VI. Гл-1. Военный пенсионер

Геннадий Чергизов
*** VI. Военный пенсионер *** 
               
     Октябрь 1991-го года. Уволился я с действительной военной службы в ВС СССР. Теперь я майор запаса, военный пенсионер. Бывший военный лётчик-истребитель. Приехал я из Гудауты в Запорожье, жена с сыном и дочерью уже обосновались в двухкомнатной квартире родителей жены в «хрущёвке» на пятом этаже. Хозяева этой квартиры, мой тесть Михаил Иванович и тёща Антонина Андреевна живут в своём домике в селе в шестидесяти километрах.  Купили его несколько лет назад вроде как под дачу, но со временем перебрались туда на постоянное проживание. Природа, огород, хозяйство – куры, утки. В город и возвращаться не хотят. В общем с жильём у нас пока проблем вроде нет, дети уже устроены в соседнюю школу.
 
     Пошёл я в военкомат Коммунарского района славного города Запорожье. Надо встать на учёт, встать на очередь на квартиру, получать паспорт, оформить пенсию. Дел много у новоиспечённого военного пенсионера. Времена смутные. После августовского «ПУТЧА» кругом брожения, по телевизору несут всякую ахинею, не разберёшь, куда «наш паровоз летит» – кто за «разгон» Союза, кто наоборот за «тесную дружбу». При этом в магазинах продуктов всё меньше, ввели талоны на самые дефицитные – на мясо, масло и водку. В военкомате выдали мне справку для получения в милиции паспорта, поставили меня на льготную очередь на квартиру, как «представителя лётного состава» и сказал начальник второго отдела, чтобы приходил узнавать за квартиру месяца через три. Мол, проблем больших нет. Пенсию обещают оформить в течение месяца.

     Получил военный билет офицера запаса, потом и паспорт, вливаюсь в гражданскую жизнь. Чем буду заниматься, где работать, понятия не имею. Оказалось, что об этом я и не думал, так был занят увольнением, бумагами, приказами. Всё время ждал подвоха и на мысли о своём будущем места не оставалось. Наверное, думал, что всё образуется само собою. Как-то само собой пришло понимание того, что с моей «специальностью» я «нафиг» никому не нужен и «дело спасения утопающих – дело рук самих утопающих».

     В Запорожье я никого не знаю, к кому бы можно было обратиться по поводу работы. С лётной работы я не списан, мне 35 лет, думаю в этом направлении и двигаться. Первое, что пришло в голову, это аэропорт, авиация ведь там. Поехал туда, поговорил с командиром авиаотряда, тот охладил мой пыл, мол работы у нас у самих нет, да и что тебе летать на Як-40, а другого у нас и нет ничего. Есть в аэропорту ещё один отряд сельскохозяйственный на Ан-2, но об этом даже речь не заводили. Узнал я, что в аэропорту базируется ещё авиационный отряд запорожского моторостроительного завода с транспортными самолётами Ан-26 и Ан-12 и ещё какими-то. Решил и туда обратиться. Нашёл какого-то «ответственного лица» этого отряда, ведающего лётными кадрами в администрации завода. Тот меня выслушал и предложил зайти месяца через три, а сейчас у них какие-то преобразования и самим непонятно что будет.

     Попалась мне как-то информация о том, что в Киеве создаётся полу военная – полу гражданская авиакомпания на Ил-76 и приглашается туда лётный состав. Позвонил я туда. Мне популярно объяснили, что они берут готовых бывших военных лётчиков с Ил-76 со всеми допусками, с опытом работы, а зачем я им нужен, которого надо переучивать. Логично. В газете «Красная Звезда» видел объявление, что какая-то совсем непонятная «контора» приглашает бывших военных на какую-то непонятную работу. Как-то всё обтекаемо, неконкретно и туманно. Да и контора эта расположена в Алма-Ате. Я туда и звонить не стал. Что-то сильно мутное.  В общем будущее моё непонятно, да и настоящее тоже не очень.

     Приглашает меня один родственник поработать с ним, он   занимается   коммерцией в Твери. Делать мне всё равно нечего, поехал поездом в Тверь заниматься коммерцией. Принял я участие в одной Коммерческой операции по доставке из Твери в Грозный фуры БУ-шных импортных шин. Сопровождали эту фуру мы на 24-ой «Волге» которую тоже загрузили под завязку какими-то импортными «шмотками». Доехали вроде без приключений. Въехали в Чечено-Ингушетию ночью, дорога практически пустая, периодически попадаются какие-то непонятные посты на дорогах, с непонятными гражданскими лицами, жгут костры и как будто чего-то ждут. Обстановка какая-то непонятная и тревожная. Родственник куда-то сдал весь наш коммерческий груз и вернулся я в Запорожье. Заработал за эту поездку я каких-то денег, но не много.

    В Запорожье «ходят» листовки, в которых призывают к «разделу Союза», к выходу Украины из Союза и созданию независимого государства. Расписывают в этих листовках, сколько разных полезных ископаемых добывает Украина, вроде марганца и ещё чего-то, сколько пшеницы и другой сельскохозяйственной продукции выращивает Украина и всё это уходит непонятно куда. А вот отделимся и всё это будет оставаться в Украине и заживём богато и счастливо.

      Тут и пенсию мне посчитали, выдали пенсионное удостоверение и стал я в Сберкассе получать где-то более 700 рублей. Ещё недавно это были приличные деньги, а сейчас всё дорожает, многого просто в магазинах нет, как нет и большой радости от этой пенсии.

     А тут наступил декабрь, объявили про Беловежское соглашение, что Союза больше нет, а будет «нерушимый союз» независимых государств. СНГ   то есть.  И опять обещают, что заживём мы богато и счастливо. Теперь живём мы в независимом государстве Украина и от нас точно ничего не зависит. Поставили на паспорт штамп «Україна».

