О пользе философии для жизни

Художник Владимир Крылов
О пользе и вреде философии для жизни

НЕ В СВОЮ ЛУЖУ НЕ САДИСЬ
Человек не просто мыслящее существо, обладающее сознанием.
Таких организмов много.
Но человек приобрёл особую форму сознания - это САМОСОЗНАНИЕ.
Человек способен рассматривать и оценивать себя со стороны как некую частицу огромного механизма Космоса.
Именно появление  самосознания становится событием, после которого возникают духовность, искусство и наука.
Человечество становится духовным сообществом, а у конкретного человека возникает непреодолимая  родовая потребность с помощью самосознания осознать своё место в этой непознаваемой структуре.
Эта потребность прорастает и пронизывает всю и всяческую жизнедеятельность человеческого сообщества.
Философия, осмысление становятся важнейшими и неизбежными качествами  человеческой жизни.
Эта объективная данность.
Способен ли человек дать оценку последствиям работы механизма бытия, элементом которого он является?
Насколько такая оценка сама по себе будет вредна или полезна?
Ричард Фейнман предположил: "Эксперимент Янга - это главная загадка квантовой физики". Но потом  поправился и уточнил: "Нет, это единственная загадка квантовой теории. Если Вы её поймёте, то Вы также поймёте квантовую физику. Но никто не понимает квантовую физику"!
Никто не понимает квантовую физику!
А кто знает, что есть истина?
И у нас появляется возможность предположить насколько вредна или полезна философия для этой жизни и какой процент этилового спирта  присутствует в этом литературном самогоне.

Я СОБЛАЗНЮ ИХ ВСЕХ

Господа!
Какое отвратительное слово!
"ГОСПОДА"!
Только помыслив этим словом, только вызвав его в своём сознании, тем более произнеся его вслух, человек подтверждает и узаконивает  существование где-то рядом какого-то ничтожного недочеловечка, который ползает промеж господских  ног, подбирает за господином барское дерьмо, кормит господина, одевает, обувает и причёсывает его!
Какое невероятное унижение и для господина, и для слуги, и для всего человеческого рода.
Такого не должно быть.
А с точки зрения христианства какое утончённое призрение к Замыслу Создателя, противостояние Создателю и, в конечном итоге, отречение от Создателя и борьба с ним, если Вы, конечно, допускаете, хотя бы условно, понятие "Создатель" и появление Творения каким - то волевым усилием со стороны!
Я соблазню их всех!
Конечно, русский народ, как и любая нация, является сложной структурой. И в рамках этой структуры существуют самые разные тенденции, которые часто противоречат друг другу. Мы помним Суворова и Нахимова, Александра Невского и Дмитрия Донского, Пушкина и Чайковского. Но не случайно в русской литературе богатейшая компания Скалозубов, Скотининых, Бобченских, Добченских, Троекуровых,  Ноздрёвых, Собакевичей, Плюшкиных, Коробочек, Солтычих и много кого ещё!
Все они уютно тунеядствовали в своих имениях, насиловали крестьянских девок, пороли насмерть мужиков, презирали русский язык, русскую одежду, русскую культуру, и отказывались видеть в русском человеке богоподобное создание, имеющее первостепенное и фундаментальное значение для работы всего механизма трёхмерного пространства и выполнения Замысла.
Всё это мерзкое и подлое вековое барство проросло, спрессовалось и взорвалось наконец страшным извержением ненависти и разлилось по стране огненной духовной катастрофой семнадцатого года.
Конечно, эту катастрофу подкармливали и подталкивали ловкие  и своекорыстные помощники, но порохом, динамитом и взрывчатой массой этого стихийного извержения была вековая ненависть к барству и к господам.
Похожая катастрофа развивается сегодня в южной Африке, где стали массовыми факты грабежей и убийств бывших белых хозяев.
Европа задыхается от потока мигрантов, которые приехали вернуть украденное у родителей, у населения бывших колоний и наказать европейских господ и цивилизованных бар за прошлые подлости.
Ненависть бумерангом возвращается к своим истокам.
Может ли философия изучить, понять, аргументировать и передать человечеству интеллектуальные выводы и практические рекомендации?
Возможно ли использовать философские размышления в жизни?
А вдруг!
Осмысление всегда полезно.
В момент кончины некоторые внезапно осознают, что жизнь прожита не даром, но зря.
А вдруг кто-то поймёт это раньше?
Я соблазню их всех!
Вот Вам и теория заговора!
Но для выполнения такого замысла Врагу рода человеческого нужен помощник человеческого происхождения. В одном из писем к Алексею Ильичу Осипову я заикнулся о том, что можно аргументировать и сформулировать давний вопрос: "Кто есть Антихрист"?
Ответ был прост и гениален: "С Антихристом повременим"!
Но достойно восхищения осознание, с помощью философии, самой деятельности на соблазнение и уничтожение человечества.
Работа по соблазнению и уничтожению человечества не является  абсолютным злом! Вполне возможно, что такая работа вообще не является злом, но элементом и частью всего космического механизма.
Напротив.
Враг рода человеческого существует как важнейший, обязательный и необходимый элемент творения, как бы мы не понимали и не называли структуру трёхмерного пространства..
Тень необходима, чтобы показать, подчеркнуть и усилить свет.
Враг рода человеческого ближайший соратник Создателя!
В атмосфере благополучия, взаимного уважения и справедливости что делать с правом выбора?
Откуда появится духовный рост, духовное напряжение и духовный подвиг, если преодолевать нечего?
Необходимо показать, что человек настолько значим, силён и ценен в структуре всего механизма трёхмерного пространства, что он способен противостоять злу на вселенском уровне!
Человек может победить зло!
Человек может добиваться справедливости и наказание зла!
Человек способен превзойти и уничтожить зло силою добра и света!
Не только материальными инструментами, но в первую очередь духовным усилием!
Для свершения замысла Творения необходимо доказать, показать и объяснить человечеству превосходство духовного усилия над материальными инструментами!
Этот мир духовен, а потому всесилен!
И в таком случае философия может быть существенно полезной.
Но никто не понимает квантовой механики!
Ангелы очень хороши.
Они прекрасны!
Но они неспособны на духовный поступок.
На это способен только человек.
Если нет зла, то откуда появится духовный подвиг?
Если зло - только небольшое неудобство, то и победитель зла мало интересен!
Но если зло почти всемогуще, то и Победитель, это Герой, Источник Света, Вечной жизни и Благодати!
Необходимо показать человечеству, что духовный поступок есть самое ценное в этом мире.
И сам этот мир существует именно и только для духовного подвига, для создания духовной энергии и для победы этой духовной энергии над многочисленными возможностями предприятия "Я соблазню их всех"!
Страшные облака вызывают трепет.
Раскат грома заставляет прятаться под кроватью.
Но вся сила и угроза грозы заключена в разряде молнии, в её испепеляющих качествах!
От них трудно спрятаться!
Почти невозможно их преодолеть!
Приятные разговоры в райском саду, где всё включено и не нужно никаких усилий, занятие бессмысленное и, в конечном счёте скучнейшее.
Создание и концентрация духовной энергии и передача этой вновь созданной положительной духовной энергии первоисточнику как основная  цель существования каждого человека и всего трёхмерного пространства - вот где достойная задача для венца Творения, для человека, созданного по образу и подобию!
Чёрт возьми!
Философия не так уж и вредна!
И вот, к счастью и по замыслу, в нашей греховной и подлой земной жизни духовный подвиг возможен всегда.
И в незначительных затруднениях, и в любых, самых тяжёлых и неблагоприятных условиях возможен духовный подвиг.
И духовный поступок каждого человека тем значительнее, чем тяжелее условия для его выполнения.
Чем тяжелее осуществить право выбора по преодолению общей тенденции "я соблазню их всех", тем значительнее поступок "вопреки".
А если принять нравственное решение почти невозможно, то и духовная концентрация для выполнения этого решения становится наивысочайшей, а необходимая для этого положительная духовная энергия приобретает качества высочайшей пробы!
Я не философ.
Я профессиональный художник.
А знающие люди утверждают, что когда Создатель раздавал людям разум, то художники были на этюдах!
