ,братья вашего покойного отца не станут дремать,они зуб точат.
-матушка,не переживайте так.-беспечно заявила старшая из сестёр василиса-Уж дедушка Витовт обуздает их и не позволит им причинить василию вред.
-Да,уж дядья не посмеют супротив нашего деда выступить.Дедушка не даст им на москву сунуться-подхватила Анастасия
-да что вы такое говорите?-рассердилась софья.Пока ваш дед витовт жив и здоров.А что дальше случиться одному богу известно и что с нами станет.
-Матушка.зачем сейчас думать об этом.-пожала красивыми плечами мария.-Пока нам ничего не грозит.Вот когда случится,тогда и головы ломать будем.
И Мария тонкими пальчиками воткнула уверенно иголку в шелка.
Дверь в покои отворилась и появился боярин всеволожский.
-государыня княгиня,вам письмо от вашего батюшки великого князя Литовского Витовта.
-Давай скорее!-княгиня в нетерпении вырвала у боярина грамоту и развернула её.
"Возлюбленная моя дочь Софья и внуки мои!Спешу заверить тебя в своей защите,поддержке и всевозможной опеке моего внука василия.Я не только всем сердцем и душой с вами,но и шлю свою помощь,которая защитит вас от тех.кто попытается оспаривать законное право на престол моего внука василия и посягнёт на его трон.Все мысли мои с вами.Целую вас.Ваш отец и дед."
В очередной раз в покоях возник всеволожский.
-Госпожа,к вам Великий князь Василий васильевич пожаловал.
-Конечно,проси немедленно!-велела княгиня
Мальчик вихрем ворвался в покои матери.
-Доброе утро,сын!-Софья поцеловала и обняла сына.-сейчас ч получила послание оттвоего деда Витовта.Он нам поможет.Скоро прибудет от него подмога.Никто не посмеет поперать твои права.они лишили меня трёх сыновей,но тебя у меня никто не отнимет,обещаю,дорогой.Я стану как зеницу ока оберегать тебя от этих псов.
-Мама,я тебе обещаю что буду с тобой навечно.-заверил Василий.
Ночь окутала всё кромешной тьмой.Во дворце зажгли факелы и юный великий князь василий уклыдывался спать.Княгиня Софья переодела его в ночное платье и поцеловала на ночь.
-Сокойной ночи,сынок.
-Матушка,распорядитесь на кухне  сладких пирожков,да с малиной принесли.Порголодался я очень.-закапризничал мальчик.
-Конечно,мой золотой!Сейчас и откушаешь.-улыбнулась княгиня.-Слышали,что князь приказал?Передайте на кухню,что князь желает пирожков сладких с малиной отведать.
Ещё раз пложелав мальчику спокойной ночи,княгиня удалилась.Получив блюдо с пирогамиВасилий с наслаждением умял угощение.
-Князь,Вам доставили подарок от дяди вашего Юрия дмитриевича.
-Что там?-поинтересовался мальчик.
-Целый сундук добра.
-Ну так пусть сюда его тащат побыстрее.
Через десять минут двое плечистых молодца втащили неподъёмный огромный сундук.Он был красивый с чеканкой,резьбой и украшен самоцветными камнями.
-Вот,от дяди Вашего.Сказал что в знак вашего примирения подношение.. посылает.-объяснили носильщики.
-Открывайте сундук!-распорядился князь.
Один из носильциков откинул тяжёлую крышку сундука.Внутренность его была забита нарядами из парчи и шёлка.Василий подошёл осторожно и заглянул во внутрь.Затем выудил шкатулку из сундука и открыл её.Его ослепил блеск алмазных серёг.Алмазные подвески переливались в свети свечи.
-Великолепные серьги!!-восхитилсф Василий,а затем достал из сундука соболинный мех.-И соболя прекрасные.Эти дары действительно достойны великого князя.А вы ступайте вон!
Насытившись сладкими пирожками,Василий нырнул под пуховую перину и заснул.А крышка сундука бесшумно приподнялась и из него вылезла чёрная фигура.Она приближалась к спящему мальчику.А Василий в этот самый момент видил десятый сон.Внезапно во сне ему привиделось лицо его матери.лицо Софьи Витовтовны было озабоченное и на нём мелькала тень тревоги.
