Музыкальная встреча

Вера Шиленкова
   Сбылось одно моё пожелание,которое я очень хотела,чтоб оно исполнилось.Началось это с того,что моя соседка Люда,как то мне рассказала,что она бывает на музыкальных вечерах в
 одном удивительном доме,в котором так потрясающе красиво и есть такой маленький чудесный садик. Она сказала,что в этом доме много картин интересных, старинных предметов.
Самое главное-это хозяйка этого дома.Её зовут Вера Полякова,а мужа её зовут Зеев.Люда мне рассказала,что Зеев-это второй муж Веры,а первый муж у неё был писателем с трудной судьбой,которую он описал в своей книге и Вера уже после его смерти  издала её.Была презентация этой книги,Люда была на ней  и там продавали эти книги всем желающим и у неё есть эта книга.Меня так заинтересовала эта книга и Люда обещала дать мне её почитать.
 Я же всё время просила её ,чтобы она взяла меня с собой на музыкальный вечер в доме у Веры Поляковой. Люда пообещала мне,что не забудет обо мне. Но случай помог мне лично познакомиться  с Верой Поляковой.
    Это случилось на встрече "Клуба интересных встреч,"куда я впервые пришла и именно там были Вера Полякова и её муж. Они участвовали  там,показывали и рассказывали  о своих
 поездках и об интересных предметах,которые они привозили с этих поездок за границу.
  Я тогда была поражена какая это была гармоничная пара,живущая общими интересами,общими увлечениями. Я в конце лекции подошла к Вере Поляковой  и сказала,что я знаю о них,
восхищена ими и очень хочу попасть на их музыкальные вечера. Вера Полякова -удивительная женщина ! Она так вежливо мне сказала,что конечно же она пригласит меня и записала моё имя и номер телефона.В конце я уже уходя,посмотрела как она с мужем бережно упаковывает
 принесённые предметы свои и я с улыбкой сказала ей:"Вы очень гармоничная пара!"
  Через несколько дней мне позвонила Вера Полякова и сообщила ,что 25 октября ,в 7 часов вечера у них будет музыкальный вечер и она мне объяснила,где они живут и добавила,что это там, где во время войны упала ракета.Оказывается их дом недалеко от дома,где я работаю. Я очень обрадовалась этому звонку. Я спросила у Веры:"Есть ли ещё у неё книга её мужа?Я очень хотела бы её приобрести." Она ответила,что есть и она мне её отложит,когда я приду.Я сразу же позвонила Люде и она сказала,что ей тоже звонила Вера  и мы договорились встретиться.
  Я с нетерпением ждала этого дня и вот он настал.Перед этим днём было похолодание,а именно в этот день погода улучшилась,потеплело ,так,что я оделась легко ,но на всякий случай взяла с собой зонтик. Я встретилась с Людой и мы пошли пешком и быстро дошли,потому,что всю дорогу разговаривали.Люда конечно знает этот дом. Я же видела его впервые.Это был одноэтажный домик на земле.
  Мы зашли. В прихожей нас встретили Вера и Зеев.Мы ещё раз познакомились.Я смотрю Люда положила в вазу деньги,ведь эти вечера стоят 25 шекелей.Я это знала и заранее  взяла с собой 25 шекелей и 30 шекелей за книгу. Мы прошли в комнату ,там уже все сидели и только два наших места пустовали.Это значит,что все приглашённые пришли и только нас ждали.
  Всё было так необычно  и поэтому интересно!Из приглашённых я никого не знала,кроме одной знакомой Люды-Жени.Я с интересом смотрела по сторонам,ведь вся комната увешена картинами,везде стоят интересные  предметы. Места свободного почти не было,всё было занято стульями,которые стояли в четыре ряда.Комната сама маленькая,посередине на стене висел такой большой экран и возле него стоял главный ведущий этих вечеров-Владимир Загорский.Он музыкант,пианист и я его как то видела на концерте "Биография любви",где он аккомпанировал исполнительнице песен Саре Столяровой.Ещё тогда мне Люда сказала,что он потрясающий пианист,но это было на концерте,а здесь он ведущий!Когда он начал говорить,я была поражена его речи.Как он профессионально говорил,быстро и интересно. Сначала он начал говорить,что он только недавно приехал с Москвы и хочет поделиться с нами своими впечатлениями,конечно всё он не имеет право говорить,но кое,что расскажет нам.
