Эмиссионные проекты человека. Ещё раз о деньгах

Валентин Левин
(Окончание Главы 10 книги "Империя Разума. Начала новой экономики": http://proza.ru/2018/08/27/1625 )

10.7. Эмиссионные проекты человека. Ещё раз о деньгах

Выше мы указали три источника финансирования жизнеустройства человека: финансирование от государства, финансирование от собственных эмиссионных проектов и доходы от общественно-полезной деятельности.  Эти три источника соответствуют трём формам эмиссии денег при коммунизме: эмиссия от имени общества в целом, эмиссия человека под гарантию государства и вторичная эмиссия в сфере денежного оборота.

При этом все три формы эмиссий обеспечиваются непосредственно ресурсами, приводимыми в движение эмиссией, либо ценностями, создаваемыми в результате процессов, запускаемых этими эмиссиями.

Эмиссия от общества в целом  воплощается в приросте главного  богатства нации: населения и его способностей, развиваемых благодаря медицине, воспитанию, образованию и науке в духовных, научных, технических и производственных сферах.

Финансирование этого прироста будет осуществлять государство через учреждения отраслей образования, здравоохранения, охраны правопорядка, обороны, науки и национальной безопасности. Логика этой эмиссии изложена в Главе 13.

Эмиссия денег людьми под гарантии государства будет обеспечена приростами жилого фонда, рабочих мест и производственных мощностей на коммунистических предприятиях. Финансирование этого прироста будет осуществлять каждый человек через осуществление специальных эмиссионных проектов.

Вторичная эмиссия есть использование денег для приобретения ценностей лицами, которые этих денег не эмитировали (не создавали), а получили их в обмен на свои продукты или услуги. Эта эмиссия обеспечивается ценностями, уже существовавшими либо создаваемыми общественно-полезной деятельностью, приводимой в движение этой эмиссией.

Все три формы эмиссии будут сбалансированно складываться в денежную систему коммунистической экономики, описанную в Главе 13.

Для создания идеальной денежной системы необходимо правильно раскрыть историческую и логическую природу денег. К раскрытию этой природы люди идут двумя комплементарными подходами.

С одной стороны, есть наблюдательский, пассивный, женский подход: оглядываясь на ход истории, он  обнаруживает деньги как средство обмена     на  рынке - наблюдает их развитие через развитие товарных рынков.

Этот подход наивно полагает, будто деньги рождены из обмена: якобы ими становились особые товары, удобные как меры стоимости, средства платежа, накоплений, образования сокровищ и мировых денег.

Этот подход виновен в одной из ошибок марксизма – мнении, будто деньги есть феномен товарного рынка и потому, с изживанием товарного производства, при коммунизме их не должно быть.

С другой стороны, есть творческий, активный, мужской подход: он непосредственно творит деньги как инструмент рождения обмена, т.е. полагает ими всё, что можно навязать другим людям в обмен на требуемую вещь. И творит деньги как орудие власти и средство отъёма имущества.

Второй подход даёт деньгам то исходное свойство - власть, - благодаря которому они появились в истории и из которого развиваются их функции.  .

Рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм, согласно второму подходу, есть лишь фазы развития денег - как сущности, выделяемой из человека и утверждающей власть человека. Деньги, а не пролетариат являются истинным могильщиком капитализма и решающим инструментом строительства коммунизма. Это показано в Главе 8.

В историческом итоге деньги есть форма материализации человека как универсального ресурса, деятельно вкладываемого во все дела.

Именно деньги порождают обмен и общественное разделение труда. 

Именно деньги возносят их эмитентов к вершинам власти в обществе.

Как в древности, так и в сегодняшней реальности деньги вырастают из двух противоположных форм власти. Либо из власти вымогателя, навязывающего себя, свои услуги и свои побрякушки или зелёные бумажки в качестве денег в обмен на подчинённость и отнимаемое имущество. Либо из власти общины, разворачивающей свою мощь коммунистической формой обмена, а именно актами взаимопомощи, приобретающими силу традиции, но требующими учёта для целей макроэкономического балансирования.

Творческое раскрытие этой истины – ключевой момент понимания сути эмиссионных проектов человека, к изложению которых мы переходим.

Каждый человек в любом обществе сталкивается с задачами, когда ему нужна срочная финансовая помощь, в обмен на которую он готов  принять на себя обязательства, отнесённые в будущее.

Мол, я отработаю или рассчитаюсь с вами позже, но помогите мне сейчас.
Общее решение этих задач даёт эмиссия обязательств человека в обмен  на опережающее получение им прав использования нужных ему вещей.

Это общее решение мы именуем эмиссионным проектом.

В разные времена под разные задачи эмиссионные проекты инициировались и исполнялись по-разному. То ритуалами сбора дани с крестьян под эмиссию обязательств военного покровительства. То общинной помощью погорельцам или молодожёнам при строительстве домов для них - всем миром, под эмиссию обязательства продолжать традицию. То эмиссией долговых расписок. То записями в учётных книгах ростовщиков. То кредитными договорами с банком. То дружеским займом. То инвестиционным проектом. То займом из кассы взаимопомощи.

