Горбатая братия. Гл 14 На востоке

Юрий Глухих
Утром мы надели цивильную одежду и уехали на рейсовом междугородном автобусе в Фергану. Там Денис отправил телеграммы в КСС о завершении маршрута. Антон с Верой торопились домой, и мы расставались с ними на автовокзале. Они купили билеты на автобус до Ташкента, а там планировали, если повезёт, взять билеты на прямой авиарейс в Ригу или добираться через Москву.
Было грустно осознавать, что поход закончился, все трудности и радости путешествия позади, и остаются лишь светлые воспоминания о прекрасно проведённом времени вдали от цивилизации. Я расчувствовался, глядя, как ребята тепло прощались с Игнатьевыми. Я подошёл к Антону и крепко пожал ему руку: «Антон, очень рад был знакомству с тобой! Спасибо за компанию!»
- И тебе спасибо! Ты настоящий мужик! – он хлопает меня по плечу. Его признание дорогого стоит. Мы обнимаемся.
- Счастливого пути! – говорю я Антону и поворачиваюсь к Вере. У неё на глазах наворачиваются слёзы.
- Целоваться не будем? – игриво спрашиваю я Веру и приближаюсь к ней чтобы приложиться губами к её румяной щёчке.
Внезапно она встречает меня крепким поцелуем в губы, нежно обнимая руками за шею и касаясь меня своей пышной грудью. Я инстинктивно прижимаю её к себе. Меня накрывает девятый вал, как в известной картине Айвазовского. В голове туман. В ушах галоп необузданного скакуна – это я слышу биение своего собственного сердца. В жилах мощно пульсирует кровь, и мне становится тесно в своей одежде. Меня бросает в жар. Чёрт возьми! Это уже совсем не похоже на дружеские объятия! Я отпускаю свою мёртвую хватку и обалдело смотрю на Веру. Она зарделась от смущения (не могла не заметить моего возбуждения), но глаза сияют удовольствием. Ей откровенно нравится чувствовать себя желанной женщиной. А ведь ещё совсем недавно я был уверен, что она не из тех, кто сводит мужчин с ума.
Глядя на нас с Верой, Антон вздёрнул брови от удивления, но ничего не сказал. Алёна прикусила губку, ей, очевидно, что-то не нравится, и я сам удивляюсь, что меня это совсем не трогает. Остальные предпочли ничего не заметить.
Игнатьевы садятся в автобус. Антон из окна делает нам прощальный салют, сжав кисти рук в замок над головой. Вера машет нам правой рукой, левой смахивая слезу. Мы делаем ответные жесты прощания. Автобус трогается с места. У меня на душе скребут кошки, как будто я только что потерял что-то очень дорогое.