  Я слушала его затаив дыхание,ведь он говорил о России,о её столице. У Володи оказывается было двойное гражданство и сейчас в России новый закон,если ты приезжаешь в Москву и хочешь  продлить свою визу-тебе не продлевают,как раньше,а говорят,что продлят,если ты отказываешься от двойного гражданства.Он давно не был в Москве и поэтому был поражён ,как преобразилась Красная Площадь,особенно вечером такая красота,всё в огнях!Москва изменилась колоссально и в лучшую сторону! Но это только внешний блеск,а внутри в Москве и в России-1987 год,всюду и везде играют роль деньги,ни о какой культуре сейчас там не говорят...На первом месте стоит попса,где певцов сейчас делают благодаря компьютеру и деньгам звёздами.А Володя приехал в Москву со своей музыкальной программой "Олимп",чтобы показать её на телевидении,но всё решают деньги.На Первый канал невозможно пробраться и он смог только пробиться на телеканал "Культура," и только на этом канале помогли ему и ему пришлось свою программу 
записывать через компьютер.Это была большая работа,но пообещали,что его программа     "Олимп"увидит свет.
   Интересно ,как он рассказывал ,что в Москве главенствуют тусовки молодёжные,на которых собирается одна элита и вход туда за огромные деньги.Так,что Москва шикует,а культура умирает,народ думает только о деньгах.
  Володя специально спросил  на улице у одной девушки:"Вы знаете,что означает слово Моцарт?" и она ответила:"Это известная конфетная фабрика в Америке."О Моцарте музыканте она ничего не знает...
   После этого он приступил к самой главной теме нашего музыкального вечера.Это высочайший пианист -музыкант Владимир Горовиц.Я слышала об этом имени впервые и то,что я услышала и увидела   меня так потрясло,что написать сразу об этом вечере я не могла,слишком велико было впечатление от соприкосновения с самым настоящим гением от музыки.
  Как же интересно Володя говорил,с какой любовью он говорил об этом великом музыканте
 ,какие слова использовал в своём рассказе!Это было поразительно! Так только может говорить человек ,влюблённый в музыку  и талантливый,его речь лилась ,словно песня.
   Я слушала внимательно,стараясь не пропустить ни одного слова.Он сказал,что сейчас
 мы будем смотреть и слушать концерт Владимира Горивица в Москве ,когда он приехал туда  20 апреля 1986года, ему тогда было 83 года.
  Вот,что я запомнила из его биографии- он родился в Киеве, в 1925 году уехал в Америку .Уже в то время он был одним из выдающихся музыкантов России и поэтому он только ещё ехал в Америку,а там уже готовились к его встрече.Всё самое лучшее предоставили ему и он жил там все эти годы очень богато,его очень ценили.Он женился на дочери известного там музыканта и она всю жизнь была его телохранителем и секретарём его дел,без неё он ничего не мог делать.Это его жена Ванда уговаривала его целых 12 лет ,чтобы он дал концерт  в Москве и только благодаря ей состоялся этот концерт.
  А как его ценили в Америке! Володя рассказал один эпизод об этом.Владимир Горовиц со своей женой жили в шикарном доме,вдали от населённых районов,как и положено жить гениям.Но однажды решили провести дорогу недалеко для автобусов и спросили у Ванды об этом .Она просто сказала:"Вы хотите,чтобы мы уехали отсюда?" и всё -вопрос был решён,
 потому,что Горовица ценил и уважал сам президент Рейган и между ними была дружба. Горовиц был на вершине славы в Америке,его все знали.
   И вот показывают нам на экране как перевозят фортепиано В.Горовица в Москву,ведь он с ним никогда не расставался и сделано оно было на одной знаменитой фабрике за 58 тысяч долларов-это ещё в те времена,сейчас оно стоит уже миллион,ведь это пианино В.Горовица! Так интересно было смотреть,как приезжает пианино в Москву ,как его разгружают,устанавливают и вот наконец самые потрясающие кадры-сам Владимир Горовиц с женой.Я впервые вижу этого выдающегося пианиста,я восхищена,ведь ему 83 года,но когда он заулыбался..Это было,что то необыкновенное-у него была улыбка мальчика -подростка!