     Жду, когда подойдёт время идти в авиаотряд завода «Мотор Сич», теперь так называется Запорожский Моторостроительный Завод. В основном лежу на диване, смотрю телевизор на русском и на украинском, вначале украинская речь   с экрана как-то резала слух, особенно такие слова как «тэмношкирый» (темнокожий), но потом стал привыкать и дошло до того, что смотрю фильм и мне всё равно, на каком он языке. Лежание на диване достало меня, не думал, что ничегонеделание может быть таким трудным занятием.

     Наконец подошёл март, время идти в Моторсичевский отряд. Встретили меня там с некоторым недоумением и сказали, что им своих лётчиков девать некуда. На мою лёгкую растерянность обратил внимание один товарищ и предложил пойти поработать на завод в цех, а там, мол, видно будет. Работа несложная, платят неплохо. Он оказывается из 37 цеха и предлагает пойти к ним слесарем. Этот цех по сбору КОТов. Такое вот поступило мне неожиданное предложение, да ещё на какие-то КОТы. КОТ, это оказывается Корпус Опоры Турбины. Подумал я, что лучше любая работа, чем лежание на диване. Пошёл устраиваться, завели   мне трудовую книжку, сделали запись, что принят я в 37-ой цех слесарем 4-го разряда. Объяснили, что вообще-то сначала надо было принять меня   учеником, но, учитывая, что по диплому я «лётчик-инженер», берут меня сразу слесарем аж 4-го разряда. Учитывая, что специальность по диплому у меня «пилотирование и эксплуатация летательных аппаратов», как раз я и буду «эксплуатировать» часть двигателя летательного аппарата. Всё сходится.
 
     На следующий день пришёл я в 37-ой цех и стали меня знакомить с моей предстоящей работой. Бригада небольшая, человек шесть. Предстоит   мне   собирать корпус опоры турбины самолётного реактивного двигателя Р-11. Как раз такой стоял на Як-28П, на котором я пролетал десять лет. Не   думал, что придётся мне когда-нибудь участвовать в сборке этого самого Р-11. Двигатели эти завод уже не производит, но выполняет ремонты после наработки определённых часов. Двигатель на заводе проверяется и детали, которые не входят в ТУ, меняются. Вот эти детали завод и изготавливает. Корпус опоры это такая кольцеобразная деталь из тугоплавкого металла, куда вставляется подшипник и уже в него вставляется ось ротора турбины. Этот корпус приходит из цеха, где его выливают, моя задача обработать его от наплывов, лишнего металла, просверлить необходимые технологические отверстия, проверить на отсутствие раковин. Потом вставить туда сам подшипник и сдать.

     Вся обработка проводилась шлифовальной машинкой под романтическим названием «Фортуна». И сверлили ей же. Работала эта Фортуна на сжатом воздухе   и как я понял, на заводе много механизмов работало на сжатом воздухе, потому как на территории завода была большая компрессорная станция. Проверка на отсутствие раковин проводилась, как мне показалось, оригинальным способом – все уже существующие и новые просверленные отверстия закрывались резиновыми пробками, снаружи весь корпус обмазывался мыльным раствором, при этом почему-то   обязательно   использовалось   только «Детское мыло», и внутрь корпуса подавался сжатый воздух. Если воздух нигде на корпусе не пузырился, не выходил, значит корпус без раковин. Если появлялись пузырьки, значит есть раковина, брак в литье. Но брак не возвращался, а устранялся тоже довольно оригинальным способом. Брался в руки керн, молоток и щель, из которой шёл воздух, просто забивалась. Если забить её не удавалось по причине её большого размера, то отвозили корпус в соседнюю бригаду, где её сварщики заваривали.

     Следующей операцией была вставка подшипника в середину опоры. Подшипник представлял собой толстое кольцо из тугоплавкого металла, довольно тяжёлое.  Фокус состоял в том, что кольцо это было диаметром чуть-чуть больше отверстия в опоре и, чтобы его поставить на место, этот подшипник опускали в жидкий азот, там он сжимался и свободно вставал на место.   Потом   температура    его   восстанавливалась, подшипник расширялся и распирался в корпусе намертво. Последней операцией была отцентровка корпуса, поскольку после всех нагреваний и охлаждений корпус вело. Эта процедура была просто шедевром технологии – корпус вставлялся внутрь специальной железной конструкции и рычагом вроде лома производилась эта самая центровка. Да, технология впечатляла.

    Платили действительно относительно неплохо, практиковали работу по субботам, за это платили вдвойне. Вместо советских рублей появились украинские купоны-карбованцы, больше похожие на фантики, так вот этих купонов я получал больше шести тысяч в месяц.
 
     Поработал я здесь пару месяцев и решил уходить, потому как превращался я в какого-то робота – каждое утро к семи часам ехал на завод, целый день там монотонная работа. Вечером в восемь часов уже ложился спать.  Чувствовал себя каким-то механизмом и ничего впереди не светит.  Надо было с этим завязывать.  Уволился без проблем.

     Появилась мысль заняться коммерцией, как это делали многие вокруг. Разузнал, какой товар куда везут, понял, что можно купить в Запорожье дезодоранты и везти в Москву. Так и сделал. Тем более, в Москве у меня есть кузина, работает в одном большом магазине, вот через неё я и сдал в их магазин эти дезодоранты. Заработал какие-то деньги, но это так, на поддержание штанов.

11.10.2019 - Севастополь.

* - на фото - "Мои новые документы". 1991г.
     Фото автора.

Следующее:
http://www.proza.ru/2019/10/12/501