Как я учился в американском колледже

Евгений Шейнман
Евгений Шейнман


               Итак, мы (я с семьей ) едем! Чем заняться перед отъездом? Учить английский! С чего начать? Обычно ищут хорошего  репетитора. Но я же учил английский и в школе, и в институте. (Сдавали «тысячи», мой читатель это помнит... Мы их называли «миллиардами»). Я самоуверенно избрал свой путь, как оказалось , самый примитивный. Я стал просто заучивать  слова из словаря наиболее ходовые. Однако, одна особенность была — выискивал  технические термины, касающиеся моей специальности. Мне удалось найти и купить  большой технический англо- русский словарь.. Это  пригодилось впоследствии. Итак, я выучил 1500 слов.Жена в это же время учила английский (впервые) с репетитором (жена  - преподаватель французского).
             Приехали (не буду рассказывать о своих впечатлениях об Америке —  сейчас это  не наша тема).
             Буквально через неделю старший брат жены Борис, который уже давно живёт в Америке, устроил нас в школу для взрослых (я тогда  не знал, что в Америке очень распространена система обучения английскому языку  как второму). Это был класс, который находился в  обычной школе. Тут же во дворе мы познакомились с  несколькими «русскими» . Познакомились, поговорили. С трепетом  зашли в  класс. Большая комната, наполненная людьми разного возраста из разных стран. Симпатичная учительница. Мы с женой сели за первые  столы и включились в работу. Материал был очень лёгким (синонимы, омонимы и т.д.). Шум в классе стоял невероятный.
              Оказалось, что до конца курса занятий осталось несколько дней. У студентов (в Америке все, кто учится, будь то  в младших классах школы или на последнем курсе университета называются студентами) начали собирать сведения, чтобы офомить сертификаты об окончании курса. Когда подошли к нам, мы честно сказали, что проучились всего несколько дней.   Учительница махнула рукой и попросила нас записать свои  данные.
               На последнем занятии сертификаты выдали всем : и тем, кто  проучился целый месяц, и тем, кто учился несколько дней. Школа закрывалась на каникулы.
                Начали искать другую школу. Это оказалось не так уж трудно. С почтой приносили брошюрки с перечнем школ и их расписанием.
               Нашли как будто подходящую школу.  Подъехали туда, а там целый конкурс - свободных мест нет. Нам предложили  сдать  вступительный тест  и сказали,что  потом, по мере появления  вакансий, лучшие  будут приглашены.
               Сдали экзамен. Он представлял собой небольшое  сочинение на произвольую тему. Это мне было под силу. У меня было подготовлено несколько таких сочинений на треть страницы. Жена тоже легко с этим справилась.  Стали ждать. Действительно, через неделю нам сообщили, что мы с женой приняты.
                Выявилась одна небольшая проблема. Школа была очень далеко,  а билет на автобус  дорого стоил, каждый день туда и обратно — очень затратно! Денег -то у нас почти не было. И мы приняли героическое решение — ходить пешком! Вышли за два часа до начала занятий. Под палящим солнцем мы нашли школу,  затратив  1 час 15 мин. Так и начали ходить.  Мы приходили    взмокшие, в мокрых майках.  А ведьэто совсем   неприлично ,чтобы от тебя несло потом в обществе.
               Но  и с этим тоже справились:  приходили раньше и успевали переодеваться.
               Учительница была из Таиланда, очень симпатичная. Она поступила очень мудро — рассадила всех студентов за два длинных стола, за один стол посадила тех, кто более или менее говорил по- английски, за другой стол - тех бедолаг(вроде нас), кто почти не говорил. Так ,она и ходила между столами, давая разные задания. Между прочим, мы встретили там девушку из России. Она, оказывается, приехала в гости и  записалась в школу поучить английский. Закончились занятия и в этой школе, и опять мы получили сертификаты. Я так благоговел перед ними, что вставил их в рамочку и повесил на стену в квартире. Потом я только понял, что цена им - копейка.
               Заканчивался август с его временными школами, надо было выбирать постоянную круглогодичную школу. Сходили, посмотрели выбранную нами школу. Самое главное -  она была доступна  для пешего посещения — 30 мин, вполне преодолимо. З0 августа пошли записались и считали, что дело в шляпе! Пришли уже на занятия, ан не тут-то было! Нам устроили вступительный экзамен, целью которого явилось разделение всех записавшихся на две группы — начальную и более продвинутую. Американские тесты весьма сложные, хотя выглядят вполне доступными. Дается довольно длинный рассказ.  Надо понять его смысл. А затем надо было отвечать на вопросы по тексту. Если не понял смысла, не ответишь на вопросы. Причем ответить надо было за определенное  время. Я явно не успевал, время неумолимо заканчивалось. Рядом трудилась жена, и я стал беспардонно подглядывать у нее. Не помню, делали  ли нам замечания. На следующий день нас уже разделили  на две группы. К счастью, мы с Мариной вдвоем попали в продвинутую группу (я явно не заслуженно). Случалось, что жены попадали в одну группу, а мужья — в другую.