Но воодушевляет постоянное предположение, что сам феномен искусства находится на границе духовного мира Космоса и житейского бытового мира. И у многих художников появляется ощущение повседневного контакта ну если не с философией, то, по крайней мере с любомудрием.
Искусство - часть жизни каждого.
Искусство создаёт духовно-нравственную среду обитания. А какова духовно-нравственная среда обитания этого человеческого сообщества, таковы беды и победы этого общества!
Трудно отделить искусство от философии.
Да и делать этого не нужно.
Искусство - это тонкий и очень острый инструмент, поэтому совершенно необходимо иметь анализ и способ применения этого инструмента. И это прекрасный пример воздействия философии на повседневную жизнь и человека, и всего общества.
И в этот момент обязательно появляются люди, которые по всем правилам тенденции "Я соблазню их всех", и очень строго начинают задавать мне один и тот же вопрос: "А ты кто такой"?
Откуда тебе-то знать?
И действительно!
Я не академик, не профессор, не доктор наук и, даже не кандидат!
Я только что вернулся с этюдов!
И я постоянно ощущаю недостаточность философского анализа, научного подхода и простого понимания существа значительного духовно-нравственного феномена жизни человеческого сообщества.
В этом случае философия могла бы быть очень даже полезной!
Присутствие философии рядом с феноменом искусства было бы крайне полезно!
Философию в массы!
Философию людям!
Философию в искусство!
Геть философию "Чья это муха? А чья это тёрка ? Чьи это трусы"?!
Но никто не понимает квантовую теорию!
Предложений к пониманию феномена искусства много.
Они всё разнообразнее и всё чаще меняются.
Но хаос в понимании глубоких смыслов искусствознания говорит о полной победе роста энтропии.
И никто не понимает механизма работы феномена искусства.
Очевидно, что искусствознание это наука космологического уровня.
Но философия сложилась в определённую структуру, а искусствознание, которое призвано сформулировать и объяснить не менее тонкие процессы человеческой духовности, находится в состоянии равномерного хаоса.
Но наука не может существовать и развиваться без чёткой терминологии.
Искусство существует в самых разных проявлениях, а понимания  механизма его работы практически нет.
Ну ладно! Квантовая физика далека, сложна и не понравилась даже Эйнштейну.
Но искусство, хоть чуть-чуть, но присутствует в жизни каждого! 
Как же так?!
Десятилетия учёные люди, которые положили жизни свои на изучение работы феномена искусства, внушают зрителям, студентам и аспирантам, что функцией искусства является эстетическое удовлетворение. То есть эстетическое удовлетворение предполагает своим источником искусство!
Но это очевидный логический провал!
Только один пример.
Возьмём камень малахита и аккуратно разрежем его.
Место среза отшлифуем и покроем лаком.
Полученная поверхность обязательно будет обладать эстетическими качествами.
То есть зритель, при контакте с обработанным камнем малахита, будет получать эстетическое удовлетворение!
Но уверяю Вас, факт существования красивого обработанного камня малахита к искусству никакого отношения иметь не может!
Конечно, дизайн, эстетическое освоение окружающего пространства, похож на искусство.
Но только похож!
Разумеется, что дизайн соприкасается с областью искусства.
Но только соприкасается!
Очевидно, что эстетические качества и чувство эстетического удовлетворения обязательно присутствуют и в дизайне, и в искусстве!
Если только закрыть глаза на писсуары Дюшана и спущенные штаны Олега Кулика.
Каждому своё и эти авторы собственными усилиями вывели себя и из области дизайна, и с избытком из области искусства!
Для дизайна чувства эстетического удовлетворения вполне хватает!
Но для искусства такого очень важного качества будет всё-таки недостаточно!
И уверяю Вас, понимание таких оттенков крайне важно!
Повторюсь! Искусствознание - это наука космологического уровня!
Но никакая наука не может существовать и развиваться без чёткой терминологии! 
Искусство - это значительная часть жизни многих людей.
И мы ждём не дождёмся философской пользы!
Но никто не понимает как работает квантовая механика и механизм феномена искусства тоже.
Страшно подумать! Но похоже вреда будет больше.
Не так давно известный, да ещё и зарубежный профессор Эрнст Гомбрих сделал заявление, что искусства вообще не существует.
Искусствоведческое сообщество вздохнуло с облегчением.
Нету, ну и слава Богу!
В этом заявлении знающего и опытного Гомбриха есть оттенки и свои тонкости, которые необходимо пояснить, но я в самом начале спешу сделать заявление:
Искусствознание находится в тяжёлом состоянии здоровья.
И главная причина такого недуга - это отсутствие чёткой терминологии.
Но искусство - это часть культуры.
Культура - часть идеологии.
Поэтому искусство сплошь и рядом перерастает в практическую политику.
А это значит, что философия и искусство непосредственно участвуют в  жизни и в создании духовно-нравственной среды обитания человечества.
И повторю ещё раз, какова духовно-нравственная среда обитания конкретного общества, таковы и беды, и победы этого самого сообщества.
Ну как тут без философии?
И польза, и вред могут быть огромными.
Но я соблазню их всех!
Но и соблазнять то никого особенно не нужно!
Наслаждения, алчность и честолюбие чувствуют себя в человеческом сообществе великолепно как колорадский жук в штате Колорадо.
Философия! help!!!
Ну помогите же в конце концов!

СОВСЕМ  НИЧТОЖНАЯ НАДЕЖДА
или два уровня эволюции
«Возможно ли, чтобы тщетны были все мучения» ?!
Человек вочеловечился, материализовался, появился на Свет Божий, родился в этом мире и на этой планете.
Что же дальше?
Что это?
Несчастный случай или восхитительный подарок?
Что же такое самое главное, наиважнейшее, необходимое для него в этом мире этот человек должен совершить?
Что ждёт от него этот огромный, прекрасный и угрожающий мир?
Что он должен сделать в этом мире в первую очередь?
Это очень просто.
В первую очередь человек должен выжить в этом мире.
Чтобы хоть что-то сделать, человеку необходимо выжить.
Выжить - вот первая и необходимая задача, которая стоит перед каждым человеком в этом мире.
Но выжить возможно только при одном условии.
Выжить можно только применив насилие.
Выжить хотят все.
И, занимая место под солнцем, ты обязательно загораживаешь кому-то свет.
Поэтому, выжить можно только отодвинув кого-то с помощью насилия.
Только зло даёт возможность выжить.
Оказывается, зло - это крайне полезная штуковина!
Князь этого мира сказал: "Я соблазню их всех"!
Но и соблазнять то никого не надо!
Всё идёт естественным образом.
Нужно убивать всякую живность, чтобы одеть и накормить себя.
Замечательно!
Даже если кушать не хочется, вот Вам прекрасное развлечение.
Нужно распахивать степи и леса, чтобы растить кукурузу, рис и картошку, а эти поля превращаются в пустыни, а в пустынях вырастают мегаполисы со всеми удобствами.
А уж мегаполисы напичканы всяческим злом по самые уши!
Ну и прекрасно! Зато весело и удобно!
Нужно выкачивать газ и нефть из недр планеты.
Всё это кончится или взорвётся?
Но после нас хоть потоп!
Необходимо избавляться от отходов жизнедеятельности.
Куда их деть?
Сбрасывать в  реки, озёра и моря.
Наконец, нужно расталкивать, распихивать,  обманывать и убивать своих сородичей.
Ну не без того же!
То есть, чтобы выжить,  необходимо постоянно применять насилие и зло ко всему окружающему Вас миру.
А для чего?
К чему же такому наиважнейшему, оправдывающему любое зло и любое насилие и ненависть ко всему окружающему миру стремится человек?
Чего  он стремится достигнуть, что ему нужно осуществить, сделать, выполнить обязательно?
Стоит ли тратить силы, время, даже жизни и бесконечно увеличивать зло в этом мире ради достижения этой сияющей, манящей и всё оправдывающей  цели?
Для чего человеку нужно выжить-то?
Человеку необходимо применять зло и насилие, подличать, обманывать и убивать, чтобы выжить только для одного.
Выжить необходимо для того, чтобы умереть.