***

Денис взял билеты на автобус до Шахимардана на 16 часов. Обедать ещё рано. Мы оставляем рюкзаки в камере хранения и отправляемся на базар. Здесь наши интересы расходятся. Свободных денег у меня с гулькин нос, а наблюдать, как отовариваются ребята, меня не прельщает. Договариваемся встретиться через час у центрального входа и разбегаемся.
На восточном базаре я впервые. Сегодня выходной день, и на базаре галдёж и столпотворение. Здесь продают всё, что можно продать и купить. Перед центральным входом прямо на земле торгуют ширпотребом. Торговцы – одни мужики, перекрикивают друг друга, нахваливая свой товар. Но большинство потенциальных покупателей проходит мимо. Самое интересное внутри.
Я не спеша обхожу торговые ряды. От ярких красок рябит в глазах. Моя европейская внешность выделяется на общем фоне, и торговцы с алчными глазами, как хищники, почуявшие жертву, наперебой зовут меня к своим прилавкам. Я принимаю позу стороннего наблюдателя и молча прохожу мимо. Глаза разбегаются от такого изобилия товаров, но я спокоен и сохраняю хладнокровие. Что мне ещё остаётся?
Я останавливаюсь у спортивного магазина «Динамо». В другое время я сюда бы непременно зашёл, но сейчас не хочу себя расстраивать, боюсь потерять своё хладнокровие прямо у порога. Лучше полюбоваться экзотикой.
Захожу в павильоны с хозяйственными и промышленными товарами, но и здесь долго не задерживаюсь, выхожу на улицу. Воздух пронизан острыми запахами специй и фруктовым ароматом. Это продовольственный сектор. Здесь торгуют лепёшками и рисом, овощами и фруктами. Богатый выбор различных пряностей.
У лотков со специями я притормаживаю. Неплохо было бы что-нибудь купить. В Кургане, где живут мои родители, пряности гораздо дороже, и ассортимент, признаться, весьма не велик. Мама будет очень рада такому подарку. За прилавком редко встретишь женщину, и, увидев торговку в пёстрой одежде, я подхожу к ней. Женщина за прилавком у меня почему-то вызывает больше доверия. Я по очереди тыкаю пальцем в ячейки деревянного лотка, выспрашивая названия пряностей. О многих из них я слышу в первый раз, и даже не представляю, в какие блюда их можно применить. Женщина охотно отвечает на мои вопросы и терпеливо даёт разъяснения. В конце концов, я определяюсь с выбором и начинаю торговаться, сбрасывая цену. Торговка не поддаётся и стоит на своём, отчаянно нахваливая свой товар и уверяя, что цена итак чрезмерно низкая, торгует она себе в убыток, и призывает всевышнего в свидетели. Приходится идти на хитрость: я разочарованно машу рукой и делаю вид, что ухожу.
- Постой, уважаэмый! Зачэм уходишь?! – кричит торговка и соглашается сбросить цену. Она ловко упаковывает выбранные специи в бумажные кулёчки и норовит насыпать в них побольше. Я едва успеваю её ограничивать. При подсчёте суммы торговка проявляет чудеса арифметики, ошибаясь в свою пользу. Не на того напала! Я вежливо поправляю её и требую скидки за то, что беру четыре кулька. Она багровеет от возмущения: берёт всего четыре щепотки, а претендует на оптовую скидку! Я невозмутимо объясняю, что щедрость украшает человека, и ей непременно воздастся по заслугам, ибо я притягиваю удачу. Вот не было рядом никого, а теперь толпится народ!
Возле нас и правда собралась компания зевак поглазеть, как умело торгуется русский. Оказывается, это редкий случай, и на меня смотрят с уважением. Окрылённая моими сладкими речами, торговка сбрасывает целый рубль, ворча для приличия, что я её разорил.
Я рассчитываюсь за товар и продолжаю свою экскурсию по восточному базару. Моё внимание привлекает группа людей в укромном уголке. Здесь вроде бы ничем не торгуют, а народ кучкуется. Странно! Я подхожу ближе.
На маленьком столе щуплый парень быстро двигает три напёрстка, меняя их местами, и предлагает всем желающим угадать, под которым из них находится шарик. Ставка – один рубль. У меня ещё есть полчаса, и я останавливаюсь посмотреть на эту забаву. Ничего подобного я раньше не видел.
На первый взгляд, всё предельно просто: парень показывает шарик, прячет его под один из трёх напёрстков, выстроенных в ряд, и начинает ловко ими манипулировать, меняя местами. Нужно просто запомнить напёрсток с шариком и внимательно следить за всеми перемещениями. Вот уже два крепких мужика выиграли по три раза и уходить не торопятся. Им, несомненно, везёт. И я бы тоже смог угадать, ничего сложного. Вот и рубль мне тётка сэкономила. Может рискнуть? А как же зарок?
Я вспоминаю, как полгода назад одним зимним вечером за пару часов игры за карточным столом спустил всю стипендию своему однокурснику. Виталик тогда, скорее всего, сжульничал. Но не пойман – не вор! Как потом болезненно долго я вылезал из финансовой ямы, в которую угодил в одночасье по собственной глупости. Я тогда зарёкся больше не играть в азартные игры.
Скрепя сердце, я сдерживаю свой порыв принять участие в столь азартном действе и продолжаю наблюдение. В какой-то момент ловлю себя на мысли, что некоторые вещи мне кажутся весьма странными. Несколько раз я был согласен с проигравшим игроком и указал бы на тот же напёрсток, но шарика под ним не оказалось. Почему-то выигрывают только эти два бугая с криминальными рожами, все остальные игроки неизменно проигрывают.
Вот один толстый мужик начинает возмущаться, обвиняя парня в жульничестве, и требует вернуть свои деньги. Ого! К нему подскакивают бугаи (недаром мне не понравились их физиономии), что-то орут на узбекском языке и выталкивают бузитёра в шею. Всё ясно с вами, ребята! Я поворачиваюсь и иду к центральному выходу.