               И  вот , первый день занятий, ведет нащу продвинутую группу Катти Гулло (итальянского происхождения). Я еще не  понял качество ее преподавания, но сразу почувствовал атмосферу в классе, ее можно описать  двумя словами — не страшно. На другой день в класс ввалилась целая группа  «русских», с которыми в перерыве мы познакомились. Оказывается, они занимаются у нее уже второй год и рассказали ,какие были здесь  порядки . Чуть ли не каждый большой перерыв  переходили  на первый этаж и  там что -то праздновали:  то чей-то день рождения, то, когда  один из мексиканцев, повар по специальности, приносил прекрасно зажаренную курицу или еще что-нибудь вкусное .. Вскоре я и сам понял, что Катти - абсолютно одинокий человек, этот класс был ее жизнью.
              Подоспел чей -то день рождения, именинник что-то принес, чай вскипятили на кухоньке. Меня поразило, что все сидели тихо, вполголоса переговаривались, в общем, царила скука, и мне даже стало неудобно за  именинника : наверное он переживает, что так скучно. Потом я только понял, что такое «веселье» царит на каждом таком мероприятии, и американцы( вернее,эмигранты) не испытывают от этой скуки никаких неудобств.
            Не избежал этой участи и я. Этому предшествовала важная процедура выбора подарка для меня. Катти попросила меня выйти из класса (и еще одну девушку, у которой день  рождения был  в один день со мной). Мы вышли, я чувствовал  себя идиотом, так как не мог общаться с ней. Результатом этого важного совещания явился бумажник для меня. Не помню, что я с ним сделал, кому отдал, во всяком случае,  я не пользовался им  ни одного дня. Свой день рождения я провел в классе  традиционно скучно.
.              В нашем классе самой старшей по возрасту была, кажется, румынка  74 лет. У нее недавно умер муж, и она время от времени в  память  о нем устраивала  обеды. Потом она сама заболела ,и  приходил ее сын и приносил деньги, чтобы помянуть ее мужа.У Катти  это в конце концов стало вызывать раздражение, и она каким - то образом  прекратила это.
                А  как же занятия? Они шли своим чередом. Мы изучали в основном грамматику, в разговорной речи мы не практиковались. Удивительно, но я чувствовал себя совершенно свободно, принимал активное участие на занятиях   , часто  выходил  к доске писать предложения, не хуже других писал так называемые  «квизы» (короткий, оперативный тест) и сами тесты. Но, как только Катти меняла тему и переходила на  какой-то посторонний разговор, я чувствовал себя  беспомощным. Моя жена  почти свободно общалась с Катти. Я тоже ходил в школу почти с удовольствием. Рядом со мной часто сидел мексиканец из интеллигентной среды с высшим образованием (санитарный врач).
              Мы с ним договорились (с большими мучениями), что мы после школы будем возвращаться вместе домой и пытаться общаться. Дорога домой у меня занимала полчаса. И вот, началось: каждый день полчаса  мы прямо-таки извивались от напряжения, затем заходили ко мне домой, и я начинал учить его русскому языку... Марина услышала, как я учил ,и в пух и прах раскритиковала меня, так  что мне  расхотелось учить его. Ситуация разрешилась сама собой. Мой напарник внезапно исчез  навсегда. Ходили слухи, что он скрывается, что он  - чуть ли не революционер...
               Проучились мы в этой школе 8 месяцев, о ней остались светлые воспоминания, чему-то научились, кроме  главного — английскому языку. Отгуляли выпускной утренник,  все  принесли с собой много вкусностей, Катти впервые явилась не в брюках , а в платье, и танцевала со всеми по очереди.  Не всех она выпустила, но ко мне она благоволила и выпустила по высшему разряду...
                Моя жена ходила на занятия очень редко,так как уже работала в школе, преподавала детишкам французский, но Катти все равно выдала ей сертификат, хотя он уже был ей не нужен.
                Нас начал беспокоить вопрос : а что дальше, куда идти?
                Однажды, уже в конце учебного года, наш соученик Борис, который уже и ходить на занятия перестал, прямо в середине занятия ворвался в класс без разрешения и  весьма возбужденный  присел  ко мне. Громко, чтобы все слышали, он объявил, что только что зачислен в колледж (Сити- колледж) и уже нахватал кучу юнитов (потом я узнал, что юнит — это класс со своей специальностью). Я пытался его расспросить, как это было, но куда там!
                Чем мы хуже? С женой мы пошли в этот колледж и узнали, что такого -то числа будет  вступительное  тестирование. Пришли.Нашли  нужную комнату, там уже толпились страждующие. Я стоял чуть живой, жена была  спокойнее. Наконец нас впустили. Почему -то мы оказались за первыми столами. Тест был по - настоящему сложный. Смысл его заключался в том, что несколько человек на машинах о чем - то рассуждали , в том числе и о машинах. По мере  развития событий  в этом тесте  задавались вопросы , на которые мгновенно надо было отвечать, то есть выбирать  правильные ответы  из нескольких вариантов.  Вначале я подсматривал у Марины, которая довольно бойко отвечала на вопросы (по-моему, нам даже сделали замечание). Я приуныл, перестал поспевать даже за Мариной и уже смирился с тем, что я провалил тест, Чувствовал , что я отстал на несколько страниц и не знал, куда  я должен смотреть ,чтобы отвечать на вопросы.