Единственная цель, единственный финал и единственная перспектива любого человека – это смерть.
Никакого другого завершения достойной жизни великолепного, совершенного и безграничного по своему духовному  потенциалу белкового организма в форме человека или любого другого существа в трёхмерном пространстве не существует и не запланировано.
Смерть неизбежна!
Все усилия и все возможности человека, истраченные этим человеком на своё выживание и проживание, в конечном итоге организуют его похороны.
Сколько бы денег не тратили абрамовичи на своих личных врачей, их жизнь измерена и отмерена.
         Бессмертие невозможно.
Хуже того, физическое бессмертие человеческого организма – это самое страшное наказание для человека, как Вы, конечно, помните и об этом много написано. 
          Правда рокфеллеры и ротшильды, как будто бы всё ещё надеются жить счастливо и бесконечно долго. А Эдуард Константинович подсказал план спасения. Можно для собственного удовольствия и комфорта грабить и уничтожать эту планету. А когда грабить будет уже нечего, Вы сможете сесть на усовершенствованные ракеты и перелететь на следующую планету и уничтожить её и так далее, ведь впереди вечность!
Разумеется, в ракету сядут только самые достойные, которые и уничтожать, и убивать умеют масштабно, красиво, чисто и с комфортом.
Но смерть неизбежна.
Красивые и уютные планеты найти можно, но и самый ухоженный рокфеллер обязательно умрёт.
Но и этого мало.
В нашем мире конечно всё.
И наша планета прекратит своё существование.
И солнечная система развалится.
И наша галактика столкнётся с туманностью Андромеды и всё превратится в пыль.
Да и всё трёхмерное пространство прекратит своё существование обязательно.
Весь наш мир обречён на уничтожение.
И уничтожение будет абсолютным.
Даже памяти никакой не останется!
Некому будет вспоминать ни страшных тиранов, ни великих учёных, ни гениальных художников.
Всё погибнет абсолютно и окончательно.
А это означает, что и каждый человек, и всё человечество, и весь окружающий нас мир не имеют никакого смысла.
Человеческая жизнь потому и бесценна, что она ничтожна, случайна, не имеет никакого смысла, а потому и не имеет никакой цены.
Всё ничтожно и всё бессмысленно.
Это даже не суета сует.
Это зияющая бездна.
Вот тут есть, где развернуться философии и разобраться где польза, а где вред!
Такая логика объективна, доказательна, убедительна и очевидна.
В одном из основополагающих квантовых постулатов говорится, что  материя рождается из пустоты. Но в этой пустоте что-то есть!
Мне нравится именно эта оговорка. В нашей пустоте что-то есть.
Формулировка авторов лептонной теории основательнее квантовой пустоты и нравится мне больше, но продолжим.
Наш мир обязательно прекратит своё существование.
Это очевидно.
Но всё-таки это не совсем так.
Ведь в этой  пустоте что-то есть.
Здесь можно изловчиться и попросить философию о  пользе.
Эволюцию развития живых организмов необходимо рассматривать как процесс состоящий из двух уровней.
Первый уровень имеет задачу выжить.
Чтобы выжить в какой-то замкнутой системе не нужно быть добрым и умным. Нужно быть сильным и безжалостным. И тогда мы получим сообщество разумных крыс, в котором в конце концов остаются две особи и на этом процёсс эволюции заканчивается для этого замкнутого пространства.
Это бесспорно в рамках трёхмерного барионного  пространства, в котором мы проживаем. То есть в рамках окружающего нас материального мира, состоящего из барионов: из протонов, электронов, нейтронов и т. д.
Но мы имеем право предположить, и это вполне вероятно, что кроме барионной материи возможно существование других форм материи не барионной природы. И какая-то форма материи способна при определённых условиях перемещаться из нашего замкнутого  и обречённого на абсолютное уничтожение трёхмерного пространства в какие-то пространства другой природы. И, возможно, такая форма материи имеет шанс уцелеть в процессе безусловного уничтожения нашего трёхмерного пространства. 
То есть, если есть возможность материализовать результаты жизнедеятельности человека в форму материи, которая способна преодолеть тотальную обречённость нашего мира, то не всё потеряно.
Всё таки в этой пустоте определённо что-то есть.
И мы имеем некоторые намёки на возможность подобной ситуации.
Клаузиус сформулировал второе начало термодинамики.
Энтропия растёт.
Но Больцман показал, что в отдельных точках нашего пространства, статистически очень редких, но они существуют, и в них возможно обратное направление этого процесса. Иногда энтропия может уменьшаться, а окружающий мир усложняться.
А это означает, что если в эти точки добавить энергию извне, то и получится наша Вселенная, которая все 16 - 17 млн. лет, вместо того, чтобы упрощаться, всё усложняется, усложняется и усложняется!
Газ превращается в планетные системы, в которых из ничтожной живой клетки развивается разумная жизнь, способная создавать искусственный интеллект и любой живой организм имеет генетическую программу для своего усложнения и запас энергии для выполнения такой программы.
Откуда?
Конечно же оттуда! Больше не от куда. 
От Первоисточника! Назовите его как хотите, но которому нужен такой мир и такой человек в нём, способный создавать новую положительную духовную энергию для использования этой энергии Первоисточником.
Теория вероятностей утверждает, что вероятность
самопроизвольного зарождения живой клетки и одновременно необходимых для её существования и развития ферментов  составляет невероятное число, преодолеть которое невозможно в рамках развития трёхмерного пространства.
Человек единственное в мире существо, которое не только разумно, но и обладает самосознанием и изначально настроено на жизнь в соответствие с законами окружающего Космоса.
И это возможно только при изначально заложенной в развитие мира программы со всеми константами и взаимодействиями необходимыми для осуществления такого процесса.
Возникает вопрос: "А что бы было, если бы параметры существования нашей Вселенной были бы изменены даже самым ничтожным образом"?
Конечно, мир бы изменился!
Каким образом?
Нас бы в нём не было!
Вот и всё!
Из миллионов вариантов выбрана и создана определённая Вселенная, в которой задолго до появления человека были заложены константы и взаимодействия способные создать Человека.
Человек выжил и смог выработать инструмент самосознания.
На основе тех универсальных констант и взаимодействий, которые были заложены в мироустройстве задолго до появления человека и именно для того. чтобы человек мог появиться, преодолеть первый уровень эволюции, развиться до  самосознания, и с помощью этого инструмента, на основе права выбора и духовного поступка  создавать новую положительную духовную энергию, которая только и интересует Космос.
Человек и есть венец Творения, не потому, что он умён и хитёр как Чубайс или Березовский, а потому что способен на духовное усилие, которое создаёт новую положительную энергию.
И на это способен только он.
Не Чубайс, конечно.
Мир приобретает смысл как результат нашего с Вами присутствия в этом мире.
Иногда Создателю приходится вочеловечиваться, напоминать людям   о Заповедях, проповедовать, убеждать, показывать пример жертвенности и силы Духа. Но это уже в крайних случаях, когда данное сообщество совсем потеряло духовные и нравственные ориентиры.
Но если человек способен в результате своей жизнедеятельности не только испортить воздух, но и создать материальную структуру не барионной природы, или барионной, но способной перемещаться, функционировать и развиваться не только в барионном мире, но и в пространствах другой  природы, тогда не всё потеряно.
При таком условии итог жизни каждого человека может иметь и смысл, и конкретный результат. А наш мир приобретает цель, перспективу и становится разумным.
А Вы говорите, что философия не нужна!
Что же такое существует в нашем мире, что мы не можем зафиксировать известными и привычными для нас способами?
Что определённо существует и, в тоже время, ускользает сегодня от фиксации даже с помощью самых современных технологий?
Радость, хорошее настроение, ощущение покоя, удовлетворение от положительных результатов своих усилий, симпатия, любовь, неприязнь, страх, восторг, честь,  чувство справедливости, достоинство, ненависть, зависть, злорадство, знания, мечты, мысли.
Весь мир духовных человеческих переживаний реально существует, имеет огромное влияние на нашу жизнь, возможно правит этим миром, но угадывается нами только опосредовано.
