Фанатам и почитателям Дюны

Людмила Перцевая
Фантастический роман американского писателя Фрэнка Герберта "Дюна" собрал все мыслимые и немыслимые награды и титулы в своем жанре, его провозглашали "самым...самым....самым!" и даже культовым, непревзойденным произведением в мире фантастики. Его экранизировали, по его сюжету сочиняли компьютерные игры, писали вариации и продолжения - и так рождались "миры Дюны". Первым задал это направление сын Фрэнка, написавший не только детально точную биографию именитого отца, но и продолжение его не менее знаменитого романа!
"Дюна" увидела свет в 1965 году, к этому году Фрэнк уже попробовал себя на фантастической ниве (ему было 45 лет, и он уже печатался), но, конечно, это был взлет! Он сконструировал образцовый бестселлер с занимательным сюжетом, в котором действовало образцовое Зло в виде Дома Харконненов, идеальное Добро - Дом герцога Атрейдеса, невнятная и коварная Власть - в лице Падишах-Императора Шаддама IY, некая тайная дамская ложа Бене Гессерит, в замыслах которой сверхзадача по сотворению Всесильного Абсолюта... Все эти ипостаси дислоцированы по планетам с соответствующим антуражем: райский заповедник с фонтанами и зелеными кущами Каладан - родина главного героя; место служения, куда император ссылает герцога - Арракис, безводная пустыня с целым сонмом всяческих страшилок; а есть еще планета-тюрьма Салуса Секундус, где власть формирует отряды воинов-сардаукаров.
И действуют в инопланетном мире графы, бароны, падишахи, преподобные, - все те, кто и должен действовать, завлекая в мир приключений простую публику, широкие массы.
Вообще, это неблагодарное занятие, даже пытаться ввести читателя в сказочный мир, выдуманный от начала и до конца. Хотя - почему выдуманный? Элементная база этой конструкции вполне земная, как, впрочем, почти у любого фантаста. Философия, религия, язык представляют собой невероятную мешанину из истории западного мира Земли и восточного, арабского и славянского, позаимствованы из Библии и мифологии. Всё это вполне человеческое, инопланетного практически не наблюдается. Да откуда ему и взяться?
Надеюсь, фанатичные поклонники "Дюны" не бросят в меня камень, но когда я ее перечитывала, я упивалась этим вольным блужданием автора по просторам земной цивилизации со всеми ее исканиями, открытиями и заблуждениями, от дохристианских времен, до новейших. Как же им, фантастам, легко и свободно творить, не требуется привязки ни к месту действия, ни ко времени, ни к определенному антуражу, чем фантастичнее замес - тем круче поднимается на дрожжах вымысла Пирог!
Ничто и никто не смеет указывать автору, как глубоко ему позволительно заныривать в глубинные смыслы, насколько высоко он может воспарить со своим супер-героем, ожидаемым по всем предсказаниям во всех временах, названным Квисатц Хадерах!
Именно наличием супер-героя, с невероятным мужеством и упорством преодолевающим все козни врагов, все природные сложности, с лету умеющего отличить врага от друга, заранее предвидящего все крутые повороты судьбы, и определяется успех романа-бестселлера. Примерно, как у Дюма в "Графе Монте-Кристо". Только Александр Дюма все же должен был придерживаться каких-то исторических реалий и бытовых подробностей, а фантастика от всяких реалий освобождена!
Правда, Фрэнк Герберт в интервью скажет, что он годами собирал в папочки все подробности о песчаных пустынях, собственно из них и родился замысел "Дюны", его экологическая линия, почти религиозная идея местных жителей фрименов - озеленить, преобразовать планету в райское местечко с садами и фонтанами! Писатель даже заявил, что следом он хотел написать нечто такое же грандиозное о загрязнении воздуха – уже совсем нефантастическое.
Но воинствующего эколога из него не получилось, на самом деле "Дюна" не о преобразователях природы, она стала бестселлером все же не из-за экологической темы. Читателя привлекают именно волшебные свойства супер-героя побеждать хоть в рукопашном бою, хоть в стратегических замыслах и расчетах, хоть в высокоморальной мотивации: ему хочется быть таким же недостижимо прекрасным, хотя бы пока он держит в руках роман! Хочется помечтать, вообразить себя в стане его друзей!