***

У ворот стоит Виктор со скучающим видом. Видимо, бывают не только бедные студенты, но и аспиранты тоже. Виктор, как и я, приехал учиться в Ригу из матушки России и, в отличие от коренных рижан из нашей группы, считает каждую копейку.
К назначенному сроку рижане не явились. Прошло ещё четверть часа, но, по-моему, никто и не собирался прерывать столь увлекательный тур по восточному базару. Я попросил Виктора оставаться на месте, а сам отправился на поиски пропавших без вести товарищей. В овощном ряду заметил армейскую шляпу Дениса и устремился туда. Так и есть, вся пропавшая четвёрка в сборе. Денис держит в одной руке набитую хлопчатобумажную сумку (уже отоварился), а в другой авоську с арбузом. Большой тоже навьючен сумками, как осёл, и не факт, что все сумки его. У Алёнки в руках персики и виноград, а Люба выбирает на обед помидоры.
- Вы чё так долго? Мы с Витей вас уже потеряли! – упрекаю я рижан.
- А что, у нас поезд отходит? – усмехается Алёна, – куда нам спешить?
- Спешить может быть и некуда, только предупреждать надо, чтобы люди не волновались! – продолжаю я, удивляясь такой реакции Алёны.
- Волноваться иногда полезно, – улыбается Алёна. – Не переживай, мы уже заканчиваем!
Я изумлённо смотрю на командира.
- Что-то у нас с дисциплиной не то после похода!
- Извини, Юра, – ласково говорит Денис, - так получилось.
Мы возвращаемся к главному входу, где томится ожиданием Виктор, и всей командой отправляемся в ближайшую чайхану.