Конечно, существуют некоторые  физиологические объяснения таких механизмов, можно фиксировать физиологические изменения, давление или частоту сокращений сердца в нашем организме при их проявлении, но эти духовные переживания невозможно отдельно взвесить или сложить в чемодан. Эти духовные переживания чувствует каждый человек многократно и ежедневно. Все эти физиологические ощущения и человеческие переживания возникают в результате контактов с окружающим нас трёхмерным пространством. Можно сказать, что они являются результатом переработки окружающего нас барионного пространства в физиологические подсознательные ощущения белкового организма и в человеческое переживание духовного человека. Физиологические ощущения становятся рефлекторной базой подсознания и сознания, а из духовных человеческих переживаний конкретного человека формируется его внутренняя духовная структура, масштаб его личности или его душа.
И конечно, весь этот мир духовно-нравственных человеческих переживаний не только сопутствует, но является фундаментальной основой и человеческой личности, и феномена искусства. Искусство сохраняет, изучает, пестует, развивает, объясняет, проповедует и передаёт другим людям, другим народам, эпохам и цивилизациям эти крупицы духовного богатства.
Так и создаётся духовно-нравственная среда обитания человечества.
Но искусство это не только философия, но и способ воздействия философии на жизненный процесс.  А значит, мы опять в теме.
Два слова об общеизвестной позиции, которая утверждает, что ни одно произведение искусства не улучшило этот мир.
"Марсельеза", "Вставай страна огромная", "Летят журавли", "Демон поверженный", "Герника", их множество. Множество произведений искусства вложили свой вклад то огромный, то незаметный в структуру духовно-нравственной среды обитания человечества.
Каждый человек, прослушавший сонату №14 Бетховена, изменил и улучшил свою внутреннюю духовную структуру.   
То есть, для торжества любомудрия, а тем более философии, необходим второй уровень эволюции, при котором физически развитое  существо, с помощью духовного усилия способно преодолеть стремление выжить любым способом, отдать всего себя и самою свою жизнь для продолжения развития всего сообщества и всего трёхмерного пространства, увеличение количества новой положительной духовной энергии даже после своего добровольного ухода из мира.
Необходимость второго уровня эволюции показывает, что космологическая составляющая существования и развития человека совершенно необходима для сегодняшнего этапа эволюции.
Только человеческое сознание, способное на самом житейском повседневном уровне чувствовать, что не только его частное существование невозможно без участия космических констант и взаимодействий, функционированию которых он обязан своим существованием, но и Космос невозможен и не имеет смысла без маленького участия самого человека, без  духовного вклада этого человека, а значит, без развитой внутренней духовной структуры этого человека, без человеческой души каждого человека.
Человек появляется как результат работы всего механизма Космоса и появляется потому, что необходим  для результата.
А искусство становится инструментом адаптации констант, взаимодействий и универсальных ценностей Космоса в повседневный мир, то есть в жизнь конкретных людей конкретного человеческого сообщества.
Таким способом человек становится участником духовного мира универсального Космоса, универсального и всеобщего Сознания.
Таким образом появляется искусство как необходимый инструмент существования человека в современном мире на сегодняшнем этапе развития. Искусство требует своего участия в работе этого механизма и осмысления этого участия. А, стало быть, и участия философии.
Поэтому совершенно необходимо иметь чёткое определение искусства, чтобы выделять, поддерживать и развивать этот основной процесс Универсума - создание новой положительной духовной энергии.
Как любит говорить госпожа Черниговская, искусство - это не десерт.
Как мы уже напоминали, и дизайн - это не искусство, потому что эстетическое освоение окружающего мира недостаточно для искусства.
И развлечение публики за деньги очень похоже на искусство, но искусством не является. И сотня очаровательных девушек, которые с визгом выскакивают на сцену Мулен Руж прекрасны, и костюмы на них великолепные. А если костюмов вообще нет, то ещё богаче будет касса!
Бывалые люди утверждают, что зрители этого зрелища настолько увлечены происходящим на сцене, что не успевают выпить бокал хорошего вина, стоимость которого входит в стоимость билета!
И все довольны!
Но этот восторг зрителей очевидно прорвался из первого уровня эволюции.
Это сама жизнь в яростной борьбе за выживание.
И пусть победит сильнейший!
А я соблазню их всех!
А где же философия?
Да пожалуйста!
С помощью искусства человек становится субстанцией духовного мира универсальных ценностей Космоса.
Этого вполне достаточно чтобы философия была полезной.
Ну а истинная философия когда-либо сумеет включить всестороннего и физиологического, и духовного человека в целостное представление о мире.
Наша жизнь проходит в исчезающем настоящем.
И философия включена в эту жизнь на многих её уровнях.
Но философия должна быть глубже. Она показывает обобщения основных тенденций и подсказывает выводы.
От этого непременно должна быть практическая польза.

ПОТЕРЯННОЕ НАСТОЯЩЕЕ
Когда ты идёшь сквозь бурю,  иди с высоко поднятой головой!
Хороший эпиграф, но я не помню автора и цитирую приблизительно.
Мы мечтаем о будущем.
Мы вспоминаем прошлое и светлое, и радостное, и стыдное.
Вся эта масса духовной информации всю жизнь сопровождает нас, окутывает нас ежечасно, вспыхивает внезапно или с постоянством, сплетается в наш духовный мир, становится нашим личностным переживанием окружающей нас Вселенной и эта Вселенная индивидуальна и  бесконечна.
Нам кажется, что мы целиком живём здесь, в настоящем.
Но мы живём и в прошлом, и в будущем, и в настоящем одновременно.
Но только настоящее постоянно ускользает от нас.
И если понимать время простейшим образом – только как продолжительность, которую можно измерить с помощью будильника, то  окажется, что настоящего в нашей жизни не существует.
Будущее ещё будет.
Оно маячит мечтаниями и предположениями, пугает угрозами и страхами, свершается и тут же превращается в прошлое. И известная всем скорость света выглядит как пыльный анахронизм.
Прошлое уже прошло.
Настоящее вспыхивает и мгновенно исчезает.
Момент нашего существования, который только что был будущим, мгновенно превращается в прошлое.
Мы не можем зафиксировать момент настоящего. Оно мгновенно исчезает. Заманчивое предложение врага рода человеческого: "Остановись мгновение – ты прекрасно" как и все его  предложения – обман. Это обещание невозможно осуществить в нашем мире.
Момент настоящего неуловим, он исчезает мгновенно.
Но и останавливать его нет никакой нужды!
Мгновение исчезнувшего настоящего навсегда остаётся в нашем сознании прочно, обязательно и неизбежно. Промелькнувшее настоящее не только существует, но навсегда остаётся, присутствует рядом с нами на протяжении всей нашей жизни, и внутри нас до самой кончины.
Это и есть мы сами.
Настоящего нет, но оно вечно, мгновение уже остановилось навечно самой природой человеческого бытия.
Именно так и не случайно распорядился Первоисточник!
Мгновение обязательно останавливается и сохраняется навечно независимо от  своего качества –  хорошо оно или плохо.
Мгновение остаётся в нашей жизни независимо от нашего хотения.
«Остановись мгновение» уже работает без наших пожеланий как неизбежная ноша нашего духовного состояния. И все мгновения настоящего данного конкретного человека сохраняются и складываются во внутренней духовной структуре этого самого человека.
Навсегда!
Такой камерой хранения, вместилищем всего настоящего в процессе всей жизни каждой человеческой личности является его внутренняя духовная структура –  то, что уже тысячелетия  называют "человеческая душа".
Душа - это особая форма существования нашей Вселенной.
У каждого человека своя душа и своя Вселенная.
В квантовой механике рассматривают возможность существования множества вселенных. И логика очень проста. Каждый человек, совершая свой выбор, меняет всю свою духовную вселенную.
Такое предложение логично, после каждого поступка удваивается  наша вселенная и так продолжается ежеминутно?
Здесь есть какая-то внутренняя анти гармония.
Очевидно, что каждый поступок и помысел человека меняет его внутреннюю духовную структуру. Но, всё-таки это изменение и развитие одной базовой духовной структуры данного конкретного человека.
И попытка каждый раз после очередного поступка удваивать свою Вселенную - это попытка уйти от ответственности.