 Вот это гений! У него даже улыбка гениальная! Показывают кадры,где он встречается  впервые со своей племянницей,уже не молодой женщиной и она вдруг говорит Ванде:"Как Вы хорошо выглядите!"и Горовиц при этих словах засмеялся.А нам Володя объяснил,
  что в Америке считается неприличным говорить такие слова богатым,знаменитым людям.
  Это считается даже как оскорбление,ведь они постоянно выглядят хорошо.
  Показывали,как в Москве,чтобы купить билет на его концерт,приходилось стоять всю ночь,без каких либо удобств,холодные и голодные и Володя рассказывал,что Ванда увидев,как люди мучаются и никто о них не заботится,заказала некоторым горячий кофе с печеньем.Как сказал Володя-для Америки такая ситуация  неприемлема,там давно бы организовали и горячий обед и где можно присесть или прилечь.Вот,что значит Америка!
   В Москве этот концерт почти не афишировали и даже не снимали и этот фильм ,который мы смотрели был снят японскими журналистами.Володя пояснил нам,что сейчас будет исполнять Горовиц.Первые звуки меня потрясли и при этом показывали руки пианиста  и это были руки гения и что самое поразительное,что у него не было нот,он исполнял всё по памяти.Интересно,что заканчивал В.Горовиц всегда одним жестом.У него  на пианино всегда лежал носовой платок и он брал этот платок и как бы вытирал нос .Как нам объяснил Володя -этот жест у него был мистический,он этим жестом приказывал себе 
вернуться  в этот мир,ведь он когда играет,он словно в другом мире,в мире волшебной музыки и для него в этот момент ничего не существует, только музыка и этим жестом он словно отключает себя от мира музыки и переключается на реальность.После этого жеста он встаёт,ему хлопают,кричат:" Браво!",а он кланяется  и улыбается своей очаровательной улыбкой-подростка.
  Это невозможно передать словами,это нужно увидеть и я увидела и запомнила на всю жизнь и даже сделала несколько кадров,чтобы у меня осталось фото этого талантливого пианиста,ведь о нём не говорят и не пишут.В Америке его знают,а в России о нём узнали только когда он приехал в Москву с концертами.Он так великолепно играл на этом концерте и мы смотрели и видели на кадрах зрительного зала,что у некоторых зрителей на глазах были слёзы.Как он играл,словно волшебник  перебирал пальцами по клавишам и оттуда  зарождались чарующие душу звуки.А исполнял он произведения Листа,Шуберта,Рахманинова,Скрябина и наконец Моцарта.Это было великолепно! Я сидела  не видя ничего и никого вокруг,всё внимание  моё было приковано к экрану и звукам доносившимся оттуда.Это был словно какой-то музыкальный гипноз.Я впервые  всей душой окунулась в классическую музыку,исполняемую настоящим гением.
   Как сказал нам Володя,что музыкант и исполнитель классической музыки Рихтер,живший в России очень скромно,соперничал с В.Горовицем в том,кто из них лучше исполняет произведения Моцарта,которые считаются мистическими ,как и их автор.Володя высказал нам интересную мысль,что пока музыкант не написал свою музыку на ноты,она считается живая,но как только  её записали,она становится мёртвой и главное,что должен сделать исполнитель музыки-это своим исполнением  вдохнуть в неё жизнь,чтобы она стала живой и
 это может сделать только гений,который исполняет со всей душой. Я теперь понимаю,почему В.Горовиц исполнял все произведения без нот и только по памяти,он оживлял эти произведения ,пропуская их через свою живую душу и этим он проникал 
 в души слушателей и поэтому у многих на глазах были слёзы. Только гений способен на такое! Ведь ещё нужно учитывать,что он был не молод и исполнял это за три года до своей смерти.Умер В.Горовиц в 1989 году...Это был феномен гения!