                И здесь я понял, что мнение  об экзаменаторах как о каменных и неумолимых людях  неверное. Не знаю, может у меня было какое-то особое выражение лица, но вдруг экзаменатор подошел ко мне, перелистал несколько страниц и ткнул пальцем в то место в тесте,  где должен был находиться ответ, и ,не сказав  ни слова ,отошел. Я воспрял духом и уже знал, где я должен был подсматривать у Марины. Потом я только догадался, что я мог отвечать что угодно, все равно нас бы зачислили в студенты , только в класс  для начинающих. Так и получилось:  я был зачислен на более  низкий уровень (но не самый низкий!), а Марина — на уровень выше. Да, я забыл сказать, что вообще-то обучение в колледже  было платное, и оплата довольно весомая, также надо было покупать учебники (очень дорогие), но, так как мы нигде не работали, то для нас оно было бесплатным(!), а на учебники выдавали ваучеры.
              Вскоре мы узнали, что зачислены, и пошли на первое  собрание.
               Нас усадили за отдельные столики (я был с Мариной), и за каждый столик сели преподаватели, которые с нами начали беседовать.Нашу преподавательницу  понимала  кое- как только  Марина. Она  спросила ,сколько мы собираемся взять  юнитов и какие ,и в какое время дня: утром или вечером.Разумеется, мы хотели с утра. Я отважно попросил три основных юнита: грамматику, чтение и третий, хоть убейте, не помню какой. Да и первые два, по-моему, как- то звучали  по- иному, то есть я взял фултайм -  полную нагрузку. Жена взяла один юнит (грамматику)- парттайм (т.е. неполную нагрузку), так как она уже работала в школе. Мне выдали рюкзак для книг( жена,по- моему, не получила : из- за парттайма). Теперь мы должны были пойти  согласовать наши юниты с конкретным расписанием по каждому классу. Хорошо,что  Яна поторопила нас с этим.
     Все, что мы запланировали с первой преподавательницей , оказалось филькиной грамотой. Классы оказались переполненными. Более опытные студенты, зная это, поторопились. Нас же  буквально втискивали в каждый класс, причем жене (не забывайте, что мы уже с ней были разделены, т.к. Марина по результатам вступительных экзаменов  взяла класс более высокого уровня) достался вечерний класс, а мне — два вечерних и один утренний.
                После  всего этого вдруг  моя старшая дочь Яна начала настивать, чтоб я сдал экзамен по математике. Зачем? А так, на всякий случай... До всей эпопеи с колледжем я восстанавливал  свои знания по математике (по английским  учебникам),  имея ввиду в  будущем заняться репетиторством. Понятно, я все забыл, все- таки  со дня окончания школы и института прошло 40 - 45 лет!  Но, наверное, в подкорке что-то осталось, и восстановление знаний   шло довольно бойко. Поэтому, скрепя сердце , я согласился .Яна настаивала даже, чтобы и жена сдала экзамен по математике ( она была преподавателем французского языка) уж совсем неизвестно зачем. Жена благоразумно  отказалась.
              Яна  пошла и оформила мне  так называемый плейсмент тест( т.е.  должны были определить мое место в программе по математике). Тест был назначен на 8-е августа. Понятно, что все время до  теста голова была забита  только математикой. Наконец, день сдачи теста  наступил, я пошел в  колледж, нашел нужную аудиторию, заглянул, и что я вижу? Аудитория забита студентами, которые что-то усердно пишут. Выглянул преподаватель   и сказал, что это сдает тест  первая очередь , и что меня позовут, когда будет сдавать моя группа( конечно ,я все понял весьма и весьма приблизительно, а может понял что-то другое.) .Теперь я начал переживать, пойму ли я, когда меня  позовут. Кроме того ,меня мучило то, что тест будет на компьютере : я никогда в жизни не сдавал тесты по компьютеру! Вдруг экзаменатор будет мне что-либо объяснять  про порядок пользования  компьютером  во время теста, а я не пойму!
                С горем попалам я понял на какую клавишу  надо нажимать, чтобы появился  вопрос,
 и на какую, чтобы отправить ответ.