Вот опять философия столкнулась с жизнью. И есть надежда, что это на пользу.
Философии или жизни?
Но в любом случае масштаб человеческой духовной Вселенной поражает.
Душа способна воспроизводить все моменты уже произошедшего с нами как сиюминутное настоящее.
Всё!
Все внешние впечатления случившиеся с человеком в его жизни, все внутренние пожелания, мечты, надежды, тревоги, переживания и помыслы хранятся в душе, консервируются в ней как настоящее и могут быть воспроизведены и пережиты человеком вновь и вновь бесчисленное
количество раз.
Душа становится вместилищем всех ассоциативных связей, случившихся, освоенных и сохранённых человеком в течении всей его жизни.
Логическая информация, интеллектуальные знания, практический опыт.
Кроме знаний память-душа сохраняет физиологические чувственные ощущения и человеческое переживание, сердечный трепет, душевную и духовную наполненность каждого мгновения и информацию, полученную с помощью переживаний других людей в искусстве, с помощью духовной культуры нации, духовной атмосферы страны, климата и природных условий,  прямо  из информационного поля планеты или из общего планетарного сознания, о котором мы, к сожалению, мало, что знаем.
В процессе проживания земной жизни и действия всех механизмов работы мозга – подсознания, сознания, самосознания и сверх сознания, вмещая всю информацию поступков, помыслов и озарений человека в течении всей его жизни, выстраивается внутренняя духовная структура
каждого человека – его душа.
Внутренняя духовная структура каждой конкретной человеческой личности.
Душа - это материальная, физическая, информационная структура.
Душа потенциально охватывает весь беспредельный мир и может развиваться бесконечно.
Душа сверх временна: всё, что было и всё, что будет, часто неосознанно, живёт в каждом мгновении душевной жизни.
Прошлое переживается, анализируется и воспроизводится бесконечное количество раз.
Будущее иногда проявляется в душе отдельными картинами, мазками и видениями как фрагменты заложенной в эту личность информационной программы. Душа прозорлива по своей природе.
Душа может получать мгновенную информацию о происшедшем за тысячи километров.
Душа развивается в положительную или отрицательную сторону на основе права выбора в делах и помыслах каждого конкретного человека.
При контакте с произведениями искусства душа получает возможность обогащаться пережитым настоящим других личностей, духовными переживаниями многих незнакомых людей.
Однажды пережив сладостное состояние катарсиса, усвоив человеческие переживания других людей и героев произведений искусства, душа стремится вновь и вновь оживлять сохранённые впечатления, оживляет их, заставляет их вспыхивать многократно, и, тем самым, развивает и тренирует свои духовные возможности. Поэтому мы стремимся вновь и вновь смотреть любимые картины, слушать любимую музыку, пересматривать любимые фильмы и спектакли, вспоминать радостные и грустные моменты своего давным-давно прошедшего духовного настоящего.
В душе заложен, как говорил Лейбниц, потенциал к тому, чтобы быть "зеркалом вселенной", отражающим её в определённом субъективном ракурсе как особый род  бытия этой Вселенной.
Душа – место встречи всего: чувственного опыта и интеллектуального знания конкретного человека и самой вселенной. Отсюда проистекает высшая форма единства этого мира - духовная жизнь. И даже не форма единства, а единственный способ и смысл существования самого этого мира как источника новой положительной духовной энергии.
В этом смысле духовность - это не особая область нашего мира, а способ и инструмент проживания в нашем трёхмерном мире, предложенный всем участникам универсума.
Не попутный, случайный и необязательный, а обязательный и, в конечном счёте, единственно важный.
Духовная Вселенная, созданная и развитая человеком его поступками и помыслами в течении всей его жизни, определяет масштаб личности этого человека и его ценность и для людей, и для Космоса. 
Духовность можно определить, как степень проникновения в суть вещей, в понимание процесса существования нашего мира. И именно в этом смысле душа богоподобна, а философия полезна.
Поэтому и Царствие Божие может существовать в этом мире только внутри нас, в нашей внутренней духовной структуре, в нашей духовной вселенной, как наивысшее проявление нашего духовного состояния, как бы мы не понимали это словосочетание - Царствие Божие.
Развитие души - внутренней духовной структуры человека определяет  значительность его творчества и значимость его жизни.
Напрашивается вывод, что душа есть информационная копия человеческой личности и его прожитой жизни.
А будущее?
А будущее - это информационная программа как проект данной человеческой личности в этом Космосе. Человек своими поступками может менять своё будущее.
Первоисточник может сравнивать проект и результат, делать выводы и ставить оценки.
Но в какой форме сохраняется эта информация?
Вы забыли? Никто не понимает квантовую физику!
Всё на что способна наша фантазия - это голографическая фотография в сопровождении звука.
При этом нужно помнить, что при "прокручивании" такой голографической плёнки в обратном направлении будут меняться понятия "левое" и "правое". Это очень важно!
Очевидно, что духовные состояния имеют и материальную природу. Часто они действуют на человека сильнее физических или других материальных факторов. Но духовная материя только соприкасается с нашим материальным миром, сопутствует ему. Её крайне тяжело зафиксировать Она неуловима. Так в квантовой механике невозможно одновременно зафиксировать и скорость, и место положения частицы.
Опять возникает предположение, что духовная материя имеет другую, не барионную природу.
Какую же? -  спросил меня известный учёный.
Никто не знает.
Никто не понимает квантовую физику.
Никто не понимает механизм работы феномена искусства.
Но какой материал для философского осмысления?!
Вся жизнь человеческая как на ладони!
Предел мечтания для художника в любой области искусства!
Но вполне возможно, что человек и не имеет права знать такие фундаментальные вещи. Человек слаб и не надёжен, но он уже создаёт искусственный интеллект.
Всем интересен искусственный интеллект.
Чем он хорош?
Чем он опасен?
Как он поведёт себя, заняв значительное место в этом мире?
Вопросов много, но ситуация не оригинальна.
Искусственный интеллект, созданный на базе белкового организма
всем хорошо знаком и активно действует.
Слоны и дельфины умнейшие существа.
Вороны здорово соображают.
Конечно, у них есть интеллект и сознание.
Откуда всё это?
Результат эволюции?
И, наконец, человеческий мозг и механизм его работы?!
Вы всё ещё размышляете об искусственном интеллекте?
Посмотрите в зеркало! А это что по Вашему?
Весь мир, окружающий нас - это искусственный интеллект, работающий на базе белковых организмов. А неживая природа отличается от живых организмов с искусственным интеллектом тем, что выполняет второе начало термодинамики и подчинена росту энтропии.
А это означает, что электромагнитное поле и сама материя неживого объекта способны только упрощаться до полного и равномерного разрушения. Искусственный интеллект и человек в частности, способен двигаться против второго начала термодинамики и собственным усилием увеличивать и усложнять своё духовное, возможно электромагнитное поле и преодолевать второе начало термодинамики.
И Вам до сих пор не нужна философия?
Но нет никаких сомнений, что этот искусственный интеллект именно искусственный. То есть созданный извне.
Самопроизвольно, случайным образом этот искусственный интеллект возникнуть никак не мог. Он сотворён. И математическая логика, и теория вероятностей утверждают это определённо.
В день большого праздника, настолько большого, что он сопровождается салютом, замечательно наблюдать эти роскошные залпы, проезжая по Садовому кольцу.
Разноцветные вспышки сыпятся  на тебя  со всех сторон, а ты мчишься как в арке бесконечного праздника, теряя ощущение пространства и времени, в радостном и невероятном  восторге фантастического и незабываемого впечатления.
А если построить дом на самом краю деревни, где из чердачного окна видны только бесконечные поля и ни одного дома и ни одного сарая?
Потом переделать это окно пусть в маленькую и кособокую, но  в дверь.
А вдоль всего дома по фасаду пристроить балкон, стоящий на асбеста цементных опорах как на колоннах, почти как в усадьбе Шереметьевых.
А над балконом устроить козырёк. Это для того, чтобы внезапный дождь не обрушивался на мирно спящего художника врасплох, и чтобы не приходилось ему отчаянно хватать матрас, подушку и плед и  удирать под проливным дождём на пыльный, не уютный, но спасительный чердак.