   Володя нам сказал,что Рихтер всё же признался,что лучше чем Горовиц никто не исполняет Моцарта,что он лучший!Володя очень хорошо говорил о В.Горовице,видно было по выражению его слов,глаз с какой огромной  любовью относится он к этому величайшему гению.Володя -необыкновенный оратор,это человек влюблённый в музыку и слушать его одно
 удовольствие! Я очень была счастлива,что попала на такой культурный вечер и конечно не только я,все были  очень довольны  такой тёплой обстановкой и хозяевами Верой и Зеевом.
   Когда объявили перерыв  и все разбрелись по группам,кто с Зеевом,который показывал и объяснял предметы в их квартире,кто с Верой. А перерыв был устроен,чтобы  перекусить сладким,там ведь был приготовлен сладкий стол и кто хотел делал себе кофе. Я же не могла  после всего услышанного и увиденного,что то есть,ведь душа моя была под впечатлением музыки возвышенной,а другие с удовольствием ели и при этом обсуждали разные темы.
  Я подошла к Вере и спросила её о книге и она сказала,что приготовила её для меня и она повела меня в свой кабинет,где я была поражена обилием книг,а она мне сказала:
   "Вот думала выйду на пенсию и всё перечитаю,но где там,всё равно времени нет,а книги это ещё не все,в диване ещё лежат.Вот хочу потихоньку отсылать племяннице в Россию." Она мне подписала мою книгу,радости моей не было конца!Какая замечательная женщина!Я ещё сказала ей:"Как Вам повезло-один муж был талантливый и второй тоже и это потому,что Вы очень талантливая' и у Вас добрая душа!"Я увидела  у неё портрет ,похожий на И.Христа и я у неё спросила: "Кто это?" Вера сказала,что это художник Дюрер-она его обожает и она принесла  такой большой альбом ,нашла страницу за Дюрера  и мне показала  и немного рассказала о нём.А я ей сказала за Николая Рериха и Вера сказала,что знает такого художника.
    Перерыв пролетел быстро,но мы с Людой успели по фотографировать,я её ,а она меня в  знаменитом по рассказам Люды, садике хозяев.  Это точно был такой маленький райский уголок.Я ещё сфотографировала портрет Веры и Зеева в старинных костюмах и возле пианино мы сфотографировались.Мне хотелось там побольше заснять,ведь это была не квартира,а музей настоящий и картины на стенах настоящие,подаренные друзьями -художниками. Я смотрела на эту красоту и душа моя радовалась по настоящему!
    Вторая часть вечера-это продолжение просмотра концерта В.Горовица.Володя  без устали и всё с тем же энтузиазмом  рассказывал нам о каждом произведении,исполнявшем В.Горовицем.А время уже было для меня позднее,уже начало одиннадцатого,а я же в это время ложусь спать,а здесь такая музыка звучит.
   В конце Володя рассказал о себе,что он живёт в Хайфе и в его квартире проходят такие вечера и если кто желает может  приезжать и он дал свой номер телефона и ещё сказал,что у него обширная,познавательная музыкальная программа. Володя ещё интересное рассказал нам о концерте В.Горовица,что он очень хотел посетить город своего детства -Киев и это было 26 апреля ,а это Чернобыльская катастрофа и ему позвонил с Америки президент Рейган и предупредил,чтобы он туда не ездил и поэтому так и не пришлось ему перед смертью побывать в родных местах.
  Когда наш вечер закончился ,я спросила у Володи ,что можно ли купить записи в исполнении Горовица в магазинах? И он ответил,что их там нет.Вот так,то,что гениально не продаётся и поэтому большинство не знает ни имени гения,ни его исполнения.Где же тогда Высшая Справедливость? Наверное для этого ещё не настало время... Но я очень довольна,что познакомилась с гениальным именем и наверное недели две ходила  под впечатлением этого вечера,восхищение  не покидало меня,ведь я соприкоснулась с настоящим талантом-гением музыки Владимиром Горовицем!Я решила посмотреть в энциклопедии о нём.И о чудо! На моё счастье там было написано очень кратко о нём и от этого на душе осталась горечь ,оттого,что Россия в 1925 году потеряла своего гения,а вот Америка его приобрела и создала ему самые благоприятные условия,такие которые соответствуют его таланту и мне больно было читать  строки из его биографии-американский пианист.