                Итак, я отважно вызываю первую задачу. В задаче много текста и некоторые цифры. Я чувствую, что задача примитивная, арифметическая, но я не могу разобраться с текстом. Я сидел  над этой задачей минут 10, т.е. непозволительно долго (кстати, по-моему, возвращаться к пропущенной задаче было нельзя. Я уже хотел все-таки пропустить эту задачу,но в последний момент   я разобрался с текстом и написал ответ (сама задача была очень легкая). Правильный ответ! Вызвал следующую, задача  была более сложная, но зато не надо было разбираться с большим текстом. Ура! Опять верно. Следующая  была  чуть сложнее (но еще в пределах арифметики). Верно! Меня охватил азарт, я с нетерпением вызвал следующую задачу. Плавно перешел к алгебраическим задачам.Большинство ответов  были верными, но случались  и неверные. Перешли на геометрию и тригонометрию. Я уже был спокоен, так как чувствовал, что большинство ответов правильные.
                Только ,когда пошли  сложные тригонометрические функции, я стал чаще  отмечать ответы наугад, но таких было мало.
                Все! Душа моя ликует! Я чувствую необыкновенное вдохновение... Экзаминатор колдует над моим компьютером и выдает листок с результатами. Я не поверил своим глазам — я
 заработал 83%! Мне казалось, что это была  необыкновенная оценка (только потом, когда стал учиться, я узнал, что 83% - это скорее всего соответствует четверке (или по американским меркам  «В»). Или я ошибаюсь? Далее следовала рекомендация   взять класс  с высшей математикой (калькулюс).
              Я безмерно гордился этими результатом , шел домой, чувствую себя совершенно счастливым.
              Потом, когда я занялся репетиторством, я всем своим ученикам говорил об этих результатах  (удивляясь , почему они не восторгаются...)
              Сгоряча  я заявил , что беру еще один юнит  по математике. Но в колледже  мне деликатно  порекомендовали не торопиться.
               И вот наступил первый день занятий. Как сейчас помню свою первую аудиторию- 201.
С трепетом вхожу в нее. Все незнакомые лица, почти незнакомая речь. Вдруг я вижу  чем- то мне  знакомое лицо девушки. Кто она? Да никто! Просто у нее русское лицо. Я обратился к ней по- русски и... попал в точку! Я обрадовался — наша! Прежде  всего я осведомился, понимает ли она английскую речь, она ответила утвердительно. Я обрадовался и просил разрешения пристроиться  рядом к ней , и объяснил ей  свои переживания - непонимание английской разговорной   речи. Попросил её  подсказывать мне, когда учитель обратиться ко мне. Она  согласилась.Звали ее, как и мою старшую дочь , Яна.
                Начались занятия. Оказалось, что объяснения по предмету я понимаю  так же ,как в и  школе. Как только речь сворачивала в сторону  на что-то постороннее — я ничего не понимал. С самого начала почувствовал благожелательное отношение ко мне. Яну же наша преподавательница  почему-то не жаловала.
                Нам задали написать прямо на уроке  мини-сочинение о том, что больше всего нас удивило  в Америке.  Я написал, что  меня удивило то , что здесь в Калифорнии   зимой (правда в том городе, в котором мы жили, и где никогда не бывает снега, но все-таки достаточно холодно) можно увидеть одних  людей в зимних куртках, а других -  в шортах и в футболках в очень холодные дни.
              Учительнице так понравилось мое сочинение, что она прочитала его перед всем классом.
               Так же положительно учительница оценивала и мои  другие работы. Я думаю, что хорошему отношению способствовало одно обстоятельство: наша учительница  часто приводила примеры  заздравных тостов, я же случайно нашел где- то целый сборник тостов. Представляете? Грех было не воспользоваться такой возможностью. Я вручил сборник учительнице, которая пришла  в   полный восторг.
           Яне же частенько доставалось:  учительница   возвращала ей работы  с требованием что-то исправить. Из деликатности я не спрашивал Яну, в чем дело, она же  как бы невзначай закрывала тетрадь рукой. Я заметил, что теперь, когда я просил ее, чтобы она  перевела   что-либо мне  непонятное  , она отвечала с заметным раздражением (но переводила...) После этого семестра я больше никогда Яну не встречал  в колледже. 
                В американских колледжах в середине семестра пишется так называемый мидтерм, то есть контрольная работа середины семестра,  а потом  файнел (финал), то есть заключительную  контрольную работу за весь семестр. Помню первый свой файнел в этом классе, как  я волновался, как готовился к нему. Он оказался нетрудным, и я был уверен, что все правильно(за исключением пары случаев,  и это меня немножко мучило, но в целом я был уверен). Помню ,как я шел домой  после файнела, пошел дождь, и я забежал в большой магазин. Я стоял там  совершенно счастливый, как  в юности после экзамена.
             Учительница мне так понравилась, что я на следующий семестр записался в ее  класс, но записалось всего 7 человек, этого было недостаточно. Она сама прямо во время занятий развела нас по другим классам, где уже был полный комплект ,и нас втиснули туда сверх нормы.
              В других классах  было  немножко тяжелее, имею ввиду тесты. Так, в классе чтения  тесты были похожи  на вступительный тест. Раздавались листки с каким- нибудь рассказом, довольно трудным по содержанию. Надо было досконально понять самые тонкие моменты рассказа, чтобы ответить на вопросы.  Домашние задания были подобными. Мы читали в течение семестра одну и ту же книгу  и на ее основе должны были писать мини-сочинения так, чтобы в нем отражались ответы на заданные  вопросы.