  Если всё это сделать, то можно уютно устроиться на этом балконе и под таким козырьком во время грозы и днём, и вечером, и ночью. И тогда перед вами раскроется великолепная панорама из клубящихся облаков, сквозь и между которыми будут вспыхивать  с грохотом и вонзаться в беззащитные  поля слепящие разряды.
И эти поля при каждой вспышке будут приобретать самые причудливые очертания, которые никак невозможно заподозрить в них спокойным ранним утром или мглистым полднем, или тихим вечером.
Так и любые предметы, явления или события всегда имеют несколько самостоятельных и не похожих друг на друга внешностей. И каждая такая внешность или, если говорить шикарно и по-научному, визуализация будут иметь право на существование, и будут показывать один из субъективных способов проживания и переживания окружающей нас Вселенной.
Да. Видимость будет разной в каждый конкретный момент. Но всё это множество видимостей будут иметь одну природу, будут подчиняться общим законам и могут поддаваться пониманию и классификации. Разумеется, если мы хотим хоть как-то упорядочить наши впечатления, наше сознание, наши взаимоотношения и наше понимание того мира, в котором мы существуем.
Каждое произведение искусства имеет автора. Оно сотворено. Силою таланта, озарением, вдохновением, но всегда как проявление и фиксация частного случая несоизмеримо более сложного и богатого духовного мира, в котором опять и снова угадываются аналогии запутанности квантового состояния.
Вот несколько цитат из причинной механики Николая Александровича Козырева. Заметим, что Н. А. Козырев не только выдвинул теоретическую гипотезу, но и доказал многие её положения экспериментально. Эти опыты подробно описаны в трудах учёного. Я приведу только несколько общих цитат.
Козырев, например, пишет: "Активные свойства времени, его течение и плотность, связывают весь мир в единое целое и могут осуществлять воздействие друг на друга явлений, между которыми нет прямых (привычных) материальных связей, что может объяснить объективные факты
взаимодействия биологических объектов, находящихся на большом удалении или  изолированных друг от друга".
Или: "С точки зрения времени вся Вселенная имеет размер точки. Время не распространяется, а появляется во всех уголках Вселенной мгновенно".
Вот откуда могут проистекать материальные физические качества человеческой души. Вполне возможно, что в таком понимании время – это  свойство и инструмент или один из инструментов внутренней духовной структуры человека. И тут опять невозможно не вспомнить неясные пока намёки на не барионную природу времени и духовной энергии. Но можно сделать предположение, что активные свойства времени позволяют внутренней духовной структуре человека совершать значительную часть своей работы, с результатами которой мы сталкиваемся на каждом шагу. И это опять проявление философии в жизни. И мне кажется, проявление положительное.
Но сотворённость мира имеет вполне конкретные подтверждения.
Мы уже говорили о том, что самопроизвольное, случайное возникновение этого мира, с точки зрения теории вероятностей просто невозможно.
Ещё одно мало изученное свойство нашего мира – это  многомерность пространственных координат.
Для нашего трёхмерного мира эти координаты ненужная роскошь. А такая расточительность невозможна для строгих и закономерных процессов природы.
Столь же нелепо появление человеческого мозга, который используется только на 3% своей мощности.
Зачем природе самопроизвольным и случайным образом создавать орган, который заведомо не будет использоваться?
Инструмент, созданный природой в процессе эволюции обязан работать на все 100%.
С начала прошлого века об этом говорят много, неряшливо и в разнобой. В результате,  такие рассуждения  приобретают черты банальности. Но объективные перспективы такой интерпретации нашего мира огромны.
Математический аппарат проводит анализ любых событий не только для трёхмерного пространства, но и для более сложных многомерных пространств. Это факт математической логики. То есть, математика предполагает существование рядом с нашим трёхмерным пространством более сложных пространств с  четырьмя, пятью и так далее пространственными координатами. А такая точка зрения моментально приводит к очень интересным выводам.
Повторю, что наше трёхмерное пространство, в котором мы проживаем, возможно разными способами и далеко по времени, но обязательно и неизбежно обречено на уничтожение. Из этого печального, но неотвратимого факта следует, что любые усилия, которые может предпринять человечество в интеллектуальном, техническом или духовном строительстве обречены на уничтожение и полное забвение вместе со всем нашим миром, нашим трёхмерным пространством.
Человечеству остаётся только одна маленькая надежда.
А вдруг!?
Что если человек способен своими помыслами, мечтаниями и ежесекундными поступками создать внутри себя значительную духовную структуру, настолько значительную для Космоса, что ей будет дана возможность преодолеть неизбежную  катастрофу трёхмерного, барионного мира и перейти в более сложные пространства для дальнейшего развития.
То есть, можно предположить, что окружающий нас трёхмерный мир это всего лишь почва, формовочный материал, существующий лишь для выращивания духовной материи, полное развитие которой предполагается в других более сложных пространствах и в других формах материи.
Так зерно, брошенное в землю раздаётся, набухает,  лопается и выбрасывает в мир росток нового организма, который должен прорасти сквозь землю, сформироваться, вырасти, созреть и дать плоды другому миру.
При этом зерно неизбежно умирает, исчезает из жизни, распадается и никогда не сможет  увидеть тот прекрасный мир над своей могилой. куда оно  выбросило свой росток.
И тут опять очень важным и даже решающим оказывается область человеческой деятельности, которая называется феноменом искусства.
И все согласны, что искусство и философия родные сёстры.
Великий автор сказал, что красотою спасётся мир.
И красивое, и мудрое предположение.
Есть только маленькая неприятность.
Никто не может чётко сказать, что такое красота.
Как же быть?
Невозможно понять явление космологического уровня без чётких формулировок.
Сегодня многие борются с коммунизмом. Но марксизм сделал огромный вклад в философию. В том числе и в искусствознание.
Произведение искусства как результат исследования движения человеческой души является отражением развития индивидуальной человеческой души в данных конкретных условиях. Это не прямой продукт социальной психологии и определённых производственных отношений, а результат развития личностной человеческой духовной структуры на фоне определённых производственных отношений.
Человеческая духовность подвергается воздействию общественных отношений, но, в своей основе, является результатом поступков и помыслов каждой личности и результатом переработки собственными силами духовного потенциала произведений искусства.
И, вне всяких сомнений, искусство – это общественное дело, потому что с помощью сопереживания, движение и развитие индивидуальной человеческой души распространяет процесс духовного развития среди многих людей и всего человечества. 
А духовное развитие, в форме создания новой положительной духовной энергии, и есть задача существования искусства, философии, человеческой цивилизации и всего нашего трёхмерного пространства.
Развитие производительных сил определяет социальную психологию. Социальная психология развивается в некоторой своей части в  художественное творчество в форме как бы искусства во всех видах  художественного творчества. Но искусством становится только то, что во всех видах художественного творчества исследует и показывает движение человеческой души в сторону положительного развития внутренней духовной структуры человека. Отсюда происходит разделение художественного творчества на искусство и на самые различные формы художественного творчества в различных областях оформления пространства, украшения быта, декоративного  оформительского творчества, развлечения, отдыха, физиологического удовольствия от ритма маршей и массовых танцев, карнавалов, феерий, мистерий, попсы, до финансовых усилий рекламы, идеологической пропаганды  и т. д. 
Конечно, такое творчество только внешним образом похоже на искусство, а по существу представляет собою совсем другие области человеческой деятельности. Причём, любое проявление художественного творчества, в любой момент, как только ему становится тесно в рамках дизайна, услаждения публики, политической идеологии и оно начинает обращать внимание на переживания человеческой души, мгновенно может переместиться в область искусства, но и обратный путь всегда открыт.
Эта тонкость чуткого и многогранного феномена искусства открывает широкую возможность  для самых разнообразных подмен, а отсутствие чёткого определения искусства не позволяет эти подмены разоблачать. В таких неопределённых условиях вполне может случиться и вредное воздействие как бы философии на существование человеческого сообщества. А поэтому, на всякий случай, мы сделаем заявление.
Философия как мощная созидательная структура и своими инструментами способна привносить только и исключительно "пользу".