Во всех случаях человек - как эмитент обязательств - получает нечто ценное сразу, обременяя своё будущее. Это обременение нередко чревато потерей человеком свободы, - потерей власти над самим собою. В античности человека за долги могли продать в рабство. При капитализме кредиты обрекают людей всю жизнь работать на проценты банкам.

И лишь при коммунизме эмиссия денег превращается в механизм солидарной власти людей над обстоятельствами жизни, сочетающий мощь общинной взаимопомощи с властью ответственного творческого духа каждого человека.

Изложим логику эмиссионных проектов человека при коммунизме.

Все задачи, обеспечивающие реализацию человека как уникального национального проекта, объединим в три группы.

К первой группе отнесём задачи, решение которых финансируется государством. Выше указано, что это общие задачи здравоохранения, воспитания, образования, охраны правопорядка, науки, обороны, общего управления и национальной безопасности.

Критерием отнесения задач к этой группе считаем их общее содержание для всех людей, делающее неразумным, неэффективным или даже невозможным требовать, чтобы каждый человек решал их самостоятельно, на свой страх и риск. Скажем, нам нужна армия, одна на всех: нелепо каждому человеку, решая задачу укрепления обороноспособности Родины, создавать свою индивидуальную армию. Также нам нужна единая система воспитания. Иначе общество обречено распадаться на сословия, кичащиеся своим идиотизмом, - каждое по отдельности. Нам нужна единая система образования, предоставляющая людям одинаковые возможности, распахивающая горизонты служения, творчества и труда каждому человеку - на его выбор.

Ко второй группе отнесём задачи жизнеустройства человека, которые каждый человек должен решать сам, но для этого ему, как правило, нужна существенная финансовая помощь общества.

Типичный пример: задача обзаведения жильём семье молодожёнов.

Они сами должны выбрать место и требуемый уровень комфорта жилья. Однако для его приобретения или строительства нужны достаточно большие ресурсы, привести которые в движение можно деньгами, но для зарабатывания этих денег им могут потребоваться многие годы – а жить надо сейчас!  Другой пример: проект нового общественно-полезного дела, который обещает эффективную реализацию человека на поприще служения, творчества или труда. Но для его подготовки требуются существенные объёмы ресурсов, для привлечения которых человеку нужны деньги, которых у него нет. Выход могут дать долгосрочные эмиссионные проекты человека  длительностью десятки лет.

К третьей группе отнесём задачи личного потребления и досуга, финансируемые, как правило, из личных доходов. Эмиссионные проекты возможны и здесь, но они относительно краткосрочны - типа «перехватить деньги до получки».

Предлагаем следующую общую организацию эмиссионных проектов.

Во-первых, предполагаем нормирующую деятельность государства, состоящую в регулярном уточнении норм Национального стандарта качества жизни (НСКЖ), с  учётом их обеспеченности мощностями и иными возможностями экономики. Пусть, в соответствии с этими нормами, средняя стоимость жилого помещения, полагаемого каждому человеку, составляет 3 миллиона рублей, а средняя стоимость одного нового рабочего места по стране составляет 5 миллионов рублей. В этом случае конституционное право каждого человека на жильё и работу суммарно имеет цену 8 миллионов рублей, и эта сумма денег должна быть гарантирована человеку государством.

Во-вторых, предполагаем, что человек в какой-то мере уже обеспечен жильём, рабочим местом и деньгами, неважно из какого источника. Поэтому для улучшения своих жилищных условий, а также для повышения вооружённости своего рабочего места оборудованием и технологиями ему необязательно запускать эмиссионный проект на все 8 миллионов, а достаточно, скажем, 5 миллионов. Хотя он вправе, по своему выбору,  улучшать жильё и рабочее место выше среднего уровня, а потому – запускать проект на любую сумму, скажем, на 12 миллионов рублей, - только в этом случае государство даст ему гарантии на эмиссию лишь 8 миллионов рублей, остальные он должен будет добывать и вкладывать сам.

В-третьих, считаем, что проекты улучшения жилищных условий, а также рабочего места обладают специфическими рисками и должны быть застрахованы. Это риски типа стихийных бедствий или пожаров, разрушающих постройки, либо риски технологических или культурных переворотов, обесценивающих проекты рабочих мест, задуманных человеком. Пусть страховой платёж по этим рискам составляет 1,2 % в год и предусматривает формирование страхового фонда, достаточного для профилактики и возмещения убытков страховых случаев данного вида.

В-четвёртых, считаем, что любая эмиссия есть эмиссия обязательств, подлежащих гашению в определённые сроки, устанавливаемые органом, регулирующим денежное обращение. Пусть этот срок равен 20 лет. В нашем случае гарантом эмиссии выступает государство, действующее от имени общества. Поэтому бремя гашения возлагаем на государство и на человека следующим образом. Человек вправе гасить или не гасить эту эмиссию по своему усмотрению, частично или полностью и в любое время, по своему выбору, на протяжении указанного срока. А государство, безусловно, обязано погасить непогашенный остаток этой эмиссии по состоянию на конец установленного срока.