              Уже в более старших классах   в  течение семестра нам давали задание прочитать целый роман.Помню его название - «Лупита Маньяни». Это был уже не учебный  материал, а настоящая литература со сложным сюжетом, с тонкостями движения человеческой души.
               Были у нас и такие занятия: учитель  записывал на доске какой-нибудь диалог, класс делился на две половины, и мы хором читали за одного и другого человека (в  этом было что-то детское).
               Весьма распространенным во всех классах было деление класса на маленькие группы, эти группы собирались   в кружок (сиркл) и беседовали по теме урока. В этом случае я еще мог кое- как поддерживать разговор, но только беседа сворачивала  немножко в сторону, я отмалчивался. Или, например, однажды каждой группке было предложено выбрать любую тему, разделить  ее на  каждого и потом выступить каждому перед классом. Наша группка  пошла в библиотеку и начала «обсуждать». Для меня это было мучением, но я тоже что-то вякал, предложил  работать над темой  геноцида в одной африканской стране (забыл страну). Эта тема в СМИ в то время была популярна.. Но мои партнеры (вернее партнерши) почему- то выбрали тему смертной казни(!). Вообще- то  тема  была ,действительно, интересной.
              Во всех классах делали  презентации. Это означало, что надо было  написать   доклад  на заданную тему. Например, на тему — насекомые. Надо было выбрать «свое» насекомое и, написать доклад и выступиь перед классом, не заглядывая в бумажку. В колледже была хорошая библиотека, не помню, как дело обстояло с  интернетом, это было самое начало нулевых. Что выбрать? Я вспомнил, как в детстве в пионерском лагере за обедом ,  не глядя в кружку, я выпил свой компот, не заметив плавающую там осу, которая меня укусила  в  язык! Было не очень больно (гораздо больнее было тогда , когда оса  укусила меня  в голову), но язык  распух, и я им еле   ворочал.  Итак, я выбрал осу. Это и было обоснованием выбора такой темы. Доклад занял , по -моему, две печатные страницы. Пару вечеров я его учил (я считал это весьма полезным для здоровья) и в назначенный день оттарабанил доклад наизусть (те, кто знал язык, разумеется, могли пересказать его своими словами), причем воспоминание  о моем бедном укушенном языке вызвало дружный смех.
              В другой раз я описывал медведя как символ России. Правда, вначале  думали, что  я говорю о пиве: по звучанию эти слова - пиво и медведь по-английски звучали очень похоже, вскоре недоразумение было устранено.
               Была  также презентация о системе обучения в СССР и  в современной России. Я даже принес на презентацию и предъявил свою золотую медаль. Главным вопросом было: действительно ли она  была золотая?  И были разочарованы, узнав, что она лишь позолоченная и не имела никакой денежной  ценности.
              Были и другие презентации. Например,  надо было рассказать о типичных предметах в странах , откуда  приехали  студенты. Я выбрал пиалушку -  круглую чашку без ручки, из которой в Узбекистане любят пить чай.
             Иногда получалось так , что накапливалось почти в одно и то же время сразу несколько презентаций, и я  вечерами заучивал свои  доклады целыми страницами ( а ведь их надо было еще и написать!).
              Была у нас одна молодая учительница из Таиланда. Она старалась от души. Придумала перечень вопросов,  ответами на которые надо было оценить содержание выступлений студентов,  дать характеристику выступившего студента и т.д. Методика была придумана так, что каждый отвечал на все вопросы . Каждый получал толстую пачку заполненных форм
от всех , и сам снабжал всех анкетами. Таким образом я мог узнать мнение о себе от каждого студента( эта пачка где-то у меня хранится до сих пор). Было интересно прочитать о себе.   Публика у нас была весьма либеральная, поэтому ни одного плохого слова о себе  я не нашел (замечания,конечно, были).
                Отношение  преподавателей лично ко мне было весьма благожелательным. Я вспоминаю одну учительницу. Она задала какой-то вопрос всем и начала спрашивать всех рядом  со мной. Я не знал ответа и, видимо, это было заметно по моим глазам. Тогда она  спросила одного  студента, сидящего впереди меня, другого - позади меня, слева и справа, пропустив меня, не желая, по-видимому, ставить меня в неловкое положение (я был самым старшим в нашем классе — мне было более шестидесяти лет).
                Другой учитель  попросил найти синоним слова «вид» (не уверен, может быть другое  слово), все предлагали свои примеры, учитель продолжал опрашивать, пока я не сказал слово «сорт».Учитель был в восторге, с тех пор заметно выделял меня.
                Наиболее замечательный случай произошел  с одной молодой учительницей. Она предложила придумать предложение на сравнение. Я написал (разумеется, на английском):
«Воздух был чист , как поцелуй ребенка». Учительница пришла в неописуемый восторг( я скромно умолчал, что я позаимствовал этот пример  из «Героя нашего времени» Лермонтова). Она с удовольствием прочитала это всему классу. Не уверен,что кто-то из студентов смог  оценить это ,действительно, гениальное сравнение!  С тех пор я приобрел  у нее непререкаемый авторитет, она мне ставила  «А» (то есть 5) по всем работам, не читая их.