То есть любое привлечение философии даёт положительный результат.
Другое дело квази философия.
Как бы философские размышления могут приносить и "вредность".
Чувство прекрасного присуще и птицам и животным, у которых нет производственных отношений. И это, как раз, источник природного чувства красоты. Это чувство возникает как результат заложенной в сознании человека информационной программы, позволяющей узнавать явление, возникающее как удачная материализация совершенных законов совершенного Творения.
Красивое – это совершенное, здоровое, не вредное, своё, родное, позволяющее надеяться на выживание, потому что является внешним проявлением совершенных законов мироздания..
Красиво – это удобно, естественно и полезно, но по самой своей природе, а не в силу меркантильных соображений.
Красивое – это ощущение, возникающее по принципу свой-чужой.
Красивого можно не опасаться.
Красивым можно восхищаться.
Румяная, физически развитая крестьянская девушка красива как материализация совершенных законов существования белковой материи.
Бледная истончённая дворянка – воплощение торжества социальной психологии и идеал красоты общественной группы, освобождённой от физического труда в борьбе за выживание.
По существу, это извращение естественных и совершенных законов жизни.
Японская аристократка ковыляет на своих запрессованных, неразвитых, болезненных ножках и вызывает восхищение царедворцев. Но это явная патология и может восхищать только сознание, изуродованное социальной психологией.
Кристаллы, волны, здоровые растения и животные – это  зримая реализация совершенных законов природы. Наша информационная программа оценивает их и даёт нам сигнал – это единородно, это своё, это здорово,  это красиво.
«Людям, равно как и многим животным, свойственно чувство прекрасного, т.е. у них есть способность испытывать особого рода (эстетическое) удовольствие под влиянием известных вещей и явлений… Природа человека делает то, что у него могут быть эстетические вкусы и понятия. Окружающие его условия определяют собой переход этой возможности в действительность; ими объясняется то, что данный общественный человек (т.е. данное общество, данный народ, данный класс) имеет именно эти эстетические вкусы и понятия, а не другие» .
Совершенно верно, если мы имеем в виду наложение социальной психологии на эстетические явления.
Но не верно, если мы под искусством понимаем изучение и фиксацию развития человеческой души, развитие человеческой духовности.
Если данное общество или данный народ развивается в направлении развития духовности – мы имеем дело с эстетикой и красотой, которые имеют большие шансы развиться в  искусство.
Если данное общество или данный народ, в тех же условиях развития производительных сил, развивается в направлении максимального выигрыша в конкуренции всевозможных товаров и, неизбежно, в направлении  уничтожения  духовности – мы имеем дело с квази-эстетикой, квази-красотой, квази-искусством, с проявлением социальной психологии в негативном варианте. 
Вывеска власти,  богатства, насилия, похабщины имеет все признаки воздействия социальной психологии и все шансы на материальный успех, восторги зрителей и всемирную славу, но к искусству отношения не имеют.
Социальная психология – это тоже переживание, движение души, но другого характера. Здесь происходит не развитие внутренней духовной структуры, а её ущемление. Человек не развивается духовно и бескорыстно, но стреноживает свою душу корыстными понятиями торжества богатства, значительности должностей и власти.
Законы социальной природы человека, т. е. социальная психология, направляют развитие квази искусства.
Искусство изучает движение человеческих душ.
Буше интересный художник потому, что работая в общем потоке социальной психологии, он поднимал и пласт человеческого переживания.  Его кокетки и кавалеры, выполняя все законы социальной психологии, всё же, при этом, по-человечески переживают свои мелкие, почти физиологические, но  всё же ещё человеческие переживания.
Развитие производительных сил напрямую влияет на общественную жизнь человека. Это верно, но искусство отражает движение человеческой души, а не размер зарплаты. Действительно, по человечески, можно переживать потерю любви, но потерю бумажника можно переживать не человеческой душой, а, скорее её отрицательной, сдерживающей развитие духовной структуры частью. Это алчность и честолюбие.
То есть движение души будет, но не продуктивное. Убийца тоже переживает. Грабитель тоже. Но не в ту сторону!
Производительные силы и производственные отношения воздействуют на интерпретацию в конкретных условиях той самой природы человека, которая заложена в нём генетической  программой. И эта программа не может изменяться и совершенствоваться под действием естественного отбора. Она глубже и фундаментальнее.
Воздействию естественного отбора поддаются результаты действия этой программы в данных условиях. А, по мере развития технологических возможностей, естественный природный отбор заменяется экономическим отбором.  А экономический отбор есть самая страшная и самая жестокая  цензура – это цензура денег.
Таким образом, в современном мире зарождается и вырастает во весь рост основной антагонизм нашего времени – противоборство денег и души. Очевидно, что в жизни деньги всегда выигрывают, но в последний час всегда побеждает  душа. Ну, добавим ещё, что и философия приобретает потенциал запоздалой, но полезности.
Естественно, отталкиваясь от понятия красоты как результата социальной психологии, при такой тенденции люди не сближаются, но отдаляются друг от друга и никакой катарсис тут невозможен.
Стало быть, и никакого искусства не получится.
Точнее сказать, искусство и в нашем обществе возможно, но не как центральная тенденция, а как героический акт последних уцелевших  носителей человеческой духовности. Потому что такие рудименты как трепетание человеческой души всё же будут оставаться в человеческом обществе до самого последнего часа человеческой цивилизации.
К сожалению, такая система размышлений не может быть принята как основа к определению искусства.
Недостаток таких размышлений очевиден.
Природное чувство прекрасного, которое существует и у человека, и в животном мире, само по себе может подвести нас только к уровню дизайна – украшения себя и окружающего пространства.
Искусство же требует человеческого духовно-нравственного переживания, то есть необходимы ассоциативные связи человеческих взаимоотношений, которые и развиваются на базе социальной психологии.
Это означает, что оба источника влияющие на создание понятия прекрасного – и природное эстетическое чувство, и понимание прекрасного, связанное с социальной психологией  участвуют  в формировании феномена искусства.
Природное чувство создаёт эстетическую основу произведения искусства.
Из социальной психологии вырастают духовно-нравственные коллизии, которые духовно и нравственно оцениваются с помощью права выбора и  духовным усилием человека. И вот с такой точки зрения мы попадаем, наконец, в область феномена искусства.
Положительная духовно-нравственная энергия возникает с помощью духовного усилия и зрителя, и художника.
Духовное усилие появляется как преодоление, с использованием права выбора, условий, сложившихся на базе социальной психологии.
Вот это и есть основные истоки понятия красоты и корневая система функционирования феномена искусства.
Только такое понимание красоты возможно в области искусства.
И такая позиция даёт возможность классифицировать, что принадлежит области искусства, что находится в пограничных областях человеческой деятельности, а что вываливается из области искусства прочь.
И сразу видно, что оранжевые куртки Казимира Малевича – вещь полезная и, возможно, красивая, но никакого духовного усилия и душевного переживания не требуют а, стало быть, к искусству отношения не имеют.
И упакованные знаменитым именем дорогущие чайные сервизы, которые сам Малевич раскрасил точно пополам в чёрный и белый цвет – это тоже не искусство, а успешное финансовое предприятие, ремесленная аккуратность или дизайн – эстетическое украшение пространства, но не искусство.
Как мне помниться, ни Рембрандт, ни Эль Греко, ни Тёрнер,  ни Репин  не шили курток. Они писали виртуозные по мастерству и наполненные человеческим душевным переживанием картины – произведения искусства.
Малевич куртки пошил успешно, но прилично нарисовать  человеческую руку  никак не мог. А нам сто лет рассказывают, что. раскрасить чайник точно пополам в чёрный и белый цвет – это и есть высшее достижение художника, а поэтому Малевич и есть великий художник!
Только в такой ситуации у Эрнста Гомбриха могла появится идея, что искусство не существует!
А Вы спрашиваете зачем  философия?!


КУДА ДЕВАТЬСЯ ОТ ТАЛАНТОВ

И вот, уезжая по делам, хозяин оставил своим работникам некоторое количество талантов каждому.
Одному пять талантов.
Другому два таланта.
Третьему один талант.