В-пятых, в целях упрощения учёта денежного обращения и учитывая, что гарантом по всем эмиссионным проектам выступает одно и то же лицо – государство, устанавливаем, что денежная единица по всем эмиссионным проектам страны будет одной и той же – например, рублём.

В-шестых, полагаем, что государство в данном случае действует от имени и в интересах общества в целом. Поэтому в той же логике, что и обычай общинной помощи молодожёнам и погорельцам, когда затраты на сооружение нового дома возлагались солидарно на всех, в качестве источника средств на гашение этой эмиссии назначаем регулярные сборы со всех временных держателей эмитированных денег. Размер годового  сбора при эмиссии на 20 лет равен 1/20 от суммы эмиссии. Сбор назначим  в форме демереджа в размере 5 % в год. Иначе говоря, эмитированные деньги являются как бы «тающими»: за них каждый обладатель будет перечислять гаранту эмиссии сумму, вычисляемую из расчёта 5 % годовых ко времени задерживания денег на счетах участника денежного обращения.

К примеру, если на счету строительной компании, получившей платёж за сданную квартиру в сумме 3 миллионов рублей, сумма эта пролежит месяц, то компании придется уплатить 1,25 тыс. рублей в счёт гашения эмиссии. Чтобы избежать этого платежа, компании надо истратить эту сумму на любые цели. Тогда бремя демереджа перейдёт на получателя денег.

Просвещённый читатель сразу догадался, что указанный механизм «тающих» денег запускает в денежном обращении процессы, подобные знаменитым «деньгам Гезеля», успешно испытанным в австрийском городе Вёргль в начале 30-х годов. Тогда мэрия запустила местные «тающие» деньги через выплату части ежемесячного жалования работникам городского хозяйства. Результат превзошёл все ожидания - в окружении всеобщего   кризиса Великой депрессии в этом городе возник экономический бум:     строились дороги и мосты, сокращалась безработица, росла экономика.

 В-седьмых, полагаем, что бремя уплаты страховых платежей за данную эмиссию возлагается на человека, управляющего проектом, финансируемым данной эмиссией, т.е. на того, в чьих интересах реализуется проект. В нашем случае это бремя указано 1,2 % в год, что с эмиссии в размере 5 миллионов рублей составит 5 тыс. рублей в месяц. Иначе говоря, вложив в улучшение жилищных условий и расширение производительности своего рабочего места (что даст человеку прирост дохода) сумму в размере 5 миллионов рублей, человек обременит себя ежемесячными страховыми платежами в сумме 5 тыс. рублей. Эти платежи и выступят стимулом к добровольному гашению эмиссии человеком, если его доходы позволяют ему это.

      И в-восьмых, наконец. В случае наступления страхового события, приведшего к частичному или полному выходу из строя сооружаемого объекта, государство, как страховщик, возвращает человеку частично или полностью ту сумму, которую он сам уже выплатил в порядке гашения этой эмиссии, и  восполняет его право на целевую эмиссию до величины текущего действующего норматива.  Случай же, если виновником утраты объекта оказался сам человек, будет рассматриваться в порядке действующего на то время законодательства.

Сравним эти условия с нынешними грабительскими ипотеками. Если вы сегодня возьмёте ипотеку в размере 3 миллионов рублей на 20 лет под 6 % годовых, то вам придётся ежемесячно платить порядка 20 тыс. рублей в счёт её возврата и уплаты процентов. В нашем же случае платёж получателя квартиры будет лишь 3 тыс. рублей в месяц - в 6,6 раз меньше.

По достижении гражданином надлежащей зрелости он сможет реализовывать властное право  открывать, изобретать и создавать новые объекты и сферы деятельности, финансировать их создание и развитие, и вводить их в пространство общественного использования за счёт целевых эмиссий под гарантии государства по указанной выше схеме.

 Критерии зрелости гражданина, порядок и нормы осуществления целевых денежных эмиссий и государственного страхования проектных рисков определятся Национальным стандартом качества жизни.

Целевые эмиссии денег человеком под гарантии государства дадут ему  власть над проблемами жизнеустройства по следующим направлениям:

1) обеспечение жилищными условиями;

2) обеспечение инвестиционными ресурсами для создания или воспроизводства рабочего места, в том числе для участия в бизнес-проектах      или проектах творчества или служения, дающих человеку возможности развития и реализации своих способностей совместно с другими людьми;

3) обеспечение минимального прожиточного уровня в периоды творческого поиска;

4) приобретение новых знаний и умений посредством даже тех форм платного  дополнительного образования, которые ныне доступны не для всех;

5) другие направления, предусмотренные НСКЖ.

В связи с этим рассмотрим  общую схему формирования и функционирования предприятий при коммунизме.

Продолжение следует