***

«Это стол – на нем сидят» - это про чайхану. В окружении разлаписных деревьев под навесом, защищающим от зноя, стоят топчаны, такие квадратные дощатые кровати с тремя бортами, укрытые разноцветными ткаными коврами, на которые люди залезают с ногами, снимая обувь. Одни сидят по-турецки, другие и вовсе лежат. Посредине каждого топчана скатерть с яствами и непременным атрибутом чайханы - керамическим чайником с зелёным чаем. Люди здесь сидят часами, неспешно обсуждая свои житейские дела за чайной церемонией. Говорят, аксакалы могут проводить в чайхане половину светлого времени суток. Местных женщин в чайхане не видно, присутствуют только мужчины. Они поглядывают на наших девушек, одетых в бриджи (точнее, джинсы с подвёрнутыми штанинами) и лёгкие футболочки, с едва скрываемым вожделением.
Чайхана в центре Ферганы выглядит просто роскошно в сравнении с той скромной чайханой в посёлке Джиргиталь, в которой мы обедали перед началом похода.
Мы выбираем свободный топчан и заказываем шурпу с лепёшками и парочку чайников зелёного чая. Устраиваемся поудобнее на топчане и нарезаем мясистые помидоры, только что купленные на базаре. После блужданий на солнцепёке приятно посидеть в прохладном месте и не спеша вкушать блюда восточной кухни.
В шурпе плавают крупные куски баранины и оставляют жирные следы на губах. В этом заведении, похоже, и не догадываются о таком достижении цивилизации, как салфетки. Мы вынуждены вытирать губы, как на востоке это делают уже столетиями, используя лепёшки в качестве хлеба и салфеток.
На десерт у нас арбуз, виноград и сочные персики. Тяжёлый арбуз хрустит под длинным лезвием ножа и лопается, обнажая сахарную ярко красную сердцевину. Крупные чёрные косточки свидетельствуют о спелости ягоды. Денис нарезает арбуз крупными ломтями, которые моментально расходятся по рукам. После скудного походного питания мы наслаждаемся сладкой мякотью арбуза, поглощаем в больших количествах красный и белый виноград и, конечно, не обходим вниманием ароматные персики. По мере наполнения желудков нас переполняет чувство неподдельной радости. Эйфория кружит головы. Сейчас бы ещё поспать минут шестьсот для полного счастья где-нибудь в тенёчке на мягкой перине.
Я замечаю, как украдкой зевает Денис, и тут же интересуюсь: «Командир, а как ты относишься к сиесте?»
- Сугубо положительно! – смеётся Денис, - но у нас сейчас совсем другие планы.
Он показывает билеты. С набитыми животами мы перемещаемся на автовокзал и забираем свои рюкзаки из камеры хранения. Хорошо, что ещё есть время до отправления автобуса, ибо съеденный арбуз уже даёт о себе знать, и мы по очереди курсируем к общественному туалету.