Талант - это дорогая серебряная монета, которая в этой притче имеет толкование как способность, дарование, возможность к творчеству.
Каждый получил разное количество талантов.
Почему?
Потому что все люди разные и каждый имеет свои возможности.
Нельзя предъявлять одинаковые требования к разным людям.
Таланты даются каждому человеку по его силам.
Талант - это работа, которая поручена этому конкретному человеку.
Человек не вправе отказываться от задачи, которая перед ним поставлена. Он обязан эту задачу понять и приложить все силы для её выполнения. Но и Создатель оказывает постоянную помощь и создаёт условия для выполнения задачи.
Талант это маленький частный элемент огромного космического механизма, в который обязательно включён каждый из нас.
А самый несчастный человек это тот, которому не досталось дела  на нашей планете.
И вот тут, в этом месте мне хотелось бы напомнить Вам всем известный эпизод развития человечества.
Когда - то человек разумный существовал на планете вместе с другим видом человекоподобных, вместе с неандертальцем.
Неандерталец был прекрасно приспособлен к выживанию.
Но он исчез.
Планету освоил человек разумный.
В чём причина?
Мне кажется, что она очевидна.
Исследования показывают, что стоянки человека разумного просто завалены творческими произведениями. На стенах росписи высокого качества. Под ногами статуэтки, скульптурные композиции. В захоронениях композиции из человеческих останков.
Всё говорит о высокой способности к творчеству.
То есть человек разумный потенциально духовен.
На стоянках неандертальцев не обнаружено ни одного рисунка или скульптуры.
Ни одного и ни одной! (До настоящего момента).
Этот конкурирующий вид человекообразных был безупречен как выживающий организм, но духовно бесперспективен и поэтому был выведен из процесса эволюции как  неудачный кандидат.
А талант существует в информационной программе каждого человека.
Талант - это тяжкое испытание.
Можно попробовать отказаться от таланта, как будто бы облегчить себе жизнь, избежать трудов, страданий и духовного подвига. Но это значит пойти на саботаж, сознательно не выполнить свою частицу космической работы и ввергнуть себя в медленную но неизбежную катастрофу вплоть до бесславного и преждевременного самоуничтожения.
Использовать талант в меркантильных целях, как будто бы заменить труды и страдания наслаждением, успехом и вечным праздником  - опять самоуничтожение, осознание своей собственной бессмысленно прожитой жизни и нанесение ущерба всему человечеству.
Принять талант и исполнить его - ещё тяжелее.
Талант как сгусток плазмы выжигает своего обладателя изнутри.
И поделать с этим ничего невозможно.
Сияние таланта то тут, то там вспыхивает и просвечивает сквозь бренное тело обладателя. Заставляет совершать нелепые поступки, опрометчивые высказывания.
Сколько интриг, сколько подножек и запрещённых приёмов!
Сколько ненависти!
Сколько зависти!
Счастливых талантливых людей почти нет.
Владимир Высоцкий, Николай Рубцов, Бетховен. Таких трагедий множество!
А сколько талантливых людей были просто забиты жизнью насмерть, не успев оставить о себе ни памяти, ни доброго слова.
Но вклад в духовно-нравственное содержание человечества происходит только через страдание.
Создателю нужна духовная структура человека, прошедшего через страдание, преодолевшего страдание и способного передать этот вновь созданный духовный потенциал первоисточнику.
И вот чудовищным усилием владелец духовного сокровища справляется с этой нечеловеческой энергией.
Ему удаётся почувствовать,  выразить и донести до людей смысл своего божественного поручения и передать его другим людям.
Казалось бы счастье случилось!
Но тут оказывается, что взрыв божественного прозрения никому и не нужен!
Человечество и не интересуют вовсе подобные духовные озарения.
Более того! Попытки осмыслить окружающий мир откровенно мешают сытому и благополучному члену сообщества.
А для такого члена и философия вредна и опасна.
Обладатель таланта переживает ещё более тяжкую трагедию.
Мир рушится.
Чудовищные ограничения, невероятные усилия и ежедневные жертвы были напрасны.
Это никому не нужно!
И сам он, и данный Создателем талант не нужны массовому искусственному интеллекту человечества.
Но ещё хуже, когда никакого таланта и не было вовсе.
А был практический ум, ловкость, энергия и огромное желание славы и денег на пустом месте!
И вот прекрасный Париж с детским восторгом аплодирует писсуару господина Дюшана, из которого на несколько метров фонтанирует, слава Богу, не содержимое соседней канализации.
И все довольны!
И зрители получили развлечение!
И автор с хорошим гонораром!
И искусствознание открыло бесконечную и прибыльную тему о новом искусстве!
Но мир изначально разумен.
И эстетическое удовлетворение, и развлечение публики за деньги не являются ни искусством, ни её функцией. Это только соседние области, которые удовлетворяют некоторые физиологические потребности человека.
Искусство есть основной инструмент переработки материального барионного мира и физиологических ощущений животных организмов в положительную духовную энергию человеческого переживания и способ передачи этой новой положительной духовной энергии другим людям, эпохам и цивилизациям для пополнения энергетических запасов  первоисточника.
Отсюда и параллельно выводы  Ричарда Фейнмана: "Эксперимент Янга - это главная загадка квантовой физики". Но потом он  поправился и уточнил: "Нет, это единственная загадка квантовой теории. Если Вы её поймёте, то Вы также поймёте квантовую физику. Но никто не понимает квантовую физику"!
Никто не понимает квантовую физику!
И никто не знает наверняка полезна ли философия в жизни!
Человеческое сообщество своим искусственным интеллектом не способно создать не то чтобы совершенное, но хотя бы просто справедливое, разумное или уж просто порядочное общество.
И только каждый человек в отдельности, в любых самых ужасных и нетерпимых условиях своим собственным духовным усилием и даже духовным подвигом может оправдать существование и художников, и зрителей, и искусствоведов, и философов, и человеческой цивилизации и всего трёхмерного пространства.
А искусство является самым главным инструментом такого духовного подвига.
Переработать окружающий нас материальный барионный мир, физиологические ощущения животных организмов и уже человеческое духовное переживание в положительную духовную энергию Космоса! Преодолевая второе начало термодинамики и рост энтропии, передать эту вновь созданную положительную духовную энергию в более сложные пространства для дальнейшего развития!
Вот смысл существования художников, искусства, философии, человеческой цивилизации и всего трёхмерного пространства!
А значит, вывод о пользе или о вреде философии для жизни вытекает из качества и степени участия философии в этом процессе.
Жизнь требует от человека духовного поступка.
Поступок требует осмысления жизни.
Искусство создаёт духовно-нравственную атмосферу для такого осмысления. Значит, нужна философия, осмысление искусства и определение искусства.
Феномен Искусства - это сложнейшая структура и её полное определение требует целого ряда уточнений, пояснений и дополнительной аргументации, но основное содержание этого феномена можно считать сформулированным в этом тексте.
Искусство является самым главным инструментом переработки окружающего нас материального барионного мира, физиологических ощущений животных организмов и уже человеческого духовного переживания в положительную духовную энергию Космоса.
И для человечества, и для Космоса.
Только этот результат, положительная духовная энергия, и интересует Первоисточник.
Философское понимание у каждого человека может быть своё. Оно может быть и "пользой" и "вредностью". А произрастает это понимание из души каждого человека, из масштаба его личности и из нажитого духовного и душевного богатства.
И в душе каждого человека всю жизнь скапливается положительная духовная энергия, духовные таланты, которые он скопил своими трудами и общением с произведениями искусства.
Только для этого создан наш мир и даже сама философия.
А раз она всё ещё существует  в этом мире, значит она и полезна!
Потому что сам процесс выяснения полезности или вредности философии для жизни уже улучшает духовное состояние человечества!
Но как писал Леонид Владимирович Шебаршин "Дела все ещё не так плохи, чтобы рассчитывать на улучшение".
А что  говорил заграничный профессор  Гомбрих?
Искусство не существует?
Ну хватит уже!
Пора идти на этюды!
И помни! Не в свою лужу не садись!

Художник Владимир Крылов.
Святый Влас. Побережье Чёрного моря. 2019 г.