Фантастика позволяет это сделать. Вон герой Достоевского размечтался: "Тварь я дрожащая или право имею?" - и безжалостный реалист окунул его с головой в окружающий жестокий мир, не позволяющий воспарить тому, кто пренебрегает человечностью. Герой "Дюны" Пауль Атрейдис, чтобы победить Зло, эту грань переступит. В отличие от отца, герцога Лето, который прежде жалел и спасал гибнущих людей, а потом  уж недвижимость, сын смирится с потерями фрименов- горожан в последнем штурме, благодаря этому - победит.
Нет, говорю я себе, нельзя фантастику, даже претендующую на роль философской, вообразить руководящей и направляющей Человека в его совершенствовании, это - не Библия, сколько бы автор не играл понятиями Добра и Зла. Это - совсем другое чтение, очень занимательное, захватывающее, понуждающее, может быть, интеллектуалов к своеобразной "игре в бисер", но этот роман не может претендовать на роль первооткрывателя.
Разве что - в своем жанре, в искусстве конструирования вымышленного мира из готовых блоков философских концепций и верований. Разумеется, оно дорогого стоит, оно покоряет широкую публику, подкупает ее сложностью и стройностью построения, а скорее всего - захватывающими приключениями и победами супер-героя.
...Разве станет восторженный читатель сравнивать Пряность - с наркотиками, Гильдию, которая наживается, подсаживая на эту самую меланжевую Пряность всю Галактику, с наркобаронами, вспоминать наркотрафики из Афганистана или Колумбии? Разве кто-то припомнит опиумные войны, которые вела Великобритания с Китаем, требуя свободного доступа на этот огромный рынок наркотиков, производимых в Индии? Англосаксы наживались, силой оружия заставляя две огромные древние цивилизации травить одна другую, развивая и потребляя эту ...Пряность.
Супер-герой "Дюны", понимая огромную прибыльность бизнеса Гильдии, может угрожать уничтожением Арракиса, понимая, что ни он, ни его враги этого не позволят. Слишком все ценят сверхприбыли, стимуляторы и наркотики. И где-то незаметно, между строк, мелькнет у автора культовой книги замечание, что Пряность делает человека чуть ли не бессмертным. Попробуйте найти эти слова. Соотнести с тем, что даже добытчики Пряности стараются в пище воздерживаться от нее, а уж тем более властители. Но для галактических масс это - супер желанный товар! Может быть, вот оно, главное трагическое открытие "Дюны", перенесшей заблуждение людей на просторы Галактики, в будущее?
***
 Критики много раз указывали автору, что у него много торчит из полотна романа ниточек без узелков, незавершенных сюжетных ходов и непонятно зачем всплывших героев. Фрэнк Герберт им ответил просто замечательно: "В детстве мы играли в "Остров сокровищ" или в Тома Сойера. в «Дюне» я намеренно постарался достичь такого эффекта. Я хочу, чтобы читатель не останавливался, чтобы его фантазия и воображение создавали чудесные миры. ...Я мало написал о Космической Гильдии, практически только указал, что она существует. Теперь же, силами множества людей мы сможем придать объем этой абстрактной картине, дорисовать недостающие подробности. Или приключения Алии, младшей сестры Пауля...
Ценность хорошей книги в развлекательном смысле состоит в том, чтобы оставить открытые вопросы… дать дорогу для додумывания".
Как видите, он ценил думающего читателя, старался разбудить его фантазию. Ну, или оставить себе привязку к "Дюне",возможность продолжать и развивать эпопею!
СОЗВУЧНОЕ
Сто километров в час! Вот это скорость!
Каких усилий стоило поднять
Пустыню в воздух – и засыпать город,
Попутно погасив сиянье дня.

Песчинок коллективное стремление
Все стекла выдавит, силен напор!
И в дюнах прежде ласковое пение
В рёв грозный превратилось, в ор!

От ужаса оглохли люди, звери,
Дыханье остановит всем песок,
В припадке вдруг воскресших суеверий
Они шагнуть не смеют за порог!

Арракис только пальцем погрозил,
Но ты ему попробуй, возрази…