Абсолютная бесперспективность жизни для молодежи в царской России в 60-е годы 19 века привела к рождению "русского франкенштейна", чьё "тело" было составлено из молодых и яростных нигилистов, одержимых ненавистью к существующему строю, и, горевших жаждой реванша. В 70-х годах эти тенденции усилились - маховик начал набирать обороты. http://www.proza.ru/2019/10/08/71
После смерти Писарева - апостола радикальной молодежи 60-х - на смену ему пришли другие "вожди" - Бакунин, Герцен и Чернышевский. Эти люди уже не просто звали к ниспровержению власти, но прокладывали к будущему прямые пути.
Безоговорочным авторитетом для молодых стал умный, выдержанный и уравновешенный Н.Г. Чернышевский со своим "романом-библией" "Что делать?" На вопрос "что делать именно теперь?" он ответил предельно конкретно:
* Постепенно создавать в существующей обыденности контекст будущей жизни, зародышем которой должно стать социалистическое производство.
Создавать артели и кооперативные предприятия, в которых собственником средств производства и выгодополучателем будут трудящиеся.
* Просвещать крестьян, выделять лучших их представителей и создавать крестьянскую сеть.
* Заниматься собственным самосовершенствованием в традициях "русской йоги".
Практика показала, что из всех пунктов годился только третий. Социалистическое производство в капиталистической стране не сложилось (его съедала конкуренция, да ещё сказывались недостаток опыта и прилежания).
С просвещением крестьян дело обстояло совсем плохо, так как последние, хотя и ненавидели помещиков с их неуемной алчностью, тем не менее, в царя верили и ждали от него помощи. Интеллигенцию же категорически отрицали.
Зато с самосовершенствованием все получилось наилучшим образом и, в конце концов, в России был-таки выкован тот особый человек "сool", который впоследствии ошибочно стали называть "пламенным революционером".
Рахметов из романа Чернышевского и являл собой такой совершенный эталон. Это был образец сильного, бесстрашного, умного, волевого и таинственного деятеля орденского типа. Именно такие люди и нужны были революции. А то, что было востребовано временем и нуждой, то и стало появляться.
Откуда-то явились вдруг какие-то решительные мальчики и девочки, которые, порвав со своей средой, вступали в тайные общества и ввязывались в смертельную игру с системой. Сытному существованию они предпочитали жизнь бедную - полную лишений, тревог и риска. И эти странные молодые люди готовы были пожертвовать ради идеи всем. Даже жизнью. Они не боялись ни смерти и ни каторги.
По молодости, довольствовались они самыми простыми идеями - счастья народа, справедливости и революции. Ни на какие компромиссы с властью не шли и каяться не собирались. Это были чистые пассионарии, явившиеся в мир для того, чтобы подвинуть толстозадую Россию с её насиженного места, толкнуть, зажечь, возмутить, ибо в крови их стучало: без разрушения старого невозможно построить новое.
Над этим можно сколько угодно потешаться - однако такова правда, неприемлемая для нежных нервов. Она записана в древних арийских ведах и провозглашалась устами богов. "Все ветхое и шатающееся должно быть разрушено, - говорили они. - А на очищенном месте будет построен новый мир!"
Вот почему молодые люди 60-х-70-х годов 19 века, вызывая огонь на себя, терпеливо делали "задел" нового. Так они двигали Россию в будущее.
Нынешние либералы , помнится, много юродствовали по поводу слов "Интернационала" - "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем..." - а потом сами же принялись тихой сапой растаскивать социалистический мир. Сначала они хихикали и переглядывались, потом делали подкопы и задменяли хорошие кирпичи гнилыми, а затем откровенно начали качать основы и все крушить, действуя взрывчаткой и кувалдой.
Мы помним, как старательно либералы разваливали советскую жизнь, как они создавали в уже существующем мире зародыши иного. И сегодня мы видим, как через старую, привычную жизнь все больше проступают черты жизни чуждой и непонятной. А лик будущего все ясней видится как раскаленная медная маска кровожадного Маммоны.
Это будущее создавали и приближали отрицатели старого, одержимые новым мировым порядком. Они ненавидели все: государство, семью, традиционное устройство жизни, образование, экономику, культуру, науку, народ и сам тип советского человека. Советский Союз они разрушили "до основанья". Они и разрушили все, что только можно было разрушить, превратив цветущую страну в развалины. Вся территория СССР была подвергнута гуманитарной бомбардировке, которая продолжается и сейчас.
Однако следует знать, что разрушители являются в мир только для разрушения. Строить они не могут. Как правило, такая пассионарная сила конкретного будущего не планирует, довольствуясь туманными идеями (социализм, глобализм, фашизм), заброшенными в её сознание заинтересованными и, использующими её, лицами.
После них на расчищенное место приходят другие люди, которые и строят новое. Они являются со своими, незаимствованными идеями, точными проектами, которые начинают воплощать в жизнь.
60-е -70-е годы 19 века в России были ознаменованы приходом чистых разрушителей и ненавистников. Эти сильные, одержимые люди ничего не боялись, ни перед чем не останавливались - они просто выполняли свою миссию. Эта Белокурая Бестия явилась для того, чтобы плясать на костях старого мира. Она и плясала, сея разрушение и ужас.
В свете этого и стоит рассматривать философию Ницше, который первым засвидетельствовал рождении этой страшной, слепой и холодной силы, - "Белокурой Бестии" - пробежавшей по всей Европе.*
________
Что касается России, то её "Белокурая Бестия" вполне могла бы удовольствоваться любыми идеями. И, если бы не подвернулось учение о социализме, то её сила направилась бы в любое другое, даже в криминальное русло.
________
Во всех странах одновременно появились похожие "холодные люди", которых гитлеровские нацисты назвали "женихами смерти".
Немецкий философ и историк Меллер писал о людях, манифестировавших собой тело "немецкого франкенштейна", как об индивидах, воспринявших "фашистский стиль".
Однако, мне думается, что он не совсем прав, ибо стиль - это все-таки внешняя сторона явления. В действительности же, нигилизм - это мировоззрение. Это мироощущение. Это страсть. Это - миссия.
Что же породило эту ярость и страсть?
В работе "Воля к власти" Ницше, анализируя причину появление "самого страшного из гостей, стоящего за дверями" - нигилизма, - пишет о том, что рождается он из длительного пессимизма.
Пессимизм же является следствием бессмысленности жизни, когда старые идеи и ценности не только обесцениваются, но и становятся обвинительными приговорами стареющему обществу - тому, что должно быть разрушено.
Начало: "Русский Франкенштейн"
http://www.proza.ru/2019/10/08/71