-Сынок,проснись!!!Смерть над тобою нависла!!!Проснись.сынок!!!-Крикнула матушка.
Сон мигом слетел с Василия,он пробудился и открыл глаза.Над ним блеснуло лезвие ножа,но в самый последний момент мальчик успел увернуться от удара кинжала.
-Стража,сюда!!!Ко мне!!!-завопил Василий.
Стража появилась в ту же секунду и скрутила покушавшегося.
-так ты и есть подарочек от моего любимого дядюшки?-ухмыльнулся мальчик.-Однако же!!!В темницу негодяя!Потом допросить его.А дядю,Юрия Дмитриевича ко мне,перед мои ясные очи доставить живым или мёртвым!
На следующий день ошалевшего Юрия Дмитриевича приволокли к Великому князю.Он упирался и возмущался
-Да как вы смеете со мной,князем,так обращаться,холопы!.Уберите свои руки от меня!-ерепенился Юрий Дмитриевич,но его втиснули в покои Великого князя.
-Ответ перед Великим князем держать станешь.-наперала на него Софья Витовтовна.-Пошто сына моего,своего господина ,жизни лишить хотел,убийцу с кинжалом подослал,спрятал его в сундук с дарами?
-Брехня это ,княгиня!Поклёп на меня наводите!-огрызнулся дядя государя.-Не причастен я к покушению.
-Неужели?-изумился боярин Всеволожский.-Не от тебя ли подарок прислан был?
-Ну,докажите сначала,что я сундук прислал.Нет у вас доказательств.Чистый я.
-А,ну,давайте сюда этого негодяя,что на жизнь князя покушался!-велел Василий.
-Простите,государь,но мерзавец мёртв.-хладнокровно доложил стражник.
-Как это мёртв!-взбеленился Василий.-Что ты болтаешь?
-К прискорбию,сегодня утром в камере было обнаружено его тело.Лекарь выясняет причину его смерти.
-Кто совершил это?Кто свидетеля устранил?-встряла Софья Витовтовна.
-Пока ищем виновного,княгиня!-опустил голову стражник.
-Найти его и наказать,а прежде вытрясти из него душу,кем подослан.-взвился василий-В моём дворце убийства и покушения,по дому моему предатель ходит!Даже в покои мои проник!Вы,никудышная охрана!А я вам свою жизнь доверил!Прочь с глаз моих и пока не отыщите негодяев не появляйтесь!!А ты,Всеволожский?Ты мне больше,чем брат!!Из под земли мне преступников выкопай!!
С удручённым сердцем боярин Всеволожский возвратился в свою комнату и погрузился в глубокие раздумья.Потом позвал стражника.-Стража!!!Данила,ко мне!!
Даниил нарисовался в дверном проёме.
-Всех ли во дворце опросили,всех ли допытали?-напирал он на стражника.
-Всех,Ваша светлость,без исключения.Никто ничего ночью не видел и не знает.Но одна девушка к Вам просится,она что-то Вам сообщить собирается.Марфа её зовут.
-Так зови её сюда срочно,болван!-взбеленился боярин.
-Давай,Марфа ,проходи,боярин тебя к себе просит,он тебя присит!-лениво пробормотал Даниил.
Возникшая перед боярином худосочная высокая и бесформенная,похожая на оглоблю девица обладала огненно-рыжей косой,которую вокруг чела уложила.
-Выкладывай,что хотела,я весь во внимание превратился.-устало велел боярин.-Только кратко.
-Одна из наших девушек сегодняшней ночью носила в темницу заключённому еду и воду,ну ,тому,кто на государя покушался.Не спалось мне ночью.Чую она шмыг из комнаты.ну меня любопытство и разобрало.Я за ней проследить решила,куда она шастает по ночам.А она в темницу навострила ноги.
-Кличут как девку эту,кто она?-поинтересовался боярин.
-да,кто ж эту склочницу не знает.Это была...
Договорить Марфе не суждено было,в горло ей впилась стрела и пронзило его насквозь,а Марфа рухнула,как подкошенная на пол.Всеволожский обернулсяи заметил приоткрытую дверь.
-За мной!-взревел боярин.
И вместе со стражником они ринулись в коридор.Лук валялся на полу,а коридор поражал своей пустотой.
-Опоздали!-Вздохнул стражник.