                Была у нас странная учительница, довольно немолодая, она въезжала в класс в шортах на обыкновенном самокате. На первом занятии она дала нам задание  написать что-то вроде эссе о  роли телевидения, или мобильных телефонов и т.д  и т.п. в  современной жизни. Я написал о телевидении - в свободной манере. До этого в другом классе мы учились академическому письму, которое включает вводное предложение, определяющее тему статьи, основную часть и заключение. На следующем занятии   она раздала наши работы. На моей было написано :
«Надо  увидеться.»
      К концу занятия я подошел, больше всего опасаясь, что я ее просто не пойму. Кое - как я понял, что она не может зачесть мою работу, так как не соблюдал правил построения работы. Больше никто к ней не подходил, хотя я очень сомневался, что на первом же занятии все соблюдали правила академического  письма. Поэтому я (с большим трудом) задал ей вопрос:
«Что же Вы  считаете меня  хуже всех?». Она замялась и неопределенно пожала плечами. С этого я с ней начал заниматься, а закончилось  тем, что на последнем занятии она только одну мою выпускную работу прочитала перед  всем классом (кстати, мне показалось, что некоторые  студенты были этим   не очень довольны).
               Самый необыкновенный случай  произошел с  другой нашей учительницей. Мне казалось, что она  была несколько   суховата со мной. Я  побаивался её. Перед самым файнелом мы писали какое-то сочинение. На файнел для подготовки  были даны пять примерных  вариантов тем.Какую выбрать? Как поступил я? Правильно подумали! Я заготовил дома все пять вариантов... Наступил день файнела, и учительница поступила самым иезуитским образом: она сказала, что проверит работы к следующему занятию, ( обычно после файнела мы уже не приходили в класс и часто  даже не знали, какую оценку заработали),  предложила  принести еду, чтобы отпраздновать окончание семестра. Нам это прибавило настроения.
Итак мы пришли, учительница была необычайно весела, предложила вначале отпраздновать, а затем  она  раздаст работы. Нас это озадачило, но и успокоило — значит с работами все в порядке. Поели и попили (хотя на душе  было  неспокойно). После этого учительница, очень  веселая, раздала работы. Гробовое молчание, затем невообразимый шум. Почти все работы были не зачтены, кроме нескольких, и среди них... моя! Она объявила, что  премирует  меня словариком и тут же его вручила. Не веря своему счастью, я поспешил домой, остальные же бросились к учительнице, не зная , что им делать дальше. Не совсем  понял, до чего они договорились, кажется, решили сдать все работы,которые писали в течение семестра. Не думаю,что кто -то принес их с собой, значит, в тот день  не всё ещё   для студентов заканчивалось. С какой целью учительница так жестоко обошлась с классом, я не знаю.
                Самый анекдотический случай призошел еще с одной учительницей. Она кого-то заменяла, не следила за программой, мы сильно отстали и подошли к файнелу,  когда еще оставались непройденными куча параграфов. Ну , думаем мы, тем лучше: меньше материала 
надо  будет повторять. Но... не тут -то было: она предложила писать файнел именно на те параграфы, которые мы не проходили! При этом она намекнула, что за результат те, кто придет на файнел, могут не беспокоиться, мол, пришел, значит, сдал! И это Америка!(правда,  сама она была немкой). Что делать? Писать хоть что-то все равно надо было, и мы готовились по незнакомым параграфам. По-моему, я чуть-чуть списывал у Марины. Результаты этого творчества мы так и не  узнали, ну и хорошо!            
                Когда мы учились, впервые в колледже  ввели волонтерские программы. Они заключались в том, что в каком-то семестре (не помню, в каком) все студенты должны где-то бесплатно работать  не менее 16 часов за семестр. Причем, эту работу студенты должны были  найти сами (!). Началась суматоха, никто толком не знал, что делать. Оказывается, можно было работать в любом месте : в музее, в центре по оказанию помощи бедному населению и т.п. Я с моим английским  не мог пойти  в подобные места. Я предложил руководителю программы (одному из наших преподавателей) поработать репетитором в классе математики. Он согласился.
                Итак, в один прекрасный  день после своих занятий я явился в класс математики, представился преподавателю и кое-как объяснил ему  свою задачу. Преподаватель повел меня в «учительскую», где дал мне общественный бейджик, показал классный журнал, где я должен был расписываться за потраченное время. Я осмотрелся. В классе было  около 40 студентов. Там уже работало несколько штатных репетиторов, с которыми  я никогда не общался, т.к. они смотрели на меня с неприязнью : еще бы, отбираю их хлеб! Я начал обходить студентов и  рассматривать, чем они занимаются.Я увидел, что математика в этом классе достаточно простая, вполне мне по силам, хотя что-то надо было повторить: это я делал дома перед каждым занятием. Уже в первый день мне начали задавать вопросы, которые я понимал с  трудом, но по записям в их тетрадях  мог догадаться , какая у них была проблема и чем я мог им помочь. Я просто брал карандаш и  записывал решение.
