Пять лет как одно мгновение, Или счастливые мгнове

Галина Шандро
       У окна стоит  Лидия  Сергеевна. Так отныне будут называть  Лидию, хрупкую, маленькую, но с  твёрдым  характером девушку. Она впервые переступила порог сельской школы не как ученица, а как молодой специалист.  Зелёные глаза излучают радость и доброту.

     Лидия Сергеевна давно ждала этого назначения.  До этого работала пионерской вожатой.  Дети её любили, а она их просто обожала, поэтому с пятого класса и мечтала быть учителем.
   
   Окончен институт.   Двадцатидвухлетняя учительница переступила порог новой школы. 

2 декабря 1979 год.
      Первый урок  литературы – в 8 классе. Накануне Лидия  Сергеевна всю ночь не спала, переживала. Как оно будет? Как встретят ученики? А вдруг что-нибудь забуду? А вдруг от волнения не смогу и слова сказать? Господи, как же трудно начинать!
 
Лидия  Сергеевна  заходит в класс, смотрит в глаза учеников, и… словно перехватило дыхание: она забыла все слова,  не знает, что сказать!

       К счастью, это длилось недолго –  может быть, минуту, не больше.  Из глубин памяти вспомнилась заученная фраза:

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.  Давайте познакомимся. Меня зовут  Лидия  Сергеевна. А вас я узнаю чуть позже, по журналу.
 
     Голос немного напряженный. Детки внимательно разглядывают, но не шумят.
 
    В тетрадях записали число и тему урока:
«Александр Сергеевич Пушкин. Михайловский период в биографии поэта».
 
     И тут произошло чудо! Хотя какое чудо –  просто Лидия  Сергеевна оказалась в своей тарелке. Речь её  полилась, как ручеёк. Биография Пушкина была ей известна  как собственная. Ведь она давно представляла этот урок.
      Есть о чём рассказать детям. Но тут вдруг слышит  мальчишеский задорный голос:
- Была ли у Пушкина любимая женщина?

      На мгновение показалось, что пол уходит из-под ног: ишь, какие вопросы их интересуют, не рано ли…    
      Но смогла быстро прийти в себя, спрашивает:

-Назовите своё имя и фамилию.
Ученик с места, не вставая, произнёс:
-Грачёв Александр.

   «Ишь ты – как и Пушкина!» - мелькнула мысль. Она запомнит мальчишку навсегда. Маленький, на первый взгляд незаметный, но чем-то симпатичный. Даже сначала и не поняла чем.

    Лидия Сергеевна с увлечением рассказала о Наталье Гончаровой. Она знала много! Александра Васильевна (так звали её собственную учительницу) научила её любить  поэта.

    В классе наступила тишина. Слушали внимательно. Ребята не стали ни подшучивать, ни задавать каверзные вопросы молоденькой учительнице, которая так интересно рассказывает  да ещё их называет на «Вы».
 
    Хотя она понимала: им хотелось подшутить.  Вон как горят глаза сельских подростков! Что же остановило? 
   «Да уж больно  здорово рассказывает эта училка. Ладно, поживём-увидим, что за мадам», - так, наверное, думали они.
 
Второй урок прошёл уже спокойнее. Русский язык им, видать, был тяжёл  для восприятия. Шутить некогда.

Любопытный Саша Грачёв ещё не раз задавал Лидии Сергеевне разные вопросы.  Но теперь она знала, на что он способен. Ей стало легче с ним общаться. Задаёт вопросы – значит,  хочет знать!

    Пожалуйста!  Лидия стала давать ему дополнительные задания по литературе: интересные истории из жизни поэтов, писателей, драматургов.

     Потом другие ребята присоединились. Им понравилось самим участвовать на уроке в роли учителя.

     Как-то  Лидия Сергеевна предложила  поставить спектакль к «Последнему звонку». Ребята согласились. Взяли отрывок из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Вот где была умора!

 Они с таким интересом принялись готовиться! Лидия Сергеевна даже не ожидала. А когда настал день показа, все очень волновались.
     Спектакль прошёл на «ура!». Всем приглянулся главный герой  - господин Журден. Его играл Юра Лапин. Худенький, но очень смешной. А веснушки во всё лицо  как ромашковое поле без лепестков.

    Особенно всем запомнились его полосатые брюки (костюмы же делали из того, что было под руками).
     Забегу вперёд: до сей поры Юру зовут Журденом. А ведь с того времени  прошло почти сорок лет.

    Ещё один случай из того времени вспоминается. Был у Лидии Сергеевны такой ученик – Вася Фёдоров. Хороший, добрый малый, но русский язык для него было страшнее немецкого.

    Ну, не давался он ему, что тут поделаешь. Да ещё не надо забывать: это было в селе. А там, в первую очередь, необходимо родителям помогать по хозяйству.

     И вот этот парнишка наработается с четырёх часов утра и бежит в школу к восьми часам. Какой он придёт? Конечно, уставший.

    Вот как-то Лидия Сергеевна попросила Василия ответить на вопрос. Он встал. Учительница отошла к окну и засмотрелась на  весеннюю, оживающую природу. Снег таял, солнышко светило ярко, нежно пригревало…

    Поворачивается, а Вася спит стоя. Как он ещё не упал, бедолага. Учительница сначала опешила, ребята, было, зашумели. Но она успокоила их.

 Потом и сама испугалась: ведь упадёт пацан. Тихо подошла к нему, разбудила, слегка задев его плечо, и усадила за парту.

    Вот такие сельские школьные  казусы! И грустно, и смешно. И родителям надо помогать, и учиться надо.

    Лидия  Сергеевна часто вспоминает свои первые годы в сельской школе.  Да, трудно было, но было и весело, и интересно.

    Часто она вспоминает о том, с каким уважением относились сельские жители к учителям. В магазин войдёшь - очередь уступают. По дороге идёшь - здороваются и стар  и млад.

Лидия Сергеевна проработала здесь пять лет и не  пожалела ни одной минутки об этих счастливых годах. А её по-прежнему уважают и помнят –
значит, хороший,  добрый след оставила учительница в сердцах сельчан.