***

От Ферганы до курортного городка Шахимардан 55 километров. Междугородный автобус преодолевает их за два часа. К озеру ходит рейсовый автобус, на котором мы добираемся до конечной остановки. Ещё чуть-чуть пешком, и мы у цели.
Озеро Курбанкуль, расположенное на высоте 1724 метра над уровнем моря, возникло после сильного землетрясения в восемнадцатом веке. Оно имеет вытянутую форму: 170 метров в длину и 60 метров в ширину. На берегу стоят две моторные лодки, и предприимчивые узбеки приглашают нас прокатиться по озеру с ветерком. Но алчность их не знает границ. В отсутствие конкурентов они устанавливают просто непомерную цену на свои сомнительные услуги. Мы вежливо отказываемся и отходим от них подальше.
В двадцати метрах от берега находим подходящую площадку и устанавливаем «Корову».
- Ну что, купаться будем? – спрашивает Денис.
Мы уже успели опробовать, температура воды не более десяти градусов.
- А что, мы зря сюда приехали? – удивляется Виктор.
– Конечно, будем! – поддерживает Большой.
Виктор мужик закалённый, он даже зимой может в одной рубашке с коротким рукавом ходить. Глядя на него, другие мёрзнут, а ему хоть бы что! Большому тоже купаться не страшно. У него, как у моржа, приличная прослойка жира. Правда, справедливости ради, следует заметить, что после похода он заметно постройнел. А каково нам с Денисом? Мы переглядываемся с Денисом и уступаем пальму первенства выше названным героям. Они переодеваются в палатке в купальные костюмы и бодро выходят для приёма водных процедур.
Я, Денис и Алёна с Любой занимаем места в воображаемом зрительном зале.
Егор первым подходит к озеру и осторожно пробует воду пальцами ноги. Кряхтит, но всё же медленно входит в воду. Виктор прыгает с разбега, окатывая брызгами Большого.
- Витя, скотина! – орет Большой и ныряет вслед за Виктором. Витя хохочет и размашисто плывёт, удирая от Егора. Большой пытается догнать, но не выдерживает обжигающего холода. Он возвращается и выскакивает из воды.
- Бр-р-р-р!!!
- Ну как водица? – спрашиваю я.
- Кла-а-а-асс! – Тянет Большой. – Иди, Юра, не пожалеешь!
Виктор весело машет нам рукой: «Чего вы боитесь? Вода, как парное молоко!»
- Витя, ты хоть раз его видел, парное молоко? – кричу я в ответ.
Виктор довольно ржёт. Он откровенно над нами издевается: расслабленно плавает и совсем не собирается выходить из воды.
- Люба, пойдём купаться, – игриво предлагает Алёнка и идёт в палатку переодеваться. Люба следом за ней. Минут через десять они выныривают из «Коровы» в бикини и направляются к озеру. Виктор всё ещё плавает, дожидаясь девчонок. Его огненно-рыжая башка торчит над водой, как поплавок, и изрыгает: «Плывите сюда!»
Я с восхищением смотрю, с каким изяществом девушки входят в воду, усиленно стараясь не подавать виду, что им холодно. Обе одновременно ныряют, но плавают недолго: всё-таки холодная вода не располагает к долгому купанию. Они выходят из воды, а за ними следом и Виктор выбирается на берег. Он скачет на одной ноге поочерёдно, вытряхивая воду из ушей.
- Ну что, Юра, смоем с себя походную грязь! – Предлагает Денис.
- Давай! – соглашаюсь я. Командир, как всегда прав. Не ехать же домой грязнулей. Пока не зашло солнце, нужно помыться.
Мы с Денисом переодеваемся и идём купаться. Денис с разбега ныряет в воду. Я прыгаю вдогонку.
Вода обжигает, но терпеть можно. Я плыву кролем, быстро работая руками и ногами, чтобы согреться. Десять метров туда и обратно. Далеко заплывать не рискую: не дай бог, сведёт судорогой мышцу. Денис моется у берега, несколько раз окунулся с головой и хорош! Всё, мы оба выходим из воды. Вечернее солнце согревает нас своими ласковыми лучами.
После шикарного обеда, граничащего с обжорством, в ферганской чайхане возвращаться к походной пище уже не хотелось, тем более, что у нас ещё оставались свежие лепёшки и помидоры. Поэтому мы решили ограничиться чаепитием. Как ни печально, но наше путешествие подходило к своему логическому завершению. Сегодня у нас прощальный ужин. Завтра мы уже разлетимся, кто куда.
На закате солнца Денис, как истинный факир, извлёк на белый свет бутылочку узбекского вина, которую он втихаря купил на базаре, и наполнил наши кружки темно-красным ароматным напитком. Подняв свой импровизированный бокал, он предложил выпить за горбатую братию, то есть за всех нас, для кого романтика – это не пустой звук, кто не лишён прекрасных душевных порывов, в ком не угас ещё дух здорового авантюризма, кто оставляет без сожаления все блага цивилизации ради увлекательного путешествия с рюкзаком за плечами в компании преданных друзей. Хороший тост, лучше и не скажешь. Мы сдвинули кружки разом и опрокинули их до дна.

***

Утром мы вернулись в Фергану и на автобусе уехали в столицу Узбекской ССР. Расставались в Ташкентском аэропорту. Я улетал первым. Перед новым семестром я планировал заехать на недельку к родителям. Прямого авиарейса в Курган не было, и я, оценив ситуацию, взял билет на ближайший рейс в Целиноград, решив добираться на перекладных.
На прощание я крепко пожал руки мужикам и чмокнул в щёчку девчонок. У меня в горле стоял ком, а глаза увлажнились. Ещё не хватало слезу пустить! Не замечал за собой раньше такой сентиментальности.
Вот и окончена ещё одна история, обогатившая мою жизнь яркими впечатлениями и эмоциональными переживаниями, острыми чувствами и волнительными ощущениями, интересными событиями и незабываемыми моментами. Но жизнь на этом не заканчивается. Напротив, я уверен, что самое интересное у меня ещё впереди. Вся наша жизнь – это череда таких историй, ярких и не очень, красочных и тусклых. И каждый человек - художник, раскрашивает полотно своей жизни сам.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ: http://www.proza.ru/2019/10/12/1887