(Вообще-то, я испытывал колоссальное напряжение...) Уф! Первый час первого дня закончился. Я с удовольствием снял свой бейджик , повесил его в «учительской»  и  расписался в  журнале.
                Дело пошло. Я привычно входил в класс, цеплял на шею бейджик и начинал обход студентов. Студентам нравилось, что я просто решал за них примеры. Я приобрел свою «клиентуру», и ко мне ,бывало, выстраивалась очередь. Я выработал свои 16 часов и последний раз расписался в журнале. У меня, правда, иногда возникала мысль продолжать занятия и после 16 часов, некоторые мои сокурсники, которые волонтирили в других местах, так и делали. Я не решился. Потом долго еще я иногда подходил к классу и заглядывал в окно, и сердце у меня немного щемило...
                В последний семестр я решил взять не языковые классы, а уже специальный класс по … «Логике». С чего вдруг? Мне еще со школьных времен нравилась логика (напоминаю, что в нашей прошлой жизни в 10 классе мы учили логику с психологией, а мой старший брат  застал то время, когда отдельно существовали предметы «Логика»\и «Психология»). Потом  в студенческие времена  я для собственного удовольствия ходил в городскую библиотеку и засиживался над книгами по логике. Конечно, я сознавал, что брать в колледже специальный  класс - чистая авантюра. Если в языковых классах я понимал преподавателей, то в специальном классе преподаватель уже не будет учитывать  то, что  некоторые  студенты могут       испытывать затруднения с английским. Но я надеялся, что мое минимальное знание логики с давних времен  поможет мне.
                И, вот, я пришел едва ли не первый, сел возле окна и стал ждать. Мне было любопытно посмотреть, кому еще нравится логика. Народ собрался - полный класс. Пришел преподаватель и объявил, что наряду с чистой логикой  будем заниматься и философией. С чего бы это? Потом я понял, что  на самом деле  он преподает философию и в нагрузку ему дали  ещё и класс логики. Начали с философии. Почему-то на этом этапе я почти все понимал. Впоследстие я писал целые философские трактаты, получал хорошие оценки и выступал с презентацией. Самым неприятным   для меня  было то , что  после презентации мне задавали вопросы. Я не понимал, о чем меня спрашивают, и  изворачивался, как мог. Например , я отвечал, что  мне нечего было добавить... (Эту фразу по-английскм я знал).
 А как же логика? Иногда занимались и ею. К моему удивлению ,то ,что он нам давал ,мало походило на то, что я  изучал в молодости. В общем - то, было трудновато. Не помню, писали ли мы  тесты по логике (в основном ,писали по философии). Зато файнел он дал чисто по логике, довольно трудный, по - моему ,мы не все даже проходили.  Перед  началом тестов он пытался нас успокоить, мол , он не будет слишком строг  к нам... Я вспомнил что-то похожее с учительницей- немкой( см. выше). Я  думаю, что написал неплохо. Первый раз увидел, как студенты бесцеремонно  списывают. Здесь обычно с этим очень строго. Как  мы написали файнел, мы так и не узнали, так как учитель торжественно объявил, к всеобщему ликованию, что это  был последний день занятий (хотя занятий по расписанию оставалось еще хороших две недели...). Он объяснил это необходимостью куда-то  срочно уехать.
                Проучился я в колледже 7 семестров или три с половиной года! Что я могу сказать?  Разные были события, самое удивительное случилось в самом начале. Одна женщина похвасталась , что ее дочь числится в  какой-то таинственной программе, в соответствии с которой она получает стипендию. Я долго допытывался, что это за программа,но та только неопределенно махала рукой. Кто-то подсказал мне сходить в финансовый отдел. Мы с дочерью (как владеющей английским языком)  и женой пошли туда . Оказалось все просто. Задали вопросы :работаю ли я( с учетом моего возраста -нет), работает ли жена  (потребовали справку, причем ,за прошедший год), - тогда не работала. Все, я подходил этой программе, и мне назначили стипендию! За семестр 2000 долларов! Поистине страна чудес! Эта лафа, к сожалению, длилась только один год, жена стала работать и действие программы прекратилось. Но мне выдавали ваучеры, на которые я мог в магазине  колледжа покупать учебники и словари, кстати, очень дорогие.
