Юзик Федецкий

Василий Доценко
   В институте он учился на моем курсе, в параллельной группе. Так что наблюдать его у меня была возможность только в перерывах между лекциями. Хотя имя его было Иосиф, но коллеги называли его на польский манер – Юзиком. Обращало внимание на себя его сосредоточенно-меланхоличное лицо. Как будто что-то важное бродило в его голове, неспособное вырваться из цепкого состояния самоконтроля. Но иногда его «прорывало», и в беседах с коллегами он высказывал неожиданные, разумные мысли.

   Поразило его однокурсников, и меня в том числе, когда на заключительном собрании выпускников председатель государственной экзаменационной комиссии заявил, что лучших ответов по всем предметам он никогда не слышал и собирается забрать Федецкого в Киев, в аспирантуру на кафедру микробиологии, которой он заведовал. Несколько лет о нем ничего не было известно. Кто-то из однокурсников, правда, встретил на Крещатике «бледную тень Федецкого», из чего следовало, что он материально бедствует.Как рассказывал в последующем Федецкий, он успешно защитил кандидатскую диссертацию, но не мог быть зачислен на работу ассистентом кафедры микробиологии медицинского университета. Причина – отсутствие киевской прописки. Запрет на работу в Киеве простирался даже на живущих в радиусе 30 км от города.

   Юзик вернулся во Львов, был принят на работу ассистентом кафедры микробиологии мединститута.  Женился он на девушке, любившей и терпеливо ждавшей его возвращения, родившей ему двух милых дочерей. Взяли его заместителем декана санитарно-гигиенического факультета, что позволило получить должность доцента кафедры.

   Здесь я хочу остановиться на необычных способностях Юзика. Представьте, что в 1970-е годы он уже понимал значение бактериальной флоры кишки в поддержании здоровья человека и связи дисбактериоза со множеством болезней. В одну из наших встреч он размечтался решить проблему простудных заболеваний у детей коррекцией микробиоты кишки. В 1990-е годы он первый в Украине стал выращивать в культуре бактерию Helicobacter pylori, с которой сегодня связывают немало заболеваний, в первую очередь язвенной болезни и рака желудка. Вместе с ним нам удалось наладить определение чувствительности этой бактерии к антибиотикам и учитывать их назначение конкретному больному. Когда мне приходилось общаться с профессором Френсисом Мегро, который был председателем Комитета по изучению геликобактерной инфекции, он не мог поверить, что в Украине это возможно выполнить. В Европе такое исследование требовало особой лаборатории и стоило почти 500 евро.
Встречаясь с Юзиком, я не один раз спрашивал, почему он, располагая оригинальными идеями, не планирует докторскую диссертацию. Каждый раз деликатно он от этого вопроса уходил, и только сейчас, спустя 20 лет, он откровенно высказался, что ему это сделать «не рекомендовали».

   Сегодня Юзик на пенсии, но продолжает работать в медицинском колледже и даже заведует кафедрой. Базы для продолжения исследований Helicobacter pylori нет. Но и теперь его неугомонный творческий порыв находит выход. Федецкий умеет, собрав материалы из жилого помещения, выделить и приготовить аутоаллергены для лечения заболеваний, связанных с бытовыми факторами. В период цветений диких растений он заготавливает их пыльцу и проводит аутоиммунотерапию страдающим аллергикам.