               И  здесь действует весьма хитрая система: все учебники действовали только один год, на следующий год были уже другие учебники, так что надо было раскошеливаться снова (были учебники, которые стоили до 300 долларов). Самое главное, мне не надо было платить за учебу! Таких, кто учился бесплатно , подвергали контролю — действительно ли  они успешно учатся  или валяют дурака... Этот контроль  осуществляли так называемые канцлеры (советники) .Они перидически вызывали на «беседу». Что мне было делать? Я не мог поддержать беседу на аглийском языке. Так я придумал вот что: моя дочь в назначенное время приходила (как она отпрашивалась с работы, я не знаю) , и мы с ней заходили вместе. Дочь объясняла, что я стесняюсь и еще не могу поддерживать беседу по- английски. Моя дочь- красавица ,и канцлер может быть поэтому  охотно болтала с ней, а я тихонько сидел, на этом контроль заканчивался.         Так было несколько раз, а я все стеснялся и не мог поэтому поддерживать беседу.
               Чего я только не делал, чтобы, наконец, начать понимать других.  Мы должны были заниматься в так называемых лабораториях (сокращенно- лаб). Это были индивидуальные  занятия : одевали наушники и влючали нужную программу. Я обычно включал программу, по которой  задавали вопросы  или просто  о чем -то рассказывали, а я должен был отвечать на эти вопросы или поддерживать беседу, успевая понять, что от меня хотят. За  семестр нужно было выработать определенное количество часов (насколько я помню  -20 часов). Это автоматически подсчитывалось, и каждый мог посмотреть, сколько у  него часов  на специальном компьютере. Я обратил внимание ,что многие студенты попросту халтурили: уходя в свой класс на занятие, они включали счетчик, а по окончании урока выключали , зарабатывая, таким образом, часы. Я  относился к этому серьезно, часто по вечерам специально приходил в колледж и добросовестно занимался. Увы, я убедился, что все эти занятия  мало эффективны, так как в наушниках я слышал отчетливую , размеренную речь, я все понимал, легко отвечал на вопросы и поддерживал беседу. Но.... это было далеко о реальной жизни.
               Я  выписывал  откуда только мог ходовые выражения и вопросы и  заучивал их. Я подсчитал, что таким образом я выучил 800 выражений! Но почему-то не мог их использовать на практике. Я пошел в класс дополнительных занятий, но там в качестве репетиторов работали студенты- волонтеры,  а их способность учить других была весьма сомнительна. Дошло до того, что я сам учил студента-волонтера   , как учить меня. Я дал ему перечень вопросов  . Он послушно их мне задавал, а я отвечал. Но все это было не то, что надо.
               Вместе с тем я прекрасно  писал тесты, почти все на «А». Несколько раз  я написал тесты лучше всех в классе и даже получал от учителя «премию» -   красивый карандаш. Однажды я даже ухитрился написать лучше всех тест ,в котором  учитель произносил слова с неясным произношением, а мы должны были точно определить,какое слово было произнесено и т.д. 
               Больше всего я боялся, что  не пойму, если  учитель будет устно объяснять, что делать, но, к  счастью, в большинстве случаев все, что надо было сделать в тесте, было написано на листке с заданием. Пару раз случилось, что задание давали устно, и я попадал в ловушку. Так, однажды, я написал лишнее сочинение по логике — оно значилось в семестровом задании , и учитель как раз объяснял, что его писать не надо. Потратил на это сочинение много времени и был ошеломлен тем , что все это  было сделано впустую. Все в классе  смеялись, а учитель пожалел меня, принял сочинение и поставил «А». Пару раз я просил дочерей, чтобы они позвонили моим одногруппникам узнать (я  предусмотрительно взял  их номера телефонов),  что надо было делать в домашнем задании.
               Получил ли я что -нибудь от учебы колледже? Безусловно. Я легко переводил тексты (это позволило мне публиковать статьи в центральных московских журналах в виде обзоров американской печати), научился писать в академической манере (то есть по всем правилам грамматики), что позволило мне помогать старшей дочери, которая училась тоже в колледже и работала, у нее не всегда хватало времени, и я писал ей некоторые сочинения (и она получала за них «А»!). А понимать американцев мне не всегда удается. Я думаю , что в колледж надо идти уже со знанием хотя бы бытового разговорного языка.
                Прошло 14 лет , как я окончил учебу в колледже. Об этом времени я вспоминаю с большим удовольствием. Мне нравилось носить за плечами рюкзак с  учебниками. Мне нравилось испытывать юношеские волнения и школярские желания. Я помню, как во время вечерних занятий вдруг погас свет и учитель отпустил нас домой. Как мы были рады! Как когда-то в школе... Потом, когда я шел на вечерние занятия, я высматривал, есть ли свет в окнах. Увы, больше такой лафы не было. Я с удовольствием вспоминаю, как я волновался перед каждым тестом, как с замиранием сердца я ожидал результатов. Я с удовольствием  вспоминаю наших учителей, все они были добры и снисходительны ко мне.
              После окончания учебы  я иногда  приходил в колледж, обходил территорию, смотрел : вот на этой скамейке я сидел, остывая после очередного теста. Обходил те аудитории, в которых я занимался. Вот 213-я аудитория, в ней я больше всего занимался,  подходил к тому  столику ,за которым я сидел, атмосфера вокруг меня, как будто сгущалась, сердце начинало учащенно биться...
              Счастливое  было время!